Статья: Организация исследовательской логико-математической деятельности в старшем дошкольном возрасте.
статья по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Борисова Алена Юрьевна

В статье раскрываются некоторые аспекты, проблемы и актуальность исследования взаимосвязей логико-математической деятельности детей и их полноценного развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logiko-matematicheskaya_deyatelnost.docx12.51 КБ

Предварительный просмотр:

Борисова А.Ю.

Организация исследовательской логико-математической деятельности в старшем дошкольном возрасте.

        Для ребенка дошкольного, особенно для старшего дошкольного возраста важна поисковая, исследовательская деятельность, в которой создаются условия для познания свойств, качеств предметов, материалов, связей, зависимостей явлений; развития самостоятельности и инициативы, любознательности, целеполагания, способности преобразовывать  предметы и явления для достижения определенного результата и творчества.

        В основе мотивации исследовательской деятельности дошкольников лежит стремление к познанию, открытиям, «потребность в умственных впечатлениях». Большие возможности для развития исследовательской активности представлены в экспериментировании с различными объектами и материалами.         Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях. Для детского экспериментирования характерна гибкость, она проявляется, когда в процессе деятельности ребенок получает неожиданные результаты. Ситуация экспериментирования дает большие возможности для общения со сверстниками и взрослыми. Детское экспериментирование способствует развитию познавательных процессов, особенно мышления.

        В старшем дошкольном возрасте дошкольник начинает понимать соответствие между измеряемой величиной и определенным количеством мерок, измерением одной величины в зависимости от другой, взаимосвязь между величинами. В процессе экспериментирования дети старшего дошкольного возраста измеряют одну и ту же величину разными мерками и видят, что получают разный результат, выраженный в числах. Также дети могут предложить другие способы измерения данной величины и предположить результат, который они получат. Измеряя крупу стаканами, банками, дети вместе с педагогом приходят к выводу, что чем больше сама мерка, тем меньшее количество их получится. Для подтверждения данной закономерности дети в этом возрасте могут провести эксперимент, используя другую мерку и другой объект (например, не мешок, а ведро и вместо стаканов и банок взять формочки и маленькие ведерки). В старшем дошкольном возрасте дети в процессе этого опыта упражняются в словесных объяснениях полученных результатов, запоминании количественных характеристик.

        У детей старшего дошкольного возраста возникает интерес к определению массы. Они осваивают умения сопоставлять предметы по массе с помощью чашечных или электронных весов, проверяя, таким образом, результаты сравнения предметов путём взвешивания на ладонях: определяют равенство и неравенство, независимо от внешнего вида: большие по размеру, но легкие мешочки и маленькие мешочки, но тяжелые. У детей появляются попытки и интерес построить ряд предметов на основе убывающей или возрастающей массы. Результаты своей деятельности они обозначают словами: легкий, тяжелее, еще тяжелее...

        Старшим дошкольникам интересно действовать самостоятельно, их действия желательно направлять вопросами, которые будут стимулировать к исследованию. Для измерения объектов используются разные мерки. Дети очень любят измерять при помощи стоп, шагов, локтя, руки, пальца.

        На основе измерения проявляется возможность познакомить детей-дошкольников с некоторыми математическими связями, зависимостями и отношениями. Дошкольник вместе с педагогом приходит к выводу, что при измерении одного и того же объекта, разными мерками - результаты получаются разные (чем больше мерка, тем меньше число, и, наоборот, чем меньше мерка, тем больше число). Эти математические закономерности не лежат на поверхности, их поиск и осознание требуют активной работы мысли.

        Современные исследователи считают, что освоение этого материала в наибольшей степени влияет как на математическое, так и на общее развитие дошкольника.

Проблема «Как Винни-Пух и Пятачок сходили в гости к Кролику»

На первом этапе дети слушают о том, как Винни-Пух с Пятачком решили пойти к Кролику в гости. Дети вспоминают о том, что Кролик запасливый, у него всегда найдется что-то вкусное, а Винни-Пух любопытный, веселый медвежонок, который всегда попадает в нелепые ситуации, всегда что-то не получается и еще очень большой сладкоежка. Помогает во всех трудностях ему его друг Пятачок. Таким образом, происходит вхождение в проблему (Винни-Пух попадает в различные ситуации, т.к. он сладкоежка и очень любопытный).

Затем идет разговор о том, что уже пришли они в гости к Кролику. Винни-Пух видит, что стоит у Кролика три мешка крупы. Ему стало интересно, одинаковое ли количество крупы в мешках. Сформулирована первая проблема: определить одинаковое ли количество крупы в мешках. Проблема уточняется педагогом со слов Винни-Пуха. Винни-Пух задачу себе придумал, а как решить не знает. Детям необходимо помочь Винни-Пуху измерить количество крупы в каждом мешке. Гипотеза, которая формулируется на данном этапе экспериментирования: «При измерении величины одного и того же объекта мы получаем каждый раз одинаковые или различные результаты. Если получаем различные результаты, то какая зависимость между размером мерки и результатом измерения?

На втором и третьем этапах развития исследовательской деятельности дети говорят, что они будут делать: возьмут стакан и измерят  им количество крупы в каждом мешке. Стакан используется в качестве мерки. Объектом является мешок с крупой. Дети с помощью педагога приходят к выводу о том, что можно использовать не только стакан, но и банку.

На четвертом этапе дети предполагают, какие они получат результаты, измеряя стаканом и банкой.

На пятом этапе дети экспериментально проверяют свои догадки, делают окончательные выводы о том, что имеется зависимость между размером мерки и результатом измерения: чем больше сама мерка, тем меньше их получится (и наоборот) и таким образом практически подтверждается ранее сформулированная гипотеза.

В следующий раз дети вновь слушают историю о Винни-Пухе и Пятачке. Они узнают, что после тяжелой работы Винни-Пух проголодался и решил съесть что-то вкусное. Спрашивает Винни-Пух у Кролика, есть ли у него горшочек меда или сгущенка. Кролик говорит ему, что где-то есть в кладовке, в мешках. Пошел Винни-Пух в кладовку и видит там много мешков, больших и маленьких. Решил он вместе с Кроликом и Пятачком вынести все эти мешки. Винни-Пух берет самый маленький мешок, Пятачок побольше, а Кролик самый большой. Кролик очень скоро принес свой мешок, Пятачок подольше нес, а Винни-Пух шел долго-долго и весь вспотел (первый этап ощущение трудностей). Гипотеза, которая формулируется на этом этапе эксперимента: «Имеется ли зависимость между внешним видом мешков и их массой (весом)». Перед детьми возникает вопрос: почему Винни-Пух так долго нес маленький мешок, а Кролик так скоро принес большой мешок. Дети выдвигают свою точку зрения по этой проблеме (в маленьком мешке лежит что-то очень тяжелое, а в большом мешке что-то очень легкое). Дети формулируют вывод, о необходимости взвешивания трех мешков с целью определения какой самый тяжелый, какой легче и какой самый легкий.

На следующем этапе дети взвешивают мешки. Вначале взвешивают первый и второй мешок, а потом второй и третий мешок (на руках, детских весах). Дети делают выводы о том, что независимо от размера мешки могут быть разные по массе и таким образом, подтверждается выдвинутая гипотеза. Воспитатель предлагает выстроить в ряд мешки от самого тяжелого до самого легкого. После того как дети помогли Винни-Пуху, они узнают, что хранилось в мешках у Кролика. В первом мешке были кирпичи, во втором банки со сгущенкой и в третьем вата. Винни-Пух не понимает, зачем Кролику вата и кирпичи. Дети предлагают различные варианты. Потом Кролик говорит, что он хотел построить лестницу из кирпичей, а вата ему нужна, чтобы утеплить дом. После этого Кролик предлагает пообедать сгущенкой и медом. Винни-Пух и Пятачок благодарят за обед и уходят домой.

Задачи:

1.Измерение объекта разными мерками и анализ полученных результатов;

2.Сопоставление предметов по массе и определение относительности оценки веса;

3. Обоснование собственной точки зрения в процессе экспериментирования с объектами.

Сценарий развивающей ситуации

В: Как-то раз пришли в гости к Кролику Винни-Пух и Пятачок. Ребята, вы помните, какой Винни-Пух?

Д.: любопытный, веселый, толстый, почти круглый, добрый, сладкоежка.

В.: Да, он всегда попадает в разные переделки. А Кролик какой?

Д.: Всегда угостит, всегда все у него есть.

В.: Да он всегда запасливый и у него стоит много разных мешков и мешочков. Увидел Винни-Пух у Кролика три мешка с зерном в комнате, заинтересовали они его. А почему они заинтересовали его?

Д.: Винни-Пуху стало интересно, хватит ли Кролику зерна, чтобы сварить кашу.

В.: Винни-Пух думает, а как бы измерить, где больше зерна. Задачу он себе придумал, интересно ему, а как решить не знает. Поможем ВинниПуху?

Д.: да.

В.: А как поможем мы ему?

Д.: Измерим мешки с зерном

В.: А чем можем измерить зерно в одном мешке?

Д.: Ложкой, стаканом, тарелкой.

В.: Можно ли узнать, не изменится ли количество крупы, если ее измерить разными мерками?

Д.: Наверное, да; нет; не знаю.

В.: А если вначале измерить крупу стаканом, а второй раз банкой, то, что мы получим?

Д.: В банку больше крупы поместится, а в стакан меньше.

В.: Давайте проверим это на опыте. (Дети измеряют крупу стаканом, а потом банками).

В.: Что получилось?

Д.: Когда мы измеряли стаканами, их было 6, а когда измеряли банками, то 3.

В.: Что хотели узнать?

Д.: Сколько будет зерна, если его измерить стаканами и банками

В.: Что мы проверяли?

Д.: Одинаковое ли количество зерна получится, если его измерять банками и стаканами.

В.: А какой вывод можно сделать?

Д.: Если мы измеряем стаканами и банками, то у нас получается разное количество их

В.: Значит чем меньше мерка, тем больше их будет при измерении одного и того же объекта (крупы). А чем быстрее можно измерить количество крупы в других двух мешках?

Д.: Банкой.

В.: Давайте проверим, где больше всего крупы (дети измеряют крупу банкой)

В.: Что узнали?

Д.: Во втором мешке уместилось четыре банки, а в третьем 5 банок.

В.: Значит, когда одной и той же меркой измеряем различные объекты, то получаем разное количество мерок: три, четыре и пять.

В.: Медвежонок нам говорит спасибо. Но на этом его приключения не заканчиваются. Пока он вместе с нами измерял крупу, он очень сильно проголодался. И спрашивает у Кролика, есть ли у него что-нибудь вкусное. Кролик поискал у себя на полках мед и сгущенку, но не нашел и предложил Винни-Пуху поискать в кладовой. Видит Винни-Пух, что в кладовой много мешков: больших, поменьше, маленьких. Решили они разобрать эти мешки. Винни-Пух решил схитрить и взял себе первый маленький мешок, Кролик взял самый большой второй мешок, а Пятачок — поменьше третий мешок. Кролик скоро принес свой мешок, Пятачок дольше шел, а Винни-Пух еле шел, весь покрылся потом и попросил даже помощи у Кролика, чтобы помог донести мешок. Винни-Пух спрашивает Кролика: «Ты утром гимнастикой занимаешься»? Кролик: «Нет». Ребята, а почему Кролик так скоро принес свой мешок, хоть он был очень большой, а медвежонок нес очень долго?

Д.: может у Кролика мешок легче, а может быть он сильнее, чем Винни-Пух, Винни-Пух не поел, и у него не было сил.

В.: А как мы можем проверить, какой мешок легче, а какой тяжелее?

Д.: Взвесить на весах.

В.: Как вы думаете, какие результаты мы можем получить?

Д.: маленький мешочек будет тяжелее, чем самый большой

В.: Как вы думаете, мешок, который взял Пятачок, будет тяжелее, чем первый мешок.

Д.: Не знаю, нет.

В.: А как будем проверять?

Д.: Вначале взвесим самый маленький и самый большой мешки, а потом самый маленький и средний мешочек.

В.: Давайте проверим ваши догадки (дети проводят опыт)

В.: Что получается?

Д.: Маленький мешок самый тяжелый, мешок Кролика самый легкий, а мешок Пятачка легче, чем мешок Винни-Пуха.

В.: А когда мы смотрим на мешки, то что, кажется?

Д.: Большой мешок самый тяжелый, а самый маленький мешок самый легкий.

В.: Значит, независимо от внешнего вида мешки могут быть разные по весу. Большой по размеру, но легкий мешок и маленький мешочек, но самый тяжелый.

В.: Давайте теперь построим эти мешочки в ряд от самого тяжелого до самого легкого и скажем, у кого был самый тяжелый мешочек, у кого легче и у кого самый легкий.

Д.: Самый тяжелый у Винни-Пуха, легче у Пятачка и самый легкий у Кролика.

В.: А вы догадались, что было в этих мешках?

Д.: да.

В.: Что могло быть?

Д.: В большом кукурузные палочки, в мешке, который поменьше конфеты, а в самом маленьком мешке камни.

В.: В мешке, который был у Винни-Пуха, лежали кирпичи, в мешке у Пятачка сгущенка и у Кролика вата. Как увидел это Винни-Пух, и спрашивает: «Зачем тебе, Кролик, кирпичи и вата»? Ребята, зачем это ему? Д.: Что-то построить, чтобы не было холодно.

В.: Кролик решил построить лестницу. А вата ему нужна, чтобы утеплить дом. Кролик предлагает Винни-Пуху и Пятачку сгущенки и меда, и потом они прощаются. Винни-Пух с Пятачком ушел домой. По пути домой Винни-Пух думал, как интересно и необычно он сходил в гости к Кролику. Вам понравилось в гостях Винни-Пуха и Пятачка?

Д.: да.

В.: А что больше всего?

Д.: То, как у Винни-Пуха ничего не получалось; как мы взвешивали Мешки, оказалось, что не зависимо от внешнего вида мешки могут быть разные по размеру; то как измеряли зерно и у нас получилось, что если измерять зерно различными мерками — стаканами и банками, то получаем разное количество их.

В.: Винни-Пух говорит вам спасибо и ждет вас еще в гости.

 

Список использованной литературы:

1.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей: Вопросы теории и практики: курс лекций для туд.дошк. факултетов высш.учеб. заведений/ А.В.Белошистая.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.- 400с.

2.Шаталова Е. Раз-два, раз-два, раз-два-три всю считалку повтори (малые фольклорные жанры и развитие математических представлений.)/ У.Шаталова//Дошкольное воспитание.- 2005.-8 с.68-74


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Математика входит в жизнь ребёнка очень рано. Ребёнок растёт, и каждый день открывает для себя много нового, мир красок, форм, величин и свойств. Если с самого начала предоставить ему возможность позн...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса позна...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания, м...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Методическое пособие для воспитателей детских садов«Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»...

Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следо...

Развитие логико-математических способностей у детей старшего дошкольного возраста

Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических играх, смекалок, голово...

«Развитие логико-математического представления у детей старшего дошкольного возраста с учётом ФГОС»

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражне...