Главные вкладки

    КАРТОТЕКА: «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений, у детей старшего дошкольного возраста".
    картотека по математике (старшая группа) по теме

     Игры с цифрами и числами, игры на ориентирование в пространстве, игры путешествия во времени, игры с геометрическими фигурами и их преобразованием. Индивидуальна работа с детьми старшего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КАРТОТЕКА: Дидактические игры для детей старшей группы

    Игра «Сосчитай правильно» (количество и счет)

    Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

    Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

    Содержание. Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли» - дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.

    Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

    Игра «Считаем по порядку»

    Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

    Материалы: веер

    Ход: Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 8 разноцветных лепестков и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.

    Воспитатель просит детей запомнить расположение лепестков и закрыть глаза. В это время он убирает один лепесток. Дети закрывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету).

    Игра продолжается 2-3 раза. каждый раз порядок лепестков восстанавливается.

    Игра "Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь. "

    Цель: упражнять в счете на слух.

    Ход: у детей цифры от 1 до 10. Воспитатель за ширмой ударяет молоточком по барабану или металлофон.

    Задание 1. Покажи такую цифру, которая совпадает с там, сколько звуков услышишь( 3-4 задания) .

    Задание 2 .Покажи цифру на один больше или меньше (2-3 задания) .

    Игра "Чудесный мешочек".

    Цель: закреплять название геометрических фигур, умение определять их на ощупь.

    Ход: у воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети находят на ощупь геометрическую фигуру, достают её рассказывают все об этой фигуре. Например:" Это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета и т. д. ".

    Игра "Обратный счет".

    Цель: упражнять в обратном счёте.

    Ход: дети стоят в кругу.Воспитатель называет число (например:10) и отдает мяч ребёнку, тот называет число меньше 10 (9, передает мяч следующему и т. д.

    Задание. Посчитайте от 7 до 4; от 6 до 2 и т. д.

    Игра «Подбери пару». (с геометрическими фигурами и их преобразованием)

    Цель: учить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению.

    Материал: геометрические фигуры или тематические подборки изображений разных предметов, которые можно объединить по парам (яблоки разного цвета, большие и маленькие, корзинки разного размера или домики разных размеров и такие же мишки, куклы и одежда, машины, домики и т. д.).

    В зависимости от того, какой у вас стимульный материал, ставится перед ребенком проблема: помоги кукле одеться, помоги собрать урожай и т. д.

    Игрушки благодарят ребенка за удачно выбранную пару.

    Игра «Конструирование по схеме»

    Цель игры: развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста.
    Материал: карточки с контурными схемами, детали строителя.
    Ход игры. Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.

    Игра "Конструируем из палочек"

    Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.

    Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины.
    Цель игры. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.

    Игра «На что похоже

    Цель игры: развивать наглядно- образное мышление детей.
    Материал: набор плоскостных геометрических фигур.
    Ход игры. Воспитатель поочередно показывает вырезанные геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи. Например: шар - колобок, солнышко, лицо, воздушный шар и т.д.

    Игра «Не ошибись» (игры путешествие во времени)

    Цель: развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток. Правила. Поймав мяч надо назвать часть суток.

    Ход игры.

    Дети стоят в кругу, в руках у воспитателя мяч. Взрослый называет разные действия (иду на зарядку) и бросает мяч ребёнку. Малыш ловит мяч и называет время суток (утро), Усложнение - назвать часть суток, а ребенок   должен назвать   действия, которые могут происходить в это время суток.

    Игра «Живая неделя»

    Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.

    Затем игра усложняется. Дети строятся, начиная с   с любого другого дня недели.

    Игры на ориентирование в пространстве:

    Игра "Где Маша?" (игры на ориентирование в пространстве)

    Цель: закреплять умение соотносить реальное пространство с планом.

    Оборудование: план                

    Содержание: Педагог рассказывает детям: Кукла Маша потерялась. Вот карта ее пути. Давайте найдем Машу и поможем ей вернуться домой.

    Игра "Найди игрушки"

    Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

    Оборудование: разные игрушки

    Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

    "Найди место"

    Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

    Оборудование: цветные ленты, игрушки.

    Содержание: на ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник  такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку - в середине, мишку - в ближнем правом углу и т.п.

    Игра "Кто из детей стоит близко, а кто далеко?"

    Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета "от себя".

    Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.



    Предварительный просмотр:

    Индивидуальная работа с детьми по ФЭМП «Число и цифра 5»

    1. Задание:

    Воспитатель: Было одно яблоко. Буратино принес еще четыре. Давай попробуем их сосчитать. Указательный палец поможет тебе. Передвигай пальчик сверху вниз и проговаривай вместе со мной: «Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, 5 яблок. Всего получилось пять яблок».

    Воспитатель: Цифра 5 показывает количество предметов (сколько)

    2. Задание:

    Воспитатель: Назови предметы. Сколько их на каждой карточке?

    (на каждой карточке пять предметов)

    3. Задание:

    Воспитатель: Покажи пальчиком и назови цифру, которая соответствует количеству предметов.

    4. Задание:

    Воспитатель: Назови цифры, изображенные на карточках. Покажи пальчиком и скажи, сколько клубничек нужно положить в тарелку. Покажи пальчиком и скажи, сколько малины нужно положить в тарелку. Почему ты так думаешь?

    (Цифра 1 показывает, что в тарелку нужно положить одну клубничку. Цифра 2 показывает, что в тарелку нужно положить две малинки и т. д.)

    5. Задание:

    Воспитатель: Сколько бочек меда у медвежонка? Сколько барабанных палочек изображено на карточке?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

    Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

    Интерактивная дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Числовые домики""

    Интерактивная дидактическая игра по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Числовые домики"Разработала воспитатель высшей квалификационной категор...

    Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

    Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

    Проект "Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста".

    Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого...

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

    Формирование элементарных математических представлений- это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности ( в области математики ).Ди...