Методическая разработка Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста ( 2 – 3 года )
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему

Татьяна Анатольевна Белашова

Актуальность проекта: Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

Образовательные:

1.     развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

2.     формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

3.     учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);

4.     развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

5.     обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;

Воспитательные:

1.     воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

2.     формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;

Развивающие:

1.     развивать познавательные процессы;

2.     развивать мелкую моторику.

Цель проекта :

– систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста. 

        Задачи проекта:

· Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.

· Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.

· Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста.

· Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.

 Ожидаемый результат:

 – повышение уровня сенсорно – математического  развития детей I мл.

Сроки проекта: сентябрь  – май 2014 г.- 2015г (долгосрочный)

Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.

 Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:

1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.

2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.

3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.

Основные методы и формы обучения детей:

1. Занятия.

2. Игровые образовательные ситуации.

3. Работа с предметными и сюжетными картинками.

4. Дидактические игры.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

 ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I этап: информационно-аналитический (подготовительный)

включает:

1.     повышение уровня профессиональной компетентности;

2.     определение объема материала, который будет адресован детям.

3.     планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

реализация:

1.     Изучение специализированной литературы;

2.     Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету» ;

3.     Оборудование «дидактического стола»;

4.     Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;

5.     Подбор заданий и проведение диагностики;

6.     По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;

7.     Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).

8.     Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

II этап: творческий (основной)

включает:

1.     Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;

2.     Оформление стендов для родителей по теме проекта;

3.     Консультации для родителей.

реализация:

1.     Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;

2.     Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.

3.     Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

4.     Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

5.     Проведение дидактических игр и игр-занятий;

6.     Исследовательская деятельность детей;

III этап: заключительный

включает:

1.     Подведение итогов

реализация:

1.     Диагностика детей;

2.     Проведение заключительного занятия;

3.     Самооценка, выводы.

Уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах в I младшей группе № 1

2.     начало проекта

В исследовании приняли участие 25 детей в возрасте 2-х лет. Выявлено 2 уровня развития детей:

1.     низкий  - 6 детей (35 %)

2.     средний –1 9 детей (65 %)

3.     конец  проекта

В исследовании приняли участие 14 детей. Выявлено 3 уровня развития детей:

1.     низкий  -2 ребенока (7 %)

2.     средний – 16 детей (64 %)

3.     высокий -7 детей (29 %)

Результаты проекта:

4.     В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;

5.     У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;

6.     Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;

-Мозаика-вкладыши крупная;

-Мозаика мелкая;

-Мозаика –пазлы мелкая;

-Лотто «Фигуры по местам»;

-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);

-Пирамидки.

1.     В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:

-«Колеса для машин»;

-«Спрячь игрушку»;

-«Иголки для ежика»;

-«Подбери по цвету»

-Оборудован дидактический стол.

Практическая значимость проекта

2.     Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;

3.     Разработка дидактического материала и дидактических игр;

4.     Разработка методических рекомендаций для родителей.

Перспективы развития проекта

1.     Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

2.     Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

3.     Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста» (2 – 3 года)

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 муниципального образования Кореновский район      Образовательный про...

Программа по теме самообразования "Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста"

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формировани фундаментальных психических функций, без должного развития которых нельзя говорить об успешности ребенка в современном мире....

Методическая разработка "Формирование сенсорно - математических представлений детей раннего возраста (2 – 3 года) "

Настоящая методическая разработка адресована воспитателям, работающим с детьми раннего возраста. Основная  задача:  помочь практическим работникам в формировании сенсорно – математичес...

Методическая разработка "Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста"

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от у...

план по самообразованию "Формирование сенсорно-математических способностей детей раннего возраста"

quot;Формирование сенсорно-математических способностей детей раннего возраста"...