Главные вкладки

    Картотека математических игр
    картотека по математике на тему

    Подборка математических игр на закрепление навыков счёта, параметров величины, пространственную ориентировку, классификацию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kartoteka_matematicheskih_igr.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры на классификацию.

    «Собери под зонтик».

    Цель :- совершенствовать навыки владения обобщающими понятиями.

    На ручке зонтика написано слово, являющееся обобщающим понятием (например, одежда, обувь, мебель и др.). Дети заполняют сегменты зонтика соответствующими картинками.

    Картотека математических игр.

    «Четвёртый лишний».

    Предлагается несколько вариантов игры.

    1. На листе: нужно зачеркнуть или не раскрашивать предмет (геометрическую фигуру), который не подходит к остальным, и назвать группу одним общим словом.

    2. С карточками: закрыть лишнюю карточку.

    3. На слух: воспитатель произносит слова, и предлагает назвать то, которое не подходит к остальным (например: гвоздика, тюльпан, ёлка, роза).

    «Съедобное - несъедобное».

    Воспитатель называет слово, затем кидает мяч. Ребёнок ловит мяч, если названный предмет является съедобным, и отбивает мяч, если предмет несъедобен.

    (Возможна другая классификация предметов: живое – неживое, опасное – безопасное и тд.).

    «Что я загадала».

    Перед детьми выставлено 8-10 предметов или парные картинки. Дети, задавая по очереди вопросы, должны угадать загаданную взрослым картинку. После очередного вопроса, желательно, рассуждая вслух, убирать или переворачивать все картинки, которые ответ исключает из рассмотрения. Например, после ответа: «Да» на вопрос: «Это живое?» карточки с изображением неживых предметов все можно перевернуть или убрать, что сразу облегчит детям дальнейший поиск и постановку вопросов.

    Игры на закрепление навыков счёта.

    «Кулачки».

     Играющие сжимают руки в кулачки и считают, негромко отстукивая по столу или по полу. Первый играющий ударяет кулаком правой руки – «один», следующий левым – «два» и правым - «три», следующий – левым «четыре», правым – «пять» и т.д. Можно спросить под какую руку приходилось  у каждого из детей чётное число, под какую – нечётное. В какой-то день можно попросить нечётные числа отбивать громко, а чётные – тихо, соответственно произнося их. Затем можно сделать и наоборот.

    «Кто знает – пусть дальше считает».

    - Игроки стоят в кругу, бросают друг другу небольшой, лучше мягкий мячик и называют числа по порядку. Никто не знает, кому будет брошен мяч в следующий момент.

    «Флажки».

    - Игроки стоят в кругу. Каждый держит в руке флажок. Первый играющий говорит «один», передаёт свой флажок соседу, они вместе говорят «два», второй передаёт оба флажка соседу, они вместе говорят «три» и т.д.

    «Больше - меньше».

    - Один ребёнок бросает мяч и называет задание, например: «больше пяти». Поймавший отвечает, например: «семь», и сам задаёт задание.

    «Сосчитай».

    - Первый ребенок называет пример в пределах первого десятка и кидает мяч, поймавший говорит ответ и, называет свой пример.

    «Заколдованный мяч».

    - Можно «заколдовать» мяч на действие, например, на «+2». Первый игрок бросает мяч и называет число в пределах первого десятка, поймавший должен сказать, сколько будет, если к этому числу прибавить два, и бросить мяч следующему игроку, назвав своё число.

    «Живые цифры».

    - Педагог разбрасывает по полу карточки, по количеству детей, с написанными числами. По сигналу воспитателя дети поднимают карточки, и как можно быстрее строятся по порядку в линию.

    «Найди пару».

    Цель – закрепить состав числа 10.

    - Педагог раздаёт детям карточки с числами от1 до 9 (пятёрок должно быть две), для целой группы можно использовать два таких набора. Задача детей - найти свою пару ( сумма чисел на карточках должна составлять 10).

     «Кто знает, пусть дальше считает»

    Цель. Совершенствовать представления о последовательности чисел первого десятка.

    Материал. Мяч.

    Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из игроков и называет любое число в пределах десяти. Поймавший мяч продолжает счет, как условились, в прямом (или обратном) порядке от названного числа и возвращает мяч. Если играющий затрудняется, дети помогают ему хором.

