Методическая разработка «Формирование элементарных математических представлений у детей в возрасте 3-4 лет»
методическая разработка по математике (младшая группа) по теме

Галашина Лариса Андреевна

В данной,методической разработке,вы узнаете о формировании  элементарных математических  представлений у детей в возрасте 3-4 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galashina_l._a.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

На тему:

«Формирование  элементарных математических  представлений у детей в возрасте 3-4 лет»

Цель: обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей посредством дидактических игр.

Задачи:

 - обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина);

-  учить устанавливать связь между словом и свойством предмета;

-  развивать наглядно-образное мышление;

- формировать навыки продуктивной  деятельности, на ее основе  соотносить с такими

  свойствами, как высота, ширина и длина,  применяя для этого  словесные

  обозначения;

- учить сравнивать по количеству, используя обобщённые понятия;

- учить изменять количество через ситуацию добавления, убавления;

- формировать  количественные представления.

План работы  над темой

Этапы

Содержание работы

Сроки

1.Организационно-ознакомительный (диагностический)

- постановка проблемы;

- подбор и изучение литературы по проблеме;

- определение целей и задач работы над темой;

- планирование работы по самообразованию.

Сентябрь-Октябрь

2.Основной (практический)

- теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов);

- практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.

Ноябрь-Апрель

3.Заключительный (обобщающий)

-  подведение итогов;

- оформление результатов работы по теме самообразования;

-  представление материалов;

- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;

-  распространение.

Май

Литература по теме самообразования

Время работы с материалами

Название, автор

Источник (сайт, издательство, год издания)

Результат

Сентябрь-Октябрь

Т.С. Будько

«Теория и методика формирования математических представлений у детей 3-6 лет»

Издательство: «БрГу». 2006 г.

Постановка  цели и задач по самообразованию

Октябрь

Е.Н. Панова

«Дидактические игры в ДОУ» ТЦ «Учитель»

 

2006 г.

Составление плана работы по теме самообразования.

А.В. Белошистая

«Цикл занятий: Математическое развитие детей от 3 до 4 лет»

http:// adalin.mospsy.ru

Ноябрь-Декабрь

А.В. Белошистая

«Я считаю и решаю»

2007 г.

Издательство:  

«У-Фактория».

Корректировка форм работы с детьми, педагогами и родителями.

Январь-Февраль

А.К. Звонкина

«Малыши и математика»

2014 г.

Издательство:

« МЦНМО».

Подбор материала по темам плана.

Е.В. Колесникова

«Я начинаю считать: математика для детей 3-4 лет».

2015 г.

Издательство:

« ТЦ СФЕРА»

Март

Петерсон Л.Г.

«Игралочка. Математика для детей 3-4 лет».

2013 г.

Издательство: «Ювента»

Корректировка форм работы с детьми, педагогами и родителями.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 3-4 лет. Методическое пособие».

2016 г.

Издательство:

« ТЦ СФЕРА»

Апрель-Май

Н.В.Павлова «Формирование элементарных математических представлений. Конспекты занятий с детьми 3-4 лет».

https://infourok.ru

Подбор материала по темам плана.

И.А.Помораева «Формирование элементарных математических представлений/Вторая младшая группа».

Издательство:

«Мозаика-Синтез»

Творческое сотрудничество: дети, родители, воспитатели группы, руководитель физической культуры.

Практический выход: компьютерная презентация: «Роль развития математических представлений у детей в возрасте 3-4 лет».

Поэтапно-творческий перспективный план по теме самообразования  «Формирование  математических  представлений, у детей в возрасте 3-4 лет» 

на 2016-2017 учебный год

Месяц

Дети 

Педагоги  

Родители

Оборудование

Сентябрь

 Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.

Для мониторинга знаний, будут использоваться такие дидактические игры, как: игры на понимание ребёнком понятия цвета, понятия геометрических фигур, игры на понимание таких понятий, как : «много, мало».

Дидактические игры:

1.«Медведь и пчёлка»

2. «Найди свой домик»

3. «Зоопарк»

4. «Найди такую же фигуру»

5. «Какого цвета карточка»

 

Папка-передвижка для родителей: «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ».

Материал, для подготовки к занятиям, к игре: 1.«Медведь и пчёлка»:

1.Маска медведя.

2.Маски пчёлок.

3.Стульчики.

2.Игра: «Найди свой домик»:

1.Три обруча.

2. Вырезанный из картона синий квадрат.

3. Вырезанный из картона красный круг.

4. Вырезанный из картона жёлтый треугольник.

5.Стульчики.

3.Игра: «Зоопарк»

1.Констурктор.

2.Машинки.

3.Иллюстрации с животными.

4.Игрушки (разные звери).

4.Игра: «Найди такую же фигуру»

1.Набор геометрических фигур.

5. «Какого цвета карточка»

1. Вырезанные из картона карточки, таких цветов, как:

-красный;

-синий;

-жёлтый;

-зелёный;

-чёрный;

-белый.

Октябрь

Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер.

Дидактические игры, связанные с такими понятиями, как цвет, форма, размер:

1.«Цветные автомобили».

2. «Чудесный мешочек».

3. «Сравнение величин геометрических фигур».

4. «Полосочки»

5. «Мы шагаем»

Представление презентации: «Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер».

Общая информация для родителей, в виде брошюрки, на тему: «Формирование элементарных математических  представлений у детей в возрасте 3-4 года».

 

Материал, для подготовки к занятиям, к игре:

1.«Цветные автомобили»:

1.  Вырезанный из картона красный квадрат.

2. Вырезанный из картона жёлтый  круг.

3. Вырезанный из картона зелёный треугольник.

4.Стульчики.

 2.«Чудесный мешочек»

1.Мешочек.

2.Геометрические фигуры.

3. «Сравнение геометрических фигур».

1.Набор геометрических фигур.

2. Два обруча.

4.«Полосочки»

1. Две полоски разной длины: короткая и широкая

5. «Мы шагаем»

1.Вырезанные из картона следы.

Ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

Дидактические игры на тему:

«Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру»:

1.«Соберём овощи в корзинки».

2. «Найди свой цвет»

3. «В каком домике живут квадратики, кругляшки, треугольники?»

Выставка:

« Моя любимая геометрическая фигура, моего любимого цвета»

1.«Соберём овощи в корзинки»

1.Вырезанные из картона овощи, разного размера: большие и маленькие.

2. Две корзинки разного размера: большая корзинка и маленькая.

2. «Найди свой цвет»

1.Четыре флажка разного цвета (красный, желтый, зелёный, синий).

2. Много карточек, разных цветов: красного, жёлтого, зелёного, синего цвета.

3. «В каком домике живут квадратики, кругляшки, треугольники?»

1.Геометрические фигуры.

2.Вырезанные из картона, домики( 3 штуки).

Декабрь

Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

Дидактические игры на тему: «Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов:

1.«Третий лишний».

 

Консультация для родителей:

«Как формирование  элементарных математических  представлений у детей в возрасте 3-4 года, влияет на развитие детей»

1.«Третий лишний»:

1.Рисунки, с разными изображениями.

2.Геометрические фигуры.

Январь

Знакомство с понятиями «один», «много», «мало».

Дидактические игры по развитию количественных представлений:

1. «Поезд»

2. «Много. Мало. Один».

3. «Кто найдёт цветок для пчёлки»

4. «Вот и цифра один».

Папка-передвижка для родителей: «Почему ребёнку так важно уметь отличать такие понятия, как «много» и

 «мало ».

1.«Поезд»:

1.Игрушки - разные зверята.

2.Детская посуда.

3. Маска поезда.

2.«Много. Мало. Один».

1.Игрушки

3.«Кто найдёт цветок для пчёлки»:

1.Бумажные цветы.

2.Бумажные пчёлки.

4. «Вот и цифра один»:

1.Картинки зверей.

2. Изображение цифры 1.

Февраль

 Сравнение групп предметов по количеству.

Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов:

1. « Рыбак и рыбка»

2. «Воробушки и автомобиль»

 

Консультация для родителей.  «Математические представления у детей, в возрасте 3-4 года»

1. « Рыбак и рыбка»:

1.Стулья

2.Удочка.

3.Рыбки 2. 2.«Воробушки и автомобиль»:

1.Обручи

2.Бумажный руль.

3. Маски воробушков.

Март

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).

Дидактические игры на тему сравнения предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже):

1.«Достань куклам конфетки»

2. «Ручеек»

3. «Мостики для зайчат»

Выставка: «Высокий и низкий»

1.«Достань куклам конфетки»:

1.Два стула.

2.Конфеты.

2. «Ручеёк»

1.Две скакалки.

2.Бумажный мост.

3.«Мостики для зайчат»:

1.Зайчики-игрушки.

2.Бумажные дощечки.

Апрель

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.

Дидактические игры на тему: «Геометрические фигуры»:

1.

«Геометрическое лото»

2. «Что изменилось?»

3. «Узнай форму предмета»

Выставка: «Всё что вокруг нас, геометрическими фигурами»

1. «Геометрическое лото»:

1.Карточки с геометрическими фигурами.

2.Контурные изображения фигур на карточках.

2.«Что изменилось?»

1.Геометрические фигуры.

2.Игрушки.

3. «Узнай форму предмета»

1.Геометрические фигуры.

Май

Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Показ презентации:

«Роль развития математических представлений у детей, в возрасте 3-4 года».

Подведение итогов. Подготовка альбома фотографий.

Фотоматериалы. Конспект мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах».

Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого....

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...

Методическая разработка. "Адаптация в ДОУ детей раннего возраста"

Методическая разработка для родителей и педагогов...

Методическая разработка беседы-концерта для детей младшего возраста "Музыка детских мультфильмов"

Методическая разработка беседы-концерта для детей младшего возраста "Музыка детских мультфильмов"...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Авторская методическая разработка дидактического пособия для детей раннего возраста и детей с ОВЗ "Дидактический теремок"

Пояснительная запискаДидактическая игра «Дидактический теремок»  имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятел...