ОД по математике «Сказка ложь, да в ней намек…» в подготовительной группе
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Храброва Светлана Викторовна


Образовательная деятельность по математике "Сказка ложь, да в ней намек..."

Интеграция образовательных областей: "социально-коммуникативное развитие"; "познавательное развитие"; "речевое развитие"; "художественно-эстетическое развитие"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_matematika.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

ОД по математике «Сказка ложь, да в ней намек…»  в подготовительной группе

 Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие»; «познавательное развитие»; «речевое развитие»; «художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Цели: систематизация элементарных математических представлений детей.

Задачи:  закрепить и  проверить знания детей: порядковый счет (в пределах 10), решение задач с использованием арифметических знаков, измерение линейных размеров с помощью линейки, определение соседей числа (в пределах 10),  сравнение физических свойств материалов, порядок расположения  цветов радуги, составление слова из отдельных  букв; закрепить умение делить целое на части; способствовать развитию логического мышления, познавательного интереса, нравственности.

Планируемые результаты: имеет представление о порядковом счете в пределах 10, решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, производит измерение линейных размеров с помощью линейки, сравнивает физические свойства материалов(камень и дерево), умеет делить целое на равные части; имеет представление о расположении цветов в спектре радуги, формулирует ответы на вопросы педагога по содержанию сказки, составляет слово из заданных букв, смело высказывает свое мнение, дружелюбно взаимодействует с окружающими.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказкам: «Репка», «Золушка», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Три поросенка», «Три медведя», «Цветик-Семицветик»; набор цифр и знаков, часы со стрелками (макет), фланелеграф с фигурами героев сказки «Репка», изображение Цветика – семицветика с отрывными лепестками, изображение радуги, изображение мебели в домике трех медведей, линейки для измерения, веревочка от баранок, набор цветных букв для аппликации,  набор камней и деревянных брусков, аквариум с водой (для опыта), аудиозапись мелодии «В гостях у сказки».

 Ход занятия.

Звучит музыкальный  фон «В гостях  у сказки».

Сказочница встречает детей. Дети заходят в группу и рассаживаются на стулья.

СКАЗОЧНИЦА:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Сказочница. Добро пожаловать в мой сказочный терем. А живут в моем тереме сказки.

- Вы любите сказки?

- Да, любим! (предполагаемые ответы детей)

СКАЗОЧНИЦА:

- «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Как вы понимаете эту пословицу?

Дети дают ответы.

СКАЗОЧНИЦА:

- А чему же можно научиться в сказках?

Дети дают ответы.

СКАЗОЧНИЦА:

- Да, через  сказки можно учиться уму-разуму, а еще … математике! Для начала давайте перечислим сказки, которые вы хорошо знаете, и сделаем это с помощью пальчиковой гимнастики.

Дети выполняют вместе со Сказочницей пальчиковую гимнастику (загибают пальцы, называя каждую сказку, а на последние две строчки хлопают в ладоши):

 Будем пальчики считать,

Будем сказки называть.

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок,

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк-Лиса,

Не забудем Сивку –Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про Жар –птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем.

Знаем Волка и козлят –

Этим сказкам каждый рад!

 СКАЗОЧНИЦА:

- Молодцы! Вы много знаете сказок. Сказка – это всегда  чудеса и превращения, и поэтому у меня есть волшебный цветок. Может вы его узнали?

Дети:

- Цветик – Семицветик.

СКАЗОЧНИЦА:

- Почему он так называется?

Дети:

- У него семь лепестков.

СКАЗОЧНИЦА:

- Какого цвета у него лепестки?

Дети называют цвета лепестков.

СКАЗОЧНИЦА:

- Где еще в таком же порядке расположены цвета?

Дети:

- В таком порядке расположены цвета радуги.

СКАЗОЧНИЦА:

- А кто знает поговорку для запоминания порядка цветов в радуге?

Дети произносят поговорку (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан).

СКАЗОЧНИЦА:

- Каждый лепесток моего цветка приготовил для вас загадку про сказку. (Сказочница отрывает поочередно один за другим лепестки цветка и читает, написанные на них загадки про сказки). Итак, начнем:

1-я загадка

Ждали маму с молоком,

А пустили Волка в дом.

Кто, скажите, эти

Маленькие дети?

Дети отвечают:

- Это сказка «Волк  и семеро козлят»

СКАЗОЧНИЦА:

- Правильно, я покажу вам иллюстрацию к этой сказке. (Ставит картину). Чему мы можем научиться в этой сказке?

Дети дают ответы.

СКАЗОЧНИЦА:

- А для того, чтобы научиться математике, решите задачу: В доме было семь козлят. Один козленок спрятался от Волка под печкой. Остальные козлята не успели спрятаться, и их съел Волк. Сколько козлят съел Волк?

Дети:

- Волк съел шесть козлят.

СКАЗОЧНИЦА:

- Запишите  задачу с помощью  цифр и знаков.

Один из детей на доске ставит карточки с цифрами и знаками.

СКАЗОЧНИЦА:

- Молодец! А теперь вторая загадка от лепестка:

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Дети:

- Это сказка «Три медведя»

Сказочница ставит картину:

- Верно! А чему же учит нас эта сказка?

Дети дают ответы.

СКАЗОЧНИЦА:

- А чтобы научиться математике, сосчитайте, сколько всего предметов мебели было в домике у медведей. (Вывешивает изображение мебели: 3стула, 3 кровати, 1 стол).

Дети:

- Всего в домике было семь предметов мебели.

СКАЗОЧНИЦА:

- Чего было больше, стульев или кроватей?

Дети:

- Стульев и кроватей поровну.

СКАЗОЧНИЦА:

- Кто запишет это равенство знаками?

Один из детей на доске ставит карточки с цифрами и знаками.

СКАЗОЧНИЦА:

- Молодцы! Вот вам третья загадка от цветка:

Бьют часы двенадцать раз,

Девушка скрывается,

Только вот на этот раз,

Туфелька теряется.

Дети:

- Сказка называется «Золушка».

СКАЗОЧНИЦА:

- Все верно. (Ставит картину). А чему же учит эта сказка?

Дети дают ответы.

СКАЗОЧНИЦА:

- И в математике нам поможет эта сказка. (На доску вешает часы со стрелками). Как называется у часов  круг с цифрами?

Дети:

- Он называется циферблат.

СКАЗОЧНИЦА

- А что показывают короткая и длинная стрелки?

Дети дают ответы.

СКАЗОЧНИЦА:

- Вот вам задание: показать на часах столько времени, сколько пробьют часы («бом-бом»).

Один из детей ставит на часах стрелки.

СКАЗОЧНИЦА:

- Вы просто молодцы! Четвертый лепесток загадывает загадку:

В этой сказке по порядку

Вся семья стоит на грядке:

Дед, конечно, впереди,

Ну, а мышка позади.

Дети:

- Это сказка «Репка».

СКАЗОЧНИЦА (ставит картину) и говорит:

- Мы устали не на шутку –

Проведем физкультминутку.

 Физкультминутка «Репка» (дети показывают соответствующие движения):

Вот ее мы посадили,

И водой ее полили,

Вырастала репка, хороша и крепка.

А теперь ее потянем

И из репы кашу сварим.

Будем мы от репки, здоровые и крепкие!

СКАЗОЧНИЦА:

- Даю вам задание: расставьте на фланелеграфе всех героев сказки по порядку.

Один из детей расставляет персонажей на фланелеграфе.

СКАЗОЧНИЦА:

- Сколько всего предметов расставили?

- какая по счету внучка?

- какая по счету кошка?

- если Жучка под номером 5, назовите ее соседей

- кто стоит слева от внучки?

Дети дают ответы на каждый вопрос.

СКАЗОЧНИЦА:

- А теперь пятый лепесток приготовил вам загадку:

Эти три веселых братца

Волка вовсе не боятся,

Бегали, его дразнили

И, конечно, разбудили.

Дети:

- Это сказка «Три поросенка»

СКАЗОЧНИЦА:

-Чему же можно научиться из этой сказки?

Дети дают ответы.

СКАЗОЧНИЦА:

- А еще эта сказка учит уму-разуму, мудрости житейской. Из какого материала был сделан самый крепкий дом?

Дети дают ответ.

СКАЗОЧНИЦА:

- А чтобы  узнать, что тяжелее камень или дерево, давайте проведем  опыт с водой.

Дети по очереди опускают в аквариум  с водой камешки и деревянные бруски, и наблюдают, что тонет в воде, а что нет. Делают вывод, что камни тяжелей,  а дерево легче.

- Вот и шестой лепесток готов загадать вам загадку:

Зеркальце в руках блестит.

Да всю правду говорит,

Кто на свете всех милее,

Всех румяней и белее.

 Дети:

- Это «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

СКАЗОЧНИЦА:

- Чему нас учит эта сказка?

Дети дают ответы.

СКАЗОЧНИЦА:

- У вас на столах яблоки, разделите яблоко на четыре равные части. (Сравнение частей).

Дети дают ответ.

СКАЗОЧНИЦА:

- И вот последний лепесток моего волшебного цветка загадывает загадку:

Если б не добрая старушка.

Не сдобровать тогда девчушке:

Баранки проворонила

И вазу уронила,

Но оторвавши лепесток,

Назад все возвратила.

Дети:

- Это про Цветик-Семицветик сказка.

СКАЗОЧНИЦА:

- Нам есть чему поучиться в этой сказке?

Дети дают ответы.

СКАЗОЧНИЦА:

- Чтобы научиться математике из этой сказки, нужно сесть за столы. Послушайте задание:

Девочка Женя несла баранки на веревочке и считала ворон. Бродячая собака украла все баранки, и у Жени осталась только веревочка. На листке бумаги у вас нарисована веревочка от баранок. Измерьте линейкой длину веревочки и результат запишите в клеточке рядом.

Дети  измеряют веревочку линейкой, результат записывают на листке.

Сказочница проверяет выполнение задания.

СКАЗОЧНИЦА:

- Вы прекрасно справились со всеми заданиями моих сказок! И на последок

сказки хотят вам сказать приятное слово. Но буквы в слове рассыпались и перепутались.

Задание: составьте буквы по порядку, пользуясь номерами на каждой букве, и прочитайте слово.

 Дети рассматривают буквы, расставляют их в соответствие с написанными номерами, читают слово «МОЛОДЦЫ!».

 Сказочница благодарит детей за посещение терема  и хорошую работу, спрашивает, что им больше всего понравилось и прощается с ними под музыку «В гостях у сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Сказка ложь да в ней намек".

Цель:Продолжать формировать представление об особенностях сказочного жанра (типичных героях, сюжетах, средствах выразительности, воспитательной ценности).Задачи:Воспитывать бережное отношение к книгам...

НОД «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» с ИКТ (подготовительная группа)

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация,  Безопасность, Труд,  Художественное творчество, Чтение художественной литературы.Образовательная область «Познание...

НОД в подготовительной группе «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» с использованием ИКТ

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация,  Безопасность, Труд,  Художественное творчество, Чтение художественной литературы.Образовательная область «Познание...

НОД с использованием ИКТ для подготовительной группы «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Интеграция образовательных областей: Образовательная область «Познавательное развитие»:Активизация мыслительной деятельности, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выв...

интегрированная непосредственная образовательная деятельность "Сказка-ложь, да в ней намек..." в старшей группе

Закрепление у дошкольников основ безопасного поведения в различных ситуациях на примере детских сказок....

Интегрированная образовательная деятельность с использованием программы «Социокультурные истоки» в ФГОС ДО "Сказка ложь, да в ней намек..." в старшей группе

Интегрированная образовательная деятельность   с воспитанниками шестого года жизни  с использованием программы «Социокультурные истоки» в ФГОС ДО...