ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста через дидактическую игру»
проект по математике (младшая группа) на тему

Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._proekt.docx66.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №93 г.Челябинска

ПРОЕКТ

 «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста через дидактическую игру»

   

Выполнил

Воспитатель МБДОУ ДС №93

Юнаковская Т.Н.

Челябинск 2014

Описание проекта

Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВЛИЯЕТ

Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.

Формирование сенсорных эталонов:

  • цвет
  • форма
  • величина

Развитие познавательных процессов:

восприятие

внимание

мышление

память

воображение

Задачи сенсорного развития детей младшего возраста:

  1. Образовательные:
  • развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
  • формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
  • учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
  • развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
  • обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный».
  1. Воспитательные:
  • воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
  • формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.
  1. Развивающие:
  • развивать познавательные процессы;
  • развивать мелкую моторику.

Актуальность проекта

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

Цель проекта: систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.  

Задачи проекта:

  1. Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
  2. Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.
  3. Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста.
  4. Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.

Ожидаемый результат: повышение уровня сенсорного развития детей младшей группы

Сроки проекта: сентябрь - январь 2014 г. (среднесрочный)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители младшей группы МБДОУ ДС №93

Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.

Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:

  1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
  2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
  3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.

Основные методы и формы обучения детей:

  • Непосредственно образовательная деятельность с детьми.
  • Игровые образовательные ситуации.
  • Дидактические игры.
  • Упражнения на развитие мелкой моторики.
  • Консультации для родителей.

Первый этап информационно-аналитический (подготовительный)

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности, определить объем материала, который будет адресован детям.

включает:

  • повышение уровня профессиональной компетентности;
  • определение объема материала, который будет адресован детям.
  • планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

реализация:

  1. Сбор и анализ информации по данной проблеме.
  2. Изучение специализированной литературы;
  3. Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;
  4. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
  5. Составление картотеки игр и упражнений;
  6. Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
  7. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

Изучались исследования Л. Н. Павловой, Е. Б. Пилюгиной, М. Г. Борисенко, Л. А. Венгера, где освещаются основные вопросы сенсорного развития детей, психические возможности и педагогические условия познавательного развития; вопросы ознакомления с окружающим, развития речи, эмоционального и сенсорного развития детей двух-пяти лет жизни.

Второй этап творческий (основной)

Цель: составить систему развивающих игр на развитие сенсомоторного восприятия.

включает:

  • Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
  • Оформление стендов для родителей по теме проекта;
  • Проведение НОД, дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста.

реализация:

  1. Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
  2. Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.
  3. Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
  4. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
  5. Проведение дидактических игр и игр-занятий;
  6. Исследовательская деятельность детей.

Изучив дошкольную литературу, периодические дошкольные издания, изготовила игры и пособия на развитие сенсомоторных навыков.

«Весёлые прищепки», «Поймай рыбку», «Нанизывание колец по цвету»

По результатам диагностики была подобрана система игр и упражнений, направленная на развитие сенсомоторики и слухового восприятия детей младшего возраста. Работа построена на основе игры, так как именно в игре развиваются все психические процессы ребенка.

Результатом на этом этапе стала разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина). При подборе и составлении игр,  за основу взята система развивающих игр, используя следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игр-забав, через которые решались задачи познавательной деятельности; постепенное усложнение задачи и условия игры; повышение умственной активности в решении предлагаемых задач.

Третий этап заключительный

Цель: развивать у детей познавательные способности.

Задачи, пути решения

На последнем этапе решалась следующая задача: Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве) .

Результаты диагностики показали, что не все дети владеют сенсорными эталонами. От того, насколько верны будут эти представления, зависит полнота и точность восприятия окружающего. Дети легче различают величину предметов, но большую трудность для них представляет установление признаков цвета и зрительно-слуховое восприятие.

Из бесед с родителями сделали вывод, что они не обращают внимание детей на качественные признаки предметов. Поэтому провели консультацию, по данной проблеме для родителей.

