Главные вкладки

    Сценарий открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»
    план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

    "Моя семья" Подготовительная группа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moya_semya_podg.docx23.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе

     «Моя семья»

    Конспект открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»

    Цели: Освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений (на примере семьи). Развитие представлений о содержании понятий.

    Задачи образовательные:

    1. Выявить умения детей устанавливать родовидовые отношения между понятиями (семья, члены семьи).

    2. Закрепить принципы построения моделей понятийных отношений с помощью классификационного древа (на примере семьи) по разным основаниям (возраст, пол).

    3. Продолжать учить детей находить общие и различающиеся признаки объектов, делать логические выводы.

    Развивающие:

    1. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления при выполнении заданий.

    2. Развивать у детей коммуникативные умения, связную речь.

    3. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.

    2. Воспитывать отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать, желание и умение работать в коллективе.

    Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие.

    Предварительная работа:

    1. Знакомство с космосом, планетами, глобусом, с жизнью на Земле.

    2. Проведение бесед по теме «Семья».

    3. Рассматривание семейных фотоальбомов.

    4. Проведение дидактических игр с детьми: «Назови ласково», «Кто я тебе», и игр на развитие логического мышления: «Четвертый лишний» и другие.

    Материал и оборудование:

    Магнитная доска, магниты, 2 набора фишек с изображением членов семьи, фишки двух цветов: красные и желтые по количеству детей, 2 мешочка, 2 большие фишки на столы, 2 листа бумаги формата А3, карандаши, почтовый ящик, письмо с Марса, большой конверт, скакалка, 2 подноса, песочные часы.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    (Дети с воспитателем заходят в группу, здороваются с гостями)

    Воспитатель: Встаньте, дети, встаньте в круг Встаньте в круг, встаньте в круг! Ты мой друг, и я твой друг, старый верный друг. Давайте с вами возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, и подарим добрые слова и не забудем про улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение и улучшается настроение. Кто хочет начать?

    (Дети по очереди говорят друг другу приятные слова, улыбаются)

    Воспитатель: Ну что, у вас поднялось настроение? Я очень рада. Надеюсь, оно сохранится у вас на протяжении всего дня.

    2. Вводная часть.

    Воспитатель: Ребята, а давайте-ка проверим наш почтовый ящик. Не пришла ли нам почта?

    (Дети проверяют почтовый ящик и находят в нем письмо)

    Воспитатель: Ух ты, письмо! От кого же оно? А письмо-то непростое, а с другой планеты Солнечной системы - с Марса. А кто-нибудь из вас знает, как называют жителей планеты Марс?

    Дети: Марсиане.

    Воспитатель: А мы тогда кто - жители Земли?

    Дети: Земляне.

    Воспитатель: Верно. Давайте прочитаем, что же нам написали жители планеты Марс. Хотите узнать?

    (Воспитатель читает письмо)

    Воспитатель: «Здравствуйте ребята-земляне! Мы марсиане живем и учимся в марсианских школах. Нам бы очень хотелось узнать о том, что такое семья? Помогите нам, пожалуйста!»

    Воспитатель: Ну что, ребята, поможем марсианам?

    Дети: Да!

    3. Основная часть.

    Воспитатель: Ребята, а кто из вас хотел бы рассказать марсианам о своей семье?

    (Дети отвечают)

    Воспитатель: Я вижу, что многие из вас хотели бы поделиться с ними. А вы любите играть?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Давайте тогда сыграем с вами в игру, которая называется «Репортер». А кто такой репортер?

    Дети: Тот, кто берет у людей интервью.

    Воспитатель: Послушайте правила игры. Репортеры задают вопросы о семье, например: «Кем работает твоя мама?». А остальные дети на них отвечают, например так: «Моя мама работает продавцом» и т. д. Репортеры никого не должны оставить без внимания и задать вопросы каждому из участников интервью. Для игры нам необходимо выбрать нескольких репортеров, а поможет нам в этом считалочка «Пуговка, луковка, крестик».

    (Воспитатель пересчитывает детей соответственно словам считалки и назначает репортерами, например, всех «крестиков», в качестве микрофонов используются скакалки)

    Воспитатель: Ребята, давайте для удобства возьмем себе стульчики.

    (Дети садятся на стульчики, образуя полукруг)

    (Проводится игра)

    Воспитатель: Кто из репортеров готов задать вопрос первым? Еще есть вопросы для наших участников?

    (Проводится игра)

    Воспитатель: Вот вы и рассказали марсианам о вашей семье. Я вижу у вас у всех замечательные семьи. Ребята, а для дальнейшей нашей игры, я предлагаю вам разделиться на две команды.

    (Воспитатель выносит поднос с фишками двух цветов)

    Воспитатель: Выберите себе одну из фишек: красного или желтого цвета, какая вам больше нравится. Итак, вправо встанут все у кого красные фишки, а влево - у кого желтые.

    (Дети группируются по цветам)

    Воспитатель: У нас получилось две команды. Ребята, те кто справа, вы будете называться Команда Красных, а те кто слева - Команда Желтых. Займите свои места за столами.

    (Дети садятся за стол с фишкой соответствующего цвета)

    Воспитатель: Посмотрите, перед вами картинка. Кто на ней изображен?

    Дети: Дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочь.

    Воспитатель: Правильно. А как их можно назвать одним словом?

    Дети: Семья.

    Воспитатель: Все верно. Ребята, я предлагаю каждому из вас выбрать себе роль.

    (Воспитатель предлагает детям из каждой команды вытянуть себе из мешочка фишку с обозначенной на ней ролью члена семьи)

    Воспитатель: Ну что сделали свой выбор? А теперь для того, чтобы вжиться в роль, подойдите вот к этому столу и выберите себе соответствующий предмет (атрибут). У вас одна минута, чтобы взять предмет и вернуться на свои места. Время пошло.

