Обучение дошкольников началам математики посредством художественной литературы
проект по математике (старшая группа) на тему
создание условий и системы для формирования, развития пространственных представлений у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение дошкольников началам математики посредством художественной литературы
В-ль: Неженец А.В.
Цель: создание условий и системы для формирования, развития пространственных представлений у дошкольников.
Задачи:
Образовательная. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Развивающая. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.
Планируемый результат:
Научить детей создавать макет города, применять математические знания для решения задач практического характера.
Дети должны научиться:
- ставить цель и задачи проекта,
-планировать свою деятельность,
- разбиваться на группы,
-выполнить задание аккуратно, до конца,
-распределить роли внутри группы,
-определить необходимые для реализации проекта материалы,
-представить результат проделанной работы.
Предварительная работа
Первым шагом внедрения в практику работы проектного метода началось с изучения специальной методической литературы. Затем подготовлено методическое обеспечение:
План-график :
Цели: расширить знания детей; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе.
- Познакомить с геометрическими фигурами, телами, цифрами, разнообразными линиями.
- Совместная организованная деятельность.
- Дидактические игры.
- Познавательное развитие
- Наблюдения.
- Отгадывание загадок о сказках
- Придумывание загадок о сказках
- Беседы по содержанию сказок
- Рассматривание картин и иллюстраций.
Речевое развитие:
Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах, линиях.
Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.
Ознакомление с худ. литературой:
Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов.
Художественно-эстетическое развитие:
Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку.
Превращение фигур, цифр и линий в предметы.
«На что похожи цифры»; составление коллажей.
Игровая деятельность:
Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Театральные игры.
- Словесные игры.
- Строительные игры.
Продуктивная деятельность:
Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам; творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное; радоваться результатам своего труда.
- Коллажи
- Фризы
- Альбомы детской деятельности
- Поделки
- Постройки из конструктора, строителя, песка.
Самостоятельная деятельность:
Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников.
- Разнообразные игры.
- Исследовательская деятельность.
- Рисование рисунков.
-Продуктивная деятельность.
Работа с родителями.
Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое Консультация для родителей на тему: " Математика и художественная литература".
Занятие по математике в старшей группе
« Федорины помощники»
Задачи - закреплять знания о различных видах посуды, её назначении;
- развивать устную речь детей; умение ориентироваться по карте;
- упражнять в умении прыгать из обруча в обруч; ходить приставным шагом; ходить по узкой дощечке;
- закрепить порядковый и обратный счёт в пределах 9; умение называть число между числами соседями;
- совершенствовать умение решать задачи и примеры на сложение и вычитание;
- формировать умение работать в группе;
- закреплять умение создавать несложную композицию из геометрических фигур.
Предварительная работа воспитателя: рисование плакатов; изготовление пригласительных; подбор оборудования; написание конспекта.
Предварительная работа с детьми: Чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»; рассматривание различных видов посуды; разучивание текста к физкультминутке.
Материал к занятию: костюм для бабушки Федоры; обручи – 5 штук; дощечка – 2 м.; канат; дорожка из ковриков; плакат с кармашками для тарелок; тарелочки с цифрами до 9; чайная посуда разрезанная на 2 части с примерами и ответами; плакат с хомячком для физкультминутки; плакат с лягушкой и кармашком для столовых приборов : 3 ложки, 2 вилки, 3 ножа; заготовки для аппликации : кастрюли из белого картона на каждого ребёнка, геометрические фигуры из цветной бумаги 2 – треугольника, 2 – квадрата, 3 – овала, 1 – круг на каждого ребенка; кисти, клей, тряпочка, клеёнка.
Ход занятия.
/Звучит лёгкая музыка, дети входят в зал, садятся на стульчики./
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Дети: Здравствуйте!
/Входит Федора./
Федора: /поёт песню/
Ой вы бедные сиротки мои.
Бокалы, тарелки, сковородки мои!
Воспитатель: Что случилось? Почему Вы плачете?
Федора: Разве вы меня не узнали меня?
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это?
Дети: Федора.
Воспитатель: А из какой она сказки?
Дети: Федорино горе.
Воспитатель: Кто написал эту сказку?
Дети: писатель Корней Чуковский.
Воспитатель: Ребята, почему Федора плачет? Может заболела?
Дети: От неё убежала посуда.
Воспитатель: Почему она убежала?
Дети: Потому что Федора её не мыла.
Федора:
Ой, не мыла я посуду,
Не любила я её.
Она взяла, да убежала в лес.
Убежала, и возвращаться не хочет.
Бегала я по лесу, искала посуду,
Да видно старая стала,
Не могу быстро бегать – устала.
Воспитатель: Ребята, поможем Федоре вернуть посуду?
Дети: Да.
Воспитатель: Федора, ты садись, а дети тебе помогут вернуть посуду.
/Федора садится на стул/
Воспитатель: А для этого нам нужно попасть в сказку.
В этом нам поможет лёгкий ветерок.
/звучит музыка/
Воспитатель: Ребята, встаньте, возьмитесь за руки, закройте глаза.
/поставить карту путешествия/
Вдохните – выдохните.
Откройте глазки, вот мы и в сказке.
Посмотрите, это сказочная карта. При помощи этой карты мы найдём Федорину посуду.
Давайте посмотрим, откуда начинается наше путешествие.
Здесь нарисовано, что нам нужно пройти по тропинке и мы попадём в сказочный лес.
/проходят по тропинке, подходят к стенду, на котором плакат с тарелками/
Ребята, посмотрите, здесь для вас задание.
Задание № 1 «Поставьте тарелки по порядку»
Кто у нас пойдёт выполнять это задание?
/выходит один ребёнок, расставляет тарелочки в числовой ряд от 1 до 9/
Молодец.
Ребята, давайте проверим, какое число стоит между числами 3 и 5.
Какое число стоит между числами 7 и 9.
Какое число стоит между числами 1 и 3.
Молодцы.
А кто у нас посчитает тарелки от первой до пятой?
/выходит ребёнок, считает тарелки/
Первая тарелка, вторая тарелка и т.д.
Молодец.
А кто посчитает тарелки от пятой до девятой?
/выходит ребёнок, считает тарелки/
Шестая тарелка, седьмая тарелка и т.д.
Молодец.
Ребята, сейчас я буду складывать тарелочки в корзину, а вы посчитаете обратным счётом. От девятой тарелки до первой.
/воспитатель складывает тарелки, а дети все вместе считают/
Молодцы, ребята, с первым заданием вы справились.
Давайте посмотрим на карту. Куда же нам идти дальше.
Ребёнок: Мы должны перейти через реку.
Воспитатель: А как нам через неё перейти?
Дети: По мостику.
Воспитатель: Правильно по мостику.
Давайте встанем друг за другом. Я пойду первая, а вы за мной. Только будьте осторожны, не упадите.
Воспитатель: Все перешли?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите, что это тут?
Дети: Разбитая посуда.
Воспитатель: Ребята, следующее наше задание.
Задание № 2 «Склеить посуду».
Но прежде, чем её склеить, нужно решить математические выражения.
/дети садятся на коврик/
Кто у нас будет первым?
/ребёнок берёт одну часть посуды, на которой написан пример. Читает его и говорит ответ. Затем ищет вторую часть посуды с ответом/ и т.д.
Ребята, а какую посуду мы склеили?
Дети: чайную
Воспитатель: Молодцы, правильно чайную.
Сейчас мы её положим в корзину и отправимся дальше.
Давайте посмотрим карту. Что здесь нарисовано?
Дети: овраг.
Воспитатель: Как мы перейдём через него?
Дети: по канату.
Воспитатель: Правильно. А пойдём мы но канату приставным шагом.
Воспитатель: Посмотрите, здесь находится хомячок. Он хочет, чтобы вы сделали с ним зарядку. Сделаем?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда встаньте полукругом и приготовьтесь к зарядке.
