Игры с кубиками Никитиных
учебно-методическое пособие по математике на тему

Жилина Елена Владимировна

Как сделать кубики Никитиных самому. Описание игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра сложи узор

Правила игры сложи узор

Яндекс.Директ

http://favicon.yandex.net/favicon/www.ru.all.bizИгры НикитинаОт производителей и поставщиков. Цены. Фото. Описания. Покупай!ru.all.biz

Игра Сложи узор состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены различно, в четыре цвета. Это позволяет составлять из них одно, двух, трех и даже четырехцветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из девяти или шестнадцати кубиков. Новых узоров, каких еще не было, т. е. выполнить уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

Как изготовить игру Сложи узор

Приготовьте шестнадцать деревянных кубиков размером 30Х30Х30 мм (можно 35 и 40 мм). Если они оклеены какой-либо бумагой, то удалите ее. Наиболее удобны наборы "Кубики-самоделки", специально предназначенные для склеивания или окраски. Цветной бумагой оклейте кубики так, как показано на рисунке ниже:

Кубик Никитина

Передняя грань - белая (на рисунке выше она прозрачная), задняя грань кубика желтая, правая грань - синяя, левая грань кубика - красная, верхняя грань кубика - желто-синяя, нижняя грань - красно-белая. Линии раздела цвета на двухцветных гранях кубика идут по диагонали и параллельны.

Грани кубика можно оклеить цветной бумагой или окрасить красками. Такие кубики служат дальше, имеют приятный внешний вид, что для малышей тоже не безразлично, особенно если тона красок чистые и совпадают по оттенку с цветом узоров-заданий.

Для кубиков лучше подобрать или склеить из картона квадратную коробку, с крышкой. Обратите внимание на то, чтобы кубики входили в нее свободно. В такой коробке не только удобно хранить кубики, но и складывать узоры. Узоры в зависимости от сложности

Самые простые узоры-задания серии А складываются из четырех кубиков, их можно давать малышам начиная с 1 - 1,5 года. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) - резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

http://just-kids.ru/img/main/pdf.png

Скачать рисунки-схемы для игры "Собери узор". Схема А, Схема Б, Схема В, Схемы Г и Схемы Д.

Как начать играть с ребенком

Способ игры зависит от возраста ребенка и уровня его развития. У детей от полутора до двух лет развита способность копировать, они любят делать так, как старшие. Как пишет в своей книге Никитин: "если я забиваю молотком гвозди, то Люба, которой один год и три месяца, тянет ручонки к молотку и говорит "дям... дям" (дай!) до тех пор, пока я не дам и ей маленький деревянный или пластмассовый молоточек. Тогда она начинает стучать этим молотком точь-в-точь, как я, и даже по той же доске, по которой стучу я. А гвоздя она еще не просит, мелкие вещи, мелкие рисунки ее еще не привлекают. Вот эту особенность малыша - схватывать большое, главное, самое заметное - и надо использовать."

Надо помнить о первых впечатлениях от игры. Совсем не безразлично, как вы высыпали первый раз кубики на стол. Если вы на глазах малыша открыли крышку и - бух! - с грохотом выбросили на стол все кубики сразу так, что они разлетелись в стороны, а малыш даже вздрогнул от неожиданности, то не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием станет точно такое же "бух!" кубиков из коробки, а не складывание "поездов" или "башен" из них.

Поэтому постарайтесь не демонстрировать такие нежелательные способы обращения с кубиками. Как пишет в своей книге Никитин: "я могу привести Любочку к уже лежащим в беспорядке кубикам и начинаю наводить порядок или достаю их из коробки аккуратно друг за другом и сразу строю из них "дорожку", или квадрат, или "поезд". Люба удивлена: хороший у папы складывается "синий поезд", а я, делая "Ту-ту-у!", двигаю его медленно к противоположному краю стола или коврика. И я не скрываю своей радости, если и у Любы получится "поезд" (пусть сначала и не совсем удачно) или Люба научится находить красную грань на кубиках (именно пока только одну красную, и никакую другую) и укладывать в коробку все кубики красной гранью вверх, не уставая повторять: "Кась-кась" (т.е. красная).

Однако, если ребенку уже два - четыре года, он знает цвета и может найти нужную грань и оценить красоту узора, то прежде, чем дать ему игру, выберите самый привлекательный, на ваш взгляд, узор-задание (например, в серии В или Д) и сложите заранее по этому узору кубики в коробку. Открывая впервые коробку с кубиками, малыш вместе с вами полюбуется узором.

Положите тогда узор "дорожка" (задание из серии А) перед ребенком и дайте ему задание сложить из кубиков точно такую же "дорожку". Большинство детей обычно легко справляются с этим заданием.

