Мастер-класс для родителей
учебно-методический материал по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Мендаева Гульнара Максумовна

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а, действительно, заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще, важно учитывать следующее: язык математики - это язык абстракции, логики и символа. Чтобы понимать эту науку, научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребенку, прежде всего, необходимо понять, а не заучить то, о чем идет речь. Это особенно актуально, поскольку в настоящее время - время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей с такими качествами личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед педагогами становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. В своей работе по развитию логико-математических способностей я использую логические блоки Золтана Дьенеша - всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика». Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций, как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ, синтез. Дети учатся догадываться, доказывать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_roditeley.doc621 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад №15 «Солнышко»

Тюменская  область, г. Нижневартовск.

Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска детский сад №15 «Солнышко»

Мендаева Гульнара Максумовна

Мастер-класс для родителей

«Блоки Дьенеша – забавная игра для развития и ума»

Цель мероприятия.

1. Познакомить родителей с целью и приемами работы с дидактическим материалом -

логические блоки Дьенеша.

План проведения мастер-класса:

1. Знакомство с блоками Дьенеша.

2. Практические игры и упражнения с блоками.

3. Заключение.

Оборудование: блоки Дьенеша, карточки (Приложение).

Описание мастер-класса

     Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы хотим, чтобы

ребенок не просто «подготовился к школе», а, действительно, заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще, важно учитывать следующее: язык математики - это язык абстракции, логики и символа. Чтобы понимать эту науку, научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребенку, прежде всего, необходимо понять, а не заучить то, о чем идет речь.

     Это особенно актуально, поскольку в настоящее время - время информационного бума,

быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей с такими качествами личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед педагогами становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

     В своей работе по развитию логико-математических способностей я использую

логические блоки Золтана Дьенеша - всемирно-известного венгерского профессора,

математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики

обучения детей - «новая математика». Почему я взяла для работы именно эти блоки?

Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций, как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ, синтез. Дети учатся догадываться, доказывать.

      Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками.

Вызвать желающих.

     Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур

(презентация набора Блоков Дьенеша):

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зелѐный);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

     В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. В играх с логическими фигурами

используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства

блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием

свойств, например: не красный.

     1 задание: Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее,

покажите соответствующий блок (показ карточек - приложение 1).

     2 задание: В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным,

друзьям, просто прохожим. Стремление прийти на помощь, доброта, ум, внимательность к

людям - это достоинство человека.

Сейчас я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают

чрезвычайные ситуации, бедствия. Задача «спасателей» (т.е. ваша задача) - подготовить

транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам

(приложение 2).

     

     3 задание: Теперь вам необходимо доставить «ценные грузы» (блоки) из п. Сява в г.

Нижний Новгород. В пути с «грузами» происходят изменения. Например, если груз был

большой, то может стать маленьким. Изменения цвета и формы происходит по часовой

стрелки (один шаг) (приложение 3).

     4 задание: Следующая задача «спасателей» доставить «ценный груз» с

продовольствием в один из районов пострадавшего от наводнения. Перед вами карта.

Проложите путь своими блоками, избегая «клеток ловушек», следуя указаниям знаков-

символов, которые могут запретить проход определѐнных символов (приложение 4).

     Вы успешно прошли испытания и можете достойно носить звание «Спасатели».

    Рефлексия: Какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры с логическими

блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?

     Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и

получают знания элементарных математических представлений.

     Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению

более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению,

расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.

       

     Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек,

лабиринтов);

б) настольно-печатных играх (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой

фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);

в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар

обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке

обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично:

«Поезд» (билеты, места).

      Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их

практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный

подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков

одновременно).

Приложение 1.

Приложение 2.

 

Приложение 3.

Приложение 4.

Используемая литература

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; "Детство-Пресс", 2002.