Главные вкладки

    Опыт "Вхождение в мир математики нетрадиционными дидактическими средствами"
    материал по математике на тему

    Математическое развитие ребенка - это развитие способностей самостоятельно и творчески мыслить, овладевать логическими операциями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon shkola_peredovogo_opyta.doc89 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории

    № 9 «Ромашка»

    О П Ы Т

     

    Тема: «Вхождение в мир математики нетрадиционными дидактическими средствами»

       Воспитатель

    Кабакова Алла Ивановна

    2014 г.

    Введение

    Современные дети живут и развиваются в эпоху цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольников не может сводиться к обучению счету, измерению и вычислению. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Математическое развитие ребенка – не только решение арифметических задач, а еще и развитие способности видеть, открывать новые свойства, отношения и зависимости, а конкретнее развитие математического мышления. Именно мышление позволяет ребенку ориентироваться в окружающем мире, развивает его ум, формирует такие мыслительные умения и способности, которые позволяют легко осваивать новое.

    Очевидно, что научить ребенка думать можно лишь в ситуации, которая требует осмысления. Осознание трудностей, невозможность решить  их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задач и открытию мира математики. Цель нашего педагогического коллектива заключается в поиске программы, в которой на каждом возрастном этапе был обеспечен максимально доступный объем знаний, стимулирующий поступательно интеллектуальное развитие ребенка.

    Программа «Детство» открывает такие возможности для математического развития детей. Она нацелена на развитие познавательных способностей дошкольников, овладение логическими операциями.

    Общие задачи раздела

    «Первые шаги в математику»

    Третий год жизни.

    Привлекать внимание детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов, название свойств, расположение предметов, их размеров, назначения, количества уменьшения или увеличения с чисто практической игровой целью. Организация индивидуальной разнообразной интересной деятельности, направленной на сенсорное развитие.

    Четвертый год жизни.

    Способствовать освоению свойств предметов, отношений, идентичности, порядка равенства и неравенства, элементарных зависимостей в повседневной деятельности и использование результатов с целью практических действий, развивающих самостоятельное познание. Поощрение появления элементов творческой деятельности.

    Пятый год жизни.

    Развитие умений и способностей оперировать свойствами, отношениями объектов, числами:

    • выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме и величине;
    • сравнивать и обобщать группы предметов, вычленять закономерности чередования;
    • проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в выдвижении цели в ходе рассуждений;
    • рассказывать о выполненном и не выполненном действии, разговаривать со взрослыми и сверстниками по поводу содержания игрового действия.

    Старший возраст (6-7 лет).

    Воспитание у детей умения устанавливать связь между целью, осуществлением какого-либо действия и результатом. Строить простые высказывания о сущности явления, свойства и отношения, находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее эффективным путем, активно включаться в коллективную игру, помогать сверстнику в случае необходимости.

    Изучив задачи программы Логиновой «Детство» перед педагогами встала задача: как организовать педпроцесс, какие необходимо создать условия для интересного, ненавязчивого и непринужденного развития ребенка, вхождения его в мир математики. Альтернативой к разработанным, можно сказать готовым занятиям, которые требуют наглядности, огромного количества дидактического материала, стала игра и игровые упражнения как в организованной деятельности, так и в самостоятельной и совместной. В игре дети заинтересовались, проявляя азарт, усидчивость, и внимание, ведь эти качества ведут к определенному результату – победе.

    Педагоги поставили перед собой задачу: каждый должен позаботиться, чтобы при вхождении в мир математики ребенок получал удовольствие от чувства успеха. Чтобы занятия не оказались сухими и скучными, мы избрали игровую форму обучения нетрадиционными дидактическими средствами.

    Например, количество и счет.

    Известно, что без чисел мы не можем посчитать сдачу, сообщить время, найти адрес и телефон друзей, проехать на автобусе. Числа нам нужны, чтобы регулировать всю нашу жизнь.  Как научить детей оперировать цифрой, числом. Такой своеобразной  «цветной алгеброй» мы выбрали интересный нестандартный материал палочки Кюинезера, широко известные всем как счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить с составом числа, числовой последовательностью. С помощью составленного узора (ковриков) выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения).

    Раздел геометрические фигуры нам помогает осуществлять игры Веселого колобка из пособия Колесниковой Е.В. Эти игры создают у ребенка положительный эмоциональный настрой, вводят его в мир линий одновременно с усвоением математического содержания: знакомство с геометрическими фигурами, понятия о том, что фигуры могут быть разного размера, что многие предметы окружающего мира похожи на геометрические фигуры, ребенок закрепляет знания о предметах, рисовать символические изображения предметов по линейке, трафарете, закрашивать их, мелкие детали, которых нет на линейке, трафаретке (глаза, уши, хвост) дорисовывают сами. Широкое использование загадок обогащает речь ребенка образными словами и выражениями, активизирует словарь за счет слов-обогащений: животные, транспорт, грибы и т.д. (приложение 2).

    Ориентировка в пространстве.

    С того момента, как в руки ребенка попадает карандаш, а это случается очень рано, он с удовольствием рисует разнообразные штрихи и каракули. Постепенно развиваясь, ребенок переходит к графическому изображению.

    «Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел этим сказать? Ни много, ни мало, а именно то, что глубинные психологические процессы отражаются в положении наших рук. Установлено, что уровень развития речи в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. К тому же это развитие памяти, ловкости, тренировка мышц.

    Пособие «Графические диктанты» В.Т. Голубь мы использовали для развития ориентирования на листе бумаги. Оно содержит большое количество загадок, небольших по объему стихотворений, позволяющих организовать групповую и индивидуальную работу. При частом использовании таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть карандашом. У него вырабатывается устойчивое сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

    Усложняем задание зрительным диктантом. Детям предлагался графический рисунок, он обсуждается, а затем воспроизводится по памяти. Предлагалось дополнительное задание заштриховать рисунок косыми линиями, прямыми линиями, вышить фигурку крестиком или просто раскрасить, придумать кличку и т.д. Все дети легко справлялись с заданием, прекрасно его усваивают. Эти занятия вызывают огромный интерес. В конце работы обсуждается результат и качество выполнения задания. Это приучает ребенка к самооценке и самоконтролю и является очень важным компонентом учебной деятельности.

    Логические задачи.

    В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако не многие дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного и, в частности, математического развития мыслительных умений. Мы выбрали на сегодняшний день блоки Дьенеша, с их ориентацией на индивидуальный подход. Весь спектр игр и упражнений – это длинная интеллектуальная лестница. На каждую ступень  этой лестницы ребенок должен обязательно встать, и встречаются ступени, перед которыми он приостанавливается, а мы должны ему помочь.

    Этот интересный, яркий пример материал несет в себе много интересного (цвет, форма, размер, толщина). Игры и игровые упражнения начинаем использовать с младшего возраста, они выстроены в определенную систему и постепенно усложняются как по математическому содержанию, так и по средствам взаимодействия. Игры включали в жизненные ситуации, которые затрагивают реальные интересы ребенка. Блоки позволяют моделировать множества с заданными свойствами, например, создать множество красных блоков, квадратных блоков и др. Их можно группировать и классифицировать по заданному свойству, разбивать по величине и т.д.

    В более старшем возрасте предлагаем более сложные операции над множеством. Итак, играя с блоками, ребенок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игр с блоками дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами с конкретным жизненным материалом.

    Первый этап.

    Блоки привлекают внимание детей своими качественными признаками: цвет, форма, размер, толщина. Детям предлагают игры типа: «Угадай цвет», «Дружит - не дружит», «Найди свой блок», «Найди свой домик». Далее предлагаем группировку по 1,2,3 и 4 признакам, где живут блоки «Найди свою дорожку». И только к старшему возрасту начинаем использовать модели и схемы. Это очень сложный материал, требующий умение мыслить логически, думать, рассуждать. Вот здесь мы не забываем своего правила: «Ребенок должен получать удовольствие от чувства успеха». К этому мы его подводим постепенно, чтобы не запутать в уже накопленных знаниях и не разочароваться.

    Загадки – замечательные образы устного народного творчества, а загадки математического содержания оказывает неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать. Разгадывание математических загадок – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное приподнятое эмоциональное состояние. Отбирая загадки, мы, прежде всего, исходя из доступного содержания, точности характеристик, сложности художественного образа, а главное – опыта ребенка (от простых к более сложным).

    Отгадай и докажи.

    У него 4 лапки,

    Лапки-цап-царапки,

    Пара чутких ушей,

    Он гроза для мышей.

