Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по математике на тему

Лоншакова Мария Валерьевна

Методическая разработка

 «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Введение

2. Актуальность темы

3. Развитие восприятия у детей  дошкольного возраста посредством

    тренировки систем

4. Виды восприятия и новообразования

5. Восприятие формы, величины, цвета

6. Концепция методической работы

   6.1. Цели и задачи

   6.2. Планирование

   6.3. Организация предметно – развивающей среды

   6.4.Организация процесса деятельности с детьми

   6.5.  Результат работы  

7. Заключение

8.Список используемой литературы

9. Приложения

  • Результат работы..
  • План деятельности с детьми, работы с родителями.
  • Консультации с родителями.
  • Конспекты занятий.
  • Фотографии.

                                                  Восприятие – это целостное отражение

 предметов, ситуаций, явлений, возникающих при

 непосредственном воздействии физических

 раздражителей на рецепторные

поверхности органов чувств 

(Маклаков А.Г.).

1. ВВЕДЕНИЕ.

Детство - пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя.
Вот поблескивающие разноцветием акварельные краски. Они называются медовыми, вкусно пахнут, их даже хочется лизнуть. Вот цветная бумага, из которой можно вырезать квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники, овалы. А если наклеить эти фигурки на лист картона, то получится картинка. Вот детали конструктора. Подбирая их по цвету, форме, величине, можно выстроить самые разнообразные поделки.

Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов.

Например, ребенку предъявили морскую звезду. Возникновение в его сознании образа этого объекта происходит примерно так. От органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания) нервное напряжение бежит по проводам-нервам в мозг и достигает специальных центров (миллионов клеток в коре головного мозга, специализирующихся на приеме цветовых, звуковых и других раздражителей), вызывая нервный процесс возбуждения. При этом запускается тончайшая дифференцировка действующих раздражителей (формы, величины, веса, цвета, запаха морской обитательницы), а также их интеграция, объединение. Ребенок должен отобразить целое как совокупность его частей, выделить главные признаки среди второстепенных, сопоставить их с той категорией предметов и явлений, которая ему известна, отвлечь эти существенные признаки от второстепенных индивидуальных особенностей именно этого предмета. Вот какая сложная мыслительная работа необходима, чтобы воспринять этот простой объект!

Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью.    Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет.    Несмотря на то , что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.

На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.

 2. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

 В настоящее время происходит значительное расширение области исследования отечественной специальной педагогики и психологии за счет повышения интереса к теоретическим и прикладным аспектам воспитания и обучения детей.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его умственного развития. Его осуществление происходит путём своевременного развития у детей органов чувств, ощущений, восприятий, представлений, то есть развитие первой сигнальной системы, которое осуществляется с помощью формирования у детей сенсорной культуры. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи в любом виде деятельности, занимают сенсорные способности. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Исследованием этой проблемы занимались такие выдающиеся педагоги и психологи, как З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Поддъяков, А. П. Усова, Ш. А. Абдуллаева, Э. А. Александрян, М. Ю. Кистяковская, Н. С. Карпинская, С. Л. Новоселова, Э. Г. Пилюгина и другие.

 В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами. Сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая  работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

Воспитатель знакомит детей с сенсорными эталонами: выработанными человечеством представлениями об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений – формы, цвета, размера и т.д. Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях  самое существенное, характерное. Как показали исследования А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения эталонов и мер сенсорных.

3.  РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИРОВКИ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ.

Восприятие формируется в связи с развитием, усложнением деятельности анализаторов. Сталкиваясь ежедневно с определёнными людьми и с окружающими предметами, ребёнок постоянно испытывает зрительные, слуховые, кожные и другие раздражения. Постепенно раздражения, вызываемые данным предметом, выделяются из всех воздействий окружающих предметов и явлений, связываются между собой, что приводит к возникновению восприятия особенностей данного предмета. Например, звуки голоса матери младенец слышит, обычно одновременно видя её фигуру и лицо. В результате эти слуховые и зрительные раздражители выделяются и связываются вместе, и у ребёнка возникает целостный образ матери.

Важнейшее значение для формирования восприятия, как и других психических процессов, имеет подкрепление. Ребенок воспринимает тот или иной предмет, выделяет комплекс раздражителей, которые относятся к данному предмету, если установление связей между ними проходит успешно формируется ориентировочно-исследовательский рефлекс, вследствие чего и происходит развитие, совершенствование восприятия.

Характерно, что ребёнок начинает воспринимать первым то, что имеет для него наибольшее жизненное значение, то, что связано с удовлетворением его жизненных потребностей. Так, из всех окружающих людей и предметов младенец раньше всего выделяет и узнаёт заботящуюся о нём мать. В дальнейшем круг воспринимаемых предметов и явлений всё более расширяется.

Большое значение при этом имеют действия ребенка -- захватывание предметов рукой и оперирование ими. Совершающаяся при подобных действиях совместная работа руки и глаза приводит к образованию временной связи между зрительными, кожными и двигательными раздражителями, что необходимо для правильного восприятия окружающей действительности.

По мере усложнения деятельности ребёнка, использования всё большего числа предметов домашнего обихода в практических целях (во время еды, умывания, одевания), а также манипулирования вещами в различных играх у него обогащается и уточняется восприятие окружающих предметов и явлений.

Как показывают исследования, на протяжении первых трёх лет жизни у ребёнка быстро совершенствуются зрительная оценка небольших расстояний, а также правильные определения с помощью зрения местоположения предметов. Значительно улучшается у преддошкольника различение предметов по окраске и форме. В пределах небольших дистанций ребёнок начинает правильно воспринимать величину разно удалённых предметов. Так, если приучить ребёнка двух, двух с половиной лет к тому, что в большой коробке всегда находится какая-нибудь интересная игрушка, а в маленькой нет (образовать у него временную связь между размером коробки и местонахождением игрушки), то он будет всегда тянуться к большой коробке. Это произойдёт даже в том случае, если последняя будет находиться значительно дальше от него, чем маленькая, так что проекционное изображение большой коробки на сетчатке глаза окажется меньше, чем изображение маленькой коробки.

Больших успехов достигает преддошкольник в восприятии слов родного языка, а также в различении простых мелодий. В результате речевого общения с окружающими людьми всё большую роль в восприятии ребёнка начинает играть слово, вторая сигнальная система. Взрослый, называя те или иные предметы, привлекает к ним внимание ребёнка, заставляет подробнее наблюдать характерные их особенности, последовательно переходить от одной детали к другой. Вместе с тем называние взрослым, а затем и самим ребёнком воспринимаемых предметов и явлений привлекает прошлый опыт, связанный с данным словом, что придаёт восприятию осмысленный, сознательный характер.Восприятие является сложным процессом, заключающимся в разнообразных движениях глаза при рассматривании особенностей предмета, в различных ощупывающих движениях руки при осязании и так далее. Оно предполагает широкое использование прошлого опыта. Само собой разумеется, что такая сложная психическая деятельность не может существовать у ребёнка от рождения. Она складывается постепенно в результате практической деятельности и специального обучения на протяжении жизни ребёнка.

Хотя к концу преддошкольного возраста восприятие ребёнка достигает относительно высокой ступени развития, однако оно во многих отношениях ещё очень несовершенно. Ребёнок  ещё не овладел тончайшими и многообразнейшими движениями воспринимающих органов, необходимыми для правильного восприятия сложных предметов и явлений.

Так, рассматривая какую-либо картинку, он ограничивается тем, что бросает на неё беглый взгляд или же останавливается на какой-либо одной детали, не замечая остальные её особенности. При осязании предмета он схватывает его всей рукой, не прослеживая пальцами его контура, не прощупывая углублений и выступов на его поверхности, не испытывая нажимом пальцев его твёрдости. В результате такого грубого и ограниченного исследования объектов возникающие в голове у ребёнка образы воспринимаемых предметов оказываются, иногда, очень неточными и несовершенными: ромб, например, смешивается с треугольником, игрушечная овечка -- с собакой и так далее.

Вместе с тем,  дошкольники ещё не умеют подчинять своё восприятие поставленной перед ними задаче, согласовать его с теми требованиями, которые предъявляют к ним окружающие в словесной форме. Поэтому восприятие ребёнка этого возраста носит недостаточно целенаправленный, мало организованный характер. Например, ребёнку предлагают найти на картинке спрятавшуюся за деревом лисичку, а он, увидев изображённых на переднем плане охотников, заинтересовывается ими и уже забывает то, что нужно было сделать. Дошкольник переходит постепенно от примитивных видов восприятия к целенаправленному, сознательному наблюдению различных сторон окружающих предметов и явлений.

В условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первыми впечатлениями, но более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие в его голове образы восприятия окружающей действительности становятся более точными и богатыми по содержанию.

Важную роль в развитии восприятия в дошкольном возрасте имеет изобразительная деятельность. Так, рисование, лепка и конструирование приучают ребёнка более внимательно рассматривать изображаемые предметы, более тщательно их изучать. Правильность восприятия всё время проверяется успехами и неудачами в изобразительной деятельности. При этом необходимо следить, чтобы ребёнок в своём изобразительном творчестве не увлекался односторонне фантазированием, а постепенно приучался более или менее верно воспроизводить реальные особенности воспринимаемых объектов. При этих условиях дошкольник переходит постепенно от очень несовершенных схематических рисунков более точному, полному изображению действительности.

Большое значение в развитии восприятия наряду с изобразительной деятельностью имеют игры, в частности игры дидактические. Интересная игра привлекает внимание то теми, то другими особенностями предметов и заставляет ребёнка более точно, более сознательно их воспринимать. Существенное влияние на развитие детского восприятия оказывают также специально организованные воспитателем наблюдения и экскурсии, работа в уголке живой природы и на участке при детском саде.

Систематические занятия, проводимые в детском саду, беседы по картинкам, рассматривание иллюстраций в книжках постепенно приводят дошкольника к правильному восприятию даже относительно сложных изображений. Одновременно со зрительным восприятием у них развиваются также другие виды восприятия, среди которых нужно в первую очередь отметить осязательные и слуховые. Осязательные восприятия, образующиеся в результате сочетания кожных и двигательных ощущений, совершенствуются под влиянием различных практических действий с предметами, а также специальных дидактических игр и занятий.

Интенсивному развитию музыкального слуха детей дошкольного возраста способствуют музыкальные занятия в детском саду: движения под музыку, пение и слушание музыкальных произведений. Работа над культурой речи дошкольника составляет необходимое условие для развития восприятия звуков родного языка.

Если у младшего дошкольника эти восприятия оказываются ещё во многом несовершенными (малыши путают отдельные звуки, заменяют одни другими, пропускают некоторые из них), то к концу дошкольного возраста ребёнок должен безошибочно различать элементы устной речи и правильно произносить звуки родного языка.

На протяжении дошкольного возраста, под влиянием соответствующей воспитательной работы, возрастает роль словесных сигналов в организации детского восприятия. Дети постепенно научаются смотреть и слушать то, что требует воспитатель, согласовывать своё восприятие с тем планом игры или занятий, который воспитатель даёт им в словесной форме. В дальнейшем они начинают сами, учитывая обстоятельства, формулировать словесно стоящие перед ними задачи, что придаёт их восприятию преднамеренный и планомерный характер.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа, направленная на развитие восприятия, имеет очень важное значение в общем развитии детской психики. Без этого невозможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение ребёнка. Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольника к поступлению в школу.  

4. ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ И НОВООБРАЗОВАНИЯ:

  • восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде всего по форме;
  • восприятие цвета;
  • восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет;
  • восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);
  • восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;
  • восприятие особых свойств- предметов и явлений – объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении;
  • восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия;

                                                            13

  • восприятие сложных явлений действительности – осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.

5. ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ, ВЕЛИЧИНЫ, ЦВЕТА.

  Традиционно ознакомление детей со свойствами предметов предполагает выделение формы, величины, цвета как особых свойств предметов, без которых не могут быть сформированы полноценные представления.
      При этом следует отграничивать целостное восприятие предмета и его узнавание, так как узнавание предмета лишь первый шаг к полноценному восприятию.   Адекватное зрительное восприятие формы и величины предметов может возникнуть только на основе многократного применения на практике различных способов, проб и, сравнения в самых разных ситуациях и на самых разных объектах, овладения умением вычленять нужный признак у предмета и соотносить с признаками других предметов.
      В дошкольном возрасте происходит,  знакомство с основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), величины (длинный — короткий, высокий — низкий, толстый — тонкий и др.), цвета (основные цвета спектра, белый, черный), в процессе практической и игровой деятельности. Использование при этом сенсорных пособий — пирамидок-вкладышей, «Почтового ящика», «Доски Сегена», «Логического куба» и других значительно повышает эффективность всей работы.
      Выделение названных свойств на начальном этапе знакомства, когда дети еще не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идет посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития распознавание формы, величины, цвета достигается в процессе соотнесения свойств,  предметов с усвоенными эталонами.

Последовательно рассмотрим основные методические подходы,  к                         формированию и закреплению у детей   эталонных представлений о форме, величине и цвете предметов.

Форма определяется как внешнее очертание, наружный вид предмета. Среди множества фигур ребенок учится различать шесть основных форм — треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник — сначала по образцу, потом по эталону, который закрепляется в образе-представлении. Главное на начальном этапе — различение самих форм, далее различение названий форм и лишь потом самостоятельное называние. Запомнить сразу название геометрических фигур-эталонов в силу их абстрактности детям с интеллектуальной недостаточностью сложно. Постепенное выделение и различение деталей формы (углы, стороны и др.) позволяют воспринимать ее по отличительным признакам, узнавать не только по внешнему виду, но и по названию.
      Основные задачи при знакомстве с формой предмета   связаны с обучением выделению разновидностей геометрических форм, мысленному расчленению сложных форм на определенные сочетания простых фигур, моделированию предметов разной формы.

Для ознакомления ребенка с разновидностями формы и развития точности их опознания полезны упражнения по зрительно-осязательному переносу. Они могут проводиться в форме распространенной игры «Чудесный мешочек». Приведем пример. Для игры потребуются два комплекта одинаковых фигур, в одном из которых фигуры должны быть вырезаны из толстого материала (оргстекла, фанеры), в другом — из тонкого (картона). Задача игры заключается в том, чтобы безошибочно отыскать в мешочке на ощупь оба экземпляра фигуры, указанной на рисунке или предварительно показанной ребенку, а позднее только по названию формы.
      Восприятию формы,  независимо от положения фигуры в пространстве, ее цвета и величины,  способствует овладение практическими действиями наложения фигур, прикладывания, обведения по контуру, ощупывания, сопоставления элементов фигур и др.

Действуя,  путем проб и  ощупывания и т. д., дети начинают проявлять внимание к свойствам и отношениям предметов, учатся использовать эти знания на практике в повседневной жизни.

В дальнейшем дети способны узнавать форму предметов в зрительном, мысленном плане благодаря сочетанию внешних и внутренних перцептивных действий. Ознакомление со сложными формами происходит путем выделения знакомых признаков или деталей.

Данные умения формируются в играх и упражнениях на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов,   и др.

При организации игр должна соблюдаться последовательность, ориентируемая на возможности ребенка и уровень освоения им перцептивных операций. Задания даются с постепенным усложнением не только самого содержания, но и требований к его выполнению и объяснению в слове производимых действий. Очень важно научить ребенка пользоваться общепринятой терминологией — названиями сенсорных эталонов, что значительно упрощает понимание существующих связей и отношений в окружающем мире.

Исследование возможностей восприятия формы  с детьми    показали, что гораздо труднее им дается выбор однородных предметов заданной формы, чем соотнесение разнородных предметов, осуществляемое в основном путем проб и ошибок.
      В процессе обучения дети должны усвоить, что геометрическая фигура — это образец (эталон), сравнивая с которым можно определить форму предмета. В этом случае нельзя ограничиваться простым показом и называнием формы предмета, так как запоминание не должно быть механическим. Только практическая деятельность детей (рисование предметов разной формы, их группировка, сопоставление, конструирование и др.) будет способствовать полноценному запоминанию и усвоению выделенных свойств, а значит, овладению сенсорным эталоном в целом. Использование предметов разной формы из ближайшего окружения ребенка: блюдце, пуговица, мяч (круглые);  флажок, морковь (треугольные); яйцо, огурец (овальные);  платок, печенье, салфетка (квадратные); портфель, книга, тетрадь, полотенце (прямоугольные) — делает эту деятельность более доступной и интересной.

Овладению эталонами формы (как и величины) способствует конструирование. Значимость конструирования определяется единством практической и мыслительной деятельности детей.

Дети затрудняются установить последовательность действий, представить будущие действия и их результат, не могут дать отчет о работе, если она все же выполнена. А это означает, что конструированию следует целенаправленно обучать. Вся работа строится последовательно: от обучения конструированию по расчлененному образцу к нерасчлененному образцу, когда дети самостоятельно определяют не только количество, форму и величину необходимых деталей, но и последовательность выполнения постройки.

При этом отметим, что дети, как правило, инертны, неэмоциональны, пассивны и не проявляют особого желания активно действовать с предметами и игрушками. Создание у них положительного эмоционального отношения к предлагаемой деятельности является немаловажной задачей работы педагога .
      
Величина рассматривается как размер, объем, протяженность предмета, т. е. это те параметры, которые можно измерить. Величина — понятие относительное, в основе которого всего два слова: большой, маленький. Эти слова часто употребимы и не имеют четко фиксированного значения. Основной характеристикой величины является ее относительность, а значит, она познается только в сравнении с другой величиной (больше, меньше, такой же). Отметим, что соотнесение, сличение объектов между собой как раз и является обобщенным способом, позволяющим успешно решать определенный круг задач на различение величины (а также и формы, и цвета).