     «Убираем цифры по заданию»

    Цель. Учиться давать вариативные характеристики, используя количественные и пространственные отношения, содержательные и зрительные образы.

    Материал. Карточки с цифрами от 0 до 10, разложенные по порядку.

    Ход игры. В игре могут принимать участие от 2 до 5 игроков. Игра заключается в том, что дети должны убрать карточку с той цифрой, которая загадана. Задания даются одно за другим до тех пор, пока не остается последняя цифра. Играющие сверяют результаты. Если у всех осталась одна и та же цифра, значит, играющие верно выполняли задания.

    Примерные задания-загадки

    Уберите цифру, которой обозначается число, большее двух на один.

    Уберите цифру, показывающую, сколько раз в году у человека бывает день рождения.

    Уберите цифру, которая находится между цифрами 4 и 6. Кто про эту цифру и число сможет загадать другие загадки?

    Уберите число, которое записывается двумя цифрами.

    Уберите цифру, показывающую самое маленькое число в нашем числовом ряду.

    Уберите цифру, показывающую, сколько сторон у квадрата.

     «Танцующие цифры»

    Цель. Совершенствовать представления о числах и цифрах, развивать счетные навыки.

    Материал. Два набора карточек с цифрами (от 0 до 10) двух цветов (например, синего и красного); две ленты такого же цвета, как карточки, уложены на полу параллельно одна другой — ориентир для построения цифр. (К концу каждой полоски приклеен цветок или иной символ.) Аудиозапись танцевальной мелодии.

    Ход игры. На столе в случайном порядке лежат все карточки изображением вниз. Играющие берут по одной карточке и под музыку выполняют танцевальные движения. Когда музыка прекращается, цифры строятся по порядку вдоль полоски такого же цвета, как и их карточки. Обе шеренги стоят лицом друг к другу. (Числовой ряд начинается от символа.) Это выглядит так.

    *0123456789 10

    10 9876543210*

    Дети проверяют правильность построения (в каждой шеренге цифры одного цвета расположены по порядку). По считалке выбирают ребенка, который начинает цепочку заданий. Он обращается к любому участнику противоположной команды (шеренги). Тот, выполнив задание, получает право задать вопрос цифрам другой команды. Таким образом задания адресуются то одной, то другой команде.

    Через некоторое время по звуковому сигналу воспитателя шеренги рассыпаются. Дети обмениваются карточками с цифрами. Вновь звучит музыка для танцующих цифр. Игра повторяется.

     «Что сначала, что потом»

    Цель. Совершенствовать умения устанавливать последовательность по заданному признаку.

    Материал. Наборы карточек с изображениями различных объектов, имеющих общий признак. На обратной стороне карточек условные символы расположены по возрастающей (числа, количество кружков, разные по длине полоски, деревья разной высоты).

    Примерная тематика карточек

    Различные виды транспорта: самолет, поезд, автомобиль, велосипед (скорость передвижения).

    Яйцо, цыпленок, молодой петушок, петух (развитие птицы).

    Росток, саженец, деревце, дерево (развитие растения).

    Набухшая почка, распустившаяся почка, молодой листочек, густая листва (развитие листьев).

    Разные по высоте дома (высота).

    Разные по толщине деревья (толщина).

    Дедушка, мужчина, подросток, ребенок, младенец (возраст).

    Ход игры. Играющий выбирает набор карточек, рассматривает их и раскладывает в определенной последовательности по возрастающей (или по убывающей), ориентируясь на общий, признак. Выполнив задание, игрок переворачивает карточки. Если верно выполнено задание, то условные символы будут расположены строго по порядку по возрастающей (или по убывающей). Например, количество кружков: один, два, три, четыре и т. д.

    Игры на пространственную ориентировку

     «Угадай-ка»

    Цель. Совершенствовать опыт пространственных ориентировок и навыки счета. Обогащать словарь новыми терминами. Закреплять умение определять цвета и форму предметов.

    Материал. Фланелеграф; на нем панно, составленное из нескольких групп однородных и одиночных предметов, отличающихся по количеству, величине, цвету и форме (например, улиток, стрекоз, бабочек разного цвета; грибов, елок и т. д.); поднос с такими же запасными предметами для игры.

    Ход игры. Игра состоит из двух частей (при желании каждую из них можно использовать самостоятельно).

    Часть 1. Играющие располагаются рядом с панно и рассматривают его. По считалке выбирают ведущего. Он задает свой вопрос всем детям, а затем предлагает одному ребенку ответить. Если тот отвечает правильно, то становится ведущим, задает свой вопрос и снова выбирает кого-то из детей. Так постепенно ход переходит от одного игрока к другому. Воспитатель поощряет оригинальные и разнообразные вопросы, помогает сформулировать их ясно и коротко. Тихо, чтобы не слышали другие игроки, советует ведущему, «про что» можно задавать вопрос, если тот затрудняется. В вопросах «кодируется» название, количество, местоположение или качество объектов, представленных на панно.

    Часть 2. На подносе лежат дополнительные детали для игры. По заданию ведущего играющий добавляет на панно детали и располагает их по заданию; заменяет одну деталь другой; перемещает элементы панно.

    «Найди сокровище»

    Цель. Развивать пространственные ориентировки по схеме.

    Материал. Схема движения к сокровищам, которые спрятаны в групповой комнате.

    Ход игры. В игре участвуют 2 игрока. Ведущий предлагает отыскать сокровища. Найти тайник можно по схеме, на которой зашифровано местонахождение сокровищ. Играющие в паре рассматривают схему, расшифровывают ее и начинают искать тайник. Родитель читает, от какого ориентира нужно двигаться, сколько шагов отсчитывать, через сколько шагов поворачивать вправо или влево и т. д. Ребенок двигается в заданном направлении.

    Игры на закрепление параметров величин.

     «Наоборот»

    Цель. Обогащать словарь ребенка, расширять использование детьми специальных терминов при определении параметров величины и других свойств объектов окружающего мира.

    Материал. Мяч (если игра проводится с подгруппой, а дети находятся на расстоянии более метра друг от друга) или небольшая мягкая игрушка (если играющие размещаются настолько близко друг к другу, что могут передавать игрушку).

    Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель берет в руки мяч, бросает кому-то из детей и говорит: «Низкий». Ребенок ловит мяч и возвращает его: «Высокий» и т. д. Используется достаточно большое количество антонимичных пар слов. Примерные варианты: длинный короткий; широкий — узкий; горячий — холодный: смелый трусливый; узкий широкий; низкий — высокий; быстрый медленный; темный — светлый; грустный веселый и т.д.

     «Проверим внимание»

    Цель. Развивать память и внимание.

    Материал. Геометрические фигуры, игрушки и предметы разной величины и цвета.

    Ход игры. Ведущий раскладывает на столе несколько предметов. Игрок внимательно их рассматривает, пытаясь запомнить. Ведущий считает (про себя) до десяти. Затем предметы на столе накрываются салфеткой. Игрок перечисляет предметы, которые были на столе. Если названы все предметы, он становится ведущим. Игра повторяется вновь. При каждом новом ходе игры меняется часть атрибутов.

    «Расскажи о себе»

    Цель. Закреплять представления о величине и способах соизмерения; обогащать словарь.

    Материал. Полоски бумаги разной длины и цвета; круги из шнура на 4—5 детей; внутри каждого круга — символы-домики одного или двух цветов, обозначающие, что сюда могут «войти» полоски только указанного цвета; бубен.

    Ход игры. На столе лежат полоски разной длины и цвета. Каждый ребенок берет по одной полоске. Звучит бубен, дети прыгают на месте. По звуковому сигналу играющие находят в кругу символ-домик, соответствующий цвету полоски, и располагаются около этого круга. Все жители домика соизмеряют свои полоски, накладывая или прикладывая их друг к другу, а также обращают внимание на цвет своей полоски и полоски товарища (это удобно делать, разместившись около круга на коленях). Затем каждый рассказывает по очереди «о себе», т. е. о своей полоске.

    По сигналу воспитателя все направляются к столу, возвращают свои полоски, берут другие. Звучит бубен. Игра повторяется


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека математических игр для родитетелей(подготовительная группа)

    В данной картотеке собраны игры для родителей, в которые можно играть дома. Данные игры не требуют большого количества наглядных пособий....

    Картотека математических физкультминуток

    Математические физкультминуток...

    картотека математических игр

    картотека математических игр...

    Картотека математических игр

    Картотека математических игр (ср.гр.)...

    Картотека математических игр

    картотека математических игр (мл.гр.)...

    картотека математических игр

    картотека математических игр для старшей группы...

    Картотека математических игр

    Картотека математических игр...