Главные вкладки

    «Формирование элементарных математических представлений и развитие способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
    учебно-методический материал по математике на тему

    Русанова Наталья Ивановна

    Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным,
    комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и
    взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени,
    количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у
    ребенка «житейских» и «научных» понятий.

     В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей

    в процессе их обучения с самого раннего возраста.В формировании у детей математических представлений широко используются

    занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые
    упражнения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Формирование элементарных математических представлений и развитие способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным,
    комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и
    взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени,
    количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у
    ребенка «житейских» и «научных» понятий.

    Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в
    познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования
    элементарных математических представлений и связанных с ними логических
    операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины
    мира» ребенка.

    Крутецкий Виктор Алексеевич в книге «Психология математических способностей
    дошкольников» различает девять компонентов математических способностей

    1-Способность обобщать математический материал, вычленять главное

    1. -Способность к оперированию числовой и знаковой символикой.

    3- Способность к последовательному логическому рассуждению

    4-Способность        сокращать процесс рассуждения

    5-Способность        к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на
    обратный ход мысли);

    6-Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к
    другой

    7-Математическая        память

    8-Способность        к пространственным представлениям

    9-Способность        к формализации математического материала, к отделению формы от
    содержания

          В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей

    в процессе их обучения с самого раннего возраста.

    А так, как в дошкольном возрасте обучение происходит в игровой форме, а игра
    является ?

    Василий Александрович Сухомлинский сказал:

    Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

    Итак - дидактические математические игры включаются непосредственно в содержание образовательной        деятельности        как        одного из средств реализации программных задач. Место                дидактической        игры        по
    формированию элементарных математических представлений определяется возрастом
    детей, целью, назначением, содержанием . Она может быть использована в качестве
    учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи
    формирования представлений.

    Дидактические математические игры делятся на:

    • — игры с предметами
    • — настольно-печатные игры
    • — словесные игры

    В формировании у детей математических представлений широко используются
    занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые
    упражнения.

    Что же такое геометрическая фигура?

    • Абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы
      олицетворяем в форме.
    • С помощью геометрических фигур решается не только задача формировать
      умение выделять и называть форму, но и определять пространственное
      положение различных объектов.
    • Дают возможность действовать с моделями геометрических фигур разной
      конфигурации, осознанно выделать основные признаки и по ним определять
      геометрическую фигуру.

    На начальном этапе мы знакомим детей с названием объемных геометрических
    фигур: шар, куб, пирамида, параллелепипед. Можно заменить названия на более
    привычные для детей: шарик, кубик, кирпичик. Затем мы знакомим с цветом, потом
    постепенно знакомим с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и так
    далее, согласно образовательной программе. Задания можно давать различные в
    зависимости от возраста, способностей детей.

     Игры для  младшего дошкольного возраста

    « Чудесный мешочек», « Построим дорожку», «Большой – маленький», «Найди такой же».

    Игры для детей  старшего дошкольного возраста
    «Войди в избушку»

    Цель: Совершенствовать практические умения составлять числа из двух меньших;
    осуществлять поисковые действия.

    «Восстанови лесенку»

    Цель: Формировать умения обнаруживать нарушения в порядке следования предметов по
    высоте, восстанавливать ряд. Объяснять ошибки на основе установления соответствия
    предметов по высоте и порядковому счёту.

    Дидактическая игра: «Разложи фигуры в ряд»

    Материал: Цветной картон, белая бумага.

    Задачи: Пособие можно использовать для закрепления знаний о геометрических фигурах, развития
    памяти, внимания.

    Игровое правило: Внимательно рассмотреть образец и через определённое время по памяти
    воспроизвести расположение фигур в том же порядке.

    Бельгийский учитель начальной школы
    Джордж Кюизенер (1891-1976)

    разработал универсальный дидактический материал для развития у детей
    математических способностей.

    Палочки Кюизенера - это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в
    цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками".

    В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.
    Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете
    и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое
    значение она выражает.

    Игры и занятия с палочками Кюизенера

    • « Волшебные дорожки» - от 2 до 3 лет
    • «Весёлые цветные числа» - от 3до 4 лет
    • « Дом с колокольчиком» - от 4 до 5лет
    • «Выложи числовой коврик» от5 до 7 лет

    Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с
    блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и
    размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по
    информатике.

    Блоки Дьенеша развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ,
    сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие,
    память, внимание и воображение.

    Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия
    (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму). Логические
    блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

    Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...

    Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...

    «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    В статье отражены вопросы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам игры....

    План работы методобъеденеия «Познание» (ФЭМП) Тема : «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Цель: формирование у ребенка умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жи...

    Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

    «Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,...