Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по математике (младшая группа) на тему

Наталья Александровна Голицына

Предлагаю Вам игры, которые помогут развить тактильные способности, умение соотносить геометрические фигуры с формой конкретных объектов, умение классифицировать, выкладывать объекты в порядке возрастания (убывания), умение собирать из частей целое, ориентироваться на линейной плоскости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8._igry_sensorika.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

- «Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет;

- «Определи на ощупь». В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.;

- «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани). Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы;

- «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.;

- «Узнай фигуру». На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же;

- «Догадайся, что за предмет». На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Через салфетку на ощупь нужно определить предметы и назвать их;

- «Найди пару». Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. С завязанными глазами на ощупь нужно найти пары одинаковых пластинок;

- «Что в мешочке». Небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой. Перебирая мешочки, нужно определить наполнитель и разложить в ряд по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы);

- «Найти предмет указанной формы». Нужно назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб);

- «Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.;

- «Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике;

- «Найди предмет такой же формы». Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.);

- «Какая фигура лишняя?». Предлагаются различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки;

- «Разноцветные кружки». Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета;

- «Расставь по порядку». Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений: расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте, разложить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине;

- «Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше;

- «Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало;

- «Какого цвета предмет?». Карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.;

- «Собери гирлянду». Детям показывают элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. По памяти нужно собрать гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом;

- «Сложи радугу». Цветные дуги разрезаны пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

- «Неразлучные цвета». Называется предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые).

  •  «Спрячь мышку»
  •  «Расставь цветы в вазы»
  •  «Подбери шарики к ниточкам»
  •  «Разложи по форме»
  •  «Найди такой же»
  •  «Собери картинку из четырех частей»
  •  «Закрой окошко»
  •  «Мой дом»
  •  «Ленточки по длине»
  •  «Выложи узор»
  • «Спрячь козленка от волка»
  • «Подбери неваляшку»
  • «Закрой окошко»
  • «Большой - маленький»
  • «Цветик - семицветик»
  • «Посади бабочку на цветок»
  • «Подбери варежку»
  • «Разложи цветы на поляне»
  • «Пазлы»
  • «Разложи палочки по цвету»  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Данный материал поможет педагогам, родителям и специалистам создать условия для развития сенсорного воспитания детей и развитию мелкой моторики рук....

Дидактическая игра в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Подборка дидактических игр по сенсорному развитию....

Дидактическое пособие «Сказка про Топтыжку» (дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста)

Использование в работе  дидактического пособия  «Сказка про Топтыжку» педагога Мрочковской Е В,  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада...

Консультация для родителей: «Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка.       Сенсорное развитие ребёнка  -  это развитие его восприятия и формирование представлений...

Обобщение опыта работы на тему «Дидактические игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»   сообщение Савидовой Надежды Юрьевнывоспитателя группы общеразвивающей направленности от 2- до 3- лет...

Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста....