«Формирование элементарных математических представлений и развитие способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
учебно-методический материал по математике на тему

Русанова Наталья Ивановна

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным,
комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и
взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени,
количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у
ребенка «житейских» и «научных» понятий.

 В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей

в процессе их обучения с самого раннего возраста.В формировании у детей математических представлений широко используются

занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые
упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование элементарных математических представлений и развитие способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным,
комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и
взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени,
количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у
ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в
познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования
элементарных математических представлений и связанных с ними логических
операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины
мира» ребенка.

Крутецкий Виктор Алексеевич в книге «Психология математических способностей
дошкольников» различает девять компонентов математических способностей

1-Способность обобщать математический материал, вычленять главное

  1. -Способность к оперированию числовой и знаковой символикой.

3- Способность к последовательному логическому рассуждению

4-Способность        сокращать процесс рассуждения

5-Способность        к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на
обратный ход мысли);

6-Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к
другой

7-Математическая        память

8-Способность        к пространственным представлениям

9-Способность        к формализации математического материала, к отделению формы от
содержания

      В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей

в процессе их обучения с самого раннего возраста.

А так, как в дошкольном возрасте обучение происходит в игровой форме, а игра
является ?

Василий Александрович Сухомлинский сказал:

Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Итак - дидактические математические игры включаются непосредственно в содержание образовательной        деятельности        как        одного из средств реализации программных задач. Место                дидактической        игры        по
формированию элементарных математических представлений определяется возрастом
детей, целью, назначением, содержанием . Она может быть использована в качестве
учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи
формирования представлений.

Дидактические математические игры делятся на:

  • — игры с предметами
  • — настольно-печатные игры
  • — словесные игры

В формировании у детей математических представлений широко используются
занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые
упражнения.

Что же такое геометрическая фигура?

  • Абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы
    олицетворяем в форме.
  • С помощью геометрических фигур решается не только задача формировать
    умение выделять и называть форму, но и определять пространственное
    положение различных объектов.
  • Дают возможность действовать с моделями геометрических фигур разной
    конфигурации, осознанно выделать основные признаки и по ним определять
    геометрическую фигуру.

На начальном этапе мы знакомим детей с названием объемных геометрических
фигур: шар, куб, пирамида, параллелепипед. Можно заменить названия на более
привычные для детей: шарик, кубик, кирпичик. Затем мы знакомим с цветом, потом
постепенно знакомим с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и так
далее, согласно образовательной программе. Задания можно давать различные в
зависимости от возраста, способностей детей.

 Игры для  младшего дошкольного возраста

« Чудесный мешочек», « Построим дорожку», «Большой – маленький», «Найди такой же».

Игры для детей  старшего дошкольного возраста
«Войди в избушку»

Цель: Совершенствовать практические умения составлять числа из двух меньших;
осуществлять поисковые действия.

«Восстанови лесенку»

Цель: Формировать умения обнаруживать нарушения в порядке следования предметов по
высоте, восстанавливать ряд. Объяснять ошибки на основе установления соответствия
предметов по высоте и порядковому счёту.

Дидактическая игра: «Разложи фигуры в ряд»

Материал: Цветной картон, белая бумага.

Задачи: Пособие можно использовать для закрепления знаний о геометрических фигурах, развития
памяти, внимания.

Игровое правило: Внимательно рассмотреть образец и через определённое время по памяти
воспроизвести расположение фигур в том же порядке.

Бельгийский учитель начальной школы
Джордж Кюизенер (1891-1976)

разработал универсальный дидактический материал для развития у детей
математических способностей.

Палочки Кюизенера - это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в
цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками".

В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.
Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете
и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое
значение она выражает.

Игры и занятия с палочками Кюизенера

  • « Волшебные дорожки» - от 2 до 3 лет
  • «Весёлые цветные числа» - от 3до 4 лет
  • « Дом с колокольчиком» - от 4 до 5лет
  • «Выложи числовой коврик» от5 до 7 лет

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с
блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и
размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по
информатике.

Блоки Дьенеша развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ,
сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие,
память, внимание и воображение.

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия
(группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму). Логические
блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...

Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В статье отражены вопросы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам игры....

План работы методобъеденеия «Познание» (ФЭМП) Тема : «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: формирование у ребенка умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жи...

План по самообразованию на тему: "Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.Задачи:- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.- составить...