Сенсорное развитие ребенка
методическая разработка по математике (младшая группа) по теме

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon novaya_papka_3.zip71.25 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие ребенка

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

        Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

        Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: Оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек, красочные и продуктивные дидактические игры. В процессе умственного развития детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребенку мир вещей и явлений.

        Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

        Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

         Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон – это не значит, научится правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

        Ознакомление с свойствами: форма, величина, цвет, качества составляет основное содержание сенсорного воспитания в группе раннего возраста. Так как именно форма, величина и цвет, качества и свойства имеют определяющее значение для формирования зрительных, тактильных представлений о предметах и явлениях деятельности. Правильное восприятие формы, величины, цвета, качеств и свойств необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе; от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

        Таким образом, на втором-третьем году жизни дети должны выделять цвет, форму и величину как основные признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

        На основе обследования предмета формируется соотнесение предмета с сенсорными эталонами.

        Для формирования зрительного, осязательного, кинестетического восприятия используются сенсорные дидактические игры, которые являются составляющей частью занятий по продуктивной деятельности, развития речи, по ознакомлению с окружающим. Дидактические игры могут быть частью интегрированного занятия, в совместной и самостоятельной деятельности детей.

        Благодаря развивающим дидактическим играм осуществляется не только сенсорное развитие – у детей раннего возраста формируется наглядно-образное мышление. Характерной чертой мышления является способность к обобщению. Обобщение первоначально проявляется в действиях с предметами, оно подготавливает обобщению в речи.

        Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие дидактические игры дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребенок начинать работать на сенсорных развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое развитие ребенка.  

        Основными целями создания всех пособий является:

1. Создание эмоционального положительного настроения.

2. Развитие интереса и побуждения к действиям.

3. Формирование представлений о предметах:

● формирование способностей к обобщению и различию, ориентируясь         на внешние качества;

     ● знакомство с качественными признаками предмета (мягкий, твердый,  

шершавый, колючий, гладкий, пушистый).                                                                    

4. Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера):

     ● формирование простейших приемов установления тождества и различия

      свойств однородных предметов, ориентируясь на слова «такой»,

      «не такой», «разные», «одинаковые»;

5. Знакомство с сенсорными эталонами:

     ● знакомство с разнообразными свойствами предмета: величина

     (большой, маленький), форма (круг, квадрат, треугольник), цвет;

     ● формирования умения чередовать предметы по цвету, размеру, форме.

6. Развитие мелкой моторики руки:

       ● формирование умения выполнять действия с предметами (прикрутить,

        открутить, прилепить, отлепить).

7. Формирования навыка совместного выполнения задания;

       ● формирования навыков культурного общения;

       ● развития умения понимать и правильно выполнять задания;

8. Формирования и активизация словаря ребенка:

       ● развития умения рассматривать картинку, называть изображения на

       ней предметы, их качества и действия;

       ● развития умения отчетливо произносить звуки;

9. Развития восприятия: зрительного, осязательного.

10. Развитие наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

11. Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, ни одного).  

        Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно – образовательной работы в группе раннего возраста. Только при правильном планировании можно успешно реализовать программу разностороннего развития личности ребенка.

        Доступность и полезность для детей каждого вида занятий определяется не столько возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети. Поэтому работа с пособиями может быть сжата до 5 минут и растянута до 15-20 минут, в зависимости от конкретной работы.

        Занятия могут проводиться 2 раза в день (утром и вечером). Дидактические игры даются детям и для самостоятельных игр. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только в дневное время при естественном освещении.

        Тематическое планирование работы с развивающими сенсорными тренажерами согласуются со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим.

        Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному периоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

        При проведении занятий непосредственным методом является показ воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению, возможно использование стихотворной формы для создания ритма и эмоционально положительного настроения детей.

        Таким образом развивающие дидактические игры позволяют надолго удерживать внимание и интерес детей, что дает возможность комплексно решать ранее перечисленные задачи.

                     

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Сенсорное развитие ребенка младшего возраста, как основа его познавательного развития.

Сенсорное развитие ребенка  - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. С восприятия предметов и явлений окружающего мира ...

сенсорное развитие ребенка с задержкой психического развития

В данной работе я отразила свои мышления по одному из направлений работы с детьми с задержкой психического развития....

сенсорное развитие ребенка с задержкой психического развития

В данной работе я отразила свои мышления по одному из направлений работы с детьми с задержкой психического развития....

"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"

"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"...

Памятка для родителей «Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста. Примерные развивающие игры по сенсорному развитию для малышей от 7 месяцев до года»

В данном материале представлены разнообразные игры по сенсорному развитию детей, что, безусловно,  будет интересен педагогам групп раннего возраста и родителям детей младенческого возраста....

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА (использование дидактических игр для сенсорного воспитания детей)

Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запах, цвет, звуки. Умственное развитие также начинается через ЧУВСТВ...