«Формирование у дошкольников математических представлений: приемы и методы »
статья по математике (подготовительная группа) на тему

Никифорова Наталия Михайловна

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие познавательных способностей и логического мышления, формирование у них элементарных математических представлений как в непосредственно образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности при проведении режимных моментов.

В соответствии с ФГОС работа в каждой возрастной группе по математическому развитию, состоит из 5 разделов: "Количество и счет", "Величина", "Геометрические фигуры", "Ориентировка в пространстве", "Ориентировка во времени". К детям седьмого года жизни предъявляются более высокие требования не только и не столько в овладении количеством и счетом, величиной, формой, ориентировкой в пространстве и во времени, сколько в использовании математических операций с целью умственного развития и формирования воли, воспитания умения сравнивать, обобщать, выделять признаки предметов и явлений.

Математика - это одна из сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир.

НОД является основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду, проводится фронтально, по подгруппам и индивидуально. Но чтобы успешно воплотить эту непосредственно-образовательную деятельность необходимо проводить дополнительную работу (индивидуальную, предшествующую), которую я проводила в первую половину дня и во вторую.

В подготовительной группе уделяла большое внимание воспитанию нравственно-волевых качеств, необходимых будущим школьникам. Детей приучала быть внимательными, действовать точно в соответствии с указаниями, исправлять ошибки, активно участвовать в работе (выполнять все задания, стремиться отвечать на все вопросы). Учила детей правильно сидеть, поднимать руку, когда они знают, как выполнять задание, вести себя сдержанно, не мешать товарищам, а при необходимости помогать им.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Никифорова Наталия Михайловна, воспитатель

СПб ГБДОУ детский сад № 51 Кировского района

Санкт-Петербург

«Формирование у дошкольников  математических представлений:

приемы и методы »

    Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие познавательных способностей и логического мышления, формирование у них элементарных математических представлений как в непосредственно образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности при проведении режимных моментов.

    В соответствии с ФГОС работа в каждой возрастной группе по математическому развитию, состоит из 5 разделов: "Количество и счет",  "Величина", "Геометрические фигуры", "Ориентировка в пространстве", "Ориентировка во времени".  К детям седьмого года жизни предъявляются более высокие требования не только и не столько в овладении количеством и счетом, величиной, формой, ориентировкой в пространстве и во времени, сколько в использовании математических операций с целью умственного развития и формирования воли, воспитания умения сравнивать, обобщать, выделять признаки предметов и явлений.

  Математика - это одна из сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир.

   НОД является основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду, проводится фронтально, по подгруппам и индивидуально. Но чтобы успешно воплотить эту непосредственно-образовательную деятельность необходимо проводить дополнительную работу (индивидуальную, предшествующую), которую я проводила в первую половину дня и во вторую.

   В подготовительной группе уделяла большое внимание воспитанию нравственно-волевых качеств, необходимых будущим школьникам. Детей приучала быть внимательными, действовать точно в соответствии с указаниями, исправлять ошибки, активно участвовать в работе (выполнять все задания, стремиться отвечать на все вопросы). Учила детей правильно сидеть, поднимать руку, когда они знают, как выполнять задание, вести себя сдержанно, не мешать товарищам, а при необходимости помогать им.

При формировании элементарных математических представлений использовала приемы:

1. Демонстрация способа действия в сочетании с объяснением. Это основной прием обучения, он носит наглядно-действенный характер.

2. Инструкция по выполнению самостоятельных заданий детьми. В инструкции сообщала, что, как и в какой последовательности надо делать, чтобы получился необходимый результат.

3. Пояснение, разъяснение, указания. Эти словесные приемы использовала при демонстрации способов действия или в ходе выполнения детьми задания, чтобы предупредить ошибки, преодолеть затруднения у детей и т. д. Они должны быть краткими, конкретными, живыми и образными.

4. Вопросы к детям. С помощью вопросов активизируются: восприятие, память, мышление, речь детей. Составляла вопросы чётко предъявляемым требованиям:

а) Точность, конкретность и лаконизм;

б) Логическая последовательность;

в) Разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по-разному;

г) Вопросы должны будить мысль ребенка. Развивать его мышление, заставлять, задумываться, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать;

д) Количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленной дидактической цели;

  Следует избегать подсказывающих вопросов, умело пользоваться дополнительными вопросами.

5. Словесные отчеты детей. Ставила вопрос, требующий, после выполнения упражнения детьми, рассказать, что и как они делали, и что получилось в итоге.

6. Контроль и оценка. Контроль осуществляла при наблюдении за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Оценке подлежат способы и результаты действий, поведение ребят.

7. Моделирование - наглядно-практический прием, включающий создание моделей.      Использовала модели при формировании временных представлений (модель частей суток, недели, года, календарь); пространственных представлений (например, модели геометрических фигур и т. д.