    (Воспитатель переворачивает песочные часы)

    (Дети выбирают атрибуты и садятся за свои столы)

    Воспитатель: Давайте угадаем: «Кто есть кто?»

    (Участники команд по очереди встают с места и, не называя себя, показывают выбранный предмет, а все остальные дети должны угадать, кто из членов семьи перед ними и объяснить свой ответ)

    Воспитатель: Вот мы и познакомили марсиан с членами семьи, их увлечениями и обязанностями. А для того, чтобы побольше рассказать о них марсианам, давайте их сравним (найдем сходства и различия). По какому признаку мы можем это сделать?

    (Дети вместе с воспитателем обсуждают все возможные варианты)

    (В случае затруднения воспитатель предлагает детям рассмотреть конкретный пример: папа и сын - в чем их сходство и различие?

    (Дети отвечают)

    Воспитатель: Правильно, ребята. Вот мы и нашли с вами два признака для сравнения: по возрасту и по полу. Так значит на какие группы мы можем разделить членов семьи по возрасту?

    Дети: На взрослых и детей.

    Воспитатель: А по полу?

    Дети: Мужского и женского пола.

    Воспитатель: Ребята, а как же мы напишем об этом в письме марсианам? Ведь они понимают только язык символов.

    (Дети предлагают решение проблемы)

    Воспитатель: Конечно, мы можем изобразить это схематически (с помощью классификационного древа). А какие символы мы можем использовать?

    (Дети предлагают варианты)

    Воспитатель: Давайте остановимся на первых буквах слов.

    Воспитатель: Возьмите все необходимое.

    (Воспитатель раздает для каждой команды: листы бумаги и карандаши)

    Воспитатель: Давайте распределимся так, что первая команда Красных будет рисовать модель (делить членов семьи) по первому основанию (по возрасту, а вторая команда Желтых - по второму (по полу). Еще раз в течении минуты обсудите внутри команд, каким образом вы будете строить свои модели, на какие группы делить и кто из членов семьи в какой группе окажется.

    (Ведется обсуждение в командах)

    Воспитатель: Как вы думаете, с чего стоит начать?

    Дети: Нужно ввести обозначение семьи.

    (В случае затруднений воспитатель рисует точку-кружок на магнитной доске маркером и вводит обозначение семьи буквой «С». Детям предлагается сделать тоже самое на своих листках)

    Воспитатель: А теперь зарисуйте свои решения на листах бумаги и не забудьте ввести соответствующие буквенные обозначения.

    (Самостоятельная работа детей в командах)

    Воспитатель: Ну что, я вижу вы уже закончили. Давайте посмотрим, что же у вас получилось.

    (Воспитатель размещает модели от каждой команды на доске)

    Воспитатель: Все ли верно?

    (Дети проверяют правильно ли построена модель противоположной команды)

    Воспитатель: Команда красных, по какому признаку вы разделили всех членов семьи?

    Дети первой команды: Взрослые – дедушка, бабушка, папа, мама; Дети – сын и дочь.

    Воспитатель: А команда желтых?

    Дети второй команды: Мужчины – дедушка, папа, сын; Женщины – бабушка, мама, дочь.

    Воспитатель: Вы замечательно справились с заданием. Ребята, давайте еще раз посмотрим на то, какие у нас получились схемы. Как вы думаете марсиане все поймут? Скажите, а есть ли сходство у двух моделей?

    Дети: Да есть. И в первой о во второй модели мы последовательно выделяли две группы.

    Воспитатель: А есть различия?

    Дети: Конечно есть. Выделенные группы имеют разные признаки для сравнения (основания классификации).

    Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы. А теперь я предлагаю ваши схемы-модели отправить в конверте на Марс, для изучения марсианскими школьниками наших семей. (Дети запечатывают конверты)

    Воспитатель: Ну вот и готово. Осталось только отнести наше письмо на почту.

    4. Итог занятия

    Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть? Давайте сядем в кружок (на подушки) и вспомним, что нового вы узнали сегодня? Что вам запомнилось больше всего? Кому из вас было трудно выполнять задания? У кого трудностей не возникло?

    (Дети анализируют свою деятельность)

    Воспитатель: Мне тоже очень понравилось искать с вами ответ для марсиан. А особенно мне понравилось, что вы были очень внимательными, дружными - настоящей командой, и поэтому так быстро и правильно выполнили все задания. Всем спасибо и не забудьте попрощаться с нашими гостями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию элементов логического мышления в старшей группе №7 «Веснушки» «Помогаем Айболиту».

    занятие по формированию  логического мышления в старшей группе по программе "Развитие" Освоение графического построения модели классификационных отношений между понятиями;Упражнять в умении ...

    План занятия по формированию элементов логического мышления для подготовительной группы.

    Конспект занятий по логике с использованием тетради по математике "Умней-ка" Козловой В.А....

    Занятие по развитию элементов логического мышления в старшей группе. Тема: «Конкурс мудрецов»

    Занятие  по развитию элементов логического мышления в старшей группе.Тема: «Конкурс мудрецов»...

    Занятие по развитию элементов логического мышления " Подбор родового понятия к видовым" (подготовительная группа)

    Занятие разработано с учетом задач программы «Развитие+»  (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.). В конспект включены  игры, упражнения, сюрпризные  моменты, так нравящие...

    Занятие по развитию элементов логического мышления

    Занятие по развитию логического мышления в старшей группе с использование кругов Эйллера...

    Непосредственно образовательная деятельность по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе "Путешествие по Средиземному морю"

    Занятие составлено с опорой на программу "Развитие" Л.А. Венгера. Раздел "Развитие элементов логического мышления" в подготовительной группе....

    Сценарий открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»

    Сценарий открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»...