Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге «Познавательное развитие»
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему

Назарова Ирина Николаевна

Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге "Познавательное развитие"

"Занимательная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx56.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 69 «Мальвина»

Рабочая программа

по дополнительной образовательной услуге «Познавательное развитие»

 «Занимательная математика»

на 2015-2016 учебный год

Составила:

Назарова Ирина Николаевна

Тамбов

2015

Пояснительная записка

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства,  отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей.  Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей.   Исследования психологов,  многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети,  которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому

Главная цель программы - всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к саморазвитию и само изменению, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности.

Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными    особенностями развития детей в системе непрерывного образования. Программа по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста разработана на основе парциальной программы Л. Г. Петерсон «Раз - ступенька, два – ступенька…»,  и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей. Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики. Данная образовательная программа вводится в целях обеспечения преемственности дошкольного и школьного образования

Основные задачи программы:

   1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение    познавательных интересов, радость творчества.

    2. Увеличение объёма внимания и памяти.

    3.Формирование мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

    4.Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

    5.Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

    6.Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

    7.Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

         Эти задачи  решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Возрастные особенности детей 6-7 лет по формированию элементарных математических представлений

          К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому в подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными.

Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.

Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения. У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.

Программа по развитию элементарных математических представлений подготовительной к школе группы предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми в предыдущих группах.

          Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой для дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе. К шести годам ребёнок усваивает  относительный круг знаний о числе, форме  и величине предметов,   способах    элементарно  ориентироваться  в  двухмерном   и      трёхмерном

пространстве и времени. К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево — направо», «вперед — назад» и т. п.

Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.

            К шести годам ребёнок усваивает  относительный круг знаний о числе, форме и величине предметов, способах элементарно ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве и времени. К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево — направо», «вперед — назад» и т. п.

Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.

       Математические знания стимулируют интеллектуальное развитие ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. Фактически, основная цель дошкольного образования в области математики - развитие интеллекта ребенка, его мышления. Полноценное развитие последнего невозможно без формирования известной логической культуры, поскольку логика - это универсальный элемент мышления. Приемы анализа и синтеза, умозаключения, полученные путем сопоставления известных фактов и явлений, искусство построения гипотез, ясных и стройных доказательств, различение известного и неизвестного и много другое человек осваивает в значительной мере именно благодаря изучению математики.

      Развитию навыков рационального мышления и корректного выражения мыслей, а также интуиции способствует опыт, приобретаемый по ходу решения математических задач.

     Кроме того, математика стимулирует воображение, она своего рода путь к первым опытам научного творчества. Что в конечном итоге способствует пониманию научной картины мира. Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, т.е. умения делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.

       В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и жидких тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.

В подготовительной группе необходимо содействовать дальнейшему наполнению конкретных наглядно-действенных представлений, их систематизации и обобщению, готовить детей к школе. Для этого нужно углублять и расширять знания детей о количестве, величине, форме предметов, ориентировке в пространстве и во времени. И в этом большую помощь окажут развивающие занятия по дополнительной программе  Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной       «Раз     ступенька, два – ступенька...»

Календарно - тематическое планирование

Месяц

ТЕМА

Кол-во занятий

Сентябрь

Прямой и обратный счет

Задачи:

-повторить прямой и обратный счет в пределах первого десятка

-уметь находить последующее и предыдущее число

4

Соотношение цифры с количеством предметов

Задачи:

-уметь устанавливать соотношение цифры с количеством предметов

-формирование умения ориентироваться на листе бумаги

4

Октябрь

  

Числа 1-5.

Задачи:

-повторить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, знаки ==;  < ;    >;

-повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения раньше – позже.   

4

Число 6 и цифра 6.                                                       

 Задачи:

-познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6;

-закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления;

Закрепить счёт до 6, представление о составе чисел 2-6, числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

4

 

 Ноябрь

  

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Задачи:

-формировать  умение сравнивать длины предметов «на глаз», с помощью непосредственного наложения,  с помощью мерки;

Познакомить с сантиметром и метром, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков.

4

Число 7 и цифра 7                                                           

 Задачи:

-познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7;

-закрепить представление о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие многоугольника;

-закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 7;

-повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар, приёмы присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке.

4

Декабрь

 

 

 

  

Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.     

Задачи:

-формировать представление о понятиях тяжелее – легче на основе непосредственного сравнения по массе;

-закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представление о сложении и вычитании, составе числа 7;

-формировать представление о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг;

Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке.

4

Число 8 и цифра 8.                                                   

 Задачи:

-познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8;

-формировать счётные умения в пределах 8;

-закреплять представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке;

-закреплять представления о составе числа 8, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.

 

 

4

 

 

Январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представления об объёме (вместимости). Сравнение объёма (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. 

Задачи:

-сформировать представление об объёме, сравнение сосудов по объёму с помощью переливания;

-закрепить счётные умения в пределах 8. Взаимосвязь целого и частей. Закрепить понимание смысла сложения и вычитания;

-сформировать представление об измерении объёмов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки.

4

Число 9 и цифра 9.                                                      

 Задачи:

-познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9;

-закреплять умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложение и вычитание на числовом отрезке;

-познакомить с циферблатом часов, сформировать представление об определении времени по часам;

-закрепить счёт в пределах 9, сформировать представление о цифре 9 и составе числа 9, взаимосвязи целого и частей;

Повторить приём сравнения чисел на предметной основе, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

 4

Февраль

 Представления о площади. Сравнения площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка – мелкая клетка).                                            

 Задачи:

-сформировать представление о площади фигур, сравнение фигур по площади непосредственно с помощью условной мерки;

-закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 9, состав числа 8 и 9, умение решать простые задачки на основе взаимосвязи целого и частей.

4

Число  0 и цифра 0.                                                 

 Задачи:

-сформировать представления о числе 0 и его свойствах;

-закрепить счётные умения в пределах 9, представление о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей;

-закрепить представления о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9;

-формировать умение составлять числовые равенства по рисунками  наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам

 4

 

Март

   

   

 

 

 

    

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.                                                

Задачи:

-сформировать представление о числе 10: его образовании,         составе, записи;

-закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырёхугольники.

 

       4

Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.                   

 Задачи:

-формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда (коробки, кирпичика);

-закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

4

   

 

Апрель

 

  

 

  

   

Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.                               

 Задачи:

-формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра;

-закреплять представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

4

Символы.                                                               

 Задачи:

-познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер);

-закрепить представления о составе чисел 8, 9, 10, умение ориентироваться по плану.

4

 

 

   Май

 

 

 

   

 Игра  «Скоро в школу».            

  Задачи.:

-повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10;

-закрепить представление о символах, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

4

Итоговое занятие. Игра – путешествие в страну Математику.

Задачи

 - закрепить представление о свойствах  предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления;

Повторить количественный и порядковый счёт, цифры 0 – 10, состав чисел в пределах 10

 

 

4

 

Содержание программы

  Общие понятия

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равно численности двух совокупностей (групп)  предметов с помощью составления пар (равно-не равно, больше на…- меньше на…).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого.  Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах:  длина, масса предметов, объём жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).

Натуральное число как результат счёта и измерения. Числовой отрезок.

Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции над ними

Прямой и обратный счёт в пределах 10. Порядковый и ритмический счёт.

Образование следующего числа путём прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на..) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

 

   Пространственно-временные представления

Примеры отношений: на-над-под; слева-справа-посередине, спереди – сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толще-тоньше, раньше-позже, позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра, вдоль, через и др.

Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

 

Геометрические фигуры и величины

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырёхугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед  (коробка), куб.

   Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из  палочек.

Формирование представления о точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Сравнение   предметов  по  длине,  массе,  объёму (непосредственное  и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

   

Методическое обеспечение

 

       Успешная реализация программы зависит использования различных технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях.

На занятиях используются  технологии:

  • Личностно – ориентированные технологии.
  • Технология развивающего обучения.
  • Игровая технология.

           Наглядного, демонстрационного, раздаточного  материала.

     

                               Различные  виды деятельности:

  • познавательная;
  • коммуникативная;
  • продуктивная;
  • трудовая;
  • двигательная.

                                        Методы:

  • Словесный;
  • наглядный;
  • игровой.

                                 

                           Приемы:

  • рассказ;
  • беседа;
  • описание;
  • указание и объяснение;
  • вопросы детям;
  • ответы детей, образец;
  • показ реальных предметов, картин;
  • действия с числовыми карточками, цифрами;
  • модели и схемы;
  • дидактические игры и упражнения;
  • логические задачи;
  • игры-эксперименты;
  • развивающие и подвижные игры и др.

          Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

 

 

  • Учебные тетради "Раз - ступенька, два - ступенька...", части 1-2, являются дополнительным пособием к программе математического развития. Учебно-методический комплект "Раз - ступенька, два - ступенька..." ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике. Представляет собой начальное звено непрерывного курса математики "Школа 2000.
  • Демонстрационный и раздаточный материал.
  • Дидактический материал:

1.      Геометрические фигуры и тела.

2.      Наборы разрезных картинок.

3.      Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.

4.      Полоски, ленты разной длины и ширины.

5.      Цифры от 1 до 10.

6.      Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка,

пирамидка и др.

7.      Магнитная доска,  мольберт.

8.      Чудесный мешочек.

9.       Блоки Дьенеша.

10.  Палочки Кюизенера.

11.  Пластмассовый и деревянный строительный материал.

12.  Геометрическая мозаика.

13.   Счётные палочки.

14.  Счётный материал.

15.   Предметные картинки.

16.  Знаки – символы.   

17.  Игры на составление плоскостных изображений предметов.

18.  Обучающие настольно-печатные игры по математике.

19.  Геометрические мозаики и головоломки.

20.  Занимательные книги по математике.  Кроссворды и ребусы

21.  Задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы.

22.  Простой карандаш; набор  цветных карандаше.

23.  Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.

24.  Счетный материал, счетные палочки.                                

25.  Набор цифр.

