Консультация
консультация по математике по теме

Консультация

«Развивающая среда, как средство развития математических представлений  дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvivayushchaya_sreda.docx672.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Развивающая среда, как средство развития математических представлений  дошкольников»

         Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. На успешность обучения дошкольников математическим началам влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

         Осуществляя деятельность в данном направлении, я пришла к выводу, что дошкольнику интереснее всё познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир.

        Непременным условием развития математических способностей у дошкольников, является обогащенная предметно- развивающая среда.

Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребенка со взрослым  и другими детьми.

Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми - таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.

Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность. Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.

         Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

         Таким образом, проблема создания предметно-развивающей среды в группе, с целью формирования элементарных математических представлений актуальна для нашего детского сада. А это значит, что передо мной как перед воспитателем встал вопрос о том, как пробудить интерес у детей к математике.

В поисках решения данной проблемы, я пришла к выводу, что именно через оформление групповой комнаты, можно донести до детей полезную информацию, способствующую формированию элементарных математических представлений. Преимущество такого решения заключается в том, что такая форма работы не занимает много времени, информация всегда доступна для детей и позволяет знакомить их с материалами по математике в простой и доступной форме.

Цель: создание условий для математической деятельности детей.

Задачи:

1. Формировать качества личности ребенка, необходимые для успешного владения математикой: целенаправленность, настойчивость, находчивость, самостоятельность.

2. Развивать представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе;

3. Воспитывать у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми;

Все эти задачи по развитию у детей математических способностей. В настоящее время в практике работы по формированию элементарных математических представлений широко использую разнообразные формы работы. Это игры, игровые упражнения, математические викторины, решение логических задач, разгадывание ребусов. Наиболее эффективной формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Например: геометрическое лото, «Колумбовое яйцо», квадрат «Воскобовича», блоки «Дьенеша». Дидактические игры организую во время непрерывной непосредственной образовательной деятельности, а также при проведении математических конкурсов, в свободной игровой деятельности. Использование игр формирует основные представления о геометрических фигурах, о форме, цвете, размере.

Хочется подробно остановиться на использовании в педагогической деятельности блоков Дьенеша. Использую блоки Дьенеша для развития логического мышления, что позволяет тренировать у детей внимание, память, восприятие. Благодаря логическим блокам, мои воспитанники овладевают мыслительными операциями и действиями. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.

Логические блоки Дьенеша - это фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, красного, синего и желтого цветов). Также применяю карточки, на которых условно обозначены свойства блоков.

В процессе занятий детям предлагаю разнообразные задания на развитие восприятия цвета, формы, размера.

Таким образом, использование блоков Дьенеша, формирует элементарные математические представления детей дошкольного возраста, что способствует их интеллектуальному развитию, а соответственно, в будущем успешному обучению в школе.

Я хочу рассказать о некоторых типах головоломок, которые вызывают наибольший интерес у детей. Одна из них «Колумбово яйцо» - это овал, разрезанный на 10 частей. Часть геометрических фигур - это треугольники, другая часть это - треугольники с одной округлой стороной, а третья часть - трапеции с одной округлой стороной. Такие геометрические формы позволяют составлять силуэты птиц, человека, животных, развивая наблюдательность и геометрическое воображение. Математическую игру-конструктор «Колумбово яйцо» используется во время проведения занятий познавательного цикла, а так же для индивидуальной работы.

Для развития логического мышления у детей, мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, логики, применяется в практической деятельности игра - конструктор «Квадрат Воскобовича». На квадратную основу наклеены треугольники из плотного картона. Дети складывают квадрат по линиям сгиба в разных направлениях для получения различных фигур по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения миллион. Из этого квадрата складываем различные плоскостные геометрические формы, игрушки по принципу "оригами", трансформируемые в объемные формы. Эта игра является материалом, знакомящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

Работая по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, важным условием в организации развивающей среды является  отбор педагогом игр, игрушек, игрового оборудования, оптимальных с точки зрения количества и качества. Насыщение предметно - развивающей среды должно быть разумным. Игры должны соответствовать

возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе.

Педагогу необходимо своевременно изменять предметно – развивающую среду за счёт новых атрибутов, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр. Конечно же, важна и доступность предметно – развивающей среды для детей: игры, игрушки, различные игровые атрибуты должны располагаться не выше вытянутой руки ребенка. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка. Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали

самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

МБДОУ «Детский сад «Тополёк»

Консультация

«Развивающая среда, как средство развития математических представлений  дошкольников»

                                                                                   Воспитатель:

                                                              Иващенко М.В.

        2014г.

ТанграмСхемы игры танграмСхемы игры танграмСхемы игры танграмСхемы игры танграмСхемы игры танграмСхемы игры танграмСхемы игры танграмСхемы игры танграмЦель игры - собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики.
Игра развивает логическое мышление, мелкую моторику рук, интеллектуальные способности, память, сообразительность, внимание, усидчивость.
 http://ppt4web.ru/images/1344/38029/640/img9.jpghttp://ppt4web.ru/images/1344/38029/640/img21.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....