Математические игры для старших дошкольников
картотека по математике (подготовительная группа) на тему

Сергухина Ирина Анатольевна

математические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskie_igry.doc753.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конструктор.

Цель: формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до 10.

Игровой материал: разноцветные фигуры.

Правила игры: взять из набора треугольники, квадраты, круги, прямоугольники и др. необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображенных на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.

Начать игру можно так:                             

Взял треугольник и квадрат,

Из них построил домик.

И этому я очень рад:

Теперь живет там гномик.                      

Квадрат, прямоугольник, круг,

Еще прямоугольник и 2 круга…

И будет очень рад мой друг:

Машину ведь построил я для друга.      

Я взял 3 треугольника                            

И палочку- иголочку.

Их положил легонько я

И получил вдруг елочку.

Вначале выбери 2 круга- колеса,

А между ними помести-ка треугольник.

Из палок сделай руль. И что за чудеса-

Велосипед стоит. Теперь катайся, школьник!

Сравни и запомни.

Цель: умение осуществлять зрительно- мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

Игровой материал: набор геометрических фигур.

Правила игры: играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот кто правильно и быстро справиться с заданием.

Заполни пустые клетки.

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать 2 группы фигур, находить отличительные признаки.

Игровой материал: геометрические фигуры разных цветов (круги, квадраты, треугольники.)

Правила игры: играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Где, какие фигуры лежат.

Цель: ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме).

Игровой материал: набор фигур.

Правила игры: играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы по       очерёдно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.

Можно еще выяснить, сколько рядов и сколько столбцов имеет эта таблица (3 строки и 3 столбца), какие фигуры расположились в верхнем ряду, среднем, нижнем; в левом столбце, во втором справа, в правом столбце.

За каждую ошибку в расположении фигур или ответах на вопросы зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше.

Правила движения.

Цель: формирование представлений об условных разрешающих и запрещающих знаках, использовании правил, о рассуждениях методом исключения, направлениях «прямо», «налево», «направо».

Игровой материал: комплект фигур четырёх форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и трёх цветов (красный, желтый, зеленый).

Правила игры:1. Сначала все фигуры движутся к домикам по одной дороге. Но вот на пути первый перекресток. Дорога раздваивается. Прямо могут идти только прямоугольники т. к. в начале дороги стоит разрешающий знак(прямоугольник). Вправо прямоугольники идти не могут т. к. в начале дороги стоит перечеркнутый прямоугольник. Методом исключения получаем, что вправо могут идти все остальные фигуры. Дальше дорога опять разветвляется. И нужно выяснить какие фигуры в каком направлении могут двигаться дальше. После окончания движения фигур нужно выяснить в каком домике каждая фигура живёт.

2. Проводится по таким же правилам, учитывая только цвета и не учитывается их форма. 

Рассеянный художник.

Цель: развитие наблюдательности и счет до 6.

Игровой материал: цифры 1,2,3,4,5,6.

Правила игры: нужно взять из набора необходимые цифры и исправлять ошибки рассеянного художника. Затем нужно сосчитать до 6, указывая соответствующее количество предметов. на картине отсутствует 5 предметов.

Игру можно начать так:

На улице Бассейной

Один художник жил

И иногда рассеянным

Неделями он был.

  Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь художника.

Сколько? Какой?

Цель: Счет в пределах 10. Знакомство с порядковыми числительными. Знакомство с понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание».

Игровой материал: цифры

Правила игры: сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибки, поставить нужную цифру из набора. Использовать порядковые числительные: первый, второй,…. десятый. Решить простейшие задачи на сложение и вычитание. 

Почини одеяло.

Цель: Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Игровой материал: Фигуры.

Правила игры: с помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.

Жил- был Буратино, у которого на кровати лежало красное одеяло.Однажды, Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время погрызла все одеяло и там стали дыры. Сосчитай сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло.

Где чей дом?

Цель: Развитие наблюдательности. Закрепление представлений «выше- ниже», «больше- меньше», «длиннее- короче», «легче- тяжелее».

Игровой материал: фигуры.

Правила игры: на рисунке изображены лес, море, зоопарк. в зоопарке живет слон и медведь, в море плавает рыба, в лесу на дереве сидит белочка. Зоопарк, лес и море назовем «домами».

Возьми из набора: зеленый и желтый круги, желтый треугольник, красный квадрат, зеленый и красный прямоугольники и поставь их около животных там где они нарисованы.

Помести каждое животное туда где оно может жить.  

когда животные будут размещены, сосчитай сколько животных может жить в каждом доме.

далее задаются вопросы: кто выше? кто длиннее? кто тяжелее? кто легче?

 

Поросята и серый волк.

Цель: развитие пространственных представлений. Повторение счета и сложение.

Правила игры: для игры нужен лабиринт с изображением домиков поросят и запутанными дорожками, которые ведут к домикам поросят. У домиков поросят лежат палки, которые должен собрать волк: у домиков ниф-нифа и нуф-нуфа лежат по две палки, а у домика наф-нафа одна палка. Чем больше палок соберет волк тем больше очков у него будет.

Примеров много- ответ один.

Цель: Изучение состава чисел, формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.

Игровой материал: набор карточек с числами.

правила игры:1. Играют двое. Ведущий кладет на красный квадрат карточку с любым однозначным числом, например число 8. В желтых кругах уже обозначены числа. Второй игрок должен дополнить их до числа 8 и соответственно в пустые круги положить карточки с числами 6, 7. 5, 4. Если игрок не допустил ошибки то он получает очко. Затем ведущий меняет число в красном квадрате и игра продолжается.

2. Ведущий кладет карточку с числом на красный квадрат и сам же дополняет до него числа 2, 1, 3, 4, т. е. ведущий заполняет пустые круги, умышлено допуская кое- где ошибки.

Торопись, да не ошибись.

Цель: Закрепить знания состава чисел первого десятка.

Игровой материал: Набор карточек с числами.

Правила игры: Игру начинают с того, что в центральный круг помещают карточку с числом больше 5. каждому из играющих необходимо заполнить клеточки на своей половине рисунка положив на знак «?» карточку с таким числом, чтобы при сложении его с записанным в прямоугольнике получилось, то число, которое помещено в круг.

Расселяли ласточек.

Цель: Упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа.

Игровой материал: Вырезанные карточки с цифрами.

Правила игры: Играют двое. Необходимо разместить в два домика ласточек, которые сидят по рядам, а затем ласточек сидящих по столбцам.

Игроки выбирают любой ряд ласточек: или ласточек на проводах и соответствующий им домики слева и справа, или ласточек и соответствующие им домики сверху и снизу. Затем первый игрок закрывает карточкой с числом  свой домик. Число показывает сколько птиц будет проживать в домике. Второй игрок должен расселить остальных птиц этого ряда или столбца. Он тоже закрывает свой домик карточкой с соответствующим числом. Необходимо перебрать все способы размещения птиц.

Цепочка.

Цель: Тренировать детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах 10.

Игровой материал: Квадратные карточки с числами и круглые карточки с заданиями на сложение или вычитание чисел.

Правила игры: играют двое. Первый игрок выставляет карточку с любым числом в пустой квадрат. Второй игрок должен заполнить остальные квадраты карточки с числами, а каждый круг- круглой карточкой с соответствующим заданием на сложение или вычитание, чтобы при движении по стрелкам все задания были выполнены правильно. Если второй игрок не ошибся при выставлении карточки, то он получает очко, а если ошибся, то теряет очко. Затем игроки меняются ролями, и игра продолжается.

Сколько вместе? 

Цель: Формирование у детей представлений о натуральном числе, усвоение конкретного смысла сложения.

Игровой материал: Набор карточек с числами, набор геометрических фигур.

правила игры: Играют двое. Ведущий кладет в зеленые и красные круги определенное число фигур. Второй играющий должен пересчитать фигуры в этих кругах, заполнить соответствующие квадратики карточками с числами, между ними положить карточку со знаком «+»; между вторым и третьим положить карточку со знаком «=».

Затем надо узнать количество всех фигур, найти соответствующую карточку и закрыть ею третий пустой квадратик.

Каких фигур недостаёт?

Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.

Игровой материал: Большие геометрические фигуры и малые трех цветов.

Правила игры: Играют двое. Распределив между собой таблички, каждый игрок должен проанализировать фигуру первого ряда. Внимание обращается на то, что в рядах имеются большие белые фигуры, внутри которых расположены малые фигуры трёх цветов. Сравнивая второй ряд с первым, легко увидеть, что в нем недостает большого квадрата с красным кругом. Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда. В этом ряду не хватает большого треугольника с красным квадратом.

Второй игрок, рассуждая подобным же образом, во второй ряд должен поместить большой круг с малым желтым квадратом, а третий ряд – большой круг с малым красным кругом (усложнение по сравнению с игрой 8). Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. Затем играющие обмениваются табличками. Игру можно повторить, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

Игра с одним обручем

Цель. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», классификация по одному свойству.

Игровой материал. Обруч и комплект «Фигуры».

Правила игры. Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались внутри обруча.

Играющие поочередно кладут на соответствующее место по одной фигуре из имеющегося комплекта.

Каждый ошибочный ход называется одним штрафным очком.

После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? (Обычно этот вопрос не вызывает затруднений, так как ответ содержится в условии уже решенной задачи.) Какие фигуры оказались вне обруча? (Вначале этот вопрос вызывает затруднения.) Предполагаемый ответ: «Вне обруча лежат все некрасные фигуры» - появляется не сразу. Некоторые дети отвечают неправильно: «Вне обруча лежат квадратные, круглые, круглые… фигуры». В таком случае н,еобходимо обратить их внимание на то, что и внутри обруча лежат квадратные, круглые и т. д. фигуры, что в этой игре вообще форма фигур в расчет не принимается. Важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные фигуры и никаких других там нет. Такой ответ: «Вне обруча лежат все желтые и зеленые фигуры» - по существу правильный. Наша цель – выразить свойство фигур, оказавшихся вне обруча, через свойство тех, которые лежат внутри его.

Можно предложить детям назвать свойство всех фигур, лежащих вне обруча, с помощью одного слова. Некоторые дети догадываются: «Вне обруча лежат все некрасные фигуры». Но если ребенок не догадался, не беда. Подскажи ему этот ответ. В дальнейшем при проведении игры в различных вариантах эти трудности уже не возникают.

Если внутри обруча лежат все квадратные (или треугольные, большие, нежелтые, некруглые) фигуры, дети без затруднения называют фигуры, лежащие вне обруча, неквадратными (нетреугольными, небольшими, желтыми, круглыми).

   

Сколько всего? На сколько больше?

Правила игры. Играют двое. Один располагает несколько фигур, например треугольников, внутри зеленого обруча и несколько других фигур,например квадратов, внутри красного, но вне зеленого обруча.

Второй должен из карточек выложить ответы на вопросы: сколько всего фигур? На сколько больше квадратов, чем треугольников (или наоборот)?

Затем играющие меняются ролями. Игру можно повторить многократно, варьируя условия.

Можно организовать игру в обратном направлении, т. е. один из играющих выкладывает из карточек, например, запись 4+5=9, а второй должен располагать внутри обручей соответствующие числа фигур.

Проигрывает тот, кто допускает больше ошибок.

Фабрика

Цель. Формирование представления о действии и о композиции (последовательном выполнении) действий.

Игровой материал. Набор фигур. 

Правила игры. На нашей «фабрике» имеются «машины», изменяющие цвет фигуры (первая слева в верхнем ряду), форму (средняя в верхнем ряду) или величину (первая справа в верхнем ряду).

В игре участвуют фигуры двух цветов и двух форм: например, желтые и красные круги и прямоугольники (большие и малые).

Играют двое. Один из играющих кладет какую-нибудь фигуру на стрелку ведущую в машину. Второй должен положить на выходной стрелке преобразованную машиной фигуру. Например, девочка запустила желтый круг в машину, изменяющую только цвет фигуры, а мальчик положил на выходе красный прямоугольник. Он ошибся. Из машины выйдет красный круг.

Затем играющие меняются ролями. Во втором и третьем ряду изображены машины, изменяющие цвет и форму, форму и цвет (эти две пары машин дадут всегда одинаковые результаты, так как порядок выполнения действий не имеет здесь значения), цвет и величину, форму и величину, цвет и цвет, форму и форму (интересно обнаружить, что последние две пары машин ничего не меняют, так как выполняются по существу два взаимообразных действия).

Каждая ошибка наказывается штрафным очком. Выигрывает тот, кто набрал меньше штрафных очков.

Найди все дороги

Цель: Развитие у детей комбинаторных способностей.

Игровой материал: Две разноцветные круглые фишки, вырезанные цепочки м букв П и В

Правила игры: Играют двое. Каждый игрок должен провести фишку из левого нижнего угла в правый верхний угол, но при одном условии: из каждой клетки можно продвигаться только направо или вверх. Шагом считается переход из одной клетки в другую. Каждая дорожка будет  содержать ровно 3 шага направо и 2 шага вверх. Чтобы не сбиться в подсчете, можно каждое продвижение к цели сопровождать цепочкой из букв П и В. Буква П обозначает шаг направо, а буква В – шаг вверх. Побеждает тот, у кто найдет все дороги. (а их 10).

Где чей домик?

Цель: Сравнивать числа, упражнять детей в умении определять направления движения.

Игровой материал: Набор карточек с цифрами.

Правила игры: Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит цифры по домикам. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку правую или левую нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно, то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не мене десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также изменять.

Где они живут?

Цель. Научить сравнивать числа по величине.

Игровой материал. Цифры.

Правила игры. Нужно разместить числа по их «домикам». В домик А – могут попасть только числа меньше 1 (0); в домик Б – из оставшихся – числа меньше 5 (3 и 4); в домик Г – числа больше 6 (7 и 8) и в домик Д – число, которое осталось без домика (6).

Можно предложить и другие варианты этой игры. Например, можно взять цифры из набора и перед домиком А вместо 1 поставить 3, а перед домиком В вместо 5 поставить 1 и т. д. Затем предложить детям рассказать, где теперь живут цифры.

Вычислительные машины I

Цель. Формирование навыков устных вычислений, создание предпосылок для подготовки детей к усвоению таких идей информатики, как алгоритм, блок-схема, вычислительные машины.

Игровой материал. Карточки с числами.

Правила игры. Играют двое. Один из участников выполняет роль вычислительной машины, другой предлагает машине задачу. Вычислительные машины представляют собой блок-схемы с пустым входом и выходом и указанием тех действий, которые они выполняют. Например на рисунке А цветной таблицы 47 изображена простейшая вычислительная машина, умеющая выполнить только одно действие – прибавление единицы. Если один из участников игры задает на входе машины какое-нибудь число, например 3, размещая в желтый кружек карточку с соответствующей цифрой, то другой участник, выполняющий роль вычислительной машины, должен положить на выход (красный кружок) карточку с результатом, т. е. числом 4. Игроки могут меняться ролями, побеждает тот, кто сделал меньше ошибок. Вычислительная машина постепенно усложняется. На рисунке Б цветной таблицы 47 изображена машина, последовательно выполняющая действие прибавления дважды. Организация игры такая же, как в предыдущем случае. Вычислительную машину, выполняющую два действия прибавления единицы, можно заменить другой, выполняющей лишь одно действие (рис. В). Сравнивая машины на рисунке Б и В, приходим к выводу, что эти машины действуют на числа одинаково. Игры с машинами на рисунках Г, Д, Е организовываются аналогично.

Вычислительные машины II

Цель. Упражнять детей в выполнении арифметических действий в пределах десяти, в сравнении чисел; создание предпосылок для усвоения идей информатики: алгоритм, блок-схема, вычислительная машина.

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Правила игры. Играют двое. Первый – ведущий. Он разъясняет условие игры, определяет задания. Второй выполняет роль вычислительной машины. За каждое правильно выполненное задание он получает по одному очку. За пять очков ему рисуется маленькая звездочка, а за пять маленьких звездочек он получает одну большую звездочку. Игра проводится в несколько этапов.

1. Ведущий подает на вход машины (желтый круг) какое-нибудь однозначное число, например 3; другой, выполняющий роль вычислительной машины, должен прежде всего проверить, выполняется ли условие «<5»:3<5-«да». Условие выполняется, и он должен продвигаться дальше по стрелке, помеченной словом «да», т. е. к этому числу прибавить 2, а на выходе машины (красный круг) показать карточку с числом 5. Если же условие «<5» не выполняется, то машина продвигается по стрелке, помеченной словом «нет», и вычитает 2.

2. При организации игры по рисунку А ведущий помещает на «вход» какое _ либо число. Второй должен выполнить указанное действие. В данном случае прибавить. 3. Игру можно модифицировать, заменив задание в квадратике.

  Играя по рисунку Б, второй играющий должен узнать то число, которое помешено на «входе». Ведущий может заменить не только число на «входе», но и задание в квадратике.

  При игре по рисунку В требуется указать то действие, которое следует выполнить, чтобы из числа на «входе» получилось то число, которое указано на «входе». Ведущий может менять либо число на «входе», либо на «выходе», либо оба этих числа одновременно.

  3. Ведущий подаёт на «вход» какое-нибудь однозначное число. Игрок, выполняющий роль вычислительной машины, прибавляет к этому числу двойки до тех пор, пока не получится число, не меньшее 9, т. е.большее или равное 9. Это число и будет результатом, его игрок покажет на «выходе» машины с помощью карточки с соответствующей цифрой.

Например, если на «вход» поступило число 3, машина прибавляет к нему число 2, затем проверяет, будет ли получено число (5) меньше 9. Так как условие 5<9 выполняется («два»), то машина продвигается по стрелке, помеченной словом «да», и опять повторять то, что уже выполнила раз, т. е. прибавляет к числу 5 число2 и проверяет, будет ли полученное число 7 меньше 9. Так как отвечает на вопрос, выполняется ли условие 7<9, - «да», то машина опять продвигается по стрелке, помеченной словом «да», т. е.опять повторяет опять уже выполненные дважды действия: прибавляет к числу 7 число 2 и проверяет условие 9<9. Так как это условие не выполняется, то машина продвигается по стрелке, помеченной словом «нет», в красный круг помешают карточку с числом 9 и останавливается.

Цветные числа

  Цель: Изучения состава чисел и подготовка к пониманию позиционного принципа записи чисел.

  Игровой материал: Цветные полоски и карточки с цифрами 0, 1, 2.

  Правила игры: Имеются две зелёные полоски, каждая из которых изображает число 3, и два белых квадратика, каждый из которых изображает число 1. Нужно с помощью этих полосок изобразить любое число от 1 до 8 и справа в таблице указать, сколько полосок каждого цвета использовано для изображения каждого числа.

В результате заполнения таблицы получаем представления чисел от 1 до 8 с помощью своеобразного кода, состоящего всего лишь из трёх цифр 0, 1, 2: 01, 02, 10, 11, 12, 20, 21, 22.                  

Что катится?

Цель: знакомство с формой предметов.

Оборудование: шарик и кубик.

Ход игры: игра- соревнование кто быстрее докатит фигурку до ворот. Вначале ребенку будет все- равно какую фигурку взять, но после нескольких проб он поймет, что быстрее катится шарик. Ребенок должен сам сделать вывод, что у шарика нет углов, поэтому он катится быстрее.

Сбор урожая

Цель: знакомство с величиной: маленький, большой, средний.

Оборудование: пуговицы разных размеров, корзинки разных размеров

Ход игры: Урожай яблок(пуговицы), надо разложить по корзинам так, чтобы мелкие яблоки оказались в маленькой корзине, и т. п.

Кукольная комната

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве

Оборудование: кукольная комната (большая коробка без крышки с нарисованными окнами и дверьми ) и кукольная мебель не менее 3 предметов разной формы, план комнаты с мебелью.

Ход игры: история: « кукла Маша купила новую мебель, но она не знала как лучше расставить её в комнате. Медвежонок решил помочь Маше. Он взял лист бумаги и показал как надо поставить мебель. » Предъявляя план ребенку, следует пояснить его: « Сюда Миша поставил стол, сюда- шкаф » и т. д. Далее ребенок расставляет мебель так как показал Миша.

Мозаика

Цель: Развивать мышление и ориентировку в пространстве.

Оборудование: У каждого играющего по 5 фишек любых двух цветов и картонные карточки на которых нарисованы  длинные и короткие полоски.

Ход игры: Длинные полоски обозначаются одним, а короткие другим цветом. Выбирайте по одной карточке на которой ребенок будет выкладывать свой узор, затем брать следующую карточку для составления другого узора.

Первые шаги в математике

Цель: обучение счету.

Оборудование: 5 одинаковых чашек и 4 куклы.

Ход игры: Спросить у ребенка хватит ли всем куклам чашек для чая. Если ребенок не умеет считать, пусть даст каждой кукле чашку. Помогите малышу объяснить почему так получилось(кукол меньше чем чашек).

Купим пуговицы

Цель: Учим сравнивать количество предметов.

Оборудование: Пуговицы и фишки.

ход игры: Покупателю в магазине нужно купить столько пуговиц в магазине сколько петель на новом пальто у куклы. Покупатель приносит в магазин фишки и говорит, что ему надо столько же пуговиц сколько петель. Продавец подкладывает к каждой петле пуговицу.

Мастерская форм

Цель: Познакомить с геометрическими формами.

Оборудование: Счетные палочки, толстые нитки, геометрические фигуры.

Ход игры: Прямолинейные фигуры ребенок может делать из палочек, а округлые из ниток.     

Посади огород

(В игре участвуют от двух до четырех детей)

Дидактическая задача. Учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии с расположением заместителей.

Материал. 1. Набор игрушечных овощей: репки и огурчики (по 2 предмета каждого вида на ребенка).

2. Листы картона (12х12см). разделенные на 4 части (по одному листу на ребенка).

3. Карточки с заданиями: 5 карточек (12х12см), разделенные на 4 части. На карточках нарисованы кружки разных цветов, по одному в каждой части. Карточки выглядят следующим образом: на первой карточке расположены в двух верхних частях 2 зеленых кружка, а в двух нижних – 2 желтых. На второй – сверху 2 желтых кружка, а снизу 2 зеленых. На третьей – сверху желтый и зеленый, снизу желтый и зеленый. На четвертой – сверху зеленый и желтый кружок, а снизу желтый и зеленый. На пятой – сверху зеленый и желтый кружок и снизу зеленый и желтый.

Руководство. Воспитатель показывает детям матрешку и говорит, что это матрешка-огородница, которая любит загадывать загадки про огород. Дети получают листы, разделенные на 4 части,- это огороды, где они будут сажать на грядки свои овощи (ребятам раздают овощи: по 2 репки и по 2 огурчика). Взрослый говорит, что сажать овощи нужно не кто как захочет, а так, как им загадала матрешка-огородница. Он показывает первую карточку с цветными кружками (вверху 2 зеленых кружка, а внизу 2 желтых). После того как дети выполнят задание (при затруднении воспитатель объясняет принцип замещения по цвету: желтый кружок обозначает репку, а зеленый – огурчик), им последовательно предъявляются остальные 4 карточки.

Сначала детям дают первые 3 задания. При повторных проведениях игры количество заданий увеличивается до пяти.  

   

Спортсмены строятся

Цель: Учить упорядочивать предметы по величине.

Оборудование: 10 картонных полосок одинаковой ширины, различающихся по длине на 2 см.  

Ход игры: Ребенку нужно расставить спортсменов по росту- от самого маленького до самого высокого.

Обед для матрешек

Цель: Учить упорядочивать предметы по величине.

Оборудование: Мисочки разных размеров, матрешки.

Ход игры: Каждая матрёшка должна получить мисочку соответствующего себе размера. 

Построим дом

Цель: Учить детей составлять геометрические фигуры разных размеров из частей. 

Оборудование: Вырезанные из картона стены с проемами для дверей и окон, крыши, окна, двери разных размеров (по 3-4 комплекта деталей) разложить в беспорядке.

Ход игры: Ребенку нужно будет построить дом, а для этого подобрать подходящие детали: крышу, дверь, окна и вставить их в соответствующие проемы стены.

 Похожее изображение

Зоопарк

Цель: Дать понятие о том, что величина это понятие относительное.

Оборудование: 3 зверя: медведь, волк и заяц; бумага ножницы.

Ход игры: Выяснить с ним кто из зверей самый большой, кто самый маленький. Затем предложить малышу для обитателей зоопарка вырезать клетки из бумаги- квадраты подходящие по величине. Вдруг появляется слон, ребенку нужно вырезать клетку и для него соответственно она будет самой большой. Затем приходит самый маленький зверь- ёжик. Для него тоже потребуется клетка, которая будет самая маленькая из тех которые имеются в зоопарке.

Лото «цвет и форма»

Цель: Учить выделять цвет и форму геометрических фигур.

Оборудование: 30 фигур: круги, овалы, прямоугольники, квадраты, треугольники красного, зеленого, желтого, оранжевого и фиолетового цветов. А у ребенка будут карты с уменьшенным изображением тех же фигур.

Ход игры: Игру проводят в несколько вариантах.

1. Ведущий показывает по одной фигуре, а ребенок найдя у себя фигуру такого же цвета и формы отзывается , берет её и накрывает ею свою фигуру.

2. Ребенок должен назвать фигуру, например: «Это красный квадрат, у меня такой есть.»

3. Взрослый фигуру не показывает, а только называет цвет и форму.

Куда залетела пчела

Цель: Развитие мышления.

Оборудование: Кукольная комната и кукольная мебель не более 6.

Ход игры: Расставьте мебель в комнате и вместе с ребенком нарисуйте план. На нарисованном плане красным кружком отмечается предмет, под который залетела пчела. Ребенок должен по этим указаниям отыскать её в игрушечной комнате.

В дальнейшем задание можно усложнить. положите план рядом с комнатой «вверх ногами» и введите в качестве условия запрет его переворачивать.

Рисунок и постройка

Цель: Развитие пространственного мышления и воображения.

Оборудование: Геометрические тела: кубы, призмы, параллелепипеды, конусы, цилиндры. Главное, чтобы размеры деталей позволяли заменять одну фигуру другой или 2-3 другими ( чтобы куб можно было составить из 2 прим или 2 полукубов, и т. д.). Рисунки- чертежи 2 видов, такие, где на одном был бы изображен только общий контур постройки, а на другом тот же контур детализирован так, чтобы стало понятно, из каких строительных деталей её можно построить.

Ход игры: Сначала дайте ему те детали из которых можно построить домик. Потом покажите контурное изображение сделанное на отдельном листе, и скажите, что такой домик можно построить по- разному, после чего покажите изображение 3 вариантов домика и попросите построить такие же домики. после этого можно переходить к более сложным постройкам. 

Узнай чего больше

Цель: Обучать счёту.

Оборудование: Лист бумаги с нарисованными значками, кружок- крестик, кружок- крестик, кружок.

Ход игры: Объясните, что кружки- это как- будто лодки, а крестики- как будто спортсмены. Чего больше лодок или спортсменов? Всем ли спортсменам хватает лодок?

Коврик для куклы

Цель: Учить детей ориентироваться на листе бумаге.

оборудование: лист бумаги.

Ход игры: Предложить ребенку сделать коврик, украшенный геометрическими фигурами. Кукла объясняет какой коврик она хотела бы получить.

«Нарисуй картинку палочками»

(Упражнение проводится с группой детей, разделенной на подгруппы из двух-семи человек)

Дидактическая задача. Учить детей схематически изображать различные предметы или сюжеты с помощью палочек разной длины. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в предмете основное.

Материал. 1. 34 карточки, на которых изображены различные предметы. Картинки даны в красках, иногда с разными дополнительными деталями (дерево с листьями, дом на лугу, облака над ними и т. п.). Часть картинок, например, такие, как грабли, расческа, метла, клюшка, вязальный крючок, лопата, кисточка, щетка, удочка, ракета, барабан, солнце, выложить палочками несложно. Другие картинки: флажок, кораблик, забор и т. п. – более сложные. Некоторые картинки сгруппированы: одежда – юбка, шапка, брюки; мебель – стул, кровать, телевизор; посуда – стакан, блюдце, кастрюля; растения – куст, береза, елка, цветок.

2. Ребристые палочки (чтобы не катались по столу) диаметром 1,5 – 2мм, длиной 5 см – 25 штук; длиной 3 см – 25 штук; длиной 1 см – 25 штук (для каждого играющего). Палочки лежат в специальной коробочке с тремя отделениями.

Руководство. Воспитатель раздает детям комплементы палочек и показывает разные картинки. Затем спрашивает, могут ли они на столе выложить предметы, которые видят на картинках. Получив утвердительный ответ, педагог начинает упражнение.

Вариант 1.

Дети получают разные картинки. Вначале они выкладывают палочками простые формы, затем более сложные. Когда картинки из палочек будут готовы, картинки-образцы помещаются на фланелеграфе, дети меняются местами и отгадывают (глядя на фланелеграф), кто какую картинку выложил.

Вариант 2.

Дети индивидуально или парами «рисуют» палочками разные группы предметов (соответствующие картинки выкладываются перед ними) – разную посуду (кастрюля, стакан, блюдце), разную мебель (кровать, стул, телевизор), разные растения (елка, куст, береза, цветок), разную одежду (брюки, юбка, шапка). Затем они отгадывают, где выложен тот или иной предмет.  

Архитектор

Цель: Учить детей упорядочивать предметы по величине.

Оборудование: 10ткартонных полосок длинной от 2-20см. Каждая полоска выкрашена в свой цвет.

Ход игры: Предложить ребенку не трогая полосок нарисовать лестницу: все ступеньки должны располагаться по порядку. Пусть каждую ступеньку ребенок обозначит своим цветом. После этого предложить ему взять полоски и построить лестницу точно по проекту.

Что такое длины? ширины? высоты?

Цель: Учить детей обращать внимание не только на величину предмета, но и на отдельные её параметры- длину, ширину, высоту.

Оборудование: Бумажные полоски.

Ход игры: Вы загадываете какой-нибудь предмет, например стол и делаете узкую бумажную полоску, равную его длине. Чтобы отгадать загаданное, ребенку надо будет сравнивать длину разных предметов, находящихся в комнате, с этой полоской. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его ширину.

Собери пирамиду

Цель: Развитие образных представлений.

Оборудование: пирамидка из 8 колец разного размера, 5-7 карточек со схематическими рисунками разных, на первый взгляд непривычных, вариантов собранной пирамидки.

Ход игры: Пусть ребенок разберет свою пирамидку и сложит её по одному из рисунков.

Секреты

Цель: Учить ориентироваться на участке.

Оборудование: План- участка.

Ход игры: Отметить на плане место спрятанной игрушки, а ребенок пусть ищет свой сюрприз.

Назови соседей

Цель: Обучение счету. 

Оборудование: мяч.

Ход игры: Играющие встают в круг, 1 ребенок берет в руки мяч. Он бросает мяч партнеру, называя число (от 0-10 ). Поймавший мяч должен называть «соседей» названного числа ( числа на 1 больше и на 1 меньше названного ). После этого он называет свое число и бросает мяч следующему играющему.

Угадай, сколько в какой руке

Цель: Обучение счету

Оборудование: фишки 10

Ход игры: Ведущий берет в руки определенное количество фишек от 1-10 и объявляет играющим сколько у него всего предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько в какой руке предметов.

Поезд

Дидактическая задача: Учить детей соотносить план комнаты с реальной комнатой. Формировать умение двигаться в направлении, указанном стрелкой.

Материал: Большой лист бумаги, карандаш, 4 стрелки, указывающие направление движения (50-70см).

Руководство: Воспитатель собирает детей вокруг большого стола, на котором лежит лист бумаги, и при них рисует план групповой комнаты, обозначая самые главные ориентиры – дверь, окна, кукольный уголок (несколько основных ориентиров). Педагог объясняет то, что он изображает. Когда план комнаты будет готов, взрослый говорит: «Сегодня мы поиграем в поезд. Вы будете вагончики, а я – паровоз. Поезд будет ездить туда, куда показывает стрелка».

Воспитатель прочерчивает на плане путь поезда – от двери через комнату по диагонали в угол. Затем вдоль одной из стен до другого угла, затем из этого угла снова по диагонали через комнату в противоположный угол и, наконец опять вдоль стены. На каждом повороте движения поезда заранее ставится стрелка, указывающая изменение направления пути и в плане, и в реальной групповой комнате. Она должна быть хорошо видна всем детям.

Дети встают в колонну друг за другом, каждый кладет руку на плечо впереди стоящего. Воспитатель, указывая на стрелку, объясняет: «Стрелка показывает, что ехать надо прямо. Поехали». Все начинают двигаться, приговаривая «чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении. Доезжают до стрелки, указывающей поворот движения. Воспитатель говорит: «Стрелка показывает, что надо поворачивать сюда». Он проводит рукой вдоль стрелки, продлевая ее направление. Поезд поворачивается и идет прямо до следующего указателя. «А эта стрелка показывает, что повернуть надо в эту сторону», - объясняет взрослый.

Поезд идет в новом направлении. Когда дети пройдут указатели, воспитатель говорит: «Остановка». Все останавливаются, опускают руки, гуляют.

Затем воспитатель говорит: «Сейчас паровозом будет Сережа. Он повезет весь поезд. Смотри, куда стрелка указывает ехать». Педагог следит, чтобы дети делали повороты в соответствии с указаниями стрелок (3 раза меняется направление движения).

Кукла Маша купила мебель

Дидактическая задача: Учить детей ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана.

  Материал. 1. Макет кукольной комнаты. Это большая коробка без крышки, размером 50 : 50 см, с нарисованными по бокам окнами и дверями.

  2. Кукольная мебель: стол (лучше круглый), стулья, диван, табуретки.

Должно быть 3 – 4 предмета разной формы. Если готовой мебели нет, её можно сделать из спичечных коробок, склеить из бумаги.

  3. Вырезанные из картона геометрические фигуры, соответствующие по форме и величине предметам кукольной мебели.

  4. Лист бумаги, изображающий кукольную комнату. На нём в соответствующих местах чёрточками отмечены окна и двери.

  Руководство. Кукольная комната располагается на столе перед детьми так, чтобы хорошо было видно всё, что находиться в нутрии комнаты. Воспитатель сообщает о том, что кукла Маша купила новую мебель и расставила её в своёй комнате. Посередине она поставила стол, у стены под окном – диван . Рассказ сопровождается размещением соответствующих  предметов в нужных местах комнаты.

  Затем педагог рассказывает о том, Что медвежонок Миша пришел к Маше в гости и увидел, как Маша удобно расставила мебель в комнате, и ему тоже захотелось поставить в своей комнате стул, стол и диван на тех же местах. Воспитатель показывает Мишину комнату – лист бумаги – и разъясняет, где расположена дверь, а где – окна.

  Потом говорит, Что у Миши вместо стула, стола и дивана будут похожие на них фигуры. Воспитатель просит подумать, какая фигура будет вместо стола, какая – вместо стула, какая – вместо дивана. Взрослый помогает детям выбрать фигуры в соответствии с предметами кукольной мебели, показывает, какая фигура будет замещать какой предмет.

  Затем дети по очереди размещают свои фигуры в соответствующих местах листа бумаги.

  Взрослый помогает детям исправить ошибки, обращает их внимание на образец.

  Примечание. Организуя эту игру, следует помнить, Что пространственное расположение комнаты – образца и листа, на котором размещает фигуры ребёнок, должно быть одинаково. Комната образец располагается не рядом с листом, а за ним.

  Игра может повторятся с измененным материалом ( различные варианты расположения мебели в игрушечной комнате).

Что с начала, что потом?

  Дидактическая задача. Учить детей располагать картинки в порядки развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством.

  Материал. Набор картинок, которые, если их расположить в определённой последовательности, передают развитее сюжета. Наборы состоят из двух – четырёх картинок. Сверху к каждой картинке прикреплены карточки, которые должны легко загибаться под картинку или подгибаться, занимая место под ней. На карточках нарисована расходящаяся стрела, острый конец начинается над первой картинкой, а расходящиеся её концы над последней. Для данной игры предлагаются картинки, взятые из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках».

  Руководство. Воспитатель вынимает картинки и показывает их детям. Затем говорит, что если расположить их по порядку, то может получиться интересная история, а что бы правильно расположить, надо догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем всё закончилось. Педагог разъясняет, как следует раскладывать картинки.

  Вначале детям предлагают сюжеты из двух картинок, затем из трёх, четырёх.

  После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть сверху приклеенные к ним карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелу. Если стрела получится не правильной, значит, картинки расположены не верно и надо исправить работу.

  После выполнения работы можно предложить детям рассказать полученный сюжет.

  Затем ребята меняются наборами картинок и упражнение продолжается.

Зайцы и волк

  Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять план с пространством групповой комнаты.

  Материал. Лист бумаги и карандаш. Ободочки с ушками – для зайцев, для волка – шапочка.

  Руководство. Воспитатель собирает вокруг себя детей и говорит: «Сегодня мы поиграем в игру «Зайцы и волк». Объясняет сюжет и правила игры и рисует на листе бумаги план команды. Затем все вместе решают, как обозначить домик для зайчат, овраг для волка и где их расположить. Педагог рисует кружочки и прямоугольник.

  Дети – зайцы прыгают. По сигналу волк салит зайчат.

Где Мишка?

  Дидактическая задача. Учить детей свободно пользоваться планом.

  Материал. 1.Вырезаные из бумаги различные предметы кукольной мебели: круглый стол, квадратные стулья, прямоугольный шкаф, диван и т. п.

  2. Большой лист бумаги – кукольная комната с нарисованными окнами и дверями.

  3. Вырезанная из бумаги фигурка мишки такой величины, чтобы она могла закрываться любым предметом кукольной мебели.

  4. Нарисованный на листе план комнаты, на которой мебель обозначена геометрическими фигурами разной формы.

  Руководство. Взрослый предлагает детям поиграть в игру, в которой надо прятать мишку. Мишка может спрятаться под любой предмет кукольной мебели. Сначала мишку прячет взрослый, а ищет кто-нибудь из детей. Помочь найти мишку может план комнаты  с расставленной мебелью.

  Взрослый незаметно прячет мишку под какой - нибудь предмет мебели. Затем кладёт красный кружок на соответствующий предмет плана комнаты.

  Вызванный ребёнок должен, пользуясь планом, найти мишку.

Куда спрятался жучок?

  Дидактическая задача. Учить детей свободно пользоваться планом.

  Материал. 1. Макет кукольной комнаты. В комнате расставлена мебель, склеенная из спичечных коробков и картона, всего 6 предметов: диван, телевизор, шкаф, круглый стол, кресло и письменный стол.

  2. План этой комнаты: лист бумаги, на котором в соответствующих местах черточками отмечены окна и дверь и с помощью кругов, квадратов и прямоугольников изображены предметы кукольной мебели.

  3. Красны кружок. Такого же размера бумажный жучок, которого можно закрыть любым предметам кукольной мебели.

  Руководство. Дети стоят перед столиком, на котором расположена кукольная комната. Взрослый сообщает, что здесь живёт кукла Маша. В её комнату влетел жучок и спрятался. Воспитатель предлагает детям найти жучка.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические игры для старших дошкольников.

Дидактическая игра« Состав числа»Цель: Совершенствовать знания о составе изученных чисел. Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых. Выполнять арифметические ...

Математические игры для старших дошкольников

Обучение детей раннего возраста простым математическим приёмам является непростой задачей, поэтому знакомство малышей с математикой должно происходить в увлекательной и красочной атмосфере, способной ...

Математические игры для старших дошкольников

Практикой дошкольного образования уже давно доказано, что на успешность усвоения знаний детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, благодаря которой у ребенк...

ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игры для развития логики и математических способностей (рекомендует Т. В. Кузнецова)...

Математические игры для старших дошкольников

Математические игры для старших дошкольников...

Математические игры для старших дошкольников

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста...

Математическая игра для старших дошкольников "Накорми пингвинов"

настольно-печатная математическая игра "Накорми пингвинов"Краткое описание: игра для детей 5 – 7 лет на формирование элементарных математических представлений, развитие логи...