26.  Пособия ( «Волшебный круг»,  «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор»).

27.   Головоломки: «Кубик-рубик», « Лабиринт», «Сложи узор»,  « Кубики для всех».

 

Формы и методы реализации программы:

  • деятельностный метод;
  • исследовательский метод;
  • игровые упражнения;
  • дидактические игры;
  • создание и решение проблемных ситуаций;
  • самопроверка.

   Работа кружка организована по запросам родителей.

           Организация занятий: проводятся 1 раз в неделю во второй половине  

          дня.

          Длительность занятия: 30 мин.

         Форма организации:  групповая.

         Форма   проведения занятий:    игровая

 

 

 

Структура занятия

Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми:

1.      в 1-ой части занятия планируется повторение предыдущего  материала;

2.      во 2-ой части – подача нового материала;

3.      в 3-ей части – проверка усвоения нового материала (д/и, игровые упражнения).

  • Первое занятие по новой теме почти целиком посвящается работе над новым материалом. Знакомство с новым материалом организуют, когда дети наиболее работоспособны, т. е. на 3—5-й мин. от начала занятия, и заканчивают на 15—18-й мин. Повторению пройденного уделяют 3—4 мин. в начале и 4—8 мин. в конце занятия. Почему целесообразно строить работу именно так? Изучение нового утомляет детей, а включение повторного материала дает им некоторую разрядку. Поэтому там, где это возможно, полезно повторять пройденный материал по ходу работы над новым, так как очень важно ввести новые знания в систему ранее усвоенных.
  • На втором и третьем занятиях по данной теме ей отводят примерно 50% времени, а во второй части занятия повторяют (или продолжают изучать) непосредственно предшествующий материал, в третьей части повторяют то, что дети уже усвоили.
  • Проводя занятие, важно органически связать его отдельные части, обеспечить правильное распределение умственной нагрузки, чередование видов и форм организации учебной деятельно

Условия реализации программы

Необходимыми условиями успешной реализации программы являются:

  • организация особой предметно-развивающей среды в группе, на участке детского сада для прямого действия детей со специально-подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания;
  • психологическая комфортность детей;
  • учёт индивидуальных особенностей личности  ребёнка.

   Работа с дошкольниками по данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности;
  • принцип деятельности;
  • принцип минимакса;
  • принцип целостного представления о мире;
  • принцип вариативности;
  • принцип творчества;
  • принцип непрерывности.

      Эти принципы не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению  и поддержке их здоровья.

      Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

     В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

      Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их     словарного       запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и     попытаться объяснить понятое.

     Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального-дифференцированного подхода к детям.

                         Формы подведения итогов работы кружка:

  1. КВН
  2. Викторины
  3. Открытое итоговое занятие
  4. Опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе кружка и полученных детьми знаний за время обучения.

Ожидаемые результаты

              К концу обучения по программе « Раз ступенька, два ступенька…» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:

Планируемый минимум образования

  • Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
  • Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
  • Умение находить части целого и целое по известным частям.
  • Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
  • Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  • Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
  • Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее  числа.
  • Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
  • Умение соотносить цифру с количеством предметов.
  • Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке их уменьшения длины, ширины, высоты.
  • Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
  • Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из частей.
  • Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги ( вверху, внизу, справа, слева, посередине).
  • Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

 

Желаемый результат

  • Умение продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составлять ряд, содержащий некоторую закономерность.
  • Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки  > ,  < ,=.
  • Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий.
  • Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + , --, =.
  • Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
  • Умение практически измерять длину и объём различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.п.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
  • Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
  • Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.

Список литературных источников:

 

Нормативные  документы

 

1.      Государственный образовательный стандарт.

2.      Закон об образовании.

3.      Концепция дошкольного воспитании.

4.      Инструктивно - методическое письмо « О гигиенических требованиях максимальной нагрузки детей.

5.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Действуют с 04.02.2011 г – М.: КНОРУС, 2011. – 80с.

 

Литература

1. Вагурина Л.Я. Я начинаю учиться. Пособие для детей дошкольного возраста. Вып.1.-М.,1995.

2.  Волина В.В. Занимательное азбуковедение.-М.,1991.

3. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей.- М.,1993.

4. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд.2-е-М.,1978.

5. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребёнку стать смышлённым. – М.,1997.

6. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. Изд.2-е.-1984.

7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.,1985.

8. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Из-во Ювента М.,2008.

9.  Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька…Рабочая тетрадь.

 

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительных образовательных услуг-кружка «Волшебное лукошко» для воспитанников 3-4 лет

 Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим  систему организации образовательной деятельности воспитат...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Играем, развиваемся, растем" по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для детей 3-5 лет.

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Разноцветный мир» (возраст детей 4-5 лет)

Кружок (далее программа) «Разноцветный мир» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Мукосолька"

Комочек соленого теста –Лепить из него интересно!Комочек из теста мягкий,На ощупь приятный и гладкий.Лежит у меня на ладошке,Слепить из него могу кошку,Слоненка слепить или мишку,Картинку,...

Программа по дополнительным образовательным услугам "Познавательное развитие"Юные исследователи"

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через поисково-экспериментальную деятельность....