Обобщение опыта работы «Математике учимся, играя»
материал по математике по теме

Основным методом в обучение детей математике остается игровой и наглядный методы. Я приведу ряд игр, в которые дети любят играть по таким разделам математике, как, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, количество и счет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_matematike_uchimsya.igraya.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

автономное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад

«Аленький цветочек»

Обобщение из опыта работы

«Математике учимся, играя»

                                                                                     

                                                                   Подготовила и провела:

                                                                            воспитатель высшей категории

 ЗолинаЕ.Н

Последние годы в практике работы с дошкольниками наблюдается повышенный интерес к все более раннему обучению детей грамоте, математике, иностранным языкам и т.д. Появляются виды воспитательно-образовательных учреждений, которые предлагают родителям эти услуги. Занятия в таких учреждениях зачастую ведутся по типу школьных уроков, не всегда учитывается специфика дошкольного возраста. Создаются авторские программы, нацеленные на предметное обучение с использованием школьных форм и методов. При этом игнорируются возрастные особенности ребенка и специфика дошкольной дидактики.

Такое положение вызывает озабоченность специалистов, занимающихся дошкольными проблемами. Естественное желание не дать детскому саду превратиться в «маленькую школу» привело к тому, что возник крен в другую сторон: занятия как таковые стали чуть ли не запретными, проводится большое количество развлекательных мероприятий, в которые якобы включено обучение, однако за внешней привлекательностью чаще всего не стоит ничего: нет достаточной умственной нагрузки, познавательная активность ребенка поглощается множеством неоправданных и неинтересных манипуляций воспитателя с разнообразным материалом.

Моя точка зрения определенна. С детьми надо заниматься, но обучение должно быть доброкачественным, а не таким, при котором идет слепое следование образцу, формальное упражнение, диктат, требования. Формы организации обучения могут быть самыми разными, но обязательно целесообразными, несущими определенную мыслительную нагрузку стимулирующими познавательную активность и самостоятельность.

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет; чтобы елочные гирлянды были одинаковыми, нужно нарезать равные полоски бумаги; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку... И многое, многое другое.

Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление.

Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который знает, не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получить удовольствие от процесса труда.

Моя практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Для этого необходимо использовать такие методы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.

Перспективным и важным представляется проблемно - поисковый метод обучения. В процессе решения проблемной ситуации взрослый помогает ребенку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае ребенок может идти путем опытных проб. Искусство педагога заключается правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей.

Особое внимание педагог должен непрерывным ответам. Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, взрослый помогает им понять свою ошибку, и подводит к поиску нового способа. Прежде всего, должна поощряться познавательная активность ребенка; очень важен эмоциональный настрой, поддерживающий интерес к занятиям. Доброжелательная оценка взрослого, тактичный анализ причин, приведших к ошибке, совместная заинтересованная деятельность позволяют детям правильно на неудачу, не бояться высказывать     свое     мнение. Атмосфера эмоционального творческого подъема на занятии создает ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания.

Организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Форма занятия должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач.

Основным методом в обучение детей математике остается игровой и наглядный методы. Я приведу ряд игр, в которые дети любят играть по таким разделам математике, как, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, количество и счет.

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

До сих пор дети учились различать равенство и неравенство двух групп по количеств)' входящих в них предметов, устанавливая взаимно однозначное соотношение между предметами в этих группах. Например, дети накрывали стол для кукол и ставили каждой кукле тарелку (тарелок столько же, сколько кукол), у каждой тарелки клали ложку (ложек столько же, сколько тарелок), собирали кукол на прогулку и надевали на каждую пальто (пальто столько же, сколько кукол), шапку (шапок столько же, сколько кукол).

Вся эта большая предварительная работа является той основой, на которой можно строить дальнейшие занятия — знакомить с числом и счетом. Обучение детей счету включает, с одной стороны, отработку умения устанавливать равенство и неравенство групп входящих в них предметов, с другой - овладение самим процессом счета.

Например: воспитатель создает сказочную ситуацию. Он вносит двух зайчат и рассказывает историю: «Жили - были два зайчонка - Пиф и Паф. Они были настоящими друзьями: всегда помогали друг другу, вместе искали пищу и поровну ее делили. И вот однажды получили зайчата подарок от Незнайки». Вносят две одинаковые коробки, на одной из них написана цифра 1, на другой — 2. Педагог сразу не фиксирует внимание детей на цифрах, спрашивает: «Как вы думаете, что прислал Незнайка?» Дети отвечают, возможно, кто-то догадается, что подарок — это морковка. Коробки открывают (там действительно морковка) и раздают морковь зайчатам: из первой — Пифу, из второй — Пафу. Один зайчонок получил одну морковку, другой — две. Тот, который получил одну морковку, начинает плакать. «Почему плачет Пиф?» — спрашивает воспитатель. Очевидно, кто-то скажет, что у него меньше морковок и ему обидно. «Наверное, Незнайка опять все перепутал»,— говорит воспитатель и предлагает рассмотреть подарок. На верхнюю ступеньку счетной лесенки он кладет морковку Пифа, а на нижнюю — две морковки Пафа. Просит сказать, где морковок больше. Дети отвечают, после чего воспитатель считает: «Наверху — одна морковка, внизу — одна, две — две морковки» (обводит круговым движением). «Два больше, чем один. Что же нам сделать, чтобы Пиф не плакал?» — обращается педагог к детям. «Принести еще одну морковку»,— советуют они. Приносят еще одну морковку, кладут на верхнюю ступеньку лесенки. «Теперь поровну?» — «Поровну!» Затем воспитатель предлагает еще раз посчитать. Дети вместе с ним считают морковки и определяют, что теперь на верхней ступеньке две морковки и на нижней тоже две, две и две — поровну. Теперь можно отдать подарок зайчатам.

«Как же Незнайка ошибся? Давайте посмотрим, может быть, на коробках было что-нибудь написано». Дети обращают внимание на цифры: «Что это такое?» Воспитатель выслушивает предположения детей, чтобы выяснить, имеются ли у них стихийно сложившиеся представления о цифрах. Педагог объясняет: «Взрослые придумали такие значки — цифры. На них можно было посмотреть и сразу, не открывая коробок, сказать, где сколько морковок. Вот эта цифра 1: она показывает, что здесь одна морковка. А эта цифра 2: она показывает, что здесь две морковки». Рассматривает вместе с детьми цифры: «Вот видите, если бы зайчата знали цифры, они сразу на коробках прочитали бы и догадались, что там что-то положено не поровну. Может быть, они и не стали бы открывать коробки, а поняли, что Незнайка опять все перепутал».

В это время появляется Незнайка, в руках у него еще две коробки, на которых также стоят цифры 1 и 2: «Я все перепутал. Я не хотел обижать зайчат. Вот у меня еще коробки с морковками». Воспитатель берет у Незнайки коробки и успокаивает его: «Сейчас мы покажем тебе, какие коробки ты должен был послать зайчатам». Педагог предлагает детям убрать морковь, которая лежит на счетной лесенке, в пустые коробки. Глядя на цифру, написанную на коробке, ребенок соотносит ее с соответствующим количеством морковок.

Когда задание выполнено, все четыре коробки выставляют на стол (на двух — цифра 1, на двух — цифра 2). «Ну, Незнайка, теперь выбирай, какие коробки ты должен был послать зайчатам». Незнайка опять ошибается, и педагог предлагает детям научить Незнайку: помочь ему выбрать коробки с одинаковым количеством морковок. Когда выбор сделан, дети объясняют, почему выбрали именно эти коробки (воспитатель проверяет, ориентировались ли они по цифре). Затем морковки вынимают и опять сравнивают их количество.

Я привели пример игровой ситуации. Воспитатель может предложить также ситуацию, когда умение считать и знание цифр понадобится ребенку для решения какой-либо практической задачи.

Знакомство с каждым последующим числом должно идти от сравнения двух множеств, выраженных последовательными числами, одно из которых знакомо детям. Воспитатель следит, чтобы дети называли числа по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд так, чтобы каждое число соответствовало предмету; согласовывали числительное в роде, числе и падеже с существительным; понимали, что число, отнесенное при счете к последнему предмету, относится и ко всей группе предметов (например, один, два, три — всего три кубика). Для этого в конце пересчета необходим обобщающий жест в виде кругового движения, показывающий, что последнее числительное относится ко всей группе предметов, являясь итоговым числом.

Знакомя с числами, полезно сразу же давать детям представление о некоторых формах наглядного изображения каждого числа. Для этой цели можно применять специальные числовые карточки, на которых число предметов изображено при помощи соответствующего количества кружков, а также цифры. Ознакомление с цифрами как знаками для обозначения числа не представляет для детей особой трудности. Уже в три-четыре года они начинают ориентироваться в цифрах: узнают номера автобусов, домов и т. д. Но это еще не означает, что цифра воспринимается ими как условный знак числа. Она чаще всего ассоциируется с конкретным признаком объекта, например автобусом. Одновременное знакомство с числом и цифрой упорядочивает стихийно полученные знания о цифрах, постепенно подводит ребенка к пониманию того, что цифра — знак, показывающий определенное количество предметов.

Чтобы проверить, соотносят ли дети цифры, которые узнали на занятиях, с определенным количеством предметов, можно провести такое упражнение. Воспитатель заранее готовит коробки, в которые кладет игрушки, по одной, по две, по три в каждую. Сверху положены карточки с цифрами, показывающие, сколько в какой коробке игрушек. Но кто-то перепутал цифры — теперь надо навести порядок, а то в коробке, предназначенной двум детям, окажется только одна игрушка. Чтобы навести порядок, детям нужно вынуть игрушки, пересчитать, а потом найти нужную цифру. Это задание выполняют несколько человек. Они могут советоваться друг с другом, совместно решать, какая цифра подойдет к данной коробке.

Воспитателю надо помнить о том, что детям легче считать, чем отсчитывать (откладывать) предметы из большего количества. Поэтому при знакомстве с каждым новым числом рекомендуется давать задания, в которых необходимо считать и отсчитывать по образцу или названному числу.

Необходимо включать различные анализаторы. Для этого используются игровые упражнения, где надо считать на слух, по осязанию, считать движения. Например, педагог стучит сколько-то раз — дети считают и ставят на столе столько же игрушек; несколько раз в бубен, а дети столько же раз подпрыгивают, хлопают в ладоши. Очень полезно упражнение в счете по осязанию, когда ребята должны пересчитать заранее приготовленные на каждом столе и накрытые салфеткой пуговицы, желуди, орехи (при этом у каждого ребенка разложено разное количество предметов).

Детей знакомят с порядковым счетом, с которым они сталкиваются в повседневной жизни («Лена, встань первая!»), на занятиях по физкультуре, когда воспитатель делает разные перестроения (первое звено, второе звено), на музыкальных занятиях и т. д.

Надо уметь правильно отвечать на вопросы: сколько всего? который? который по счету? какой по счету? Поскольку результат порядкового счета зависит от направления счета (слева направо или справа налево) в отличие от количественного, материал для занятия надо готовить таким образом, чтобы показать эту особенность. Например, воспитатель ставит на стол в ряд три разные машинки (грузовую, легковую, трактор), предлагает детям пересчитать машины, ответить, сколько их. После ответов начинается игра. Например, машины поехали на заправку: первой едет грузовая, второй — легковая, третьей — трактор. Воспитатель задает вопросы: которая по счету грузовая машина? Которая легковая? и т. д. Но вот на пути машин знак, показывающий, что дальше ехать нельзя (впереди ремонтируют дорогу),— надо возвратиться назад. Машины разворачивают в другую сторону: теперь та, что была последней, оказалась первой. Машины едут, а воспитатель выявляет, как называется каждая по счету машина.

Если дошкольники уже научились соотносить цифру с определенным числом, можно им предложить, пересчитав цветы, положить рядом соответствующую цифру. С этой цифрой ребенок может идти отсчитывать бабочек, чтобы не забыть, сколько у него цветов.

К концу пятого года жизни дети считают в пределах пяти, знают, что число не зависит от величины предметов, его составляющих, цвета, их расположения.

На следующем занятии можно предложить детям пройти по широкой и узкой доскам, поднятым на высоту 510 см. Здесь по узкой доске идти будет труднее, чем по широкой. Так же как и на предыдущем занятии, задание это можно облечь в интересную для детей форму (например, доски могут быть мостиками через реку). Подводя итог, воспитатель может наложить доски одну на другую, продемонстрировав, какая из них шире, какая уже.

Игра «Закрой двери в домиках».

Для каждого ребенка вырезают из бумаги (картона) домик с прямоугольной прорезью для двери и две двери, одна из которых точно закрывает прорезь в домике, другая намного уже. В домиках живут зайчики, фигурки которых можно вырезать по трафарету из бумаги.

Зайчики гуляют по лесу, весело играют. Вдруг появляется волк (игрушка или игрушка-бибабо — ее вносит воспитатель). Испугавшись, они прячутся в домики. Но двери еще открыты, и зайчики просят детей спасти их от волка — закрыть дверь так, чтобы волк не смог пролезть в нее. Малыши точно подбирают нужную по ширине дверь. В процессе игры слова «широкий» и «узкий» не произносятся. Только в конце, когда все двери уже закрыты, педагог хвалит детей, что они подобрали нужную дверь, ту, что шире. «А если бы мы взяли другую дверь, что могло случиться? — спрашивает педагог.— Она уже и не закрыла бы вход в домик, а волк смог бы догнать зайца». Можно предложить детям наложить двери одну на другую и еще раз посмотреть, какая шире, какая уже).

ВЕЛИЧИНА.

Игра «Достань мяч».

Воспитатель играет с детьми, затем прячет мяч и предлагает найти и достать его. Мяч прячут то высоко, то низко. Сначала мяч лежит высоко на шкафу. Перед детьми стоит задача — принести мяч, чтобы продолжить игру. Но мяч лежит высоко, и достать его, протянув руку, невозможно. Здесь важно, чтобы дети смогли проанализировать условия задачи и найти правильное решение. Хочется продолжать игру, а для этого нужен мяч. В обсуждении того, почему трудно достать мяч и как это можно сделать, принимают участие все дети. Они предлагают разные способы: подставить стул, достать мяч палкой, подпрыгнуть и т. д., объясняют свое решение. При поиске средств для достижения цели выполняется важная мыслительная задача.

На таких занятиях очень важно мастерство педагога: уметь поставить обучающую игровую задачу, играть с детьми, не бояться их активности, желания высказать свои мысли о создавшейся ситуации, готовности помочь товарищу словом и делом. Если тот, кто ищет мяч, малоактивен, ему на помощь приходят товарищи. Важно, чтобы не снижался темп игры, активность детей не заменялась рассуждениями воспитателя, когда он один говорит, а все слушают. Только в конце занятия педагог может подвести итог, обобщая все сказанное детьми.

Игра «Путешествие на лесную поляну».

Педагог: «Сегодня мы пойдем с вами на лесную поляну. Но чтобы попасть туда, надо сначала пройти по деревне, потом войти в лес. На пути нам встретятся две речки. Перейдя через них, мы и попадем на поляну».

Воспитатель заранее делает из шнура две «речки»: одну шире, другую уже. (Через узкую ребенок может перешагнуть, а через широкую должен прыгать.)

Итак, дети идут на лесную поляну; путешествие может сопровождаться разнообразными встречами по пути, но главный момент занятия — переход через речки, которые надо перейти так, чтобы не замочить ноги. Через узкую речку дети спокойно переходят, а вот через широкую перейти трудно — надо прыгать. Педагог помогает детям. Но все равно кто-то «промочил ноги». Наконец все перебрались на другую сторону и пришли на лесную поляну. Путешествие окончено. «Почему же через одну речку мы перешли легко, а через другую пришлось прыгать?» — спрашивает воспитатель в конце занятия. Дети могут еще ошибаться в словесном определении признака ширины, но все они показывают, разводя руки в стороны, какой была речка, через которую перешли с таким трудом. Педагогу остается только подвести итог, показав еще раз, что одна речка уже, а другая шире.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Игра «Найди свое место».

Умение различать геометрические фигуры и соотносить их, находя такую же, оказывается необходимым условием выполнения игрового действия. Рассмотрим эту игру. Детям раздают различные геометрические фигуры, а на стулья, поставленные в ряд, кладут карточки с изображением этих фигур. Все расходятся по группе, свободно передвигаясь, бегая под бубен. По условленному сигналу (например, бубен замолк) дети находят свое место, т. е. каждый садится на тот стул, где лежит карточка с изображением его геометрической фигуры. Таким образом, изображение геометрической фигуры служит средством для достижения цели.

Игра «Найди свою фигуру».

Воспитатель делает из картона ящик, в котором прорезаны отверстия треугольной, круглой, квадратной формы. Цель занятия — учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

Педагог делит детей на две группы: у одних — геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике; у других — конверты с изображением круга, треугольника, квадрата. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь по изображениям на своих конвертах.

В такой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему появляется речевая активность играющих. Например, ребенку всегда важно не только то, правильно ли он нашел свою фигуру, но и то, правильно ли нашел фигуру его товарищ. При этом дети очень хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» или «Это, это бери! Видишь: здесь квадрат и вот квадрат».

Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.

Игра «Гаражи».

Дети изображают машины, каждая имеет свой «номер» "— круг, квадрат, прямоугольник или треугольник. В разных концах группы расположены гаражи, также обозначенные кругом, прямоугольником, квадратом или треугольником большего, чем у детей, размера. Машины могут заезжать только в свой гараж, т. е. в тот, который соответствует номеру машины. Итак, правила игры может хорошо соблюдать только тот, кто умеет различать и сопоставлять геометрические фигуры.

Дети, держа свои номера машин перед собой, как руль, ездят по комнате. По сигналу воспитателя все въезжают в свои гаражи. Педагог проверяет,   правильно  ли   нашла  каждая   машина  свой   гараж. При повторении игры можно незаметно поменять гаражи местами: это заставляет водителей быть еще внимательнее.

Игра «Найди предмет по форме».

Нужно иметь геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал на каждого ребенка, предметы и игрушки различной формы (круглой, квадратной, прямоугольной и т.д.). Каждый из играющих получает одну из фигур. Воспитатель дает задание разойтись по комнате и найти какую-нибудь игрушку или предмет такой же формы, как его фигура.

Дети выполняют задание, после чего педагог собирает их вокруг себя и, показывая какую-либо из фигур (например, круг), спрашивает: «Кто нашел предметы такой формы? Как она называется?» Дети показывают найденные игрушки или предметы и называют: «У меня тарелка, она круглая» и т. д.

Все подобные игры ценны тем, что перед детьми стоит лишь игровая задача, а то, что при этом усваивается та или иная обучающая задача, знает только воспитатель, организующий занятие.

Рекомендуется на занятиях сравнить геометрические фигуры, определяя, чем они отличаются друг от друга: у квадрата и треугольника есть углы, а у круга их нет.

Можно предложить детям раскладывать фигуры, разные по величине, в возрастающем и убывающем порядке.

Дошкольников знакомят также с геометрическими телами: кубом и шаром. Знакомство с ними своевременно, так как дети часто используют их в играх. Педагогу надо лишь уточнить названия этих геометрических тел, помочь детям выделить их отличительные признаки. При этом нужно стараться, чтобы признаки эти стали значимы для детей.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Здесь можно использовать различные игровые приемы и игры типа «Найди спрятанную игрушку», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Путешествие» и т. д. Например, в игре «Найди спрятанную игрушку» ребенок выходит за дверь, а все остальные прячут игрушку. Чтобы ее найти, входящему указывают направление, используя словесные ориентиры: «Иди от стола, до ковра, от ковра поверни в сторону окна, сделай три шага и там ищи!» В другой раз воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелками разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда показывает красная стрелка, потом поверни туда, куда показывает синяя, затем пройди три шага и там ищи».

Дети также учатся определять и обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Например: «Впереди меня — стол, позади меня — шкаф, с одной стороны — дверь, с другой - окно».

Для закрепления навыков можно использовать дидактические игры
типа        «Куда бросим мяч?», «Что изменилось?»,  «Угадай, что где

находятся» и т. д. В игре «Куда бросим мяч?» дети встают в круг. Воспитатель дает задания: «Брось мяч тому, кто стоит перед тобой». «Брось мяч тому, кто стоит сбоку от тебя». Игру «Что изменилось?» можно провести за столом. Водящий ребенок должен сказать кто сидит впереди него, кто — с одного бока, кто — с другого. Затем он закрывает глаза, а дети меняются местами. Открыв глаза, водящий определяет, что изменилось. Например: «Маша сидела сзади, а теперь сидит сбоку. Вова сидел с этой стороны, а теперь впереди меня». Дети могут вначале показать направление, а лишь потом назвать его.

Детей также учат ориентироваться в пространстве на листе бумаги. На занятиях часто требуется найти верхнюю и нижнюю полоски счетной карточки, правую и левую стороны листа, разложить в определенном месте какое-то количество предметов. Усвоить пространство листа помогут ориентиры: красная линия обозначает верхнюю часть листа, синяя — нижнюю, крестик — правую часть, кружочек — левую. Такие наглядные опоры помогают выделить в образце и на своем листе одни и те же части пространства и связать их с определенным названием (вверху, сверху, внизу, снизу, справа, слева, посередине).

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

У детей четырех лет сложились уже некоторые представления о частях суток: утро, день, вечер, ночь. Однако они очень расплывчатые, нечеткие, ситуативные. Чтобы представления о частях суток стали более ясными, взрослый помогает ребенку, общаясь с ним в повседневной жизни. Прежде всего, это внимание к детским вопросам, касающимся временных понятий. «Когда я пойду домой?»— спрашивает малыш. «Вечером»,— отвечает воспитатель. «А когда будет вечер?» — «Вы днем пообедаете, поспите, а потом настанет вечер»,— отвечает педагог.

Можно и специально подвести детей к разговору о времени суток. При этом используются картинки, иллюстрации книг, диафильмы и пр.

Можно поиграть в игры «Когда это бывает?», «Ночь и день» и другие такого же типа. Например, детям раздаются карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток. Воспитатель предлагает рассмотреть их, после чего называет определенное время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующее изображение, должны поднять карточки и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный, хорошо составленный рассказ ребенок получает фишку. - Можно использовать карточки, на которых время суток обозначено определенным цветом: утро — розовая карточка, день — голубая, вечер — серая, ночь — черная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

Обобщение опыта работы по теме: "Игры с пуговицами: творим и говорим".

 Раскрытие индивидуальных способностей дошкольника является одним из приоритетных направлений работы  педагогов в детском саду. Инструктор по физическому воспитанию развивает физические способности ре...

Обобщение опыта работы по теме: «Игра в экологическом воспитании детей»

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При озн...

Обобщение опыта работы по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

стендовый доклад представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по теме "Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....

Обобщение опыта работы «Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Обобщение опыта работывоспитателя Скобелкиной Н.С.по теме:«Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Обобщение опыты работы: "Подвижная народная игра - как средство приобщения дошкольников к ЗОЖ"

Цель:повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения народных    подвижных игр как средства повышения двигательной активности детей дошкольного возраста, направленн...