Проект "Математический знайка" 2015год
проект по математике (подготовительная группа) на тему

Пентюрина Оксана Владимировнаа

Проект "Математический знайка" расчитан на  детей подготовительной группы. Цель программы- повышение интереса к математике, посредством создания условий для исследовательской деятельности, развития творческих умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskiy_znayka-proekt_2015g.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 дошкольные группы»

Тема проекта:

«Математический знайка»

Исполнители:

Воспитанники и дети  

 подготовительной  группы № 7( 24 )

Руководители:

Воспитатели: Асанова Э.О.

Пентюрина О.В..

2015г

Тема проекта:

«Математический Знайка»

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

 Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что уровень развития логического мышления дошкольника при поступлении в школу ниже среднего. Поэтому на поиск решения данной проблемы  встает необходимость разработать систему развития логического мышления с использованием занимательного математического материала, которая приведет к повышению качества логического мышления на занятиях и в повседневной жизни детей.

   Цель проекта: повышение у детей интереса к математике по средствам создания условий для исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, навыков и умений детей.

 Задачи:

--формирование у детей представления о творческой деятельности как способе познания окружающего мира;

- формирование умения самостоятельно использовать полученные знания, вовлекать сверстников в совместную деятельность;

- поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного;

- содействие  развитию творческой активности детей, родителей и педагогов.

Участники проекта:  дети старшей группы, воспитатель, родители (законные представители)

Продолжительность проекта:  3 года (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ожидаемые результаты по проекту:

• Использование педагогами активных форм взаимодействия с семьёй по формированию элементарных математических представлений.

• Повышение уровня знаний детей о геометрических фигурах.

• Повышение активности детей в поисково-исследовательской деятельности по разделу «Фигуры и формы».

• Формирование повышенного интереса к играм и упражнениям с геометрическими фигурами.

Реализация задач проекта  предусматривает интеграцию всех образовательных областей по данной теме.

Основные этапы реализации проекта:

Совместная деятельность педагога с детьми

Подготовительный

Знакомить детей с геометрическими фигурами, цифрами, разнообразными линиями;

продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами через Сюжетно-ролевые игры:

 «Школа»,

 «Строители»,

«Детский сад»

 Конструирование из геометрических фигур.

Решение головоломок их счетных палочек.

Развивающие игры: «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», «Геометрическое лото», «На что похоже», «Квадраты Никитина», «Геоконт», «Танграм», «Монгольская игра», «Занимательные квадраты».

Через исследовательскую деятельность: находить фигуры, тела, цифры и линии в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе,

 «Фигуры и формы»

«Прогулка по городу», «Больше-меньше», «Картотека игр на развитие восприятие цвета», «Форма и цвет»,

«Нарисуй треугольник ниткой»

Через развитие речи: составлять описательные рассказы, сочинять сказки

 О. Александрова «Математика для малышей»,

В. Житомирский «Математическая азбука»

Р. Каус» Медвежонок Миша»

Через художественную литературу: продолжать знакомить с произведениями в которых встречаются предметы круглой формы  «Цветик - семицветик», цифры: «Волк и семеро козлят» и т.д.

Заучивание песни «Шире круг», «Солнышко».

Веселые частушки о математике.

Через физическое воспитание в подвижных играх, играх – соревнованиях геометрические фигуры, тела, цифры и линии, игровые обучающие ситуации, самостоятельной продуктивной деятельности.

 

Знакомство с дорожными знаками. Знаки правила поведения в природе.

Пальчиковые игры и физкультминутки с художественным словом о геометрических фигурах. Выполнение движений по схеме. Выполнение перестроений. Подвижные игры: «Фигуры», «Ровным кругом», «Хитрая лиса», «Кот и мыши».

Обобщающий

Самостоятельная деятельность детей, продукты детской деятельности

Оформление стенгазеты для родителей «Весёлая геометрия». Изготовление коллажа

• Штриховка фигур.

• Аппликация с использованием нетрадиционных техник, ручной труд по теме «Формы», «Фигуры».

• Аппликация из геометрических фигур по теме «Транспорт», «Животные», «Цветы»

• Плоскостное моделирование.

Рисуем предметами

Взаимодействие с семьёй

 Консультация «Веселые головоломки»

Творческая выставка «Веселые фантазии»

Сочинение сказок о фигурах

Изготовление стенной газеты

Семинар практикум «Дидактические игры по математике »

   

Сентябрь

«Убираем цифры по заданию»

«Без слов»

«Живые цифры»

«кто знает-пусть дальше считает», «Считай, не ошибись»

Цель: упражнять в использовании матем. Представлений в игровых ситуациях, развивать самостоятельность.

 Цель: закреплять представления о геометр.фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать по данному признаку.

Уточнять представления о последовательных числах, развивать мышление и речь.

.

           Октябрь.

«Ошибка художника»

«Измени число»

«В какой руке сколько?»

«Поставь нужный знак»

«Назови число»

Цель: учить детей сравнивать, находить ошибки. Развивать воображение и внимание.

Цель: совершенствовать представления об отношениях между последовательными числами, развивать .

Цель: закреплять состав чисел, развивать вычислительные навыки.

Цель: совершенствовать представления об отношениях между числами и использование знаков для их обозначения.

Цель: упражнять в решении простых задач. развивать вычислительные навыки.

Художественное творчество.

«Клетки.Квадратики» -учить детей ориентировке на листе.

«Веселые портреты» Аппликация. –учить составлять портрет из отдельных частей ( овал, квадрат..)

«Точка», «Дождик», «Капелька»- ориентировка на листе бумаги.

«Коврик из полосок»- развитие моторики и логического мышления.

Ноябрь.

«Разложи скорее»

«Где твой хвостик?»

«Бывает-не бывает»

Цель: закреплять умение пользоваться знаками. Развивать логическое мышление.

Развитие внимания, воображения.

Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки) .

Цель: развивать самостоятельность и инициативность в игровых ситуациях.

Художественное творчество.

«Зайка из косметических дисков»-развитие творческого воображения, мышления.

«Закладки из плотной бумаги»-развитие логического мышления и воображения.

 Работа в индивидуальных прописях по клеточкам. Ориентировка на листе бумаги, пространственные навыки.

Декабрь.

«числовые ворота»

     «расставьте знаки»

        «Измени число», «Кто же я?»

  «Назови все части суток»

       «Кто знает, пусть считает»

        «Назови соседей числа»

Цель: совершенствовать представления о составе числа из двух меньших. Развивать вычислительные навыки.

Цель: закреплять умение сравнивать числа, используя знаки, развивать логическое мышление.

Цель: развивать представления о числах 2го десятка.

Цель: закреплять названия и последовательность частей суток. Развитие логического мышления.

Цель: закреплять порядковый счет чисел второго десятка.

         Январь.

«Измени число»

«Кто же я?»

«Убираем цифры по заданию»

Задачи на смекалку.

«Назови все части суток»

«Живые цифры»

 Выложи предмет по образцу.

«Раскрой тайну числа»

Цель: Развивать представления о числах второго десятка

Развивать логическое мышление, внимание

Цель: Развивать представления о числах второго десятка

Развивать логическое мышление, внимание

Цель: Упражнять в использовании математических представлений в игровых ситуациях;

Развивать самостоятельность и инициативность детей

Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа. Создать у детей радостное настроение.

Цель: Закреплять названия и последовательность частей суток. Развитие логического мышления.

Цель: Уточнять представление о последовательных числах;

Развивать внимание, мышление

Цель: развитие умения анализировать форму предметов

развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции) . закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику

Цель: Совершенствовать представления об отношениях между последовательными числами.

Развивать вычислительные навыки

Февраль.

Работа с настольными играми« Математический космос»

Игры – путешествие во времени.

«Кто знает, пусть дальше считает»

«Назови соседей числа»

«Расставьте знаки»

«В какой руке сколько»

Способы измерения. Цель: Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части.

Цель: закрепить знания детей о днях недели.

Цель: Закреплять порядковый счет чисел второго десятка.

Развивать слуховое внимание

Цель. Закрепить способы образования чисел второго десятка.

Развитие вычислительные навыки

Цель: Закреплять умение сравнивать числа используя знаки;

Развивать логическое мышление

Цель: 1.Закреплять состав числа 5и6

2.Развивать вычислительные навыки

Март.

«В какой руке сколько?»

Классификация.

«Числовые ворота»

«Сколько всего».

Решение задач на сообразительность.

Измерение жидкости с помощью условной меры.

Определение времени по часам.

Цель: Закреплять состав чисел из двух меньших чисел,

Совершенствовать представление об отношениях между числами.

Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей.

Цель: совершенствовать представления о составе числа из двух меньших. Развивать вычислительные навыки.

Цель: Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт? », «Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения.

Цель: Учить детей решать задачи. Развивать логическое мышление, сообразительность.

Цель: Конкретизировать представления об измерении жидкости с помощью условной меры; Развивать сообразительность;

Цель: Учить определять время по часам; Развивать сообразительность, внимательность; Воспитывать умение экономить время.

Апрель.

«Строим дом»

«Назови все части суток»

«Диспетчер и контролер»

«Бегущие цифры».

«Путешествия во времени»

«Зелёное дерево»

«Повторяй за мной»

Цель: Уточнять представление о геометрических фигурах и их свойствах. Развивать связную речь, сообразительность.

Цель: Закреплять названия и последовательность частей суток. Развитие логического мышления.

Цель: Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы.

Цель: Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Игра «Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности.

Цель: Закрепления математических знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев.

 

Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве; пользоваться словами: над, под; увеличивать число на один, два;  Развивать воображение

Цель: Закрепить знание геометрических фигур, упражнять в ориентировке в пространстве; Развивать внимание, логическое мышление

Май  

«Найди спрятанную карточку с цифрой».

«Измени число».

«Далеко в лесу».

«Считай, не ошибись».

«Бывает –не бывает».

«Закрепление математических знаний и умений»

Цель: Формирование у детей пространственных представлений.

Развивать внимание, память.

Цель: Совершенствовать представления об отношениях между последовательными числами.

Развивать вычислительные навыки

Цель: Учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; составлять предмет из геометрических фигур; упражнять в счете;

Развивать ориентировку в пространстве;

Цель: Совершенствовать счётные навыки,  использование цифровой символики; Развивать мышление, внимание.

Цель: Упражнять в использовании математических представлений в игровых ситуациях;

Развивать самостоятельность и инициативность детей

Цель: - Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ;

- Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;

- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;

- Закрепить умения отгадывать математическую загадку и решать математические задачи;

- Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, =

- Закреплять умения составлять числа второго десятка и в пределах сотни.

Список литературы

  1. Планы занятий по программе «От рождения до школы» для подготовительной к школе группы детского сада. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2011г.
  2. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. 2008 г.
  3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
  4. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
  5. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
  6. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
  7. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008
  8. Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
  9. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
  10.  Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
  11. А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».
  12.  Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька
  13.  Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
  14. В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»
  15. Учебная хрестоматия. Математика в художественном слове
  16.   Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
  17.  Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс»,
  18.  Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004
  19.  Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
  20.  Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
  21.  Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
  22.  Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников