Доклад по итогом исследовательской деятельности "Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста"
статья по математике на тему

Малина Лилия Васильевна
 Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребёнка в детском саду. Познавательный интерес – ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания, так как:
- интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
- развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
- создаёт более благоприятный фон для протекания всех психических процессов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_v_matematicheskom_razvitii.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

 Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста.

       В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего, в этом заключается обаяние игры. Ребёнок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит её в игру. Играя, ребёнок принимает на себя функцию взрослого и воссоздаёт её в своих действиях. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребёнка; дети получают возможность для становления как личности в целом, так и отдельных психических процессов. Дидактические игры я включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по развитию математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи. Дидактические игры очень разнообразны по характеру, тематике, способу решения. Они требуют проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценивать условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста на занятиях математикой. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счёте, вычислениях; обеспечивают упражняемость детей в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно предоставляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщение. Подобные процессы позволяют формировать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение: требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умение соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива. При подборе игр  учитываю наглядно-действенный характер мышления дошкольника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребёнку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. При проведении игр интеллектуальная деятельность ребёнка  связана с его действиями по отношению к окружающим предметам. Для успешного обучения счёту в процессе игры  применяю как предметы, окружающие дошкольника, так и их модели. Психологи установили, что усвоение ребёнком знаний начинается с материального действия, с предметами и их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений.  Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие дошкольника с познавательным материалом. Таким образом, осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Материальная форма является исходной, внешнеречевая - предполагает рассуждения. Эти формы взаимосвязаны, влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. При изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети усвоили все формы.

Дидактические игры можно отнести к следующим группам:

  1. игры, требующие от детей исполнительской деятельности;
  2. игры, требующие воспроизведения действия;
  3. игры, включающие элементы поиска и творчества.

       Игры с использованием средств наглядности, в свою очередь, подразделяются на игры с демонстрационным и раздаточным материалами и игры с различными игрушками.  В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения материала. К словесным играм относятся также игры – загадки (без картинок), игры на составление высказываний, на дополнение их.

       Дидактические игры являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста на занятиях математикой, в частности при обучении счету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста»

В практике дошкольного воспитания особая роль принадлежит дидактическим играм, как средству обучения и всестороннего развития детей. Дидактические игры используются при выполнении всех разделов програ...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр.  Использование  дидактических игр помогает  лучшему восприятию материала и поэтому ребенок ...

Доклад " Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста".

Формированию у ребенка математических представлений, способствует использование разнообразных дидактических игр....

Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружаю...

Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста» Консультация для родителей

Дидактические игры ,которые можно использовать в математическом развитии детей...