Инновационная площадка "Развитие логического мышления дошкольников с использованием современных образовательных технологий"
опыты и эксперименты по математике (старшая группа) на тему

Павлова Наталья Викторовна

Инновационная площадка на базе МБДОУ №11 "Чебурашка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №11 «Чебурашка»

Павлова Н. В. , воспитатель

Информация об опыте

Мозг хорошо устроенный стоит больше,

чем мозг наполненный

(Мишель Монтень)


 
Условия возникновения инновационной деятельности

      Инновационная деятельность создается на базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад №11 «Чебурашка»

      Анкетирование родителей показало, что большинство семей  мало уделяют   внимания развитию логического мышления в силу  педагогической безграмотности (не знают, какие игры необходимы, часто не хватает времени из-за занятости работой).

      Началом работы  стало проведение диагностики   по определению исходного уровня логического мышления у детей старшего дошкольного возраста .

          Результаты диагностики  уровня логического мышления у детей показали, что в основном дети находятся на среднем уровне, т.е. достаточно хорошо владеют количественными операциями, умеют сравнивать предметы по величине. Но дети этой группы  не могут применять знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач, у них недостаточно сформированы представления о математических свойствах и закономерностях; дети затрудняются классифицировать предметы по их свойствам,  слабо устанавливают логические связи и закономерности.

            На основании проведенного диагностического обследования определилась необходимость активизации работы в данном направлении.

Актуальность

        Мы живем в веке информационных технологий и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей.  

           Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

           Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Не так уж и важно, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, гораздо важнее готовность к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций.

           Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

          На наш взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышлени  должно проходить на доступном детям материале в игровой форме.
Ведущая педагогическая идея

              Ведущая педагогическая идея  заключается в создании необходимых психолого-педагогических условий, содействующих развитию логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе современных образовательных технологий. При проведении работы учитывается преемственность образовательных программ, обязательное включение в эту работу семьи, деятельностный подход, опора на индивидуальные особенности ребенка.

Цель: «Развитие логического мышления дошкольников с использованием современных образовательных технологий»

Основные задачи :  

  • Конкретизировать   научное   представление   о   механизме возникновения    логического мышления у  дошкольников.
  •  достичь положительной динамики развития логического мышления у старших дошкольников.

-  Разработать    и     апробировать     систему    логических    игр, способствующих развитию у дошкольников логического мышления . Создать банка игр.

 - Способствовать эффективному  взаимодействию детского сада и семьи в развитии логического мышления детей.
Этапы работы

1 Этап Диагностический – август-сентябрь 2016г. 

2 Этап Прогностический – октябрь 2016 г.

3 Этап Организ ационный - ноябрь 2016 – май 2017г.

4 Этап Практический – сентябрь 2017 – декабрь 2018

5 Этап Обощающий – апрель – май 2018г.

6 Этап Внедренческий – май 2018 г.

Ожидаемые результаты

У детей:

-    повыситься уровень сформированности таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое (умение анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать);

  • разовьются речевых навыков (умение рассуждать, доказывать);
  • разовьются интеллектуальные возможности детей

Педагоги:

- повысится уровень теоретической подготовки по данной теме, профессионализм;

- самореализация, личностный и профессиональный рост;

- будут использовать современные образовательные технологии для развития логического мышления старших дошкольников

Родители:

 - заинтересуются проблемой развития логического мышления детей;

 - будут использовать современные образовательные технологии для развития детей

       Занятия с детьми дошкольного возраста немыслимы без использования занимательных игр, задач, развлечений.

 С опорой на эту классификацию нами уже создана предметно-развивающая среда, а именно, уголок занимательных  игр. Он оформлен в соответствии с гигиеническими, эстетическими и дидактическими требованиями. Созданы

картотеки загадок, занимательных задач, словесных игр, упражнений. Приобретены блоки Дьенеша, палочки Кюизнера, разрабатываются развивающие компьютерные игры и презентации, шашки. Многие пособия сделаны своими руками, например, игра «Крестики-нолики», «Танграм», «Геоконт», «Колумбовое яйцо».

  • Классификация современных образовательных технологий

Современные образовательные технологии

                                 логические                  Проекты                      ИКТ

                                игры, задачи,      

                                 упражнения



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

 по художественно-эстетическому развитию детей

№ 11 «Чебурашка»

Инновационная деятельность

тема: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий»

                                                    Авторы: Расторгуева Л. В. , ст. воспитатель

                                                                    Павлова Н. В. , воспитатель

Моршанск

2016 г.