Физкультминутка
Все готовы? Начнём.
Хомка, хомка, хомячок,
(приседают)
Полосатенький бочок,
(трут бока)
Хомка раненько встает,
(встают)
Зубки чистит, глазки трет.
(движения по тексту)
Подметает хомка хатку,
(наклон вниз)
И выходит на зарядку.
(маршируют)
Раз, два, три, четыре, пять –
(руки согнуты в локтях)
Хочет Хомка сильным стать
(сгибают и разгибают руки)
Воспитатель: Отдохнули? Теперь отправляемся дальше.
Посмотрим нашу карту.
А дальше нам нужно пройти через болото. Ребята, а вы знаете, что ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину, из которой невозможно выбраться без посторонней помощи. Сейчас мы будем прыгать по камушкам, чтобы болото нас не затянуло. Будьте внимательны! Не спешите.
/прыгают по камушкам на двух ногах/
Молодцы!
Посмотрите, здесь сидит лягушка, а у неё следующее задание.
Задание № 3 «Реши задачки».
Задача № 1
«Вот три ложки по дорожке идут.
За ними вдогонку две вилки бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Столовых приборов бежало домой?
Задача № 2
«От Федоры убежало пять ножей.
По дороге два ножа затянуло в болото.
Сколько ножей осталось?
Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями.
Сейчас я положу вилки, ложки и ножи в корзину. Ребята, а как мы назовём это одним словом?
Дети: Столовые приборы.
Воспитатель: Молодцы.
Ребята, посмотрите на карту. Куда же нам идти дальше?
Дети: за столы.
Воспитатель: Проходите садитесь. Посмотрите, когда посуда бежала по лесу от Федоры шёл сильный дождь и весь рисунок смыло. Давайте украсим кастрюлю, чтобы она стала такой же красивой как прежде.
Задание № 4 Аппликация «Укрась кастрюлю».
Все справились с заданием?
Дети: Да
Молодцы!
Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у вас получилась.
Федора, подойди к нам.
Вот мы и отыскали твою посуду, украсили её. А ты береги её, мой и люби.
И тогда она от тебя больше ни куда не убежит.
Федора:
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Ребята, спасибо вам, что помогли мне отыскать посуду.
А это вам от меня подарок «Новая посуда»
Берегите и не ломайте её.
Дети: Спасибо, Федора!
Федора: До свидания.
Дети: До свидания.
Итог:
Ребята, кто к нам сегодня приходил?
А что мы сегодня с вами делали?
Какие задания выполняли?
На этом наше занятие закончилось.
Всем спасибо.
Используемая литература:
1. Методический журнал для воспитателей «Ребёнок в детском саду», №4 2011г.;
2. Интернет сайты;
3. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» старшая группа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский педагогический проект "АБВГДейка" (обучение дошкольников началам грамоты и и подготовка их руки к письму)
Проблемный вопрос: Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и их руки к письму.Актуальность проблемы:В современных условиях система образования предъявляет высокие требования ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/22/picture-1081229-1637577792.jpg)
ШПО Тема :Особенности обучения дошкольников началом математике
Может быть полезен воспитателям ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/21/picture-1105627-1548070653.jpg)
Консультация для родителей «Обучение дошкольников началам математики»
Уважаемые родители!Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время), с которыми Вы познакомитесь в этом документе....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/11/picture-277787-1676138067.jpg)
Консультация для родителей «Обучение дошкольников началам математики»
Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятель...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/23/picture-741907-1453535819.jpg)
Консультация для воспитателей «Особенности обучения дошкольников началам математики».
Консультация для воспитателей«Особенности обучения дошкольников началам математики»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/30/picture-971380-1514649689.jpg)
Консультация для родителей на тему «Обучению дошкольников началам математики»
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, по...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-862030-1481444310.jpg)
Консультация для родителей «Обучение дошкольников началам математики в младшей группе»
Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоя...