ДОКЛАД Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
статья по математике (младшая группа) на тему

Куклина Евгения Сергеевна

из личного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сенсорика27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №4 «Золотой петушок»

ДОКЛАД


Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила:

Масленникова Е.С

Лангепас 2015

Работая в группе раннего возраста я поняла что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию. Так как с одной стороны оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение потому что полноценное восприятие необходимо для успешного обучения в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то чтобы научить детей точно полно и расчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму величину высоту звуков и т.п.). Психологические исследования показывают что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием конструированием, развития речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.
Сенсорное развитие это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета  - о их форме, цвете, величине и т.п.
В педагогическом процессе сенсорного развития детей стоят такие задачи как обогащение непосредственно чувственного опыта детей в разных видах деятельности, движения рук по предмету в процессе ознакомления с ним, нахождение сходства и различия между предметами с одинаковыми названиями, формировать умение называть свойства предметов.
Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование, игровая деятельность т.к. играя ребенку легче запомнить.
Значение сенсорного развития состоит в том что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
Маленькие дети начинают открывать окружающий мир впитывая в себя потоки сенсорной информации. В возрасте 2-3 лет в жизни ребенка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Ребенок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинает накапливаться представления о цвете форме величине и других свойствах предметов. Важно что бы эти представления были разнообразными.
Начиная с 3 лет основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомления их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Усвоение сенсорных эталонов это длительный и сложный процесс не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
Усвоение сенсорных эталонов происходит в несколько этапов:
1 этап – предэталонный происходит на 3 году жизни. Ребенок начинает называть треугольные формы крышами, про круглые формы говорит что это мячик. Т.е. при использовании одного предмета другой используется как образец.
2 этап – средствами восприятия выступают уже конкретные предметы. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни так и на материале дидактических игр. Особое место занимают эталоны величины, т.к. она носит условный характер. Любой объект не может быть сам по себе большим или маленьким, он приобретает эти качества при сравнении с другим.
На уровне восприятия происходит и ознакомление с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон – короткими и длинными.
Интеграция образовательной области познания имеет связь с другими образовательными областями, такими как
1.    Физическая культура – это например использование разноцветных кеглей (изучение спектра цветов – обойди красную кеглю и т.д.)
2.    Коммуникация – необходимо больше разговаривать с детьми, например что стоит у нас в группе – шкаф какой большой. Стульчик какой маленький и т.д.
3.    Центр искусства – это рисование, разными цветами красок.
4.   Литературный центр – например сказка про машу и трех медведей где описаны размеры большой средний маленький.
5.    Социализация – это разные виды игр. Во время игр детей приучаю выполнять элементарные трудовые поручения например: катя положи маленький кубик на большой, или посади большую куклу на большой стул и т.д.
Для сенсорного развития детей в моей группе создана развивающая предметная среда. У нас есть дидактической стол для игр с песком и водой. Детям очень нравится переливать воду из одного ведерка (красного) в другое (синее). Смешивать песок с водой и делать формочками разные фигурки. Есть уголок ряженья, где весят у нас фартуки, юбки, шапки разных цветов сшитые своими руками. При смене одежды у детей закрепляются представления о цвете (одела юбку красную, шапку зеленую и т.д.).
Так же есть у нас дидактический стол по сенсорике. Там у нас есть такие игры как – пирамидки разных размеров, , пазлы, игры приобретенные в магазине. Работая в группе я изготавливала   дидактические   игры по сенсорному развитию своими руками. Я старалась соблюдать эстетичность приготовленного дидактического материала. Это – чистые цветовые тона, приятная фактура.
Для того чтобы ребенок лучше усвоил все то что мы даем ему в детском саду с ним дома должны заниматься и родители. После общения с родителями на собрании выяснилось, что не все дети знают цвета, формы и не со всеми занимаются дома. Была организована консультацию для родителей на тему «сенсорное развитие детей раннего возраста».
Родители прислушались к нашим советам и стали приносить материал созданный своими руками нам в группу – юбки сшитые своими руками, куклы с одежкой и др.
Учитывая специфику работы с детьми чтобы добиться цели необходимо закрепление пройденного материала, я использую способ повторения тех же занятий, но применяю новый материал.

Мне тебя одного стало мало
Слишком долго мы были вдвоем,
Я тебя и ругала как мама
Я и радости приносила в дом.
Ты так часто бываешь и рядом,
Я так часто вижу твое лицо.
И порой я думаю-хватит!
Надо что-то менять и все.
Я твои наизусть знаю руки,
Знаю как они ждут, как любят.
Я тебя наперед перебью,
Просто знаешь что я скажу.
Мы друг друга меняли, прощали, ругали.
Ты такой же как был, и остался,
Я теперь не хочу оправданий,
Надоела однообразность,
Все что есть-это все что было,
Все что было-обыденно стало.
И насколько же я тебя полюбила?
Если мне тебя одного стало мало.
Знаешь, пусть с нами будет кто-то.
Она будет тебя любить,
Рисовать твое имя в блокнотах,
И тихонечко рядом быть.
Она будет плакать сначала,
Отворачиваться и просить чтоб укрыл ты ее одеялом.
Верно сердце не станет стыть…
Она, она будет носить мои бусы,
Мои туфли и красить глазки,
Она будет тихонечко слушать твои теплые на ночь сказки.
Я вообще-то любить ее буду тоже,
Может больше даже чем тебя.
Только оба мы на нее похожи,
Оба скажем-она моя.
И роднее ее и прелестней
В целом свете с тобою не сыщем.
Это общая наша принцесса,
Разделенная нашими жизнями.
Пока ножки ее будут топать по полу тихонько,
Пока глазки ее все в тебя
Будут нежно моргать веселясь,
Мы друг друга обнимем с тобою,
Зная малышка у нас родилась…
Мне тебя одного стало мало
Слишком долго мы были вдвоем,
Я тебя и ругала как мама,
Хочешь, я стану мамой ее?

Мне тебя одного стало мало..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Презентация была подготовлена в рамках мастер класса для родителей  «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях», который помог им, с минимальным...

Влияние предметно - развивающей среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.

Доклад.Влияние предметно-пространственной среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.Дошкольное детство особый период становления органов и систем и прежде всего фун...

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей  младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» (Первая младшая группа)

Родительское собрание в форме мастер-класса«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»(Первая младшая группа)...