Аналитическое восприятие величины связано с выделением разных измерений: длины, ширины, высоты, толщины. Восприятие различных параметров величины, так же как и формы, осуществляется с помощью практических действий наложения, прикладывания, примеривания, ощупывания, измерения, группировки предметов по выделенному признаку.
      Изначально используются образцы одинаковых величин. Различие между предметами по величине является следующим этапом работы. Каждый параметр величины (длина, ширина, высота, толщина) осваивается самостоятельно, но на основе предыдущего параметра. При восприятии любого параметра осуществляются аналогичные действия, которые сначала выполняются с реальными предметами, затем с геометрическими фигурами, а далее в уме с опорой на рисунок или исключительно по представлению.
      Таким образом, для каждого параметра величины должны быть использованы четыре типа игр и упражнений: с предметами, плоскими фигурами, рисунками и по представлению. Изначально предлагаются задания с более контрастными величинами, постепенно добавляются менее контрастные промежуточные размеры, которые позволяют развивать точность глазомера. Каждый новый параметр величины дается на примере знакомых предметов и с использованием параметров из предыдущих заданий.

Приведем пример использования упражнений, соответствующих всем четырем типам заданий:
      1. Сравнивание предметов мебели по высоте (детей по росту):

— сравнивание предметов мебели между собой, дидактическая игра «Что в комнате выше лежит?»;

— сравнивание деталей строительного набора (игрушек и т. д.);
      — сравнивание по росту двух детей, взрослого и ребенка (далее увеличивать количество детей до 5—7).

   2. Сравнивание плоскостных изображений:

 — подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины;

— сравнивание плоскостных геометрических фигур (столбики, треугольники и т. д., различающиеся лишь по одному признаку — высоте).

3. Сравнивание нарисованных предметных изображений, например изображений геометрических фигур, по-разному расположенных на листе бумаги.

4. Сравнивание предметов по параметру высоты по представлению, например дидактическая игра «Что ты знаешь высокое и низкое?» (многоэтажный дом высокий, а одноэтажный низкий, заводская труба высокая, а труба на крыше дома низкая и т. д.).

Подчеркнем, что усложнение представлений об отношениях предметов по величине идет по пути освоения отношений между несколькими предметами, убывающими (возрастающими) по величине. Сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий больше или меньше предыдущего). Осознание параметра величины обязательно закрепляется в слове: пользование специальной терминологией — важная задача обучения.

Более трудными для детей являются задания на упорядочивание треугольников, кругов и других геометрических фигур разной величины, а тем более на совмещение двух сериационных рядов:

а) предметного плана — разместить шесть матрешек постепенно увеличивающихся размеров,  в шесть корзиночек и др.;

б) абстрактного плана — разместить пять кругов по убывающей величине, пять квадратов по возрастающей величине и др.

Общеизвестно,  что восприятие цвета и формы,  осуществляется на основе четких, наглядных эталонов-образцов, хотя они тоже имеют варианты и разновидности. Эталон величины особенный, он все время меняется, так как каждый раз идет сравнение с разными предметами. Понятие величины более абстрактное, чем понятие цвета и формы, более умозрительное, обобщенное, поэтому для восприятия величины особое значение приобретают не только действия обследования, но и овладение способами определения величины при помощи условных мер.

Мерка является промежуточным средством при переходе от прикладывания соизмеряемых предметов друг к другу к глазомерному действию. Выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги (ленточкой), а затем по мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятой системы мер.

Особенность представлений об отношениях предметов по величине состоит в определении на глаз тонких количественных различий между сопоставляемыми предметами. Такое определение различий и носит название глазомера. Как показывает практика, дети с интеллектуальной недостаточностью могут овладеть соизмерением на глаз не только величины отдельных предметов, но и их частей и деталей и отношений между ними, т. е. зрительной оценкой пропорций.
      Данная работа предполагает постепенное усложнение заданий по разным направлениям: увеличение количества сравниваемых предметов (до 5, 7, 10), уменьшение яркости выделенного признака, использование дополнительных, зашумляющих основной признак параметров (например, цвет, форма и т. д.), определение соотношения между частями предмета (или конструкции). Самыми сложными для детей являются задания типа: подобрать на глаз два предмета, которые по суммарной величине равны третьему.

Отметим, что использование в сочетании наглядных и словесных средств обучения, приемов сравнения объекта и изображения, зарисовки, проведение различных измерений объектов и др. помогут детям с интеллектуальной недостаточностью овладеть эталонами величины.

