Изучения состава чисел 1 -5 при помощи палочек Кюизенера
консультация по математике (старшая группа) на тему

Бурлакова Елена Семеновна

Это цикл занятий в стихотворной форме Герои стихотворения - маленькие барашки( число 1)  Дети знакомятся с составом чисел 1 -5 при помощи палочек Кюизенера ,каждый цвет палочки(соответственно размер и числовое значение) обыгрываются  Можно дополнить пособие иллюстрациями(наглядным материалом) Я использовала театральные игры(кукольный театр,театрализацию)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazhdomu_prepodavatelyu.docx48.45 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые педагоги и родители!

Каждому преподавателю (и мне в том числе) очень хочется поделиться опытом. Давно хотела сделать пособие по замечательной обучающей игре "Палочки Кюизенера ". Это счетные палочки разной длины и цвета

Палочки   Кюизенера- это  набор  цветных палочек сечением1см и длиной 1-10 см   Каждому размеру соответствует свой цвет:

       Белая палочка-1см(число 1)
Розовая-2см(число 2)
Голубая-3см(число 3)
Красная-4см(число4)
Желтая- 5см (число5)и т.п до числа 10

При помощи Палочек Кюизенера можно сравнивать полоски по длине, ширине, высоте, составлять различные узоры, знакомить детей с азами комбинаторики,а самое главное:

Палочки   Кюизенера помогают освоить количественный счет Ребенок считает белые палочки (белая палочка-число 1),ставит белые палочки в ряд, прикладывает к ним цветную и проверяет себя  Например, ребенок насчитал 5 белых палочек  - значит им соответствует желтая палочка-число 5. И наоборот (более простой вариант)-к любой цветной палочке можно подставить определенное количество белых палочек. Желтая вмещает 5 белых,красная-4 и т.п

Палочки   Кюизенера помогают изучать состав чисел при помощи цвета и длины  Например -красную палочку-число 4 можно составить из 2х розовых(2+2),одной белой и одной голубой(1+3),одной голубой и одной белой(3+1):

В этой книжке в игровой форме решаются эти две задачи  В книжке 5 рассказов(8 занятий) о белых барашках (палочки длиной 1см). Остальные числа(цветные палочки 2-5)-их домики, комнаты, различные сообщества

На тот случай, если у вас нет набора «Палочки Кюизенера» в этой книжке предусмотрен  вкладыш - набор картонных полосок(их нужно аккуратно вырезать) Получатся те же палочки, только  необъемные Для удобства везде будет употребляться слово «палочка»

Первое занятие - «Знакомство»- дети накладывают белые палочки на белые квадратики. На каждый квадратик - свою палочку. А потом все палочки собирают

 Второе занятие – «Знакомство» - количественный счет до 5  Дети ставят белые палочки под цветные полоски и считают- один-(ставят  первую палочку),два-(ставят вторую) и т.п

Трете занятие - « Два под розовым кустом» - состав числа 2,количественный счет до двух

Четвертое занятие - « Три под голубым зонтом» - состав числа 3,количественный счет до трех

Пятое  и  шестое занятия - « А четыре забежали в красный дом» - состав числа 4,количественный счет до 4

Седьмое и восьмое занятия - « Пять под желтым колпаком» - состав числа 5,количественный счет до 5

Как заниматься - для того, чтобы дети хорошо освоили количественный счет и состав числа необходимо подставлять палочки к цветным полоскам одновременно с чтением текста Лучше прочитать текст два раза.1 Первый - просто прочитать и обратить внимание ребенка на картинки, 2 а второй раз – взрослый медленно читает, ребенок подставляет палочки к цветным полоскам. А потом 3–дети называют палочки: (один, ,два ,три и тп )

Например: «Нас тут целая семья – папа (дети ставят под цветную красную полоску первую белую палочку),мама(дети ставят под цветную красную полоску вторую белую палочку),брат(дети ставят под цветную красную полоску третью белую палочку) и я» (дети ставят под цветную красную полоску четвертую белую палочку) Затем дети называют те палочки, которые они поставили(один, один, один, один)

Удачи вам!

Знакомство (занятие №1)

Мои барашки белые

Они такие смелые!

Разбрелись по лугу

Сосчитать  не могу!

Дети накладывают белые палочки на белые квадратики (на каждый квадратик свою палочку), а потом собирают все палочки

                            Вместо кружочка нужно

                                  нарисовать

                               маленького беленького барашка   около каждого квадратика ,нужно нарисовать фон- зеленый луг                                                            

Знакомство (занятие№2)

Перед детьми 14 белых палочек Внимание! Под цветными полосками необходимо оставлять место примерно 1,5 см- чтобы можно было подставлять под них палочки шириной 1см

Пригляделся я потом:

Два под розовым кустом                                                       Три под голубым зонтом       

Дети ставят 2 белые палочки под розовую полоску считая 1,2

НаНн

                   

Дети  ставят 3 белых палочки под  голубую полоску, считая 1,2,3

А четыре забежали в красный дом

Дети  ставят 4 белых палочки под красную полоску, считая 1,2,3,4,

  

Там стояли пять под желтым колпаком

Дети ставят 5 белых палочек под желтую полоску, считая 1,2,3,4,5

Два под розовым кустом (занятие № 3)

Внимание! Под цветными полосками необходимо оставлять место примерно 1,5 см- чтобы можно было подставлять под них палочки шириной 1см

Мы под розовым кустом

Помещаемся вдвоем


Бе  - Бе

Дети подставляют под розовую полоску 2 белых палочки, по одной слева направо, затем называют –один, один 

Бе – Бе

 Дети подставляют под розовую полоску 2 белых палочки, по одной справа налево ,затем называют- один, один

Третий к нам просился,

Но не поместился!

дети подставляют к розовой полоске  третью белую  палочку и убеждаются ,что она не помещается, ей нет места под розовой

Три под голубым зонтом (занятие № 4)

Внимание! Под цветными полосками необходимо оставлять место примерно 1,5 см - чтобы можно было подставлять под них палочки шириной 1см

Третий друг и мы с тобой

Выбираем голубой!

Мы под зонтиком втроем
Замечательно живем!

Каждый сам по себе

Бе -дети подставляют под голубую полоску  первую белую палочку слева Бе,- дети подставляют под голубую полоску вторую белую палочку слева, Бе- дети подставляют под голубую полоску  третью белую палочку слева, а затем говорят : «один ,один, один»

Бе- бе –бе- а затем точно также справа налево и опять говорят: «один, один, один»

 

 

Мы вдвоем, -дети подставляют под голубую полоску розовую палочку слева, он третий- дети подставляют белую палочку ,говорят: «два, один»

                                                                                         Я -дети подставляют слева  под голубую полоску белую палочку

и вы вдвоем – и потом розовую палочку ,говорят: «один, два»

                                                                                                                 

Мы до трех считаем, песенки поем

А четыре забежали в красный дом (занятие № 5)

Внимание! Под цветными полосками необходимо оставлять место примерно 1,5 см- чтобы можно было подставлять под них палочки шириной 1см

Нас тут целая семья

Папа,- дети подставляют под красную полоску первую белую палочку

мама,- дети подставляют под красную полоску вторую белую палочку

брат - дети подставляют под красную полоску третью белую палочку

     

                        и я!- дети подставляют под красную полоску четвертую белую палочку ,затем              говорят: «один, один, один ,один»

                                             

Мы с братом в комнате одной - дети подставляют под красную полоску первую розовую палочку слева

Живут родители в другой - дети подставляют под красную полоску вторую розовую палочку, затем  говорят: «два, два»

А четыре забежали в красный дом (занятие № 6)

Внимание! Под цветными полосками необходимо оставлять место примерно 1,5 см- чтобы можно было подставлять под них палочки шириной 1см

Если папа на работе,- дети подставляют под красную полоску белую палочку слева

     Остаемся мы втроем - дети подставляют под красную полоску голубую палочку,

затем  говорят: «один, три»

Мы втроем гулять идем

 дети подставляют под красную полоску голубую палочку слева

        Папа к нам придет потом—

 дети подставляют под красную полоску белую палочку,

затем  говорят: «три, один»

Мы вдвоем - дети подставляют под красную полоску розовую палочку

и мама - дети подставляют под красную полоску первую белую палочку 

с папой - дети подставляют под красную полоску вторую белую палочку,

говорят: «два, один, один»

Мама - дети подставляют под красную полоску первую белую палочку

с папой - дети подставляют под красную полоску вторую белую палочку

мы вдвоем - дети подставляют под красную полоску розовую палочку

говорят «один, один, два»

В нашем теплом красном доме замечательно живем!

Пять под желтым колпаком (занятие № 7)

Внимание! Под цветными полосками необходимо оставлять место примерно 1,5 см- чтобы можно было подставлять под них палочки шириной 1см

Нас барашков-целых пять, начинайте нас считать!

Очень любим желтый цвет, лучше цвета в мире нет!

Желтая шляпа,- дети подставляют под желтую  полоску первую белую палочку слева

Кроссовки, - дети подставляют под желтую полоску вторую белую палочку слева

Берет, - дети подставляют под желтую полоску третью белую палочку слева

Платье, - дети подставляют под желтую  полоску четвертую белую палочку слева,

Жилет! - дети подставляют под желтую  полоску пятую белую палочку слева, говорят: «один ,один, ,один ,один ,один»                            

Шляпа выйдет погулять-

дети подставляют под желтую полоску белую палочку слева

Нас четыре ,а не пять!-

 дети подставляют под желтую полоску красную палочку,

затем  говорят: «один, четыре»

                                                                   

Мы играем вчетвером, - дети подставляют

под желтую  полоску красную палочку слева

Шляпа  к нам придет потом  дети подставляют под желтую

 полоску белую палочку,   говорят: «четыре, один»

                                 

 

                                                                                                                                   

                                                                   

 Берет, Платье и Жилет – дети последовательно подставляют

под желтую полоску три белых палочки слева, а потом

Одеваются 100 лет - заменяют их на голубую палочку №3                                             

Шляпа  и кроссовки - дети последовательно подставляют

 под желтую полоску две белых палочки,,

а потом заменяют их на розовую палочку №2

Так быстры и ловки! Говорят «три, два»

 

Пять под желтым колпаком (занятие № 8)

Внимание! Под цветными полосками необходимо оставлять место примерно 1,5 см- чтобы можно было подставлять под них палочки шириной 1см

Шляпа и Платье - дети последовательно подставляют под желтую полоску две белых палочки

Красуются летом            слева, а потом заменяют их палочкой №2
Капризным Кроссовкам -  дети последовательно подставляют под желтую полоску три белых

Жилету с беретом-                 палочки ,а потом заменяют их палочкой №3 говорят: «два ,три»

Не нравится лето!

Шляпа – важный господин, впереди

Идет один - дети подставляют под желтую полоску белую палочку слева

Сзади парами друзья  дети подставляют под желтую полоску две розовые палочки говорят: «один ,два ,два»

Ты да я - дети подставляют к первой розовой палочке одну белую палочку ,а затем вторую

говорят: один, один ,один ,два, затем убирают только что поставленные две белые палочки

Ты да я затем  дети подставляют ко второй розовой палочке одну белую палочку ,а затем вторую

говорят: « один ,два ,один ,один»

Поменялись по пути

                                                   Мы с Беретом впереди, -дети подставляют

                                                                                      под желтую полоску розовую палочку слева

                                                              Жилет с Платьем позади, - дети подставляют под

желтую полоску розовую палочку справа

                                                              В середине - Шляпа,- дети подставляют под                                желтую полоску белую палочку в середине между розовыми

Важная, как папа!- говорят «два, один ,два»

                                                                                                                           

                                                                                                                             

                                   


                                                     

                                                                             
             

Вкладыш

                                                                                       

                                                                                                                                 

                                                                                   


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширяем горизонты математического пространства с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

Развитие логического мышления, состава числа из двух меньших, классификация,обобщение систематизация....

Расширяем горизонты математического пространства с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

Развитие логического мышления, состава числа из двух меньших, классификация,обобщение систематизация....

Волшебный мир математики с помощью палочек Кюизенера

Статья о Волшебном мире математике с помощью палочек Кюизенера...

Развитие математических способностей детей с помощью палочек Кюизенера.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в п...

Развитие математических способностей детей с помощью палочек Кюизенера.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в п...

Консультация для родителей «Развитие умственных способностей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша»

Один из самых удачных вариантов – методики Дьенеша и Кюизенера. Они помогут ребенку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться, освоив попутно такие понятия, как «больше-м...


 

Комментарии

ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

Елена Семеновна, спасибо вам за ваш опыт работы Интересно!