Следующим этапом работы было проведение обучающих занятий в игровой форме, которые в дошкольном возрасте создаёт положительный эмоциональный фон, на которых умственные, психические процессы протекают наиболее активно. На протяжении всей работы большое внимание уделяла детям с низким уровнем развития.

Постепенно дети стали активны на занятиях, охотно выполняли задания. Результаты были успешными: дети с низким уровнем развития поднялись до среднего, а кто-то из детей - сразу на высокий.

Уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах

в младшей группе

  • на начало проекта

В исследовании приняли участие 14 детей в возрасте 2-3-х лет. Выявлено 2 уровня развития детей:

  1. низкий  -5 детей (35 %)
  2. средний – 9 детей (65 %)
  • на конец  проекта

В исследовании приняли участие 14 детей. Выявлено 3 уровня развития детей:

  1. низкий  -1 ребенок (7 %)
  2. средний – 9 детей (64 %)
  3. высокий -4 ребенка (29 %)

Результаты проекта:

  1. В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;
  2. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
  3. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр.
  • Мозаика-вкладыши крупная и мелкая;
  • Мозаика мелкая;
  • Шнуровка;
  • Строительный материал (крупный, мелкий, средний);
  • Пирамидки разной величины
  1. В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия, представленные в приложении «Картотека дидактических игр».

Практическая значимость проекта

  1. Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста;
  2. Разработка дидактического материала и дидактических игр;
  3. Разработка методических рекомендаций для родителей.

Перспективы развития проекта

  1. Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей младшего возраста;
  2. Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
  3. Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Список литературы, информационные ресурсы

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. -  Ярославль: Академия развития, 1997;
  2. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
  3. Венгер Л.А. ВВоспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;
  4. Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
  5. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;
  6. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
  7. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00252765_0.html 
  8. http://doshkolnik.ru/pedagogika/8196-sens-razvitie.html Дошкольник сайт для всей семьи.


Приложение

Анкета

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

Уважаемые родители!

В рамках подготовки к педагогическому совещанию "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада" нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

  • да;
  • нет;
  • не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

  • считаю нужным;
  • не считаю нужным;
  • затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

  • да;
  • нет;
  • не знаю.

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

  • информация отсутствует;
  • есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
  • я не обращаю внимание на информацию;
  • информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
  • наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

  • высокий;
  • средний;
  • низкий.

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

  • да;
  • нет;
  • не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?_________________________________________________________________

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? _____________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

1. Чудесный мешочек,

2. Определи на ощупь, (найти предметы различающиеся по одному признаку)

3. Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

4.Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

5. Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

1. Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

2. Из каких фигур состоит, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

3. Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

4. Какая фигура лишняя (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

1. Сравни предметы по высоте,

2. Самая длинная, самая короткая (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

3. Разноцветные кружки (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

4. В какую коробку (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

5. Дальше - ближе (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

1. Какого цвета не стало,

2. Какого цвета предмет (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

3. Собери гирлянду (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

4. Какие цвета использованы (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки).

Приложение

Перспективный план по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина)

Младший дошкольный возраст

Программные задачи

ЦВЕТ: закреплять знание названий основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Учить детей подбирать цвет, соответствующий определенному предмету.

ФОРМА: учить детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, обследовать их форму, используя осязание и зрение; учить называть геометрическую фигуру и описывать ее.

КОЛИЧЕСТВО: учить детей составлять группы из отдельных предметов и выделять один предмет; различать понятия "один" и "много"; учить сравнивать предметы, пользуясь приемами наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; определять равенство по количеству входящих предметов; подвести к пониманию отношений "один", "много", "ни одного".