    Про что это загадка? Почему ты так думаешь? Это может быть серый кот? А белый? А маленький котенок? Так что можно сказать об отгадке?

    Ответ: Это любой кот, потому что, у всех котов по 4 лапки и 2 ушка.

    Долгое время игры-головоломки служили для развлечения взрослых и подростков. Однако, это очень эффективное средство математического развития детей.

    Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.

    Мы использовали в индивидуальной и самостоятельной деятельности такие игры как:

    1. танграм,
    2. волшебный круг,
    3. колумбово яйцо,
    4. понтамино,
    5. вьетнамская игра,
    6. головоломка Пифагора.

    Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических фигур конструкторов многогранно. Оно развивает пространственное воображение, конструктивное мышление, комбинаторские способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.

    При подборе игр мы старались учитывать возрастные и индивидуальные способности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Все игры результативны: получалось плоскостное силуэтное изображение предмета. Наблюдали, как силуэт, составленный играющим  интересен, нов, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствовало о сформированности у ребенка сенсорных процессов наглядно-образного и логического мышления. Чтобы поддерживать интерес к игре, обеспечивать успех в ней, мы сначала, вместе с ребенком, составляли тот или иной узор, указывали ему на ошибки, поощряли самостоятельные действия. Дети, хорошо усвоившие игры, могут составлять силуэты по собственному замыслу.

    В конце года, совместно с психологом, мы провели тесты (схема №1, приложение № 2). Выявили. Что с помощью нетрадиционных дидактических средств дети более успешно усваивают программный материал. Диагностика подготовки детей к школе показала, дети лучше владеют карандашом, ориентируются, у них устойчивое внимание, усидчивость. Все предложенные выше игры очень тесно переплетаются с другими разделами, а именно речевым развитием, т.к. все действия, мысли и решения нужно проговаривать, доказывать. Очень тесно связаны игры с художественно- творческим разделом. Дети создают образы, рисунки, сюжеты в ярких красках, сопровождая стихами, загадками. Одновременно развиваются конструктивные умения и навыки. Огромную помощь в этой интересной форме вхождения в мир математики играли родители. В начале и конце года педагоги проводят беседы с родителями об опыте детей и их знаниях, а в дальнейшем накопленном материале проводят консультации, тренинги, открытые просмотры занятий.

    Используемая литература

    • Программа «Детство» В.И. Логинова.
    • «Математики до школы»  Смоленцева А.П.
    • «Логика и математика для школьников» Е.А. Носова.
    • «Школьная математика в играх»  Шевелев К.В..
    • «Математика от 3 до 7» Михайлова З.П.
    • «Математика для детей 6-7 лет» Колесникова Е.В.
    • «Я запоминаю цифры»  Колесникова Е.В.
    • «Форма и цвет»  Колесникова Е.В.
    • «Графические диктанты» Голубь В.Г.
    • «Тесты для детей 4-7 лет»  Колесникова Е.В.

    Что могут родители?

    • Активизировать в играх представление ребенка о цифровой символике, привлекать внимание к использованию цифр в быту и округе. Создавать условия для знакомства с денежными купюрами.
    • Способствовать совершенствованию навыков счета: пересчитать, отсчитать. Продолжить  пересчет от заданного числа в прямом и обратном порядке).
    • Привлекать детей к сравнению предметов на глаз, с помощью 3-го предмета или общепринятых эталонов.
    • Предоставлять ребенку возможность объяснять, рассказывать, обосновывать.
    • С интересом выслушивать его высказывания, учить задавать вопросы..
    • Развивать потребность в интеллектуальном общении, помогать в разрешении проблемных ситуаций, поощрять детское экспериментирование и наблюдение.
    • Одобрять любознательность, поддерживать инициативу ребенка в попытке найти объяснение по возникающему вопросу.
    • Педагоги, организующие общие консультации, проводят тренинги, открытые просмотры занятий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование здорового образа жизни дошкольников на основе использования нетрадиционных оздоровительных средств

    Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здор...

    Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных дидактических средств

    В статье описано каким образом используются нетрадиционные дидактические средства для ФЭМП....

    "Дидактические средства, методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста элементам математики"

    В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения.К т...

    Нетрадиционные дидактические пособия как эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников

    В этой статье мне бы хотелось рассказать вам о своем опыте использования нетрадиционного материала при создании дидактического пособия для занятий с детьми по математике....