Учитывая, что пути развития восприятия величины и формы одинаковы, целесообразно проводить игры и упражнения на восприятие величины параллельно с играми на восприятие формы. Приведем в качестве примера вариант игры с мозаикой: при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета происходит опредмечивание изображения того или иного предмета. При этом внимание детей фиксируется на том, что величина, цвет, форма могут быть признаками разнообразных предметов. Возможно использование мозаики, например, двух величин, восьми цветов, пяти форм.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что его не определишь тактильно, путем проб и ошибок, так как цвет обязательно нужно видеть. А это означает, что в основе восприятия цвета лежит зрительная ориентировка. Цвет определяется как световой фон чего-либо, окраска. Неточное распознавание цвета и цветовых оттенков, присущих объектам, снижает возможности познания детьми окружающего мира, обедняет их чувственную, эмоциональную основу.

Ознакомление с цветом традиционно начинается еще в раннем возрасте, но дети с интеллектуальной недостаточностью зачастую и в начальных классах путают многие цвета и их оттенки (например, розовый, сиреневый и т. д.), а некоторые цвета не знают и не различают (фиолетовый, оранжевый). Исследования подтверждают, что у таких детей резко снижена цветовая чувствительность. Они нередко используют цвет, не соответствующий окраске реального объекта (раскрашивают огурец в красный цвет, кошку в синий и т. д.), не понимают, что цвет может быть постоянным признаком того или иного предмета.
      Работа по ознакомлению детей с цветом строится в несколько этапов. Первые игры и упражнения предполагают выбор по образцу знакомых предметов, резко различающихся по цвету — доминантному признаку. Понятие цвета дается на примере двух-трех контрастных цветов.

Следующий этап работы — задания, основанные на зрительном сближении, т. е. примеривании предметов по цвету (найти похожий цвет по образцу). Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада (резкого или близкого) между двумя цветами. Действуя с цветом, дети запоминают сначала сами цвета, потом названия основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый, а также белый и черный, и лишь в последующем названия дополнительных цветов и оттенков.

Постепенно у детей начинают складываться представления о цвете, которые закрепляются в слове-названии; вырабатывается понятие о том, что цвет — одно из свойств предмета. На этом этапе уточняются представления о постоянных цветах (снег белый, огурец зеленый, лимон желтый, земля черная, помидор красный и т. д.).

В процессе выполнения практических заданий у детей формируется понятие эталона — образца основных цветов, с которыми они начинают сопоставлять цвет окружающих предметов.

Формирование цветовых мысленных образов (в уме) и оперирование ими в повседневной жизни подчеркивают факт усвоения данного сенсорного эталона.
      Итак, от практических действий цветоразличения к познанию эталонов и к умственным действиям на восприятие цвета — вот основной путь ознакомления с цветом.
      Последним этапом развития цветового восприятия у детей является формирование умений сопоставлять цвета, их сочетания и оттенки, подбирать необходимые цветовые сочетания и, что очень важно, создавать их по собственному замыслу. Навыки цветоразличения развиваются у детей в процессе многочисленных игр и упражнений, которые имеют творческий характер и направлены на формирование эстетического восприятия.

Отметим, что форма, величина и цвет являются определяющими признаками предметов, учет которых помогает более полноценному их применению в жизни. Но, как показывает практика, данные параметры не осознаются детьми с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно, а значит, необходимо специальное коррекционное обучение.    Роль коррекционных занятий — помочь овладеть указанными сенсорными эталонами в индивидуальном порядке.

6. КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

6.1. Цели и задачи.

 Цель работы   – последовательное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизацией. В основе ознакомления лежит организация действий детей по обследованию и запоминанию основных разновидностей каждого свойства. Система обследования включает в себя восприятие предмета в целом, выделение основных частей, мелких деталей и соотношений между ними, нахождение отличительных признаков (цвет, форма,  величина и т.д.) и восприятие целого на основе имеющихся знаний.

Планомерное обследование позволит нарисовать машину более правильно, так как выработка представлений об эталонных разновидностях свойств  происходит в тесной связи с обучением детей рисованию, лепке, конструированию и т.д.

  Исследования детской психологии показали, что ключом к развитию познавательных способностей ребенка является его личный опыт в первые три года жизни – все зависит от стимуляции в решающие годы жизни. Главное – расширить для ребенка мир познания, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития последующих.
С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п. 

Задачи: 

  • Создание  условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  • Формирование  умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве).
  • Воспитание  первичных волевых черт  характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)
  • Развитие восприятия формы, цвета, величины, пространства.
  • Формирование познавательной активности, любознательности.

6.2.Планирование.

 Направления моей работы: 

  • Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
  • Обучение способам обследования предметов
  • Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина)

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Так, как в основе сенсорного развития лежит восприятие, то я определила содержание развития восприятия у детей раннего возраста, которые определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт. После отбора необходимого содержания из дошкольных методик, мною был составлен примерный перспективный план игр-занятий и упражнений с дидактическим материалом, который охватывает все программные требования по сенсорному развитию детей по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывала возраст детей, уровень их развития.  Я использовала следующую методическую литературу: Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», Э.Г.Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»,  А.Е. Кузнецова « Лучшие развивающие игры для детей от года до трех» и др. Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.

Работу начинала планировать с раннего возраста по следующим принципам:

1.Посильность требований

2.Постепенность усложнений

3.Последовательность

Важнейшими условиями успешного сенсорного развития является общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Педагоги взаимодействуют с семьей, используя разнообразные методы и формы работы:

-беседы;

-консультации;

-анкетирование;

-стенды;

-памятки;

-родительские собрания;

-участие в выставках, досугах, развлечениях; в оснащении предметно-развивающей среды.

Только единые педагогические воздействия воспитателей и родителей на маленьких детей способствуют успешной подготовке к переходу их на следующую возрастную ступень.

Проводилась работа и с родителями. Были проведены и оформлены консультации, сделаны папки передвижки. Подробно рассказала  родителям на родительском собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.
Оформлялась выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов . Привлекала к этой работе родителей, которые помогли приобрести и изготовить новые игры.  Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.

6.3. Организация предметно - развивающей среды.

Важным условием для полноценного сенсорного воспитания детей является- создание специальной развивающей среды (организация сенсорно - стимулирующего пространства, сенсорных уголков, оснащение дидактическими играми и пособиями).  Для закрепления величин – большой и маленький – в                        

группе были подобраны парные игрушки : машинки, зайчики, матрешки, слоники, куклы, мячики, шарики, как одинакового цвета, так и разного;  изготовлено панно «Мишки».  Для наглядного ознакомления с формой, предметов было

 сконструировано панно «Коврик» ( Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике) ,  «Контуры», на котором   изображения  контуров предметов для вычленения отдельных форм. Хочется отметить, что предметы также имеют разнообразную окраску.

6.4.Оганизация процесса деятельности с детьми.

Основная форма работы — обучение детей на занятиях. Занятия проводила с начала учебного года.  Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей, так как и то и другое неизбежно привело бы к бездействию их на занятии.

Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.

Поддерживать активность и предупреждать утомление детей позволяет смена характера их деятельности: дети слушают педагога, следя за его действиями, сами совершают какие-либо действия, участвуют в общей игре.   На одном занятии дают от 2 до 4 разных заданий. Каждое повторяется не более 2—3 раз.

Когда дети знакомятся с новым материалом, продолжительность занятия может быть 10—12 минут, так как усвоение нового требует от малыша значительного напряжения; занятия, посвященные повторным упражнениям, можно продлить до 15 мин. Педагог следит за поведением детей на занятии и при появлении у них признаков утомления (частое отвлечение, ошибки в ответах на вопросы, повышенная возбудимость и пр.) прекращает занятие. Следить за состоянием детей во время занятий очень важно, так как утомление может привести к потере интереса детей к занятиям.

  Для усвоения материала использовала следующие методы и приемы  :

Наглядный

Сравнения

Практический

Сопоставления

Словесный

Приложения

Эмоциональная  установка взрослого

Наложения

Привлечение внимания

Наблюдение за действиями взрослого и сверстников

Показ и объяснение

Словесная инструкция

Обучение детей младшей группы носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом.

Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей. Однако, когда впервые выделяют какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать. Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами (длинный — короткий, круглый — некруглый и т. п.). Используются предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям, без лишних деталей, различаются не более чем 1—2 признаками. Точности восприятия способствуют движения (жесты рукой), обведение рукой модели геометрической фигуры (по контуру) помогает детям точнее воспринять ее форму, а проведение рукой вдоль, скажем, шарфика, ленточки (при сравнении по длине) — установить соотношение предметов именно по данному признаку.

Детей приучают последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. («Что это? Какого цвета? Какого размера?») Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения.

Большое значение придается работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности (накладывать предметы на картинки, карточки образца и пр.). Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог дает детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно четкими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются. Наиболее сложные способы действия педагог демонстрирует 2—3 раза, обращая внимание малышей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить. В ходе работы педагог не только указывает детям на ошибки, но и выясняет их причины. Все ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом. Пояснения не должны быть назойливыми, многословными. В отдельных случаях ошибки малышей исправляются вообще без пояснений. («Возьми в правую руку, вот в эту! Положи эту полоску наверх, видишь, она длиннее этой!» И т. п.) Когда дети усвоят способ действия, то его показ становится ненужным. Теперь им можно предложить выполнить задание только по словесной инструкции.  

Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Запоминание у них характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом. Однако, используя игровые приемы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного (пусть еще и элементарной, но математической работы).

Пространственные и количественные отношения могут быть отражены на этом этапе только при помощи слов. Каждый новый способ действия, усваиваемый детьми, каждое вновь выделенное свойство закрепляются в точном слове. Новое слово педагог проговаривает не спеша, выделяя его интонацией. Все дети вместе (хором) его повторяют.

В своей работе с детьми придерживалась следующих принципов:

Принцип дифференцированного подхода

Я помню о том, что ребенок – уникальная личность. Стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать.

После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего ребенка, подбираю задания в соответствии с его умениями и навыками. Так, Саша, пришел к нам в начале  декабря  , диагностическое исследование показало, что ребенок не знает и не называет цвета. Для него я подбираю задания более легкие, чем те которые я даю детям, посещающим детский сад с сентября. Если детям я даю задание на соотношение цветов, например, «Подбери пару для варежки», то  ему  даю задание на их различение: «Найди такую же,  как у меня». И прошу обозначить результат словами «такая», «не такая». Это касается и других свойств  предметов – формы, размера.

Принцип сотрудничества

Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

Если ребенок не справляется с каким либо заданием, я предлагаю: «Давай, я тебе помогу», «Давай попробуем вместе».  Например, собрать пирамидку по принципу уменьшения колец, тогда я предлагаю: «Давай вместе со мной соберем пирамидку. Сначала я выберу самое большое кольцо из всех и одену его на стержень, теперь ты, посмотри и выбери самое большое кольцо из всех оставшихся....» и ребенок с удовольствием выбирал кольца и выполнил задание.

Принцип психологического комфорта каждого ребенка

Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях.
В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты молодец!».

Принцип вариативности

Работу вне «занятий» или необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих действия с разными предметами. Например: по ознакомлению с цветом - «Постройка башни из кубиков», «Разложи на игровое поле»,   «Собери  грибочки», « Гуси с гусятами», «Спрячь мышку», «Найди пару» , «Подбери колесо» и др. В повседневной жизни я обращаю внимание на цвет одежды,  размер, форму   предметов в групповой комнате, на прогулке.

 Закрепление величины проводилось как на занятиях, так и в повседневной жизни – играх, наблюдениях, режимных процессах, самостоятельной деятельности детей.

6.5  Результаты работы.

 Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Проведенная диагностика показала большой скачок знаний и умений  к концу учебного года по всем разделам программы сенсорного воспитания
В связи со сказанным становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка.

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 Анализ проведенной работы показал, что систематическая  и планомерная работа  по данной проблеме, а также  использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов.

Таким образом, в истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева, современная отечественная система). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строится содержание сенсорного воспитания, его методика.

Современная отечественная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания – своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

   Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. Сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности ребёнка способствуют его умственному обучению в школе.

Восприятие можно и нужно развивать. Развитое восприятие позволяет быстро учиться, реальнее воспринимать действительность, создавать основы для личностного и профессионального развития.

Мы стараемся не ограничивать любознательность  детей, позволяя тем самым исследовать интересные для них предметы и помогая освоить действия с ними.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- Ч. II.- М., 1981.

 2. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей. М.: Проспект, 2006 – 309 с.

3. Запарожнов А.В. Восприятие и действие. М., Просвещение, 2007 –543 с.

4. Дружинин А., Дружинина О. Ваш ребёнок от 0 до 7 лет.-М.: ЗАО Центрополиграф, 2008.- 191 с.

5. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. - С. 54–55

6. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: Просвещение: АО «Учебная литература» 1996г.

 7. Плеханов А., Морозова О. Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики // Дошкольное воспитание. -1995. – №7. - С. 64–67

8. Венгер Л А., Пилюгина Э. Г.,  Венгер Н. Б. .Воспитание сенсорной культуры ребенка - М.: Просвещение , 1988.-144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста

                                                Восприятие – это це...

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

1. Введение2. Актуальность темы3. Развитие восприятия у детей  дошкольного возраста посредством    тренировки систем4. Виды восприятия и новообразования5. Восприятие формы, величин...

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

СОДЕРЖАНИЕ. 1. Введение2. Актуальность темы3. Развитие восприятия у детей  дошкольного возраста посредством    тренировки систем4. Виды восприятия и новообразования5. Восприят...

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста» СОДЕРЖАНИЕ. 1. Введение2. Актуальность темы3. Развитие восприятия у детей  дошк...

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторныеповерхности органов чув...