Вторая и третья "дорожки" получаются еще быстрее, чем первая, и не страшно, если не совсем точно выдержана их длина. Допустим, ребенок вместо четырех кубиков взял только три. Спросите у него: "Не кажется ли тебе, что "дорожка" получилась короче, чем на картинке? Давай сравним!". И малыш сам исправит ошибку. Вот теперь получилось точно, без ошибки, - можете похвалить его. И так подбадривая малыша, переходите от узора к узору, внимательно замечая и быстроту работы, и точность укладки кубиков, и другие достоинства его действий. Зерна аккуратности и точности в работе, сосредоточенности и внимания могут дать свои ростки именно здесь, в игре.

Сколько узоров можно сложить за одну игру, сказать трудно. Может быть, пять, а может быть, и десять - все будет зависеть от настроения ребенка и его возможностей. Если работа идет споро, доволен и ребенок, довольны и вы, значит, все в порядке.

Похвалите ребенка: "Хорошо у тебя получается! Я не ожидал. Ну, на сегодня хватит! Завтра еще поиграем", - мягко можно предложить закончить. Но это пробный камень. Главное - как отнесется к предложению закончить игру малыш. Если он расстроен и готов заплакать потому, что ему "хочется еще поиграть", уступите, покажите ребенку еще один-два узора. Если вы свое слово обычно держите и малыш верит вам, то он согласится с тем, что "завтра еще поиграем". Это наиболее удачный итог первой игры.

Неплохо, когда малыш сразу соглашается закончить игру, но при этом Интересуется, поиграем ли мы еще завтра?

Обязательно найдите возможность поиграть и "завтра вечером", и послезавтра, и через несколько дней... Такая "волна" интереса к игре, когда ребенок играет в кубики несколько дней подряд, например, неделю, наиболее удачное начало. Во-первых, за это время и вы, и малыш сможете втянуться в игру, почувствовать какой-то интерес в ней. Во-вторых, ребенок успеет пройти через все уже посильные для него задания, и вы узнаете его "потолок" возможностей на данном этапе. В-третьих, наблюдая за игрой ребенка, вы научитесь чувствовать его возможности. А это умение - очень важное для руководства развитием в любой области. Оно позволит правильно определить дозу игры, решить, что можно на время "забыть" игру.

Усложняем игру

Теперь можно обратить внимание на связь вчерашней игры с сегодняшней и сегодняшней с завтрашней. От этого в немалой степени зависит и интерес к игре, и успех в продвижении "вверх по лесенке" заданий. Допустим, что ребенок первый раз сложил восемь узоров - четыре "дорожки" и четыре "квадрата" (задания серии А). Давать ли на следующий день эти же самые восемь узоров? Или переходить к новым? Практика показала, что лучше всего воспользоваться здесь методом "ледокола", т.е. каждую следующую игру начинать, отступив немного назад. На второй день можно дать несколько прежних узоров: две-три "дорожки", один "квадрат", а затем уже новые узоры-задания серии А сколько малышу захочется.

Так, каждый раз "для разгона" надо сложить несколько прежних, уже пройденных узоров и только потом давать новые. Величину "разгона" тоже надо изменять. Если впереди трудный узор, например при переходе от одноцветных граней к двухцветным (этот переход ощутим во всех трех сериях (серии А, Б и В), то "разбег" следует брать больше, а новых узоров давать меньше, вплоть до одного-двух.

Вообще переход к составлению трудных узоров - пробный камень и для искусства старших играть с малышами, и испытание для самих детей. Если вашему ребенку не удается узор, забудьте о нем на пару месяцев. После перерыва, с новыми силами и взяв "большой разгон" (т. е. вернувшись, может быть, к самым первым узорам), малыш может почти сразу взять неприступный ранее узор.

Однако, возможен другой вариант. Предположим, малышу три года и у него никак не получаются "фонарики" (узор из серии А). Он пробует каждый раз их складывать, берет "разгон" и, ничего не добившись, говорит с огорчением: "Никак!" Иногда он просит: "Дай другой!". Вы даете ему несколько узоров из одноцветных граней серии Б, которые удаются ребенку. Например, он одолел "пилу", которая "Ела, ела дуб-дуб - поломала зуб-зуб" (так приговаривает малыш, двигая "пилу" взад-вперед по столу), а "фонарики" никак не сдаются. Утешьте малыша "Скоро и "фонарики" у тебя получатся. Ведь и "пила" и "елочка" тоже трудные, а ты их уже делаешь." Так может пройти несколько дней, и возможно вы уже забыли про "фонарики", как вдруг однажды вечером, ко всеобщей радости, малыш сам сложит "фонарик". Такие удачи бывают не часто, и их надо ценить, уж очень хороший и полезный след оставляют они в жизни малыша.

Ребенок играет сам

Когда игра для ребенка станет интересной, он сам просит: "Давай поиграем в кубики! Давай складывать узоры!", тогда можно подумать о том, чтобы не просто изредка давать кубики для самостоятельной игры, но и поощрять эту самостоятельность всеми средствами. Тут дело не только в том, что высвободится время взрослых, а в том, что, играя самостоятельно, ребенок учится контролировать себя, сравнивать свои результаты, оценивать свои силы и возможности - в этом начало самостоятельности мышления, очень важной стороны творческих способностей.

Самостоятельная игра особенно эффективна, когда после каждой встречи с кубиками ощутимо движение, новый шаг вперед, заметный для взрослого и для самого ребенка. Малыши самостоятельно играют с той поры, когда они в состоянии собрать после игры кубики в коробку и принести ее после игры папе или маме.

Следите за успехами и продвижением малыша, можно даже записывать крупные достижения и победы в дневник: преодоление трудных узоров вроде "фонариков", "горки", "лодки", окончание одной из серий, складывание нового узора, какого еще ни у кого не было, победу в соревнованиях и т. п. Малыши чувствуют заинтересованность старших и в свою очередь сами стремятся одолеть побольше узоров.

В развивающих играх нумерация и счет встречаются довольно часто, и дети могут рано их освоить и к четырем-пяти годам вполне осмысленно пользуются счетом до пятидесяти или ста и даже дальше.

Узоры-задания серии Г мы можно давать детям с двух-трех лет. Если из азбуки и из цифр не делать тайны и считать букву О или А столь же обычными вещами, как "мяч" или "стол", то и малышу будет невдомек, что между ними есть какая-то разница, и он запоминает их совсем так же, как все прочие слова. Некоторые дети к трем годам уже знают буквы и цифры, а в три-четыре года начинают читать. Эта легкость, с какой идет раннее усвоение букв, переносится потом и на усвоение школьной программы.

Складывание узоров из кубиков по готовым заданиям - самый простой вид работы в игре. Игру можно немного усложнить (а заодно почти удвоить количество узоров-заданий) следующим образом: если на карточке узор состоит из красно-белых граней, то можно предложить сделать такой же, но желто-синий узор, и наоборот. Малыши воспринимают такое изменение задания как задание нового типа. Ведь здесь надо не просто копировать узор, а изменять его по цвету.

Рисуем узоры

Еще до того как ребенок переключится на выполнение серии узоров Б и В, он может срисовывать узоры с кубиков. Это более сложный вид работы с кубиками, развивающий графические способности. Ребенку надо научиться проводить карандашом прямые линии, рисовать квадраты цветными карандашами. Удобно рисовать узоры в тетради в клетку. Но здесь тоже есть свои "первые открытия": увидеть линейки, маленькие квадратики (клетки), на которые дети сначала просто не обращают внимания - линии слишком тонки, клетки мелки и потому мало заметны.

Правила игры здесь остаются прежними: от посильного, поддающегося выполнению задания к предельно сложному, требующему максимального напряжения. Не огорчайтесь, если сразу не получается идеально точно. У детей процесс развития идет постепенно. И лучше, если не просто чертить, но и фантазировать при этом: надо, например, провести карандашом линию по линейке в тетради - предложите малышам считать линейку мостиком, и тот, кто умеет удерживать карандаш вблизи линейки все время, - тот "не падает в реку" и проходит по мостику.

Рисование узора, да еще цветными карандашами, требует намного больше времени, чем складывание его из кубиков, поэтому заданий на срисовывание давайте ребенку в два-три раза меньше. Но и тут тоже надо тонко чувствовать, когда надо взяться за срисовывание, где надо похвалить ребенка, когда предложить закончить игру.

Прежде чем зарисовывать узоры, хорошо, если ребенок выполнит подготовительные упражнения.

1. Кто умеет ставить точки в клетках (в центре клеток)? Поставьте по две точки, по три точки, по четыре и т.д. Ребенок при этом не только учится рисовать точки, но и учится считать.

2. Кто умеет ставить точки "на перекрестке", т. е. на пересечении линеек? Задавать можно разное число точек - от двух до десяти, а в качестве контрольного упражнения - весь треугольник из точек.

3. Кто сумеет провести прямую горизонтальную линию заданной длины точно по линейке: длиною в одну, две, три или четыре клетки и т.д.?

4. Кто сумеет провести прямую вертикальную линию в тетради точно по линейке: линию длиною в одну, две, три или четыре клетки и т.д.?

5. Кто сумеет нарисовать маленькие кружочки диаметром в 1 клетку? Кто нарисует один кружок, два, три кружка и т. д.?

6. То же, но кружки расположить иначе (в "колонку").

7. Кто нарисует маленький квадратик величиной в 1 клетку? Кто нарисует квадрат со стороной в две, три, четыре клетки и т. д.?

8. Кто нарисует квадрат со стороной в четыре клетки и закрасит его цветным карандашом так, чтобы не выходить за контур?

9. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в четыре клетки по диагонали и закрасить разными цветными карандашами?

10. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в четыре клетки на четыре равных квадрата и закрасить разными цветными карандашами?

Придумываем узоры сами

Еще один вид работы с кубиками, наиболее насыщенный творческими элементами, составление новых узоров, таких, которых нет ни в одной из серий. Обычно к этому виду заданий переходят, когда ребенок научится складывать почти все узоры серии В.

Новый узор сложить нетрудно. Но важно, чтобы это был красивый, симметричный, напоминающий своим видом какой-либо предмет. Только такие узоры и надо считать достойными внимания. Дети гордятся, когда им удается сложить именно такой. А чтобы не забыть новый узор, надо его немедленно зарисовать в тетрадку, иначе рассыпал кубики - и узора больше нет. Так появился у нас "Зоопарк" - серия СУд , где почти все узоры придумали дети.

Из придуманных ребенком узоров можно сделать новую серию и придумать ей название. Новые узоры можно нарисовать на отдельных бумажных квадратах или прямоугольниках, а можно наклеить, вырезав узор из цветной бумаги. Подобная серия новых узоров в пакете, украшенном собственным орнаментом, может стать отличным подарком от ребенка маме в день ее рождения. По книге Б.П. Никитина "Развивающие игры"



Предварительный просмотр:

Правила игры Уникуб

Уникуб - это еще одна игра для детей с кубиками. Кубики из этой игры предназначены для создании у ребенка представлении о трехмерном пространстве. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией.

Широкий диапазон заданий "Уникуба" может использоваться как игра для детей от 2-х до 15-ти лет. Игра дает огромные возможности для развития детей. Ребенок может анализировать закономерности окраски кубиков. Первое впечатление - нет одинаково окрашенных кубиков, все двадцать семь кубиков разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика шесть. Потом оказывается, что кроме единственных есть и восемь триад, по числу граней каждого цвета, но есть ли они и по взаимному расположению?

Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

Как сделать Уникуб

Для того, чтобы сделать игру Уникуб, возьмите двадцать семь деревянных кубиков с ребром тридцать миллиметров (можно и больше), если они оклеены бумагой, то размочите ее, удалите и просушите. После прошлифуйте все грани мелкой наждачной бумагой и уложите в куб по три кубика в каждой грани, как показано на рисунке ниже.

Уникуб

Красным карандашом пометьте все шесть сторон этого куба, т.е. сделайте черточку на каждой из 54 граней, обращенных наружу, как это видно на рисунке выше слева. Не рассыпьте куб, когда будете помечать "дно". После этого куб нельзя уже поворачивать на бок, пока не закончите разметку.

Поднимите сразу весь верхний слой из 9 кубиков, сжав их в руке, и пометьте обе соприкасающиеся горизонтальные грани разъема желтым карандашом. Затем поднимите второй слой из девяти кубиков и пометьте обе грани синим карандашом.

Возвратив оба слоя на место без смещения и поворотов, приступите к разметке в вертикальной (фронтальной) плоскости и, наконец, в третьей плоскости. Таким образом, у каждого из двадцати семи кубиков будут помечены все шесть граней. Все три цвета при такой окраске оказываются равноправными.

Только после разметки можно приступать к оклейке кубиков цветной бумагой или окраске. Пометки, сделанные на кубиках цветными карандашами, обозначают, какой цвет должна иметь грань. При окраске подберите тона, близкие к тонам на рисунках-заданиях.

Для "Уникуба" необходима и коробка с внутренним размером 95х95х90 мм, с крышкой. Это позволяет без пересчета сразу видеть, все ли кубики на месте, и накрывать собранный определенным образом "Уникуб" вместо медленной укладки всех двадцати семи кубиков по одному в коробку.

Чтобы убедиться, что окраска "Уникуба" сделана без ошибок, сложите кубики, как в задании У-47 (приведено на рисунке выше), и, если есть ошибка, вы ее сразу обнаружите.

Рисунки-задания к "Уникубу" для малышей можно увеличить и разделить на две части - от 1 до 22 и с 23 до 50-го задания (задания приведены на рисунках ниже).

50 заданий к "Уникубу"

1. Красный поезд (У-1). Нужно сложить из кубиков поезд, как показано на рисунке с заданием. Крыши, стены вагонов и электровоз - красные (с тех сторон, которые видны на рисунке). Положите, а лучше поставьте или повесьте вертикально перед малышом рисунок У-1. Длина поезда может быть и точно такая, как на рисунке, и больше. Это зависит от настроения "машиниста". В первых трех заданиях точность в числе кубиков можно не соблюдать. Главная трудность задания для трехлетнего малыша - одновременно следить за двумя плоскостями и к тому же отбирать подходящие кубики (с двумя и тремя красными гранями). Если он раньше выполнял задание "Сложи узор", задание для него будет сравнительно легким. Но если он сделает красными только крыши вагонов, а стенки получатся не у всех вагонов красными - похвалите его. "Хорошо маляры покрасили крыши - все красные. А теперь посмотрим, как маляры покрасили стенки." И ведите указательным и средним пальцами вдоль поезда. Остановитесь около вагона со стенкой другого цвета и подумайте: "Посылать ли вагон в перекраску или нет?" Решение должен принять сам "машинист".

Задания к игре Уникуб №1-№12

2. Синяя труба (У-2). Кубики надо сложить в столбик, 2 видимые грани и верх трубы - синие. Высоту можно задавать в шесть-восемь кубиков и даже: "У кого будет выше всех?" Тогда ребенок будет совершенствовать способ установки кубиков друг на друга. Чем выше труба, тем точнее требуется устанавливать кубики, а рекорды высоты для малышей интересны.

3. Желтая квадратная коробка (У-3). Малыш должен решить, какие кубики надо взять, чтобы и четыре боковые грани были желтыми? Варианты - синяя и красная коробки.

4. Синяя квадратная площадка из девяти кубиков (У-4). Это игровая площадка для дошкольников. Все четыре боковые ее грани синие.

5. Желтая квадратная площадка из шестнадцати кубиков (У-5). Это может быть спортплощадка для школьников. Все грани которой, кроме нижней, - желтые.

6. Красная квадратная площадка из двадцати пяти кубиков (У-6). Здесь уже надо различать, какие "сорта" кубиков надо укладывать по периметру и какие в центр модели, иначе может не хватить кубиков нужного цвета.

7. Двухцветная башня (У-7). Одна видимая грань - красная, вторая - желтая и верх - синий. Более сложный вариант башни - две стенки, примыкающие, красные и две желтые, т.е. надо "окрасить" все четыре стены: и те, что видны на рисунке, и те, что не видны.

Если оба варианта не поддаются малышу, можно перейти к классификации (У-23), после которой кубики приобретают "имена" и ребенок получает представление, какой "стройматериал" у него есть и какой требуется по рисунку.

8. Три беговые дорожки на стадионе из девяти кубиков разного цвета (У-8). Боковые грани имеют цвет прилегающей дорожки.

9. Синяя буква П (У-9).

10. Красная буква Н (У-10). Так же можно складывать любые буквы, которые хорошо получаются из кубиков (Г, Е, О, С, Т, Ч и др.).

11. Трехцветная скамейка для электрички (У-11). К сожалению, на невидимой стороне только сиденья скамейки можно сделать того же цвета, что и на видимой, а спинки получаются другого.

12. Рыцарский замок с четырьмя башенками по углам (У-12).

13. Атомный ледокол с красной палубой, синими бортами и желтыми палубными надстройками (У-13).

Задания к игре Уникуб №13-№19

14. Разноцветная крепость с бойницей (У-14).

15. Цирковая лесенка с синими ступенями с двух сторон (У-15). Сколько кубиков надо для такой лесенки?

16. Шахматная доска из пяти клеток с желто-красными клетками (У-16). Четыре боковые грани тоже с шахматной окраской. Возможны варианты: красно-синяя, желто-синяя.

17. Египетская пирамида (У-17). Правые и левые стенки - красные, передние и задние - желтые, "крыши" всех ярусов - синие. Для пирамиды не обязательно иметь тридцать кубиков, вполне достаточно имеющихся двадцати семи кубиков. Задайте малышу задачу: как построить прочную пирамиду, если трех кубиков не хватает? Где можно сэкономить эти кубики? (Вместо четырех центральных кубиков в первом ярусе можно поставить один в центре ("гробница фараона") и повернуть его на 45 градусов, чтобы на него опирались сразу пять кубиков второго яруса.)

18. Желтое шоссе размером 3х9 с одним красным квадратом в центре (У-18). Четыре боковые грани - желтые.

19. Красный пятиэтажный дом с окошками, с синими крышами на всех этажах и красными полами во всех комнатах. Задняя стена дома и стены комнат могут быть любого цвета (У-19).

20. 21. 22. Три водонапорные башни разной высоты (У-20, У-21, У-22). Кроме соблюдения порядка окраски здесь есть еще "секрет" технологии строительства. Без открытия этого "секрета" построить вторую, а особенно третью башню очень трудно. Пусть малыш сам откроет этот "секрет". ("Секрет" состоит в порядке складывания: сначала надо заготовить все этажи, но складывание надо начинать с верхнего этажа, а не с нижнего, как принято во всяком строительстве.)

Задания к игре Уникуб №20-№29

23. Классификация (У-23). Разложите кубики по "сортам". В первый ряд поставьте все кубики с одной красной гранью (К-1), во второй - с двумя красными гранями (К-2), в третий ряд - с тремя красными гранями (К-3) и в четвертый ряд - без красных граней (К-0). Получаются три "состава" разной длины и один "тепловоз".

С классификации начинается серьезное овладение "Уникубом", поэтому её можно дать значительно раньше, т.е. после выполнения первых трех заданий, особенно в том случае, если малыш уже считает до трех или до пяти и может различать "сорта" кубиков. Авторы не придумали названия каждому "сорту" кубиков, поэтому можно пользоваться плодами детского словотворчества: "однушка красная", "двушка синяя", "трешка желтая" и "нулевка". В таком названии ясно видно, по какому цвету шла классификация и сколько граней этого цвета есть на кубике. Малышей такая терминология устраивает, и, складывая квадратную сцену для летнего театра (У-6), они сразу говорят: "По углам я поставлю "красные трешки", между ними "красные двушки", а в середину можно класть "красные однушки" и что останется".

Предварительная классификация кубиков по красному, синему или желтому цвету значительно облегчает выполнение любого задания, поэтому часто малыши по собственной инициативе, перед тем как приступить к новому заданию, делают такую классификацию. При этом они уже понимают, какой цвет лучше выбрать и делать ли классификацию полностью или отобрать одни "трешки" или двушки".

24. Посчитайте, сколько кубиков каждого сорта в игре (6, 8, 12). Из кубиков какого "сорта" можно сложить малый куб одного цвета?

25. Малый куб красного цвета (У-25). Все шесть граней должны быть красными. Варианты: желтый и синий кубики. К сожалению, их нельзя сложить одновременно, а только последовательно.

26. Малый куб трех цветов (У-26). Две соседние (примыкающие) грани одинакового цвета (куб Вадика Склере, 6 лет).

27. Малый куб двух цветов (У-27). Три грани, образующие одну вершину, - синие, три другие - желтые. Варианты: желто-красный и красно-синий.

28. Малый куб трех цветов (У-28), Противоположные грани одного цвета (куб Вадика Склере, 6 лет).

29. Малый куб двух цветов (У-29). Нижняя, задняя и верхняя грани синего цвета, а левая, передняя и правая - красного. Варианты - иные сочетания цветов.

30. Синяя вокзальная скамейка (У-30). Со всех сторон она окрашена в синий цвет (кроме "дна"). Можно сложить такую же скамейку красного или желтого цвета.

Задания к игре Уникуб №30-№40

31. Красный колодец (У-31). Снаружи он со всех сторон красный, а внутри - синий ("вода"). К сожалению, для внутренней окраски недостает одной синей грани и в колодце виден "песок" (одна желтая грань).

32. Кресло с подлокотниками (У-32). Обтянуто снаружи синим, а внутри и спереди красным бархатом. Цвета обивки можно менять.

33. Антошина скамейка (У-33). Сколько человек могут сесть на скамейку одновременно (каждый кубик - сиденье). Сиденья и спинки с одной стороны - красные, с другой - синие, а верх и торцы - желтые (скамейка Антона Никитина, 7 лет).

34. Вопросы. Почему кубиков с одной красной гранью только шесть? (По числу граней куба.) Почему кубиков с двумя красными гранями - двенадцать? (По числу ребер куба). Почему кубиков с тремя красными гранями - восемь? (По числу вершин куба.) Почему кубик без красных граней только один? Сколько граней у одного кубика? Кто быстрее подсчитает, сколько красных граней на всех кубиках? Сколько всех граней на всех кубиках? Сколько граней у шести кубиков, у восьми кубиков, у двенадцати кубиков, у двадцати семи?

35. Большой куб красного цвета (У-35). Проверьте, все ли шесть граней красного цвета, так как часто (особенно те, кто складывает впервые) забывают, что "дно" должно быть такого же цвета, как и остальные грани. Можно складывать большой синий и большой желтый кубы.

Это одно из самых часто повторяемых заданий и заданий, которые делают "на время". На складывание у трех-четырехлетних уходит десять минут, у пяти-шестилетних - до двух минут, а десяти-двенадцатилетние дети могут выполнить это задание даже за минуту. "Рекордсмены", работая двумя руками сразу и по определенной системе, могут "выйти из минуты".

36. Большой куб трех цветов (У-36). Две соседние грани одинакового цвета.

37. Большой трехцветный куб с противоположными гранями одного цвета (У-37).

38. Большой трехцветный куб с горизонтальными слоями одного цвета (У-38).

39. Двухцветный куб, три грани, образующие вершину, - желтого цвета, три другие грани - синего (У-39). Возможны другие сочетания цветов: желтого с красным, красного с синим.

40. Большой двухцветный куб (У-40). Нижняя, задняя и верхняя грани синего цвета, а левая передняя и правая - красного (куб Саши Дунаева, 6 лет). Можно использовать и другие сочетания цветов.

41. Высотный дом желтого цвета на двадцать квартир (У-41). В основании лежат четыре кубика, и высота дома пять этажей. Стены, крыша и пол на первом этаже желтого цвета. Окраску дома можно делать и красной, и синей.

Задания к игре Уникуб №41-№45

42. Большой куб с шахматной окраской всех шести граней (У-42). Сочетания цветов могут быть и другие: сине-красные, желто-красные.

43. Двойная классификация (У-43). Кубики сначала надо разложить по "сортам", как в задании У-23, по красному цвету. Получится ряд с одной красной гранью (К-1), ряд с двумя красными гранями (К-2) и ряд с тремя красными гранями (К-3).

Затем внутри каждого ряда разложить их по сортам, но уже синего (или если надо - желтого) цвета. Ближе к себе положить кубики с тремя синими гранями, далее - с двумя и еще дальше - с одной. Получаются "триады", как на задании У-43. Двойная классификация заметно облегчает выполнение сложнейших заданий №44 - 50, так как сразу можно найти кубик с заданным числом и цветом граней. Например, все "трешки красные" лежат в ряду К-3, "трешки синие" - это ближайшие к ребенку кубики (их просто видно), а "трешки желтые" - самые дальние в каждом ряду.

44. Малый куб красного цвета (У-44). Любые грани разъема одного цвета (куб Антона Никитина, 8 лет). Варианты: желтый куб, синий куб.

45. Двухсторонняя шахматная доска, размером пять клеток (У-45). Все шесть её граней имеют шахматную окраску. Большая, невидимая на рисунке грань должна быть красно-желтой или желто-синей, а узкие грани - той же окраски, что и одна из широких. На рисунке все они красно-синие. Это одно из сложнейших заданий. При его выполнении почти все допускают ошибки и теряют массу времени на их исправление, перестановку кубиков (доска Сережи Беляева, 14 лет).

46. Трехэтажный красный дом (У-46) на девять квартир, но так, чтобы задняя стенка была синей. Это может быть подготовка к разъемным заданиям, где работает «внутренний порядок».

Задания к игре Уникуб №46-№47

47. Большой красный куб (У-47). Все шеть наружных граней - красные, любые соприкасающиеся грани разъема - одноцветные (желтые или синие). Возможны варианты другого цвета.

Это задание решающее во многих отношениях. Во-первых, выполнив его, можно убедиться, что окраска "Уникуба" при изготовлении была безошибочной. Во-вторых, ребенок, справившийся с заданием У-47, сможет справиться и с любым другим.

Интересно, что тренировка в решении задания У-47 только в самой начальной стадии заметно улучшает результаты взрослых, а затем они изменяются мало, и взрослые вообще, как правило, не могут дойти до результатов, показываемых детьми уже в десять-двенадцать лет (отстают по времени в два-три раза). Исключения здесь крайне редки.

48. Большой красный куб (У-48). Любые соприкасающиеся грани разъема разного цвета. Внешне этот куб такой же, как У-47, но "внутреннее устройство" у него другое - соприкасающиеся грани разъема - разного цвета. Внешнюю окраску можно задавать и другого цвета (желтую или синюю), но тогда соответственно изменяется и внутренняя окраска (куб Антона Никитина, 10 лет).

Задание к игре Уникуб №48

49. Большой красный куб (У-49). Любые соприкасающиеся грани разъема - полосатые. Возможны шесть вариантов выполнения этого задания: три варианта определяются цветом внешней окраски (красный, желтый, синий), и внутри каждого из них есть по два варианта внутренней окраски по разъемам. Один, показанный на рисунке к заданию У-49, при котором соприкасаются в каждом разъеме разноцветные полосы (синие с желтыми), и второй - когда соприкасаются полосы одноцветные (куб Антона Никитина, 10 лет).

Задание к игре Уникуб №49

50. Большой красный куб (У-50). Соприкасающиеся грани разъема имеют шахматную окраску. Здесь так же можно изменять цвет наружных граней, а соприкасающиеся грани разъема или могут быть зеркальным отражением друг друга, или соприкасаться разноцветными квадратиками, как У-50 (куб Антона Никитина, 10 лет).

Задание к игре Уникуб №50

Как играть в Уникуб

Прежде чем предлагать игру "Уникуб" малышу, попробуйте поиграть сами. Осторожно высыпьте кубики на стол, положите рядом часы с секундной стрелкой или секундомер и, заметив время, сложите из всех двадцати семи кубиков куб одного цвета (У-35). Если с первой попытки вам удалось это сделать за две минуты - у вас блестяще развито пространственное мышление, но сначала охватите куб двумя руками и осторожно поверните его на бок, чтобы кубики не рассыпались. Посмотрите, как окрашено "дно". Нет ли в нем квадратов другого цвета, кроме избранного вами? Если есть, то повремените гордиться, а сначала потренируйтесь. Вы почувствуете, как строг "Уникуб" в отношении ошибок: не позволяет сделать ни одной! Да и "говорит" он об ошибках тонко: "Вы где-то допустили ошибку, вот и не получается куб одного цвета". И найти ошибку не так просто - нужна сразу хорошая "система контроля", в один день вряд ли вы сумеете ее выработать.

Чтобы предлагать ребенку эту игру, родителям надо представлять себе, различает ли он цвета, может ли найти кубик с двумя гранями одинакового цвета или нет, складывает ли из кубиков "поезд" и "башню", может ли уложить "площадку", построить "дом" или "лесенку".

Внимательно просмотрите тексты и рисунки нескольких заданий и попробуйте их выполнить. Тогда вы будете иметь возможность начать с посильных для малыша задач, чтобы через две-три игры вплотную подойти к трудным для малыша задачам. Метод "ледокола" следует использовать в полную меру.

Задания в "Уникубе" трудные и требуют поэтому больших затрат времени и сил ребенка, и их нельзя давать много. Иногда достаточно одного задания и реже двух-трех заданий, в зависимости от возможностей малыша.

Дети часто дают заданиям "имена", попробуйте это сделать и вы вместе с ребенком и пользуйтесь, сколько можете, выдумками, сравнениями, образными картинами - всем, что делает игру живее и интереснее. Очень хорошо, если и ребенок начинает подбирать аналогии, фантазировать, сочинять сам.

Задания детям можно давать как с помощью рисунка, так и устно. Рисунок дети понимают сначала лучше, чем словесное объяснение, но это не означает, что надо соглашаться с такой односторонностью. Там, где задание можно дать словесно, этим надо пользоваться. Только тогда, когда вы убедитесь, что малыш может сложить и "малый куб синего цвета" (из восьми "синих трешек") и "большой куб красного цвета" (из двадцати семи кубиков) по одному словесному заданию, можно ослабить внимание к проблеме - как задавать задание: устно или графически. Иначе говоря, надо подводить ребенка к такому положению, когда он одинаково хорошо воспринимает задания, как в устной форме, так и в форме рисунка.

Задания расположены примерно в порядке возрастания сложности, но строгой последовательности все-таки нет, и там, где будут попадаться "провалы" и возникать "неприступные скалы", папе и маме надо самим подбирать задания промежуточной сложности или изобретать новые. Авторы игры пробовали иногда после У-3 перейти на У-23, и получалось хорошо. Малыши, научившись в три-четыре года классифицировать кубики по "сортам", легко и уверенно шли как вперед, так и назад к У-4, У-8 и другим заданиям.

И как всегда в развивающих играх, вы главным образом наблюдаете, как малыш строит из кубиков модель, как он сравнивает рисунок и свою постройку, как считает, сколько кубиков надо взять для модели, и как решает, годится ли этот кубик для нее или нет. Вся работа у него идет самостоятельно, без объяснения со стороны старших. Но старший - лицо, тоже заинтересованное в успехе, как и сам малыш. Вы радуетесь его успехам вместе с ним или даже чуть-чуть раньше, так как он не всегда понимает, где и в чем успех. Вы огорчаетесь его неудачами, но не отчаиваетесь, как он, и уверены, что если сегодня и неудача, то завтра или через неделю обязательно будет успех и победа, "неприступный лед" будет сломан. Правда, трудно ждать, когда малыш сам найдет решение, но наберитесь терпения и обязательно похвалите ребенка за успех. Иногда подсказка взрослого равносильна обиде.

Играть в "Уникуб" можно лишь, пока сохраняется весь комплект - двадцати семи кубиков, поэтому игру надо беречь, а еще лучше - сделать отдельный комплект для каждого ребенка, а если в семье один малыш, то два комплекта. При изготовлении второго комплекта игры можно чуть-чуть изменить тон одного из цветов (например, желтого), что легко позволит различать комплекты. Если у вас в семье несколько комплектов игры, то это существенно облегчит ее организацию. Папа или мама смогут тогда сесть рядом с малышом и тоже строить разные модели, но при этом идти не впереди малыша, а за ним следом, чуть-чуть отставая от него, копируя его действия. Тогда лучше видны и ощутимы находки, открытия, удачи ребенка, а их обязательно надо подчеркнуть, чтобы малыш чувствовал, где он особенно успешно "работал".

Желательно вести запись достижений ребенка: какие выполнял задания и сколько затратил на них времени, какие задания вызвали у него трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Знакомимся с играми Зака и кубиками Никитина».

С помощью данной консультации родители: знакомятся с большим многообразием игр Зака и Никитина, познают суть игр, их значимость в развитии математических способностей, наглядно - действенного мышления...

Перспективное планирование по работе с кубиками Никитина "Логические кубики для всех"средняя группа

В качестве главного средства развития познавательной сферы детей была выбрана технология развивающих игр Б.П. Никитина «Логические кубики для всех» с использованием ИКТ, включение их в различные виды ...

Конспект развивающего занятия «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ КУБИКИ» ( с использованием кубиков Никитиных с детьми в старшей группе)

Развивающее занятие «Занимательные кубики»(с использованием кубиков Никитиных в работе с детьми старшей группы)«…желание ребёнка, интерес, свобода деятельности – вот что нужнеевсего для его успешного ...

Игра "Сложи узор" (кубики Никитиных).

Игра "Сложи Узор" состоит из разноцветных кубиков, при помощи которых можно сложить цветные картинки.  С помощью этой игры можно развить у ребенка пространственное воображение, аккуратность, вним...

Сюжетно-ролевая игра с кубиками Никитина «Собери узор» с детьми старшей и подготовительной к школе групп

Игра с кубиками, по схемам и посредством воображения. Игра проводилась в разновозврастной группе, с детьми разной подготовки...

Простые игры с кубиками Никитина для развития логического мышления.

Для успешного будущего любого ребенка необходимо развивать его умственные и интеллектуальные способности с дошкольного возраста. Творчески построенные игры способствуют самостоятел...

Использование специальных дидактических средств – блоки Дьенеша, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера, кубики Зайцева.

Использую специальные дидактические средства – блоки Дьенеша, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера. Изучаю и применяю в работе методику Н.А.Зайцева «Кубики Зайцева»....