Знакомство с числом и цифрой в подготовительной группе детского сада.
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа) по теме

Жук Алла Ивановна

Планирование по ознакомлению с составом числа из двух меньших чисел. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie._chislo._tsifra.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с числом и цифрой в подготовительной группе детского сада.

Сентябрь

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: Представление об арифметической задаче. Состав числа «2».

Цель: Учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр и знаков; познакомить с составными частями задачи: условие, вопрос, решение, ответ.

Продолжать развивать умение вычитать и прибавлять, продолжать учить пользоваться знаками «+» «-».

Закрепить умение понимать отношение между числами, записывать эти отношения с помощью знаков < > =.  

Познакомить с составом числа «2» из двух меньших.

Продолжать учить решать задачи на установление закономерностей.

Наборное полотно с двумя полосками, карточки-цифры от 1 – до 10. Конверт с четырьмя открытками.

Цветные изображения двух ромашек, два карандаша.

Картинка-иллюстрация задачи в стихотворной форме: «Вырос гриб в тени осин…»

Таблицы с представленными на них логическими задачами.

Раздаточный материал: карточки с двумя свободными полосками. Пеналы с набором геометрических фигур. Кассы цифр, счётные палочки.

Д/и: «Угадай число» – понимание отношений между числами.

Д/и: «Продолжи ряд» – владение прямым и обратным счетом.

Д/и: «Молчанка» – умение прибавлять и вычитать «1».

Д/и: «Называй – не зевай» – закрепление счета, нумерация чисел в пределах «10».  

«Угадай-ка» – состав числа из двух меньших чисел.

«Нарисуй последнюю фигуру» – развитие мыслительных способностей.

Октябрь

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: Состав числа «3». Понятие об обратной задаче.

Цель: Познакомить с составом числа «3». Учить раскладывать число «3» на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число.

Закрепить представление о составе числа «2».

Учить записывать, решать и читать примеры на сложение и вычитание в пределах трех. Закрепить представление о составе этих чисел из единиц.

Закрепить представление о структуре задачи, учить правильно формулировать ответ на вопрос задачи.

Познакомить с взаимосвязью между сложением и вычитанием, формировать вычислительный навык детей.

Развивать аналитическую деятельность, пространственное воображение детей; умение ориентироваться на листе бумаги.

 

Наборное полотно с четырьмя полосками.

Корзинка, три гриба (муляжа), 7 красных, 4 синих, 1 желтый треугольник, 3 ореха.

Картинка-иллюстрация задачи в стихотворной форме: «У богатого волченка…»

Раздаточный материал: карточки с четырьмя свободными полосками. Пеналы с набором геометрических фигур. Кассы цифр, счётные палочки.

Тетради в клетку, простые карандаши, цветные (синий и красный).

Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» стр. 43 №6.

Д/и: «Разбей на части и напиши равенство» – состав числа из двух меньших.

Д/и: «Измени фигуру» – учить решать задачи на смекалку (перестроение фигур, составленных из палочек).

 Д/и: «Кто внимательнее?» – развитие пространственного воображения, умение ориентироваться на листе бумаги.

 

Ноябрь

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: Состав числа «4».Связь сложения и вычитания.

Цель: Познакомить с составом числа «4». Учить раскладывать число «4» на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число.

Закрепить представление о составе числа «2 и 3».

Учить записывать, решать и читать примеры на сложение и вычитание в пределах четырех.

Продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между сложением и вычитанием, формировать вычислительный навык детей.

Учить составлять арифметические задачи, понимать смысл того, каким количественным изменениям приводят практические действия с предметами, о которых говорится в задаче; учить давать развернутый ответ на вопрос задачи.

Развивать внимание, умение рассуждать, решая задачи в стихотворной форме.

 Наборное полотно с тремя полосками, карточки-цифры от 1 – до 10.

Четыре кубика, четыре карандаша.

Картинка-иллюстрация задачи в стихотворной форме: «Два мышонка грызли корку…», «Белка шишки собирала…»

Сюжетная картинка для составления арифметической задачи «Во дворе играли…»

Раздаточный материал: карточки с тремя свободными полосками.

Два треугольника. Пеналы с набором геометрических фигур. Кассы цифр, счётные палочки.

Тетради в клетку, простые карандаши, цветные (синий и красный), ножницы.

Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» стр. 63 №7.

Д/и: «Покажи соседей» – понимание отношений между числами, упр. в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Д/и: «Вместо одного числа – два», «Заселяем домики» – закрепление представления о составе числа «2 и 3».

«Угадай-ка» – состав числа «4» из двух меньших.

Д/и: «Дополни до 4-х» (стр.47 №5.Петерсон.)

Упр: «Кто внимательнее?» – развитие пространственного воображения.

«Нарисуй» (стр. 63 №7) – уточнение пространственных представлений.

Декабрь

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: Состав числа «5». Ознакомление с линейкой.

Цель: Познакомить с составом числа «5». Учить раскладывать число «5» на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число.

Закрепить представление о составе числа «2, 3 и 4».

Учить записывать, решать и читать примеры на сложение и вычитание в пределах пяти.

Продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между сложением и вычитанием, формировать вычислительный навык детей.

Продолжать учить давать развернутый ответ на вопрос задачи. Закреплять представление о структуре задачи.

Упражнять детей в сравнении смежных чисел в пределах 10, продолжать учить называть смежные числа к названному числу. Понимать выражение: «до», «после».

Продолжать учить решать задачи на поиск недостающей фигуры и доказывать правильность решения.

Учить измерять предметы с помощью линейки, записывать результаты измерения.

 Наборное полотно с четырьмя полосками.

Два круга (на одном пять коров, на втором пять лисичек). Пять конфет.

Картинка-иллюстрация задачи в стихотворной форме: «Три синицы на кормушке…».

Сюжетная картинка для составления арифметической задачи «У кролика было…»

Таблицы с представленными на них логическими задачами.

Раздаточный материал: карточки с четырьмя свободными полосками.

Пеналы с набором геометрических фигур. Кассы цифр, счётные палочки.

Тетради в клетку, простые карандаши, цветные (синий и красный), ножницы.

Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» стр. 61 №6.

«Какая карточка перевернута?» – учить называть смежные числа к названному числу. Понимать выражение «до», «после».

«Считаю – отвечаю» – учить записывать, читать и решать рпимеры на сложение и вычитание в пределах 4-х.

 «Вставь нужные цифры» – закрепление состава чисел «2», «3», «4».

«Угадай-ка», «Лучший летчик» – закрепление состава чисел в пределах «5».

«Дорисуй четвертую фигуру» – развитие мыслительных операций.

«Сделай шапочки одинаковыми» (Петерсон стр.61 №6) – развитие логики.

 

Январь

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: Состав числа «6». Называние чисел при сложении.

Цель: Познакомить с составом числа «6». Учить раскладывать число «6» на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число.

Развивать внимание и умение рассуждать, решая задачи в стихотворной форме.

Познакомить детей с называнием чисел при сложении, познакомить с переместительным законом сложения.

Закрепить представление о структуре задачи. Упражнять детей в составлении задач по картинкам, учить выделять числовые данные задачи.

Уметь решать логические задачи на поиск недостающей фигуры и доказывать правильность решения.

 Наборное полотно с пятью полосками, карточки-цифры от 1 – до 10.

Два круга (на одном 6 тюльпанов, на другом 6 нарциссов).

Сюжетная картинка для составления арифметической задачи «В гости к поросятам сереньким пришел поросенок розовый…»

Раздаточный материал: карточки с пятью свободными полосками.

Пеналы с набором геометрических фигур. Кассы цифр, счётные палочки.

Тетради в клетку, простые карандаши, цветные (синий и красный).

Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька».

«Подбери к картинкам подходящие примеры» (Петерсон стр. 59 №4), «Кто в домике живет?» (стр.62 №4) – закрепление знаний о составе чисел в пределах пяти из двух меньших.

Д/и: «Дополни до «6» – закрепление состава числа «6».

«Веселые человечки – закрепление состава чисел «4,5».

Д/у: «Найди недостающую», «Нарисуй четвертую фигуру» – развитие мыслительных операций.

Задачи на сообразительность – развитие логики.

Февраль

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: Повторение и обобщение изученного. Закрепление состава чисел от 2 – до 6.

Цель: Закрепить последовательность натурального ряда чисел от 1 – до 10, навыки порядкового счета (в прямом и обратном порядке).

Закрепить умение понимать отношение между числами, записывать эти отношения с помощью знаков.

Продолжать учить называть смежные числа к названному числу, понимать выражение «до», «после».

Упражнять детей в увеличении и уменьшении числа на один в пределах 10-ти.

Закрепить представление о составе чисел от 2 до 6 из двух меньших; умение решать, читать и записывать примеры на сложение и вычитание в пределах 6.

Упражнять детей в составлении задач по сюжетной картине, учить выделять числовые данные задачи, формулировать арифметическое действие.

Развивать внимание, умение рассуждать, решая задачи в стихотворной форме.

Развивать логическое мышление.                  

Кассы цифр.

Д/и: «Называй – не зевай» – закрепление счета, нумерация в п

ределах 10.

Д/и: «Угадай число» – понимание отношений между числами.

Д/у: «Заселяем домики» – закрепление состава чисел от 2 до 6.

 «Молчанка» – умение прибавлять и вычитать «1».

«Где живет Незнайка?» – упр. на сравнение смежных чисел в пределах 10.

«Сосчитай-ка» – умение решать задачи в стихотворной форме.

«Математическая рыбалка» – закрепление знаний о составе чисел в пределах 6-ти.

«Подбери обувь лягушатам» – умение решать примеры на сложение.

«Поиск девятого» – развитие мыслительных операций.

Март

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: Состав числа «7». Знакомство с десятком.

Цель: Познакомить с составом числа «7». Учить раскладывать число «7» на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число.

Учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах 7-ми.

Учить воспроизводить состав чисел в пределах 6-ти по памяти.

Сформировать понятие новой счетной единицы: «десяток».

Познакомить детей с образованием разрядных чисел, их названиями – 10, 20, 30 и т.д. до 100.

Упражнять детей в составлении задач по картинкам. Учить выделять числовые данные задачи.

Развивать логическое мышление.

Касса цифр, счетные палочки –

десять пучков по десять штук.

Коробка, 6 кубиков, карточки цифры от 1 до 10.  

Картинка-иллюстрация задачи в стихотворной форме: «Улов у Поликарпа: 3 карася, 3 карпа».

Сюжетная картинка для составления арифметической задачи: «Козлята…»

Изображение веселого паровозика.

Карточки с логическими заданиями.

Раздаточный материал: Кассы цифр, счётные палочки, связанные пучками по 10 штук.

Тетради в клетку, простые карандаши, цветные (синий и красный), ножницы.

«Домики» – на состав числа.

Д/и: «Заселяем домики» – закрепление состава чисел «4», «5», «6».

«Угадай», «Дополни»– закрепление знаний состава чисел.

Д/и «Парашютисты» – закрепление состава чисел от 2 до 6.

Ролевая игра: «Автобус» – отработка состава числа «7».

Ролевая игра: «Магазин игрушек» – закрепление состава чисел от 2 до 7.

«Нарисуй недостающую фигуру» – развитие мыслительных операций.

Апрель

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: Состав числа «8». Числа от 1 до 20. Нумерация. Название и последовательность чисел.

Цель: Познакомить с составом числа «8». Учить раскладывать число «8» на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число.

Закрепить формулирование понятие новой счетной единицы: «десятка»; знать, что «десяток» и «один десяток» – одно и тоже.

Закрепить образование разрядных чисел и их названия – 10, 20…100.

Учить складывать и вычитать десятками.

Учить записывать, решать и читать примеры на сложение десятками до 100.

Объяснить, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, раскрыть особенность их названий и порядок следования при счете.

Развивать логическое мышление.

Карточки-цифры от 1 до 10. Кубики 2-х видов по 10 штук. Таблицы разрядов.

Картинка-иллюстрация задачи: «Кот собрался обедать».

Раздаточный материал: Кассы цифр, 8 фишек.

Тетради в клетку, простые карандаши, цветные (синий и красный), ножницы.

Игра: « Молчанка» – упр. в устном счете.

«Какие карточки перевернуты» – учить сложению и вычитанию десятками.

