Познавательно-игровой проект «Применение игр и игровых упражнений с мячом в работе с детьми»
проект по теме

Познавательно-игровой проект «Применение игр и игровых упражнений с мячом в работе с детьми»

 

Мяч  по  популярности  занимает  первое  место  в царстве детской игры.  Он, как магнит,  притягивает к себе детей,  стимулируя их неуемную фантазию и двигательное творчество. Мяч – это рука ребенка, развитие ее связано напрямую с развитием интеллекта.  Мяч – круглый,  как Земля, и в этом его сила!


Сталь Анатольевич Шмаков

Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма

популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными.

Работая над проектом я поставила перед собой, следующие задачи:

• Расширять кругозор и социализацию дошкольников;

• Воспитывать интерес к физической культуре и спорту;

• Осуществлять пропаганду здорового образа жизни;

• Развивать умение воспринимать информацию и пользоваться ею;

• Способствовать развитию познавательных интересов детей;

• Расширять активный словарь детей.

Новизной  проекта является:

1Упражнения с мячом проводятся в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо.

2. При проведении  игр с мячом развитие новых способностей происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях, ребёнок, увлечённый игрой, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действий.

3. В  играх с мячом совершенно другая организация детей: они не сидят на стульчиках как обычно, а встают в кружок, в линейку, имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать. Данная особенность игр позволяет снимать «учебную усталость», которая проявляется у большинства дошкольников на обычных занятиях, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счёте, ведёт к более глубокому и прочному пониманию изученного материала.

4.  Игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие мелкие движения становятся более точными, быстрыми, ловкими. В играх с мячом задействованы все пять пальцев обеих рук.

Всю работу мы начали с информационно-подготовительного этапа:

подготовили консультации для родителей «Русские народные игры с мячом», «Подвижные игры с мячом», «Как правильно выбрать мяч», «История мяча»;

составили картотеки игр с мячом« Игры на улице», «Школа мяча», «Подвижные игры с мячом;

Оформили папку «Всё про мяч», в которую вошли стихи, загадки, песенки;

 подобрали иллюстрации на темы

«Мячи разных видов спорта»,

«Животные и мячи»,

«Спортивные игры с мячом»,

«Забавные мячи»

Изготовили настольные дидактические игры с мячом;

Оформили в группе мини-музей «Мой весёлый звонкий мяч».

Определили взаимосвязь образовательных областей через систему развивающих игр с мячом и сделали вывод, что она взаимосвязана со всеми областями образовательного процесса.

Перешли к практическому этапу. Познакомили детей вот с таким необычным героем. Его зовут Мячик Мячикович, он приходит к нам на занятия и приводит с собой друзей- различные мячи.

Речевое развитие

Например, на занятия по развитию речи с ним приходит « Мячик-Говорун». Вместе мы играем в такие игры:

«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх.

·        «Повторяем дружно звук»

·        «Мячик маленький поймай и словечки приласкай»

Бросая мяч ребенку, называем слово. Например : шар. Ребенок, возвращая мяч, образует новое слово, при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (шарик).

•         «Слог да слог – и будет слово» учим  добавлять слог до слова.

Бросаем ребенку мяч и говорим первую часть слова, ребенок,  возвращая  мяч, произносит все слово.

Например: СА – сахар, СА – сани…

•          "Кто больше знает слов?"

Взрослый предлагает детям подобрать слова с заданным звуком. Ребенок называет слово, берет мяч и бросает его в корзину. Знатоком считается тот, кто больше забросил мячей в корзину.

•          "Скажи наоборот"

Взрослый бросает ребенку мяч с отскоком, называет слово и предлагает назвать слово, противоположное по смыслу: холодный - горячий, веселый - грустный, большой - маленький и т.д.

 «Словесный волейбол».

 В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мяч, называя существительное, а тот участник, который ловит мяч, должен назвать подходящий по смыслу существительному глагол, например солнце – светит. Если же участник называет не подходящий глагол, он выбывает из игры.

 

Целями, которых является:

•         Формирование правильного звукопроизношения;

•           развитие фонематических процессов;

          Активизация словаря;

Познавательное развитие

На занятие по математике приходит мячик «Посчитай-ка».

С ним мы играем в игры, направленные на формирование элементарных математических представлений и  сенсорное развитие. Это такие игры:

«Посчитай за мной»
«Скажи предыдущее число»
«Скажи последующее число»
«Составь число»
«Скажи какого цвета»
«Какой формы»
«Назови дни недели»

 

На занятие по окружающему миру приходит мяч «Всезнайка» и играем в игры:

«Мяч бросай фрукты называй»

«Мяч бросай и одежду  называй»

«Мяч бросай да цветочки ( деревья) называй»

«Я знаю три названия (цветов,  овощей, деревьев)»( отбивать мяч от пола)

«Лови, бросай приметы осени называй»

«Мяч бросай одним словом  называй»

 «Кто вы мне , а кто вам я , если вместе мы семья»

«Что бывает такого же цвета , как лимон»

«Какого цвета лимон?» (апельсин, баклажан, огурец)

 

Физическое развитие

На занятия по физической культуре приходит мяч «Попрыгун» играем в игры:

«Подбрось и поймай»

«Выстрел мячом»

«Закати мяч в ворота»

«Мяч через голову»

 «Выбивала»

«Собачка»

Все они направлены на развитие быстроты реакции, на закрепление навыков подбрасывания, ловли и прокатывания мяча.

 

Художественно-эстетическое развитие

 Мяч «Каляка-маляка» учит  нас играть в игры:

«Пошёл художник в магазин».

«Когда это бывает?»

«Кто из героев русских сказок…»

«Изобрази животное»

«Отгадай название сказки»

 

Социально-личностное развитие

 мяч «Добрячок» играет с нами в игры:

 «Назови по имени»

 «Вежливые слова»
«Скажи ласково»

«Полезно - вредно»

«Правильно - не правильно»

 

Практическая значимость

 Игры с мячом способствуют:

1.     развитию умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры речи.

2.Развивая мелкую моторику в играх с мячом, тем самым готовим руку ребёнка к письму, рисованию, самообслуживанию.

3.Одновременно с этим стимулируем речевую активность, так как на пальцах и ладонях есть «активные точки» , которые передают импульсы в речевые центры.

4.Возможность использовать игры с мячом в разных видах деятельности детей (на музыкальных, физкультурных и других занятиях, на прогулке, в свободной деятельности) позволяет намного быстрее и прочнее усвоить изученный материал.

 

Результатами реализации данной системы работы является:

Дети успешно и легко усваивают более сложный программный материал без переутомления и увеличения учебного времени.

Повысился процент усвоения речевого материала.

Каждый ребёнок стал активным участником занятия, а не пассивным слушателем, поскольку получает эмоционально-положительный опыт, необходимую помощь ,оценку, одобрение и высокую двигательную активность.

Возрос интерес к физической культуре и спорту.

Происходит в целом гармонизация развития ребёнка.

 

Игры с мячом – это любимое  занятие детей.
Игра воспитывает ребенка пытливым, находчивым и здоровым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom.pptm2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад № 65 г. Йошкар-Олы «Незабудка»» « Применение игр и игровых упражнений с мячом в работе с детьми дошкольного возраста» Познавательно-игровой проект Выполнила: Петухова Т.В. 2015 год

Слайд 2

Задачи проекта: • Расширять кругозор и социализацию дошкольников; • Воспитывать интерес к физической культуре и спорту; • Осуществлять пропаганду здорового образа жизни; • Развивать умение воспринимать информацию и пользоваться ею; • Способствовать развитию познавательных интересов детей; • Расширять активный словарь детей.

Слайд 3

Новизна проекта :

Слайд 4

Информационно- подготовительный этап Консультации для родителей Картотеки игр с мячом

Слайд 5

Оформление папки « Всё про мяч» ( стихи, загадки, песенки) Иллюстрации на тему: « Мячи разных видов спорта», «Животные и мячи», «Спортивные игры с мячом», «Забавные мячи»

Слайд 6

Настольные дидактические игры с мячом “Слово называй – мячик бросай» «Мяч прокати, слово назови» «Мяч на поле» «Найди одинаковые мячи»

Слайд 7

Мини-музей «Мой весёлый звонкий мяч»

Слайд 8

Физическое развитие

Слайд 9

Практический этап:

Слайд 10

Речевое развитие : «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» « Мячик маленький поймай и словечки приласкай» « Слог да слог – и будет слово» учим добавлять слог до слова . "Кто больше знает слов?" "Скажи наоборот" "Строим мост"

Слайд 11

«Посчитай за мной» «Скажи предыдущее число» «Скажи последующее число» «Составь число» «Скажи какого цвета» «Какой формы» « Назови дни недели» Познавательное развитие

Слайд 12

«Мяч бросай фрукты называй» «Мяч бросай и одежду называй» «Мяч бросай да цветочки ( деревья) называй» «Я знаю три названия (цветов, овощей, деревьев)» « Лови, бросай приметы осени называй» «Мяч бросай одним словом называй» «Кто вы мне , а кто вам я , если вместе мы семья» «Что бывает такого же цвета , как лимон» «Какого цвета лимон?» (апельсин, баклажан, огурец ) Познавательное развитие

Слайд 13

Физическое развитие Упражнения и зарядка с мячом « Подбрось и поймай» «Выстрел мячом» «Закати мяч в ворота» «Мяч через голову» «Выбивала» «Собачка»

Слайд 14

Художественно-эстетическое развитие «Пошёл художник в магазин». «Когда это бывает?» «Кто из героев русских сказок…» «Изобрази животное» «Отгадай название сказки » «Тихо – громко » «Музыкальный мячик»

Слайд 15

«Назови по имени» «Вежливые слова» «Скажи ласково» «Полезно - вредно» «Правильно - не правильно» Социально-личностное развитие

Слайд 16

Практическая значимость игр с мячом:

Слайд 17

Успешно и легко усваивается более сложный программный материал; Повысился процент усвоения речевого материала; Ребёнок стал активным участником занятия; Возрос интерес к физической культуре и спорту; Гармонизация развития ребёнка. Результаты работы :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

Материал содержит игры с мячом для развития речи детей раннего, младшего и старшего возраста. Может быть использован педагогами детского сада и родителями воспитанников....

Исследовательский проект на тему «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»

В проекте описывается исследование поразвитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучению подвижным играм и упражнениям. Составлен план работы с детьми, педагогами и родителями....

Игры и игровые упражнения с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста

Мяч незаменим для развития общей и мелкой моторики, координации движений, скорости реакции, ловкости, внимания, смекалки. С его помощью малыш осваивает мир отношений, учится взаимодействовать с другим...

Методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для дошкольников «Праздник мяча»

Методическая разработка посвящена различным играм и упражнениям с мячом для детей 4-7 лет....