    Уделяется большое внимание словесным указаниям, устным упражнениям, словесным играм, например: "Похож - не похож", " Отвечай быстро", "Не ошибись" и др. Проводя их, опиралась на опыт детей.

    Также учатся объяснять, рассуждать, доказывать, приучаясь давать развернутые ответы. Выполнив задание, рассказывают, что делали, как делали, что получилось в результате. Я старалась, чтобы, учение доставляло детям радость. Заданиям придавала игровой характер, включала элементы соревнования, возможность выиграть, например: "Кто больше назовет действий?", "Кто быстрее?" и т.п.

   Большое оживление в работу вносилось с помощью занимательных задач, "замысловатых" вопросов, загадок, стихотворений, считалок, веселых картинок математической направленности. Такие приемы позволяют разнообразить НОД, снять утомление, а самое главное при этом дети узнают что-то новое, задумываются, учатся сравнивать, обобщать, делать умозаключения. В конце необходимо побуждать детей давать отчет о том, что удалось, что не удалось, кому и над чем надо поработать. Это способствует развитию у детей самоконтроля. Одним словом подвести итог.

     Предметно - развивающая среда имеет важные развивающие функции и поэтому очень большое внимание уделяла среде, в которой располагается нормативно-знаковый материал: магнитная доска,, цифровые пеналы (с одной стороны цифры, а с другой геометрические фигуры, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, тетради в клетку, счётный материал, материал на усвоение таких понятии как (длина, ширина), рабочие тетради. Также по ФЭМП присутствовали различные дидактические и развивающие игры математической направленности.  Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Я наблюдала, что именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности.

    Использовала развивающие игры – одну из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Развивающая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой существует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

   Ребёнку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Развивающая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального отношения к заданию.

    Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для формирования творческих сторон личности, интеллекта, развивают память, внимание, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, умение находить ошибки и недостатки своей деятельности, пространственные представления и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

    Использовала в своей работе и дидактические игры, где дети не механически запоминают, а должны осмысливать, как и какие лучше применить полученные ранее знания, самостоятельно ищут пути решения дидактической задачи. У них развивается умение рассуждать, доказывать, доводить начатое до конца, что очень важно для подготовки к школе.

    С детьми седьмого года жизни можно проводить игру в шахматы, которая доставляет детям радость и способствует их умственному развитию. Игра эта начинается с изучения названия фигур. Знание фигур можно закрепить в процессе дидактической игры «Что изменилось» или «Чего не стало». Активная мыслительная деятельность ребенка начинается при первом его знакомстве с шахматами — в период изучения шахматной доски. Изучение шахматной доски — это упражнения в овладении пространственным ориентированием на плоскости. Играя, вернее, изучая доску, дети охотно показывают самую короткую черную косую дорожку, такую же короткую белую, самую длинную и т. д. Ребенок при помощи глазомера сопоставляет длину отрезков, отыскивая их на плоскости. Дидактическая задача: провести фигуру вперед по прямой или косой дорожке; подвинуть фигуру вправо или влево; поставить фигуру в правый верхний угол; передвинуть в левый нижний и т. д. Поставленная задача заставляет ребенка искать и находить нужное направление на плоскости. Игра в шахматы приносит большую пользу в развитии мышления детей. Она помогает активизировать речь детей, так как ребенок называет ход той или иной фигурой и объясняет, почему он так ходит. Узнав названия фигур и изучив доску, дети знакомятся с их местом на доске. Затем начинается изучение ходов фигур. Делая ход, дети должны рассуждать вслух, вслух излагать свой план действий. Переставляя фигуру, ребенок делает несложное умозаключение, опираясь на уже имеющиеся знания (если слон, ходит по косым, а ладья по прямым, значит, ферзь может ходить и по прямой и по косой). Показывая мат одинокому королю любой фигурой, даем ребенку увидеть конечную позицию, к которой он должен стремиться. К обучению решения шахматных задач и связанных с ними разборами шахматных партий нужно подходить постепенно, когда дети хорошо овладеют первоначальными знаниями доски, фигурами, их ходами.

   Шахматная игра — одно из средств умственного развития дошкольников, но, прежде чем проводить эту игру, воспитатель сам должен хорошо знать ее правила.

 

   Успешное развитие элементарных математических представлений в подготовительной группе зависит не только от деятельности педагога или детей, а от образовательного процесса в целом. Так как у детей в течение всего дня в разнообразной деятельности формируются элементарные математические представления. Соблюдается интеграция областей по другим дисциплинам. Например: по физической культуре в играх, по речевому развитию при работе по развитию словаря и т. д. Педагог делает очень многое для того, чтобы пополнить развивающую среду по ФЭМП в группе, но этого не всегда достаточно. Хотела бы отметить, что благодаря дружному коллективу на базе детского сада создан педагогический кабинет, где я брала необходимый дидактический материал по ФЭМП, что мне позволило экономить время и заняться другой деятельностью с детьми.