«Математическая рыбалка» – закрепление состава чисел «5», «6».

Игра: «Соберем грибы в корзину» – закрепление состава чисел.

 «Кто больше?» – отработка состава числа «8».

 «Нарисуй недостающую фигуру» – развитие мыслительных операций.

Задачи на сообразительность.

Май

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: Состав числа «9». Время. Часы.

Цель: Познакомить с составом числа «9». Учить раскладывать число «9» на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число.

Закрепить состав числа «8» из двух меньших.  

Учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах 9-ми.

Повторять последовательность чисел второго десятка, формировать вычислительный навык детей.

Познакомить с часами: циферблат, стрелки. Учить определять время.

Продолжать учить решать и составлять арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков.

Продолжать учить решать логические задачи на поиск закономерностей.

Коробка, 8 фишек. Карточки-цифры от 1 до 10. Макет часов.

Раздаточный материал: кассы цифр, 8 фишек.

Тетради в клетку, простые карандаши, цветные (синий и красный).

Пеналы с набором геометрических фигур.

«Хлопки» – счет, нумерация в пределах 100.

 «Считай вперед – считай обратно» – понимание отношений между числами в числовом ряду.

«Угадай-ка» – Закрепление состава числа «8».

«Самый быстрый почтальон» – закрепление состава чисел «8», «9».

«Веселые человечки» – закрепление прибавления и вычитания в пределах 8-9.  

«Сложи квадрат» – учить воссоздавать фигуры из частей, развивать аналитическую деятельность, развивать мышление.

«Нарисуй справа ту же фигуру» – упр. на развитие точности, исполнительской деятельности.

Июнь

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: 

Цель: Состав числа «10». Закрепление и повторение пройденного.

Познакомить с составом числа «10». Учить раскладывать число «10» на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число.

Закрепить состав числа «9» из двух меньших. Учить записывать, читать и решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

Продолжать учить решать задачи-шутки с математическим содержанием.

Учить отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и знаков.

Упражнять детей в развитии точности и исполнительской деятельности, используя образец в тетради в клетку.

Картинка-иллюстрация задачи в стихотворной форме.

Сюжетная картинка для составления арифметической задачи.

Раздаточный материал: «Домики» – на состав чисел от 5 до 9.

Тетради в клетку, простые карандаши, цветные (синий и красный).

Кассы цифр.

Пеналы с набором геометрических фигур.

«Цепочка» – счет и нумерация в пределах 100.

 «Найди лишнее число» – счет и нумерация.

«Засели числа в домики» – закрепление состава чисел от 5 до 9.

«Дополни» – отработка состава числа «9».

«Парашютисты» – закрепление состава чисел от 6 до 10.

«Лучший летчик» – закрепление прибавления и вычитания а пределах 10.

Игра-соревнование: «Кто первый посадит самолет, выполнив все задания».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по математикe «Знакомство с числом 9, цифрой 9» (подготовительная группа)

    Дети знакомятся с образованием и составом числа 9, цифрой 9.  Упражняются  в решении задач с помощью предметных моделей, в количественном и порядковом счете.Закрепл...

ЗНАКОМСТВО С ЧИСЛОМ И ЦИФРОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.

Учебно-методический материал. Ознакомление с числом и цифрой в пределах первого десятка....

Конспект НОД по ФЭМП. Число и цифра 7. Подготовительная группа

Какой сегодня день недели?- Какой был вчера?- Какой будет завтра?- Какой по счёту четверг?- Какой по счёту воскресенье?- Сколько дней в неделе?...

Конспект познавательной беседы «История появления цифр.» для детей подготовительной группы детского сада

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО – познавательное разви-тие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.ОО ФГОС ДО, познавательное развитие, задачи:1. Познакомить детей с ис...

Число и цифра 7. Подготовительная группа

Образовательные области: познание, социализация, коммуникация.Цель: знакомство с цифрой 7 и составом числа 7 из двух меньших.Задачи:Образовательные:Познакомить с числом и цифрой 7;Учить дете...

НОД по ФЭМП в подготовительной группе детского сада. Тема: «Решение логических задач, определение места числа»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе: "Решение логических задач, определение места числа"....