Методическая разработка Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста ( 2 – 3 года )
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему
Актуальность проекта: Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
Образовательные:
1. развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
2. формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
3. учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
4. развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
5. обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
Воспитательные:
1. воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
2. формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
Развивающие:
1. развивать познавательные процессы;
2. развивать мелкую моторику.
Цель проекта :
– систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Задачи проекта:
· Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
· Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.
· Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста.
· Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.
Ожидаемый результат:
– повышение уровня сенсорно – математического развития детей I мл.
Сроки проекта: сентябрь – май 2014 г.- 2015г (долгосрочный)
Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.
Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:
1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Основные методы и формы обучения детей:
1. Занятия.
2. Игровые образовательные ситуации.
3. Работа с предметными и сюжетными картинками.
4. Дидактические игры.
5. Упражнения на развитие мелкой моторики.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
включает:
1. повышение уровня профессиональной компетентности;
2. определение объема материала, который будет адресован детям.
3. планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.
реализация:
1. Изучение специализированной литературы;
2. Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету» ;
3. Оборудование «дидактического стола»;
4. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
5. Подбор заданий и проведение диагностики;
6. По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;
7. Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
8. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
II этап: творческий (основной)
включает:
1. Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
2. Оформление стендов для родителей по теме проекта;
3. Консультации для родителей.
реализация:
1. Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
2. Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.
3. Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
4. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
5. Проведение дидактических игр и игр-занятий;
6. Исследовательская деятельность детей;
III этап: заключительный
включает:
1. Подведение итогов
реализация:
1. Диагностика детей;
2. Проведение заключительного занятия;
3. Самооценка, выводы.
Уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах в I младшей группе № 1
2. начало проекта
В исследовании приняли участие 25 детей в возрасте 2-х лет. Выявлено 2 уровня развития детей:
1. низкий - 6 детей (35 %)
2. средний –1 9 детей (65 %)
3. конец проекта
В исследовании приняли участие 14 детей. Выявлено 3 уровня развития детей:
1. низкий -2 ребенока (7 %)
2. средний – 16 детей (64 %)
3. высокий -7 детей (29 %)
Результаты проекта:
4. В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;
5. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
6. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
-Мозаика-вкладыши крупная;
-Мозаика мелкая;
-Мозаика –пазлы мелкая;
-Лотто «Фигуры по местам»;
-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);
-Пирамидки.
1. В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:
-«Колеса для машин»;
-«Спрячь игрушку»;
-«Иголки для ежика»;
-«Подбери по цвету»
-Оборудован дидактический стол.
Практическая значимость проекта
2. Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;
3. Разработка дидактического материала и дидактических игр;
4. Разработка методических рекомендаций для родителей.
Перспективы развития проекта
1. Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
2. Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
3. Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста» (2 – 3 года)
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 муниципального образования Кореновский район Образовательный про...
Программа по теме самообразования "Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста"
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формировани фундаментальных психических функций, без должного развития которых нельзя говорить об успешности ребенка в современном мире....
Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...
Методическая разработка "Формирование сенсорно - математических представлений детей раннего возраста (2 – 3 года) "
Настоящая методическая разработка адресована воспитателям, работающим с детьми раннего возраста. Основная задача: помочь практическим работникам в формировании сенсорно – математичес...
Методическая разработка "Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста"
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от у...
план по самообразованию "Формирование сенсорно-математических способностей детей раннего возраста"
quot;Формирование сенсорно-математических способностей детей раннего возраста"...
Методическая разработка Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру 2020г
Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру...