Индивидуальный образовательный маршрут по подготовке к школе (математика)
методическая разработка по математике (средняя группа) по теме

Данная работа посвящена конкретному ребенку, она направленна на подготовку к школе в сфере математике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_office_word.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут Локтевой Ю.А.

(подготовка к школе).

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» 
О. Уайльд

  Характеристика воспитанницы

Локтева Юля Александровна родилась 05.09.2007г. Поступила в МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом №7» 27.05.2913г. Имеет статус социальной сироты.

Мать Юли – Локтева Екатерина Юрьевна лишена родительских прав 25.02.2013г. Сведений об отце нет. Есть сестра - Локтева Ольга Александровна 01.11.2009 года рождения, находится в доме ребенка г.Прокопьевска. Юлю не очень часто навещает бабушка – Локтева Валентина Александровна 15.07.1985 года рождения. Обычно она привозит гостинцы и немного одежды.

Девочка при поступлении в наше учреждение показала себя как прилежный ребенок. Сначала была необщительна, нерешительна и застенчива. Не всегда доводила начатое до конца: только по требованию или просьбе воспитателя. Чуть позже стала проявлять интерес к учебе, в чем неплохо преуспевает. Юля правша, знает несколько букв алфавита и умеет их писать. Считает до 5. Она хорошо и быстро запоминает, очень любит уроки трудового обучения, музыки.

Диагностика воспитанницы

1. Состояние здоровья:  имеет III основную группу здоровья. За период нахождения в детском доме простудными заболеваниями не болела, аппетит всегда хороший, а сон  спокойный. Общее состояние можно оценить как удовлетворительное.

2. Тип темперамента:  спокойный.      

3. Черты характера:  честность, застенчивость, трудолюбие.

4. Особенности памяти, речи. Память развита хорошо, запоминает материал. Речь не очень чистая, плохо произносит звук [л].

5. Учебные характеристики:

  • -имеет средний запас слов;
  • -владеет средним объемом информации;
  • - имеются свои предпочтения в занятиях (любит делать аппликации);
  • - не всегда доделывает задания до конца.
  •  6. Мотивационные характеристики: 
  • -прилагает много усилий для завершения действий;
  • - иногда нуждается в максимуме указаний со стороны.
  • 7. Творческие характеристики:

-любознательная;

- усидчива;

-любимые занятия - трудовое обучение;

Программа индивидуальных занятий

Цель программы:  формирование  устойчивого интереса ребенка к  познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.

Задачи:

  1. развитие и закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка,
  2.  знакомство с алфавитным обозначением букв, учить читать слоги и слова с изученными буквами.

Программа построена на основе следующих принципов:

  1. Дифференцированного подхода:

Совместная деятельность педагога и ребенка, основанная на началах сотрудничества.

Учитывается индивидуальность каждого ребенка.

Системность подхода к решению теоретических и практических вопросов различных составляющих дифференцированного обучения.

Обучение ведется последовательно «от простого к сложному».

  1. Учета возрастных особенностей:

Подбираются формы, методы, приемы соответственно возраста  детей.

  1. Наглядности:

При обучении используется красочный демонстрационный и раздаточный материал.

  1. Доступности и креативности:

Ребенок подводится к самоанализу и самооценке.

Выполнение работы по принципу «делай как я», «посмотри на образец и  сделай лучше иинтереснее», «посмотри на чертеж и  сделай  самостоятельно». При  этом участие  педагога  обязательно.    

  1. Единства развивающей и диагностирующей функций:

Применяемые методы обучения соответствуют его содержанию.

Переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и последующим осуществляется с обязательной фиксацией  фактов усвоения: диагностика, контрольные занятия, проводятся занятия обобщения  и закрепления. Применяются в практической работе аналогии, сравнения, сопоставления, позволяющие проанализировать степень овладения детьми содержания образовательной программы, оценить их  интеллектуальное творчество.

  1. Связь теории с практикой:

Каждый блок программы заканчивается повторением и обобщением пройденного материала, где дошкольница на практике может  показать свои знания.

  1. Принцип воспитания в процессе деятельности:

Поощрение активности детей, чередование их деятельности с отдыхом, требовательное отношение к недостаткам деятельности.

На основе принципов построения программы определяются приемы и  методы обучения и воспитания.

Методы:

  • Словесный  (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог).
  • Наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование).
  • Исследования (знакомство с библиотечным фондом и электронными носителями).
  • Практическая работа (упражнения, зарисовки, схемы, чертежи).
  • Наглядный (образцы, таблицы, схемы, раздаточный материал)
  • Обучения успехом (поощрения, открытые занятия для родителей).
  • Игровой (путешествия, конкурсы, соревнования, праздники, ролевые и деловые игры и др.).
  • Убеждения (пример, самоанализ, анализ практической деятельности).

Формы  и режим  занятий: игра, конкурс, викторина, объяснение, практическое занятие, соревнование, диалог.  

Занятия  проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня  при наличии необходимого  материала. Работа ведется индивидуально.  

Методическое обеспечение

  • наглядный  материал (таблицы, пособия, образцы),
  • раздаточный материал, который постоянно пополняется и совершенствуется,
  • сценарии, разработки, конспекты.

Материально – техническое обеспечение

- дидактический материал, тетради, карандаши, ластик, аудио и видеоаппаратура, ПК.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю

Длительность: 30 минут

Структура  занятия:

1. Организационный момент: минутка радости.

3. Основная работа:

- упражнения с раздаточным материалом;

- работа в тетради.

4. Итог занятия: минутка общения (что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным).

Содержание программы

Январь

Тема раздела: «Количество и счет от 1 до 10»

Содержание занятия 1: название и  последовательность, обозначение чисел в пределах 10.

Содержание занятия 2: счет, формирование представления о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один).

Содержание занятия 4: различение количественного и порядкового счета. Счет в обратном порядке. Действие «сложение» и «вычитание».

Планируемый результат: читать, записывать числа в пределах 10 и сравнивать их; находить сумму и разность в пределах 10.

Февраль

Тема раздела: «Величина, сравнение предметов по размеру и форме»

Содержание занятия 1:сравнение предметов по величине путем наложения, приложения, с помощью ощущений.

Содержание занятия 2: знакомство с формой предметов: круглая, квадратная, треугольная.

Содержание занятия 3: развивать умение  объединять и выделять предметы по заданным свойствам.

Планируемый результат: уметь сравнивать предметы по величине и форме, пользоваться понятиями: больше - меньше, шире - уже, длиннее - короче и так  далее. Отличать формы круга, квадрата, треугольника.

Март

Тема раздела: «Ознакомление с пространственными и временными отношениями»

Содержание занятия 1: формирование представлений о пространстве и времени.

Содержание занятия 2: изучение взаимного расположения предметов: наверху, внизу  (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед,  за, над, под, рядом, между.

Содержание занятия 3: уточнение представлений о времени суток: утро – вечер, день – ночь.

Содержание занятия 4: знакомство с понятиями: вчера, сегодня, завтра, сначала, потом, раньше, позже.

Планируемый результат: уметь рассуждать, находить причинно-следственные связи, вести диалог.

Апрель

Тема раздела:  «Геометрические фигуры»

Содержание занятия 1: различение геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг.  

Содержание занятия 2: нахождение геометрических фигур  в знакомых предметах.

Содержание занятия 3:   моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунка: елочка, домик и т. д. (2-3 детали).

Содержание занятия 4: группировка фигур по форме, цвету, размеру.

Планируемый результат: иметь представление о различении геометрических фигур, знать последовательность практических действий.

Май

Тема раздела: «Закрепление знаний»

Содержание занятия 1: организация рабочего места; чтение и запись чисел в пределах 10.

Содержание занятия 2:  сравнение чисел.

 Содержание занятия 3: нахождение суммы и разности в пределах 10.

Содержание занятия 4: сравнивать предметов по ширине, высоте, длине, массе; развивать умение различать геометрические фигуры.

Ожидаемые результаты

По программе к концу  учебного года,  воспитанница должна знать:

  • названия и последовательность чисел от 1 до 10, состав чисел первого десятка;
  • знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб;  прямая, кривая линия, отрезок);
  • количество и названия дней недели;
  • понятия: времена года и их последовательность

Уметь:

  • читать, записывать числа в пределах 10 и сравнивать их;
  • находить сумму и разность в пределах 10;
  • составлять простейшие математические рассказы по картинкам;
  • определять словом положение предмета;
  • сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, массе;
  • различать геометрические фигуры и обводить их на листе бумаги «от руки»;
  • объединять группы предметов в целое и выделять часть из целого;
  • ориентироваться в пространстве и последовательности времен года.
  • правильно организовать рабочее место.

Список литературы:

  1. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление дошкольным образовательным учреждением. -2010.- № 3.- С. 20- 23.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М., 2011.
  4. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П.Н. Лосев. – М. : ТЦ, 2005.
  5. Скоролупова О.А., Федина Н.В. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования //Дошкольное воспитание – 2011.- №2.- 24-29.

6. Интернет - ресурсы:

6.1 http://doshkolnik.ru/risovanie/1200-risuem-bez-kistochki.html

6.2 http://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki.html?start=10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении индивидуального образовательного маршрута воспитанника подготовительной к школе группы для детей с ЗПР с целью успешной подготовки ребенка к школьному обучению»

В работе  представлено проектирование инновации - личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении адаптированного индивидуального образовательного маршрута воспитанник...

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанников подготовительной к школе группы «Кораблик

По результатам психолого-педагогического наблюдения и мониторинга усвоения программного материала выпускников подготовительной группы были составлены индивидуальные образовательные маршруты, для детей...

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанников подготовительной к школе группы «Кораблик»

По результатам психолого-педагогического наблюдения и мониторинга усвоения программного материала выпускников подготовительной группы были составлены индивидуальные образовательные маршруты, для детей...

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанников подготовительной к школе группы «Кораблик

По результатам психолого-педагогического наблюдения и мониторинга усвоения программного материала выпускников подготовительной группы были составлены индивидуальные образовательные маршруты, для детей...

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника подготовительной к школе группы

ИОМ разработан по программе "От рождения до школы" для ребёнка имеющего затруднения по образовательной области "Познавательное развитие"...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося подготовительной к школе группы № 1 «Василек» компенсирующей направленности для детей с ТНР

Индивидуальный образовательный маршрутобучающегося подготовительной к школе группы № 1 «Василек» компенсирующей направленности для детей с ТНР...