Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей
статья по математике на тему

Сотникова Марина Владимировна

Значение занимательного математического материала
для всестороннего развития детей

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

 города Губкина Белгородской области

Значение занимательного математического материала
для всестороннего развития детей

Подготовил: Сотникова М.В.

                       воспитатель

2014г.

Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом.

В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко.

Математика… Опять математика! Часто можно услышать из уст детей, учеников, студентов. Ведь «математика всегда… остается для детей, учеников трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. Изменилось ли восприятие математики с тех пор? Не очень. Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе.

А что же дошкольники? Они ведь ещё не знают что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.

Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые качества, творческий потенциал личности.

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных образовательных стандартов заставляет пересматривать устоявшееся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми.

ФЭМП дошкольников входит в образовательную область "Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.

Практика показала, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными.

А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т.д. Эту проблему мы решаем через занимательную математику.
                Одним из видов занимательного математического материала, являются логические задачи и упражнения. Логических задач создано много. Они направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщить изображенные предметы по признакам, находить отличия. Это задачи на продолжения рада, нахождения ошибки, устные задачи на поиск ответа путем рассуждений и т.д. При решении логических задач наиболее полно проявляются приемы умственной деятельности: обобщение, сравнение, абстрагирование.

1. Задачи на поиск не достающей в ряду фигуры являются более простыми, поэтому их надо использовать первыми в обучении детей дошкольного возраста. Ребенку предлагается рассмотреть нарисованные по горизонтальным рядам фигуры. Из фигур, изображенных внизу и пронумерованных надо найти  ту, которую необходимо поместить на место не достающей.

В ответ на поставленную задачу найти недостающую фигуру дети указывают обычно на несколько фигур. Как правило, в начале они ошибаются, не обнаруживают и не анализируют самостоятельно закономерности, лежащие в основе построения рядов фигур, как по горизонтали, так и по вертикали.

         Выслушав ответ, воспитатель предлагает: «Докажите, что именно эту фигуру  нужно поместить в квадрат». Доказательство, в результате которого ребенок должен убедиться в правильности или ошибочности ответа, приводит воспитатель. Так, в задаче, представленной на рисунке  фигура, напоминающая футболиста, отличается от другой фигуры формой головы, ног, мяча, положением рук. Эти признаки повторяются и в фигурах второго ряда. В каждом ряду есть фигура футболиста с круглой, овальной и квадратной головой, круглым, овальным, квадратным мячом, с ногами в форме квадрата, круга, линий и руками, отведенными в стороны, согнутыми в локтях или вытянутыми вперед. Эти предметные признаки лежат в основе нахождения недостающей в третьем ряду фигуры. В данной задаче не предлагаются фигуры, из которых можно выбрать недостающую. Дети могут зарисовать ее мелом на доске и объяснить, почему именно ее считают недостающей. Можно раздать небольшие таблицы с изображенными фигурами (наглядно представленную задачу) и предложить нарисовать недостающую фигуру человечка в пустой клетке - футболист с головой и мячом круглой формы, квадратными ногами и руками, разведенными в стороны. Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать ряд или фигуру по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи.

2.  Задачи  на выделение признака отличия – представлен двумя группами фигур (одна слева, другая справа), по шесть в каждой. Фигуры обеих групп имеют много общих признаков, но есть и отличия.

Решение задач состоит в нахождении главного признака отличия одной группы фигур (левой) от другой (правой). Для решения задачи нужно выделить один главный признак отличия этих групп фигур.

3. Задачи – головоломки с палочками. Они развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения.

Головоломки с палочками содержит задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее: переложить, убрать указанное количество палочек с целью получения новой фигуры или фигуры той же структуры, но с другим количеством квадратов, треугольников.

   Детям четырёх – шести лет доступно решение задачи – головоломки, если идти в обучении от простого к более сложному способу решения.

Более простыми являются задачи на составление фигуры из палочек.

Составить:

Флажок, лопатку из 5 палочек, домик из 6 палочек;

2 равных треугольника из 5 палочек;

2 равных квадрата из 7 палочек;

3 равных треугольника из 7 палочек;

3 равных квадрата из 10 палочек;

Из 9 палочек 4 равных треугольника;

Из 5 палочек квадрат и 2 равных треугольника;

Из 8 палочек квадрат и 4 треугольника.

Решение их состоит в пристраивании (из меньшего количества палочек) к одной фигуре другой фигуры или деление составленной фигуры для получение новой. Для решения более сложных задач надо убрать указанное в задаче количество палочек, чтобы получить определенную фигуру. Решение задач на трансформацию состоит в перекладывании указанного количества палочек. Таковы последовательность и усложнение головоломок, используемых в обучении детей.

4. Дидактические игры.

В дошкольном возрасте, из всего многообразия занимательного материала, наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – упражнять детей в развлечении, названия множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. Так же через дидактическую игру есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей.

5.Дидактические игровые упражнения – широко используются в формировании у детей математических представлений. Они очень занимательные по форме и содержанию, отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задач (найти, догадаться) неожиданностью преподнесения ей от имени, какого – либо литературного героя (Чебурашки, Буратино). Назначение игровых упражнений – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. Они как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания. «Расскажи про свой узор», «Найди пару», «Исправь ошибку»

         6.Немаловажная роль, в комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике, принадлежат занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывающих. А процесс решения, поиска ответа невозможен без активной работы мысли. Это и есть самое главное значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивают умственную активность, самостоятельность мысли, инициативу и творческое отношение к учебной задаче. Систематическое решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей, действий, рассуждений, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности пространственных представлений.

7. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: овала, круга, прямоугольника квадрата. Они интересны взрослым и детям. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включают в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

8. Игра «Танграм»

«Танграм» - одна из несложных игр. Называют ее и «Головоломкой из картона» «Геометрическим конструктором». Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Первый этап освоения игры «Танграм» - ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления 2-3 имеющихся новой. Первый этап освоения игры дает ряд упражнений, на выработку практических умений и элементов геометрических воображений.

Ко второму этапу освоения игры – составлению фигур силуэтов по расчлененным образцам. Второй этап работы с детьми является более важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур. Для успешного создания фигур – силуэтов необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Игры на составление фигур – силуэтов по расчлененным образцам (второй этап работы) должен быть эффективно использованы воспитателем, для зрительного и мыслительного анализа детей. Более сложной и интересной для ребят деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененными) – третий этап освоения игры, что является доступным детям 6 – 7 лет при условии их обучения. На четвертом этапе дети собирают изображения по своим замыслам.

9.  Задачи – шутки, занимательные вопросы в обучении детей на занятиях. Детям в дошкольном возрасте из многообразия математических игр и развлечений доступны, интересные задачи-шутки. Задачи – шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения нужно больше проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. благодаря чему можно догадаться о решении, дать ответ, замаскировано внешним условиями, второстепенными (ниже приводятся задачи – шутки для детей 6-7 лет).    

  • Ты да я да мы с тобой. Сколько всего? (Двое)
  • Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (положить на угол стола)
  • На столе в ряд лежит три палочки. Как сделать среднюю крайне не трогая ее? (переложить крайнюю)

Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, т.е. в том случае, когда создается необходимая для этого ситуация.

Изучение особенностей восприятия и понимания детьми старшего возраста  (5 – 7) лет задач-шуток показало, что успех решения их зависит от того, насколько дети понимают шутку, т.е. умеют ли выделять ее в литературных произведениях, придумывать. Иногда дети, как правило подходят к решению задач – шуток с позиции арифметики, начинают производить действия с числами. Результат решения детьми задач – шуток зависит от жизненного опыта, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умения видеть, наблюдать и замечать необычное в обычном. Понять ребенку смысл задачи – шутки поможет создание ситуации, обстановке аналогично той, о которой говориться в задаче, указание на необходимость размышлять, догадываться, решая подобные задачи.

Так, методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки –шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, находчивости, быстроты реакции, наблюдательности, интереса к усвоению математических знаний и зависимостей, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Основные педагогические требования

к занимательному педагогическому материалу

как дидактическому средству.

  1. Материал должен быть разнообразным. Заключается в развитии и совершенствовании количественных, пространственных и временных представлений у детей. Разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения. Когда способ решения найден, то аналогичные задачи решаются без особого труда.
  2. Занимательный материал должен использоваться не эпизодически, случайно, а в определенной системе, где прослеживается постепенное усложнение задач, игр, упражнений
  3. Организуя деятельность детей с занимательным материалом, необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков способов решения.
  4. Занимательный материал должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка.
  5. Использование занимательного математического материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами по формированию у детей элементарных математических представлений

Занимательный математический материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблема в обучении ребенок занимает активную позицию в самом процессе учения. Пространственное воображение, логическое мышление, целенаправленность, умение самостоятельно искать и находить способы действий для решения практических и познавательных задач – все это требуется для успешного усвоения математики и других учебных предметов в школе.

 

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что занимательный математический материал, прежде всего направлен на развитие умственных способностей, качеств ума способов познавательной деятельности.

 

         Занимательный материал имеет свою и педагогическую ценность, он расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей между собой и с взрослыми.

Является своеобразной умственной гимнастикой, предупреждает возникновение интеллектуальной пассивности, с ранних лет формирует настойчивость и целенаправленность у детей. С моей точки зрения считаю очень важным развивать в детях самостоятельность, творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей"

Консультация для воспитателей. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математиче...

«Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей»

«Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей в дошкольном возрасте»...

Консультация для воспитателей «Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учето...

Консультация для педагогов "Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей"

Данная консультация поможет педагогу методически правильно подобрать и использовать занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы), которые будут способствовать развитию логичес...

Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей

Консультация для воспитателей Значение занимательного математического материаладля всестороннего развития детей...

«Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей»

В ходе игр с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, развивается умственная активность детей: сообразительность, смекалка, быстрота и подвижность мысли, тв...