НОД в средней группе по ФЭМП "Умные ребята"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Потапова Светлана Сергеевна

 

Формирование элементарных математических представлений, речевой аппарат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_sredney_gruppe_umnye_rebyata.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в средней группе по ФЭМП «Умные ребята»

Цель: Формировать элементарные математические представления, речевой аппарат.

Задачи: Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

                Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем, сравнивать предметы  по величине.

                 Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет  из группы, отвечать на вопрос «сколько?», обозначая совокупности словами  «один», «много», «ни одного».

                  Упражнять детей в образовании слов по аналогии,  четкой артикуляции звука «у» (изолированного и в звукосочетаниях).

                  Закреплять умение строиться в колонну по одному, образовывать круг.

                  Развивать слуховое внимание, образное восприятие, осознание детьми отличия их  друг от друга по гендерному признаку.

                   Воспитывать доброжелательное и вежливое отношение к окружающим.

Материалы и оборудование: Круг большой, круг маленький,  круги по количеству детей, квадраты (несколько), игрушка «собака», большой рисунок поезда без колес и окон, фигурки утят  по количеству детей, компьютерная презентация «Большие и маленькие», записи звуков (поезда, собаки, утки), таз с водой, ноутбук, магнитофон.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

 Ход занятия:

 Воспитатель: Детки, к нам в гости кто-то придет. Отгадайте, кто. Слушаем ушками внимательно (включает звукозапись лая маленькой собаки). Чей это звук?

 Дети: Собаки!

 Воспитатель: Правильно, это лает собака. Как вы думаете, это большая или маленькая собака?

 Дети: Маленькая!

 Воспитатель: Правильно, вот эта маленькая собачка (вносит игрушку «собачка»).

 Собачка: Здравствуйте, дети!

 Дети: Здравствуй, собачка!

 Собачка: Меня зовут Шарик.

 Воспитатель: Давайте повторим кличку собачки: «Шарик», а теперь медленно: «Шаааарик».

 Шарик: Я слышал, что вы в детском саду  занимаетесь и много знаете. Помогите мне, пожалуйста: я сегодня нашел  предмет, но не знаю, что это такое. Может вы знаете, что это? (достает из сумочки большой круг из картона).

 Дети: Это круг!

 шарик: Круг? Как интересно! А это что? (достает маленький круг из картона).

 Дети: Тоже круг!

 Шарик:  Ух ты, это тоже круг?

 Воспитатель: Да, Шарик, это тоже круг, только маленький. Это какой?  (обращается к детям, поднимает большой круг)

 Дети: Большой!

 Воспитатель: А это? (поднимает маленький)

 Дети: Маленький!

 Воспитатель: Маленький круг еще можно назвать «кружочек». Знаешь, Шарик, многие маленькие предметы можно называть чуть-чуть по-другому, чем большие. Посмотри и послушай, как детки будут называть большие и маленькие предметы.

 Следует компьютерная презентация «Большие и маленькие». Сначала  появляется изображения большого предмета, затем рядом появляется изображение маленького предмета – дети называют поочередно большие  и маленькие предметы, воспитатель повторяет название, уточняя и четко проговаривая его:

 Мяч-мячик, кукла-куколка, машина-машинка, ведро-ведерко, цветок-цветочек, лопата-лопатка, колесо-колесико, дом-домик, лист-листочек, книга-книжечка, стул-стульчик, стол-столик, кровать-кроватка, яблоко-яблочко. Последний предмет Шарик просит сам назвать: часы-часики. Спрашивает, правильно ли он назвал. Воспитатель и дети говорят, что правильно и хвалят его.

 Воспитатель: Оставайся, Шарик у нас в гостях, у нас еще много интересного будет.

 Шарик: С удовольствием!

 Воспитатель: Детки, внимание! Послушайте и  скажите, что это звучит (включает звукозапись гудка и стука колес поезда)?

 Дети: Поезд!

 Воспитатель: Верно, это звуки поезда. А у нас в группе тоже есть поезд, посмотрите (указывает на большой рисунок поезда). Скажите, пожалуйста, может этот поезд ехать?

 Дети: Нет!

 Воспитатель:  А почему не может?

 Дети: У него нет колес!

 Воспитатель: Правильно, ему нужны колеса, чтобы ехать. У меня есть много фигур (раскладывает перед детьми круги и квадраты). Выберите из них круги и возьмите один.

 Дети подходят, берут по одному кругу и возвращаются на место.

 Воспитатель: Давайте проверим, все ли взяли один круг – поднимите вверх круги. Молодцы! Обведите свой круг пальчиком (показывает). А теперь покатайте его по ладошке. Катится? А скажите, похож круг на колесо для нашего поезда?

 Дети: Да!

 Воспитатель: Правильно, похож. Давайте прикрепим колеса к поезду вот так (показывает, что прикреплять надо к кусочкам  двустороннего скотча внизу поезда).

 Дети подходят, прикрепляют круги, возвращаются на место.

 Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный поезд получился! У нас остались еще вот такие  фигуры (показывает квадрат). Это квадрат. У него есть стороны (обводит пальцем) и углы (указывает на них). Квадрат похож на окно для нашего поезда. Сейчас ко мне подойдут мальчики и прикрепят квадраты  к поезду.

 Мальчики подходят к воспитателю, берут квадраты и прикрепляют к поезду.

  Воспитатель: Вот теперь наш поезд совсем как настоящий: у него есть и колеса, и окна.

 Дети встают, подходят к воспитателю.

Следует физминутка (воспитатель поет песенку и делает движения, дети повторят за ним):

 Паровоз, паровоз новенький, блестящий            движения руками, согнутыми в локтях;

 Наших деток повез, словно настоящий!

 Кто едет в поезде? Плюшевые мишки,                 руки (ладошками вверх) вынести                                                                                                      вперед;

 Зайцы пушистые, кошки да мартышки!                кулачки к голове, ноги расставить (мишки);

                                                                                           прыжки с согнутыми  у груди кистями рук                              

                                                                                           (зайцы); изображают руками усы (кошки);

                                                                                           оттопыривают уши руками (мартышки).

 Воспитатель: А теперь становимся друг за другом, делаем поезд (дети строятся друг за другом, руки кладут друг другу на плечи). Поехал поезд, гудит: «Ту-туууу! Ту-тууу!» и «Чух-чух, чух-чух» (дети повторяют звукоподражания и самостоятельно произносят по просьбе воспитателя).

 Воспитатель: Приехал поезд! Берем друг друга за ручки и делаем круг (дети становятся кругом вокруг сдвоенных столов). Кто же к нам еще придет, слушайте (звучит звукозапись крякания утки). Кто так звучит?

 Дети: Утки!  

 Воспитатель: Верно! К нам в гости пришли утята (выставляет поднос с фигурками утят). Сколько утят на подносе?

 Дети: Много!

 Воспитатель: Правильно, много. Возьмите по одному утенку (дети берут). Сколько утят у Максима? («Один»). А у Милаши? (опрашивает каждого ребенка). Утята хотят купаться, вот им  тазик с водой (выставляет таз с водой на стол). Сколько в тазике утят?

 Дети: Ни одного!

 Воспитатель: Правильно. А сейчас сколько в тазике утят (опускает одного в воду)?

 Дети: Один!

 Воспитатель: Верно, молодцы! Опустите своих утят в воду, пусть поплавают (дети опускают утят в воду). Сколько утят в тазике?

 Дети: Много!

 Воспитатель: А у вас в руках сколько утят?

 Дети: Ни одного!

 Воспитатель: Молодцы! Как вы много знаете!