Консультация для воспитателей «Закрепление и использование элементарных математических представлений старших дошкольников в различных видах деятельности и в жизни»
консультация по математике (старшая группа) на тему

Николаева Елена Олеговна

Практика применения элементарных математических представлений на занятиях и в быту создает достаточные условия для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на коллективных занятиях. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №75 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики

Консультация для воспитателей

«Закрепление и использование элементарных математических представлений старших дошкольников

в различных видах деятельности и в жизни»

Составитель: Николаева Е.О.

Чебоксары 2015


Старший дошкольный возраст благодатный для развития творчества, познавательной активности и интересов детей. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Главное, связать развивающейся интерес детей к новой социальной позиции с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.

Один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению – это уровень развития его математических способностей. Обучению дошкольников математике отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания на компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Начальное обучение дошкольников математике осуществляется, в основном, во время непосредственно-образовательной деятельности. Однако, дети не всегда понимают смысл выполняемых ими действий: для чего нужно считать, измерять; почему надо производить именно эти действия и выполнять их не приближенно, а точно? Не уяснив значение совершаемых действий, дети выполняют их механически, постепенно теряя интерес к этому виду деятельности. Дети должны понимать, что приобретенные ими знания действительно им нужны, и научились ими пользоваться. Это будет способствовать дальнейшему развитию интереса детей к математике и расширению полученных знаний.

Многие психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) считали, что формирование у дошкольников математических представлений должны опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения. Этого можно достичь, если строить обучение детей элементам математики как в непроизвольной повседневной жизни, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Многие исследователи проблем обучения и развития дошкольников (Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, М.И. Моро, А.А. Свечников, Л.И. Скаткин и др.) отмечали, что для математического развития детей дошкольного возраста необходим комплексный подход к решению всех проблем.

В детском саду непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений проводятся 1-2 раза в неделю (в зависимости от возраста детей) в первой половине дня. Для наиболее лучшего усвоения материала эта работа должна проводиться не только на занятиях, но и во время образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Одна из важнейших задач воспитателя заключается в том, чтобы знания, приобретаемые детьми в процессе обучения на занятиях по математике, использовались в различных видах деятельности и в жизни.

Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. В предметном рисовании, передавая форму предмета, дети применяют способы ее опознания зрением, осязанием, движением руки, называют геометрическую фигуру, которая напоминает данную форму (изображая рыбу, говорят, что она, как овал; рисуя передник – что он похож на прямоугольник, и т. д.) Большие возможности для создания предметов разных размеров и формы (плоской, круглой, овальной, цилиндрической), а также для упражнения в их назывании имеются во время лепки. Широко следует использовать и занятия детей аппликацией, в процессе которых они овладевают умениями вырезать круг, треугольник, четырехугольник (трапецию, квадрат, прямоугольник), делать два треугольника из квадрата, прямоугольника к др.; по-разному располагать эти фигуры на плоскости. Делая игрушки на елку или готовя подарок для малышей, дети подсчитывают их количество, чтобы «всем хватило». В орнаментальном рисовании, аппликации у детей развиваются глазомер и чувство ритма (они раскладывают ритмично предметы на бумаге, составляют симметричные узоры из листьев и цветов, считают лепестки, листья растений, ягоды, затем рассказывают, как они располагали элементы и почему именно так).

Музыка. На музыкальных занятиях закрепляются пространственные представления и счетные навыки. С помощью музыкального руководителя дети знакомятся с основными свойствами музыкального звука – с высотой (регистры), с направлением мелодий вверх-вниз; с продолжительностью звуков (длиннее-короче), с аккордами, состоящими из двух, трех, пяти звуков, и т.п.

Физическое развитие. На занятиях по физическому воспитанию дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счетом. Например, строятся в две, три колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги. Круги могут находиться внутри другого общего круга, один двигаться налево, другой направо; марш по залу (прямоугольнику, подчеркивая на поворотах углы), бегут «по кругу», «врассыпную», «змейкой» и т.д. При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве: правая и левая сторона, повороты полукругом, кругом и т.д. В различных подвижных играх также широко используются умения детей ориентироваться во времени и пространстве, знания об измерениях условными мерками или общепринятыми мерами (отсчитывание шагами расстояния от одного пункта к другому, расстояния при метании, беге, высоту прыжка и т.д.)

Познавательное развитие. Ознакомление с природным окружением. Эти занятия также многое дают детям в плане математического развития. Например, дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, неделях, днях. Осознав текучесть, длительность времени, дети отмечают, как долго бывает светло в разные сезоны. При уходе за растениями в природном уголке, на огороде, клумбах дети измеряют рост, подсчитывают количество бутонов, цветков, отмечают, что бывает сначала, что потом, отмечают последовательность действий. Во время экскурсий в природу, в парк или по городу закрепляется умение детей ориентироваться в пространстве. Собирая листья на участке, обращаем внимание детей на форму лепестков, их структуру, подсчитываем их количество. Заготавливая природный материал, дети собирают и складывают десятками шишки, желуди, камешки. Здесь закрепляется счет групп.

Познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная деятельность. Упражняя детей в сооружении различных зданий из строительного материала и конструкторов, конструировании по рисункам, фотографиям, чертежам и схемам, по собственным зарисовкам, по предлагаемым условиям, по замыслу, по темам закрепляются представления детей о геометрических фигурах и формах. Это способствует развитию воображения, творчества, изобретательности, способности к нестандартным решениям. Для этого они подвергают технический рисунок или фотографию анализу: разбираются, из каких частей он состоит, каков способ их соединения, обдумывают нужный для конструирования материал по форме, размерам, количеству, намечают последовательность операций, осмысливают наиболее рациональные способы действия.

Речевое развитие. Все действия и наблюдения детей не принесут желаемого результата, если не будут отражаться в речи. Совместно с воспитателем и самостоятельно друг другу, дети проговаривают то, на какие геометрические фигуры похожи листья, сколько они собрали больших и маленьких шишек, чего больше, у каких растений стебли короткие, а у каких длиннее. При рассказывании по картине дети должны не только описывать сюжет, но и учиться видеть количество и размещение действующих лиц. То есть необходимо обращать внимание на позу действующих лиц, на их размещение.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Необходимо и в жизни использовать умения детей: считать предметы при накрывании на стол, правильно располагать их (справа от тарелки ложку, нож, слева вилку, посередине стола тарелку с хлебом, вазу с цветами и т. д.), удобно расставлять оборудование для занятий и т. д. Необходимо научить детей ориентироваться в помещении детского сада, в обстановке, приучать класть вещи на определенное место; уходя на прогулку, считать взятые игрушки и приносить их в том же количестве. Приучать регулировать свою деятельность и поведение поможет развитое «чувства времени»: вовремя закончить одевание на прогулку, прием пищи, уборку со стола и др. Во время сбора на прогулку можно проводить соревнования: проследить с помощью часов (песочных), за какое время оденутся девочки (мальчики), кто из них потратит больше времени. В разнообразных сюжетно-ролевых играх также закрепляются пространственные, количественные и временные представления детей. Например, организуя сюжетно-ролевую игру «Супермаркет», «Кафе» или «Аптека» дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры), готовят денежные купюры, проводят манипуляции с ними. Для закрепления знаний о количественных, пространственных, временных отношениях, о форме и размере предметов используются дидактические игры, которые можно предлагать детям и в совместной, и в самостоятельной деятельности. Например, парные картинки на количество и цифры, на размеры предметов и форму, на пространственное расположение предметов; предметное лото на форму, на счет; сюжетные картинки для узнавания времени года или части суток; математические диктанты и др. Занимательные дидактические игры не только способствуют закреплению известного детям материала, но и пробуждают любознательность, развивают подвижность ума, инициативу, самостоятельность мысли.

Взаимодействие с родителями. Работая с родителями по данному вопросу, необходимо обращать их внимание на то, что знания, которые дети получают в детском саду необходимо закреплять и дома, в повседневной жизни. По дороге из детского сада домой можно учить ориентироваться на улице (знать название улицы, на которой расположен детский сад; название улицы, номер дома и квартиры, где проживает ребенок), обращать внимание детей на то, что цифры можно увидеть везде: на автобусах, номерах домов, машин, квартир, на то, что номера домов идут не по порядку (они четные и нечетные), выяснить, где встречаются многозначные числа (в телефонных номерах, номерах домов). В магазине, обращать внимание детей на цены на различные товары, особое внимание уделять товарам, ценой до десяти рублей. Дома отмечать в календаре знаменательные и памятные даты, дни рождения членов семьи, поручать следить за их приближением, закрепить знание дня своего рождения, возраста, приучать к четкому распорядку дня и т. п.

Практика применения элементарных математических представлений на занятиях и в быту создает достаточные условия для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на коллективных занятиях. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.

Список использованной литературы

  1. Данилова, В. В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / В. В. Данилова. – М. : Просвещение, 2000. – 175 с.
  2. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева. – М. : Просвещение, 2002. – 175 с.
  3. Леушина, А. М. Формирование количественных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М. : Просвещение, 1998. – 368 с.
  4. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб. : Детство-Пресс, 1999. – 96 с.
  5. Михайлова, З. В. Занимательные задачи для дошкольников / З. В. Михайлова. – М. : Школьная пресса, 2002. – 125 с.
  6. Петрова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике / М. Н. Петрова. – М. : Просвещение, 2005. – 326 с.
  7. Полякевич, С. И. Организация занятий по математике в детском саду / С. И. Полякевич. – М. : Просвещение, 1997. – 165 с.
  8. Роговская, Е. Б. Формирование представлений о числе и величине у детей дошкольного возраста в процессе моделирования / Е. Б. Роговская. – М. : Просвещение, 2000. – 160 с.
  9. Столяр, А. А. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет / А. А. Столяр. – М. : Просвещение, 2003. – 84 с.
  10. Тарунтаева, Т. В. Развитие количественных математических представлений у дошкольников / Т. В. Тарунтаева. – М. : Просвещение, 2000. – 64 с.
  11. Чеплашкина, И. И. Математика - это интересно. / И. И. Чеплашкина, Л. Ю. Зуева. – СПб : Детство-Пресс, 2004. – 53 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»

Формирование элементарных математических представлений реализуется как на занятиях, так и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому способствует: экскурсии, ознакомление с литератур...

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»

Одной из составляющих образовательной области «Познания» является формирование элементарных математических представлений дошкольников.  Приобретение этих представлений имеет существен...

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах деятельности »

Наша задача- дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия и, но и общие закономерности...

Консультации для воспитателей. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»

Консультации для воспитателей.«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»...