План экспериментальной работы. Циклограмма.

МБДОУ № 11 «Чебурашка»  на 2016 -2017  2017- 2018  учебные годы

по теме: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий»

Цель: «Развитие логического мышления дошкольников с использованием современных образовательных технологий»

Основные задачи :  

  • Конкретизировать   научное   представление   о   механизме возникновения    логического мышления у  дошкольников.
  •  достичь положительной динамики развития логического мышления у старших дошкольников.

     -  Разработать    и     апробировать     систему    логических    игр,  способствующих развитию у дошкольников логического мышления . Создать банка игр.

     - Способствовать эффективному  взаимодействию детского сада и семьи в развитии логического мышления детей.

Название этапа

Сроки

Содержание работы

Необходимое обеспечение

Ожидаемые результаты

Способ контроля и фиксации результатов

Диагностический

1

Август-сентябрь 2016 г.

Анализ состояния коррекционно-образовательного процесса по проблеме «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий»

Выявление и формулировка противоречий (наблюдения, результаты мониторинга по направлению «Познавательное  развитие», образовательной области «Формирование элементарных математических представлений»

Результаты мониторинга по направлению «Познавательное  развитие», образовательной области «Формирование элементарных математических представлений» за 2016-2017учебный год

Аналитическая справка с формулировкой противоречий, выявление актуальности проблемы

Мониторинг детей

Прогностический

2

Октябрь 2016 г.

Разработка карты эксперимента (постановка цели, задач, формулировка гипотезы, продумывание негативных последствий)

Научная и методическая литература.

Консультация у специалистов.

Готовность администрации, воспитателей, старших дошкольников к проведению

эксперимента.

Сформированность  у  родителей представлений

о значимости эксперимента.

Необходимая материальная база.

 Карта опытно – экспериментальной деятельности

Организационный

3

Ноябрь 2016 –май 2017 г.

Подготовка  педагогов- экспериментаторов к предстоящей работе.

Расширение материальной базы.

Разработка экспериментальных материалов.

Разработка критериев ожидаемых результатов.

Обеспечение педагогов-экспериментаторов аналитическими и методическими материалами.

Оборудование  предметно – развивающей зоны по теме эксперимента.

- Протокол педсовета

- Протокол родительского собрания

- Приказ по МБДОУ

- Первичная диагностика детей

- Перспективный план работы по экспериментальной деятельности на 2017-2018 учебный год

- Протокол педсовета

- Протокол родительского собрания

- Приказ по ДОУ

- Первичная диагностика детей

- Перспективный план работы по экспериментальной деятельности на 2017-2018 учебный год

Практический

4

Сентябрь 2017- апрель 2018 г.

Разработка и апробация программы «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий»

Оценочные и аналитические критерии, материалы

Разработать цикл  развивающих занятий с использованием современных образовательных технологий,  способствующих  развитию логического мышления старших дошкольников

Мониторинг детей. Опрос родителей воспитанников. Организация и проведение семинара. Выступление на родительском собрании.

Обобщающий

5

Апрель – май 2018 г.

Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы, оформление и описание хода и результатов эксперимента. Обобщение и теоретическое осмысление данных, подготовка и формулировка выводов на основе результатов.

Материалы для обработки полученных результатов.

Подтверждение или опровержение гипотезы эксперимента. Подготовка методических рекомендаций.

Участие в конференции, отчет на родительском собрании.

Внедренческий

6

Май 2018 г.

Распространение новой технологии в образовательных учреждениях

Оформление  материала  ОЭД по теме «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий»

Распространение передового педагогического опыта работы  «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ по теме «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий» педагогов-инноваторов Расторгуевой Л. В., Павловой Н. В.

Материалы мероприятия по распространению и внедрению  новой технологии в образовательных учреждениях,  направленной на повышение качества  образовательного   процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция познавательно-речевой деятельности дошкольников с использованием современных образовательных технологий.

Предлагаю подгрупповое занятие с использованием ИКТ для закрепления произношения звука Л детьми, посещающими логопункт....

Опыт работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников с использованием современных образовательных технологий»

Горохова Ирина ВладимировнаГод рождения: 1987год.Образование: высшее, Шадринский государственный педагогический институт , 2011г.Квалификационная категория: соответствие, 2013гМесто работы: МАДО...

Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.Речь &ndash...

Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.Речь &ndash...

Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.Речь &ndash...