ВЕЛИЧИНА: учить сравнивать два предмета по размеру (длиннее - короче, выше - ниже, больше - меньше); учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, пользуясь приемами наложения и приложения; при определении размера обозначать результат сравнения словами: длинный - короткий, длиннее - короче; широкий - узкий, шире - уже; высокий - низкий, выше - ниже; большой - маленький, больше - меньше.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ: помочь детям определять пространственные направления от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед), вверху (вверх), внизу (вниз); учить различать правую и левую руки.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития.

Диагностика детей

Октябрь

Урожаи осени

Д/игра «Разложи яблоки по величине».

Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Фрукты, овощи

Д/игра «Собери фрукты по цвету».

Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет.

Д/игра "Елочки и грибочки"

Цель: учить чередовать объекты по цвету; фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов.

Золотая осень (растения)

Д/игра «Собери грибы»

Цель. Закреплять знания детей о величине (большие, маленькие).

Д/игра «Парные картинки»

Цель: Учить находить одинаковые предметы.

Д/игра «Найди такой же листок» (форма, величина)

Цель: учить детей группировать объекты по 2 признакам (форме и величине)

Д/игра «Геометрическое лото»

Цель. Формировать представления детей о предметах различной формы.

Моя одежда

Д/игра «Подбери одежду для куклы».

Цель: соотносить предметы по величине.

Д/игра «Собери бусы».

Цель: учить чередовать предметы по 2 – 3 признакам (форме, цвету и величине).

Д/игра «Что нужно куколке красавице?».

Цель: формировать представление детей о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.

Ноябрь

Дикие животные

Д/игра «Спрячь мышку».

Цель: закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии.

Д/игра вкладыш "Три медведя"

Цель: развивать умения детей составлять целое из частей.

Домашние животные

Д/игра "Клубочки для котят"

Цель: учить детей группировать объекты по 2 признакам (цвету и величине).

Д/игра "Спрячем матрешек"

Цель: продолжать учить детей складывать 3-6 местную матрешку.

Д/игра "Спрячь животное" (например, кошку от собачки).

Цель: формировать представления о геометрических фигурах, эталонах цвета.

Дома, здания, строительство

Д/игра «Собери башенку». Цель: закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания.

Д/игра "Найди свой домик"

Цель: продолжать учить детей сравнивать объекты с учетом их свойств, величины и формы

Д/игра "Три медведя"

Цель: формировать представления детей о величине предметов.

Д/игра «Домик для Матрешек».

Цель: учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной.

Мой дом, моя квартира

Д/игра «Закрой окна в домике».

Цель: формировать представления детей о геометрических фигурах, закреплять представления детей о цвете и величине

Декабрь

Улицы, транспорт

Д/игра «Подбери машинку по цвету».

Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету. Д/игра «Найди такую же машинку».

Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания.

Д/игра «Найди предмет такой же формы».

Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

Природа зимой, зимняя одежда

Д/игра "Подбери куклам одежду"

Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и размеру, обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету.

Д/игра "Украсим кукол"

Цель: учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах и цвете.

Жизнь животных и птиц зимой

Д/игра "Подбери перышко"

Цель: учить детей раскладывать цветные перышки в определенном порядке по словесному указанию по 2 признакам (величина, цвет).

Д/игра "Сложи животное"

Цель: учить детей складывать из геометрических фигур разного цвета и размера животное по образцу.

Новый год

Д/игра «Украсим елочку». Цель: закреплять умение детей группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Д/игра «Собери бусы для елочки». Цель: продолжать учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете.

Январь

Забавы детей зимой

Д/игра «Выложи по образцу». Цель: продолжать учить детей выкладывать узор на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете.

Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы на ощупь одной формы.

Д/игра «Подбери машинку для мишки».

Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине.

Забавы детей зимой

Д/игра «Выкладывание орнамента».

Цель: продолжать учить детей выкладывать узор на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете.

Д/игра «Сложи снеговика». Цель: упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Д/игра «Разные круги».

Цель: продолжать учить детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины.

Комнатные растения

Д/игра «Найди такой же цветок» (форма, величина)

Цель: упражнять детей в умении группировать объекты по 3 признакам (форме, цвету и величине).

Д/игра «Длинное - короткое». Цель: формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины.

Февраль

Посуда

Д/игра «Новоселье у куклы Наташи».

Цель: Закреплять умение детей определять величину предметов.

Д/игра "Чаепитие у куклы Маши"

Цель: Продолжать учить детей правильно соотносить посуду по цвету и размеру (красная большая кружечка к красному большому блюдечку и т.д.).

Д/игра "Чаепитие у Зайки"

Цель: закреплять умение детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Продукты питания

Д/игра «Собери овощи и фрукты».

Цель: упражнять детей в раскладывании овощей и фруктов по цвету и величине.

Д/игра «Украсим торт».

Цель: упражнять детей в выкладывании узора на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете.

Защитники Отечества

Д/игра «Чередование флажков».

Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету, форме и величине.

Д/игра «Подбери к шарикам круги».

Цель: учить детей соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар).

Д/игра «Кому какой?».

Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Литературная неделя

Д/игра «Построим дом для сказочных героев».

Цель: продолжать учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной, развивать глазомер.

Д/игра «Найди в группе игрушки (например, красного цвета)».

Цель: развивать способности детей устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закреплять знания детей об оттенках цвета.

Д/игра «Геометрическое лото».

Цель: закреплять умение детей соотносить форму и цвет изображенного предмета с геометрической формой и цветом

Март

Такие разные мамы

Д/игра «Что подарила мама?». Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, закреплять умение выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Д/игра «Веселые матрешки». Цель: упражнять детей в умении различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

Д/игра «Собери цветочек для мамы (бабушки)».

Цель: закреплять умение детей видеть форму в предмете, составлять предмет (цветок) из геометрических фигур

Богатство родного края (лес, животные, птицы)

Д/игра "Елочки и грибочки"

Цель: закреплять умение детей чередовать объекты по словесному указанию взрослого (например, выложи – елочку, грибок, грибок, елочку и т. д.)

Д/игра «Спрячь мышку».

Цель: упражнять детей в различении шести цветов спектра и их названии.

Д/игра «Кораблик- пирамидка» (геом.фигура, цвет)

Цель. Обогащать чувственный опыт детей через восприятие геометрической формы.

Домашние птицы

Д/игра "Гуси с гусятами"

Цель: упражнять детей в размещение элементов мозаики с постоянной сменой сочетаний цветов в условиях выбора двух нужных цветов из шести.

Пазлы "Курочка и цыпленок"

Цель: учиться воспроизводить заданные формы по образцу, развивать творческое воображение.

Начало весны

Д/игра «Разложи сосульки»

Цель: упражнять детей в раскладывании предметов по величине от самого длинного до самого короткого и наоборот.

Д/игра «Подбери лучики к солнышку»

Цель: закреплять умение детей подбирать лучики по цвету и размеру; упражнять детей в раскладывании лучиков в определенной последовательности (например, длинный – короткий и т.д.; короткий – короткий - длинный и т.д.).

Д/игра «Найди в песочке» (кубик, шарик)

Цель: упражнять детей в умении определять предметы различной формы на ощупь.

Апрель

Одежда весной

Д/игра "Собери бусы"

Цель: упражнять детей в выкладывании фигур в определенном порядке в соответствии с заданным образцом.

Д/игра "Оденем кукол"

Цель: закреплять умение детей учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесные обозначение величин.

Дикие животные весной

Д/Игра "Лиса и зайцы"

Цель: закреплять знания и представления детей о том, что величина является значимым признаком, учитывать ее в своих действиях; упражнять в соотнесении резко различных величин на расстоянии, проверяя в случае необходимости с помощью наложения.

Д/Игра вкладыш "Козлята и волк"

Цель: упражнять детей в умении составлять целое из частей.

Д/Игра "Заборчик для петушка" (со счетные палочки)

Цель: закреплять умение детей чередовать объекты по цвету; фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов.

Рыбы

Д/игра «Разрезанные картинки»

Цель: закреплять умение детей составлять предмет из частей.

Д/игра «Поймай рыбку» (величина)

Цель: Закреплять знание детей о величине и цвете предметов.

Насекомые

Д/игра «Спрячь насекомое»

Цель: закреплять умение детей соотносить цвет и размер с заданным предметом (насекомым).

Д/игра «Сложи насекомое»

Цель: упражнять детей в складывании насекомых из геометрических фигур разного цвета и размера по образцу.

Май

Повторение и закрепление пройденного материала.

Приложение

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание»

Окружающий нас мир, среда, в которой мы живем, несут в себе огромную воспитательную силу, обладают великой развивающей возможностью. Поэтому важно не только в детском саду, но и дома создавать такую обстановку, такую среду, которая бы активно участвовала в позитивном развитии детей, которую действительно можно бы было назвать развивающей средой. А так как сенсорное воспитание является базой и основой воспитания и развития вообще, важно наполнить окружающую среду атрибутами сенсорного развития.

Основой сенсорного воспитания  является ознакомление детей с сенсорными эталонами цвета, формы и величины и умением оценивать окружающую действительность через призму сенсорных эталонов.

Так как в раннем возрасте (1-3 лет), психологические процессы носят неустойчивый характер, важно неоднократно и долговременно закреплять знания и умения детей. Для ознакомления и закрепления сенсорных знаний и умений я бы порекомендовала следующее.

Цвет.

Закрепить одинаковые предметы, но разного цвета в разных частях комнаты. К примеру, в одном углу комнаты расположена птица красного цвета, в другом углу комнаты – птица синего цвета и т.д.

Начните изучать цвета спектра с красного – самого яркого, запоминающегося цвета. Изготовьте из бумаги птицу красного цвета. Полюбуйтесь ей, заострив внимание на цвете, повторив его название неоднократно. Несколько дней заостряйте внимание ребенка на птице, спрашивайте: какого цвета птичка? Покажите, что еще в комнате есть красное: предметы быта, одежда. На прогулке, в гостях, рассматривая предметы, спрашивайте о красном цвете, вспомните, что у вас есть красная птица.

То же самое делаем при изучении синего цвета, а в объектах окружения обращаем внимание на 2 цвета: красный, синий.  

Затем в комнате ребенка появляется  зеленая, затем желтая птицы.

В быту:  дома,  на улице, в магазине, в гостях обращаем внимание детей на четыре основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый; спрашиваем о названии цвета. Научить ребенка оперировать цветами спектра, классифицировать предметы по признаку – цвет поможет игра «Разложи по цвету». Приготовим 4 коробки (банки, контейнеры и др.), раскрасим их в четыре основных цвета. Подберем шарики (крышки, кружечки, мелкие одноцветные игрушки) соответствующих цветов.

Ставим перед ребенком коробочки. «Смотри, что у меня есть – коробочки. Эта коробочка красная, эта синяя, эта – желтая, а вон – зеленая!» Таким же образом раскладываем шарики.

«Шарики весело гуляли на солнышке, но вот пошел дождик. Шарикам нужно быстро спрятаться в домике-коробочке. У каждого шарика свой домик. У синего шарика… дай мне синий шарик, у синего шарика – синий домик (кладем шарик в синюю коробочку, сравниваем сходство цвета шарики и коробочки). Остальные шарики ребенок разложит сам. Повторите игру, дав возможность ребенку разложить шарики без вашей помощи. Если ребенок ошибается, сравните цвет шарика с цветом коробки, вынудите ребенка исправить ошибку.

В следующий раз увеличьте количество шариков. К примеру, по 5 шариков каждого цвета. В следующее использование игры шарики заменяем другими предметами, чтоб цвет для ребенка не ассоциировался с шариком, «не привязывался» к данному объекту.

Когда ребенок усвоит 4 основных цвета, таким же образом знакомим ребенка с оранжевым и фиолетовым цветами спектра. И к 3-4 годам ребенок хорошо умеет оперировать 6 цветами спектра, называет их. Очень трудно для детей найти грань между синим и голубым цветом. Поэтому голубой цвет изучаем в последнюю очередь.

Форма.

Важными сенсорными эталонами являются геометрические фигуры. Ведь все предметы, объекты окружающего мира имеют форму, которая так или иначе рассматривается в сравнении с эталоном.

При ознакомлении с геометрической формой, важным становится не только компонент зрительного восприятия, но и компонент тактильных ощущений, тактильного восприятия.

Для ознакомления детей с геометрическими фигурами, вырезаем из картона плоскостные круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Чтобы фигуры стали интересными для детского восприятия. Оживляем их (рисуем глазки, носик, ротик).

Знакомим с геометрическими фигурами постепенно. Начинаем с круга. Так как параллельно с вами детей знакомят с    геометрическими фигурами в детском саду, спросите, знает ли ребенок, как зовут этого человечка, на что он похож? Предложите погладить круг, обратите внимание, что он гладкий, нет острых уголков, что он может кататься. Круг хочет погостить у вас. Разместите круг на уровне глаз ребенка. Поищите в предметах ближайшего окружения предметы, похожие на круг (тарелка, колесо от машинки и др.).

Так же гостями комнаты становятся и другие фигуры-человечки. На прогулке, в помещении обращайте внимание ребенка на форму объектов окружающей действительности.

Научить классифицировать  предметы по  форме поможет игра «Разложи по форме». Принцип, правила игры идентичны принципу и правилам игры «Разложи по цвету», с которой мы подробно знакомились в разделе «Цвет».

Приготовьте «домики» для фигур (коробки, банки и т.п.), наклейте на них сенсорный эталон – геометрическую фигуру. На один «домик» наклейте круг, на другой – квадрат и т.д.

На первом этапе игры предложите ребенку раскладывать геометрические фигуры: квадратики, кружочки, треугольники, овалы, прямоугольники по своим «домикам». Затем стоит усложнить игру. Вместо геометрических фигурок предложите  по «домикам» раскладывать картинки с изображением предметов: стол, окно, аквариум, тарелка, крыша дома и т.д. Таким образом, вы будете способствовать не только развитию восприятия, но и развитию у него наглядно образного мышления.

Величина.

В раннем возрасте ребенку свойственно определять величину объектов окружающего мира понятиями «большой» и «маленький». Важно познакомить ребенка и с другими понятиями «высокий» и «низкий», «длинный» и «короткий», «широкий» и «узкий», научить ребенка употреблять эти слова-понятия по назначению. А так как в раннем возрасте мышление ребенка наглядно-действенное, будем знакомить ребенка с вышеперечисленными понятиями через действия с предметами. Подскажите, покажите ребенку как правильно сравнить данные ему предметы, используйте приемы приложения и наложения одного предмета на другой. Важно самим взрослым правильно употреблять понятие величины: ленточки длинная и короткая (а не большая и маленькая), папа большой, а сын маленький.

В раннем возрасте авторитет взрослого очень весом. Ребенок – ваше зеркало. Он подражает вам во всем, «ловит» ваши слова «на лету». Говорите правильно и ребенок тоже будет говорить правильно. Не забывайте в быту: на прогулке. В гостях, дома закреплять понятия величины: «Посмотри, Ваня, какой высокий дом, а вот низкий».

Место нахождения предмета в пространстве.

Для нас, взрослых, кажется элементарным употребление слов, обозначающих место нахождения предмета в пространстве. Но если вы попросите годовалого малыша взять под столом игрушку, навряд ли он заглянет именно  под стол. Ребенок знает слово «стол», но что обозначает «под»? В этом случае поможет подражание взрослому. Употребляя неоднократно «под», загляните под стол, постучите рукой по полу и по крышке стола снизу «под столом». Таким же образом покажите ребенку, что такое «на» столе, «за» столом, «возле» стола и т.д.

Помните о неустойчивости психологических процессов детей раннего возраста. Неоднократно и долговременно, а вернее постоянно закрепляйте то, что знает и умеет ваш малыш. А посетив магазины игрушек, обратите внимание на игры, которые помогут вам в сенсорном воспитании вашего ребенка. Помните, что малыш 1-3 лет не умеет играть самостоятельно. Только ваше умелое руководство поможет достичь желаемого результата.

Приложение

Конспект непосредственно образовательной деятельности

По сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Тема: «Такие разные зайчики».

Цель:

1. Продолжать учить детей различать предметы по величине, и правильно ориентироваться в словах «большой», «маленький».

2. Способствовать накоплению у детей зрительно опыта.

3. Создавать положительную эмоциональную атмосферу при общении с детьми.

Словарная работа: большой, маленький.

Индивидуальная работа: Закрепить понятие «большой», «маленький»

Материал и оборудование: Игрушки «Заяц» (большой, «Заяц» (маленький, домики - большой и маленький, кубики большие и маленькие, морковки большие и маленькие.

Ход занятия:

I часть: Вводная.

Сюрпризный момент.

Ребята находятся в приемной.

Воспитатель:

-Ребята, мы сегодня с вами пойдем в гости к зайчикам.

Ребята заходят в группу.

Воспитатель:

-Мы пришли с вами в гости к зайчикам. Здравствуйте, зайчики.

Дети:

-Здравствуйте, зайчики.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите какие они разные. Почему? (ответы детей). А какие у них домики? (ответы детей).

II часть: Основная часть.

1. Проблемная ситуация.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, а зайчики у нас сидят такие грустные и не играют вместе. Давайте их спросим, что случилось?

На полу разбросаны большие и маленькие кубики.

Зайцы отвечают:

- Мы играли своими кубиками, а потом они у нас перемешались, и мы не можем их собрать. Поэтому мы грустные.

2. Привлечение детей к участию разрешения проблемной ситуации.

Воспитатель:

-Ребята, давайте поможем зайчикам разобраться с кубиками.

(Каждый ребенок берет по два кубика: один большой кубик несет к домику большого зайца, а другой – маленький кубик и несет к домику маленького зайчика).

Сначала дети выполняют сами, если же что-то не получается, помогает воспитатель.

3 .Физкультминутка: «Какие мы большие, какие мы маленькие».

«Какие мы стали большие».

И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу, поднять руки вверх, опустить.

Повторить 4 раза.

«Какие мы были маленькие».

И. п. : тоже, присесть, руки положить на колени, встать, опустить руки.

Повторить 4 раза.

4. Художественное слово: Воспитатель вместе с детьми проговаривает стихотворение.

-Зайка серенький, где был и пропадал?

-В огороде морковку ел и глотал.

5. Дидактическая игра: «Угостим зайчиков морковками».

Задача: учить детей узнавать предметы по характерному признаку.

Игровое действие: зрительно определить морковки по величине, большому зайчику - большая морковка, маленькому зайчику - маленькая морковка.

III часть: Заключительная.

Зайчики:

-Спасибо, Вам, ребята за помощь, помогли разложить наши кубики, спасибо за угощение. А мы вам приготовили сюрприз.

Воспитатель:

- Посмотрите, ребята, что это? (ответы детей) .

Дети:

- Спасибо, зайчики, и до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию на тему: «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру».

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живопись...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ   «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»...

педагогический проект "Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Комсомольский детский сад №3 «Радуга» с.Комсомольское ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей р...

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактические игры

Сенсорное  развитие ребёнка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:  их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вку...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры".(2 младшая группа)

Сенсорное развитие детей 3-4 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста через дидактическую игру»

Цель проекта: систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста....