Математический уголок в детском саду
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему

Способствовать повышению интереса детей к математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pravilnyy.docx243.68 КБ

Предварительный просмотр:

Математический уголок в детском саду

Руководители уголка

Воспитатели группы:

Место размещения

2 младшая группа «Морячок»

МБДОУ «Детский сад Алёнушка»

Цель

Способствовать повышению интереса детей к математике, познавательной активности, развитию логического и ассоциативного мышления, памяти, внимания, воспитание усидчивости, самостоятельности, бережного отношения к игровому материалу

Задачи

 Развитие мышления и пальчиковой моторики.

Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое.

Развитие зрительного восприятия и внимания.

Формирование обследовательских навыков.

Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов.

Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме.

 Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один).

Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий.

Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки. Обогащение активного словаря детей.

Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.

Актуальность логико-математических зон в дошкольных  учреждениях

Стремительное развитие науки, высоких технологий в наши дни требует от образовательных учреждений нового подхода к обучению подрастающего поколения. Они должны не только вооружать детей знаниями и умениями, но и формировать жизненные компетенции, без которых в современном мире невозможно стать успешным и востребованным:

-желание учиться, усваивать новое, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием;

-умение применять полученные знания на практике, используя их наиболее рационально;

-умение творчески, нестандартно преобразовывать информацию, искать новые пути решения задач, которые ставит перед человеком жизнь.

Начинается эта работа ещё в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Современные примерные образовательные программы провозглашают одной из важнейших задач дошкольного учреждения формирование всесторонне развитой, творческой, стремящейся к активному познанию окружающего мира личности. Немаловажной составляющей всестороннего развития ребёнка является логико-математическое. И, в свою очередь, зоны логико-математического развития (математические уголки) являются необходимой частью общей развивающей среды в ДОУ.

Оборудование

1.Шнуровка и пуговицы 

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие внимания и памяти, воображения и наблюдательности. 

2.Мозаика 

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук, обучение ориентировки на плоскости.

3. «Поймай рыбку». 
Цель: Развитие движений кистей рук, формировать точность движений, развитие зрительное внимание.

4.«Волшебное ведёрко»

1.Дидактическая игра «Чудо-бусы»

 Цель:Учить правильно определять и называть основные цвета (красный, желтый).

Развивать мелкую моторику пальцев рук.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание помогать другим.

2.Дидактическая игра «Разноцветные дорожки»

Цель: Закреплять знания детей о цвете. 

3. «Найди цветочек»

Цель : развитие и тренировка координации движений пальцев рук, развитие кончиков пальцев рук, соотнесение цвета, развитие внимания.

5. «Большие и маленькие шары». 
Цель: Учить находить по словесной инструкции находить на ощупь большие и маленькие шары.

6. Пирамидки

Цель: Обогащение сенсорного опыта детей при сравнении предметов по размеру. Закрепить понятие " много " "один ". Совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов.

7.Большие и маленькие 

Цель: Развивать элементарные представления о домашних животных.
Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о домашних животных и их детёнышах. Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за животными.Воспитывать интерес к жизни животных, заботливое отношение.
Учиться устанавливать простейшие родственные связи между взрослыми животными и их детёнышами. Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог.Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
Развивать продуктивную деятельность детей.

8.«Разложи по цвету». 
Цель: Учить детей различать цвета, распределять картинки по соответствующим группам, опираясь на признаки цвета.

9.Лото мозаика

Цель: учить вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.

10.«Веселая матрешка»

Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.  

11.«Спрячем и найдем»

Цель: учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.

12.Цветные лоскутки

Цель: Развитие познавательных способностей детей через ознакомление со свойствами  ткани.Поощрять интерес к исследованию, проведению простейших наблюдений.Обучать способам обследования предметов, включая простейшие опыты (мнется, рвется - не рвется).Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Ознакомить с материалами . Закрепить знания детей о ткани, их свойствах и качествах. Развивать восприятие, зрительную и тактильную память. Развивать внимание, мышление, речь.

13.Лягушка 

Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, закреплять названия цветов.

14.Медвежонок 

Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание

15."Разборный самолет"

Цель:Развитие мыслительных процессов ребенка, синтеза и анализа мышления, умения собирать самолёт, развивать мелкую моторику рук, внимание.

16.Неваляшки

Цель: Познакомить детей с неваляшкой. Развивать словарь и умение отвечать на вопросы.Формировать связную речь. Развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение; мелкую моторику пальцев. Воспитывать бережное отношение к игрушке. Воспитывать аккуратность.

17.«Танграм»

Цель: Научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.
Задачи: Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. 
Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе.
Воспитывать терпение и усидчивость.

18.«Играем и учимся со счетными палочками»

Цель: развитие логического мышления, развитие мелкой моторики рук,

  развитие памяти.

19.Разрезные картинки

Цель: Научить ребенка составлять целое из нескольких частей. В процессе игры с картинками ребенок знакомится с окружающим миром, расширяет словарный запас, активизируется речь, развивается логическое мышление, мелкая моторика

20.Математический набор «Учимся считать»

Цель: усвоение детьми представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов.

21.Раздаточный материал 

1.Елки большие и маленькие

2.Матрешки

3.Морковь большая и маленькая

4.Грибы Боровики и мухоморы

5.Зайцы

6.Репы

7. Ягоды

Цель: Формирование системы элементарных математических представлений. Формирование предпосылок математического мышления. Формирование сенсорных процессов и способностей. Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи. Формирование начальных форм учебной деятельности.

22. Сухой бассейн

Цели: способствуют снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц спины, плечевого пояса, развитию психических процессов, мелкой моторики рук, стимуляции зрительных, слуховых, тактильных анализаторов.

23. Дощечки и брусочки

Цель. Закрепить умение выделять длину и ширину предмета, сравнить длину и ширину; упражнять детей в нахождении на глаз и путем приложения предметов, равных по длине, ширине; активизировать словарь детей за счет слов и выражений длина, ширина, равные по длине, ширине, длиннее, короче, шире, уже.

24. Считалки 

 Цель: Тренировка памяти, развитие внимания Развитие чувства ритма. Развитие артикуляционного аппарата. Изучение основ математики. Развитие честности, справедливости. Развитие дисциплины. Соблюдение правил.

25.Конструкторы

Технические  (или модельные)  и

художественные
Цель: Продолжать учить различать и называть основные строительные элементы. Формировать умение сочетать в постройках детали разных цветов. Учить располагать строительный материалвертикально разными способами: в один ряд, по периметру четырёхугольника, по кругу. Побуждать создавать конструкции из разных деталей: столбики чередовать с кубиками, украшать столбики ворот трёхгранными призмами. Учить изменять постройки разными способами: заменой деталей или же их надстраиванием в длину или высоту. Подводить малышей к анализу созданных построек. Побуждать дошкольников создавать постройки по замыслу (самостоятельный выбор темы, отбор материала), учиться их обыгрывать, объединять в сюжетную игру (дорожка и домики — это улица, столик, стульчик и диван — кукольная мебель). Вырабатывать у детей привычку аккуратно складывать элементы в коробочку после окончания занятия или игры. Учить малышей преобразовывать бумажные заготовки в объёмные формы различными способами: сгибанием, разрыванием, сминанием, скручиванием

Дидактические игры

1.Математический счет задачки 

Цель: освоение детьми понимания количественных соотношений предметов; овладение конкретными приёмами в умственной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение); стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.

2.Игры по ФЭМП

Цель: формирования элементарных математических представлений (ФЭМП). Вторая младшая группа (три-четыре года): учить объединять в группы однотипные предметы, сравнивать равные и неравные группы, владеть приёмами наложения и приложения, уметь выделять общий признак (цвет, величина, форма); научить сравнивать предметы по длине (длинный — короткий), ширине (узкий — широкий), по высоте (низкий — высокий); познакомить с кругом, квадратом, треугольником; учить отличать правую и левую руку, правильно определять направление (вверх-вниз, вперёд-назад); познакомить с частями суток

3.Развивающая игра-лото «Три медведя»

C:\Users\User\Downloads\3м-17.jpg

4. Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Цель:

- Развивать наглядно-образное мышления, творческие способности, память, внимание.

- Формировать сенсорные эталоны цвета, величины и формы, восприятия.

- Развивать мелкую моторику.

5. «Много, мало, один»
Цель: Учить детей сравнивать количество предметов, используя слова: «много», «мало», «один». Вызвать у детей интерес к дидактическим игрушкам, желание играть с ними. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умения не отвлекаться при выполнении задания.

6. Развивающая игра «Назови одним словом»

Цель: учить классифицировать различные предметы по определенным признакам.

7.Дидактическая игра «Наш день»

Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

8. Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

9.Дидактическая игра «Пять фигур»

Цель: научить детей соотносить по величине пять предметов и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

10. Дидактическая игра «Какие бывают фигуры»

Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в паре  уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

11.Дидактическая игра «Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое - узкое».

12. Дидактическая игра «Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

13. Дидактическая игра «Украсим матрёшку»

Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости; развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

14. Дидактическая игра «Доползи до игрушки»

Цель: учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.

15. Дидактическая игра «Красивый узор»

Цель: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату -ритмичному чередованию величин.

16. Дидактическая игра «Волшебный паровозик»

Цель: Развитие мелкой моторики. Закрепление счета (один – много, для детей постарше – порядковый счет), закрепление величины (большой – маленький). Закрепление цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный). Закрепление геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Закрепление речи и мышления. Познание окружающего мира (животные, транспорт).

Литература, пособия

1. Картотека пословиц и поговорок

Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, привлекать внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова; развивать память и образное мышление детей ;  обогащать словарный запас детей (пословицами).

2. Картотека математических физкультминуток

Цель: физкультминутки по математике: снятие утомляемости глаз, преодоление усталости детей , восстановление физических сил дошкольников, тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

3. Картотека дидактические игры, направленные на развитие восприятие цвета 

Цель: усвоения детьми представлений о цвете. Форме, величине, пространственных отношений предметов.

4. Картотека загадок

Цель: учить детей отгадывать загадки, развивать память, образное мышление, создать хорошее настроение.

5. Картотека «Пальчиковые игры»

Цель: Развивать умение слушать речь, понимать содержание и соотносить слова с действием пальцев; развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук; развивать логические, коммуникативные и познавательные универсальные действия; развивать творческую активность; формировать сенсорные способности; учить сюжетным пальчиковым упражнениям; воспитывать положительный интерес к игровой деятельности

6. Часы


7. Мирилки

Цель: систематизация представлений о дружбе, дружеских отношениях у дошкольников, формирование эмоционально - положительных взаимоотношений в детском коллективе, развитие коммуникативных навыков у детей.

Задачи:

  • Учить анализировать и оценивать поступки в педагогических ситуациях, развивать самоконтроль и самооценку.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, отзывчивость.
  • Формировать у детей понятия «друг», «дружба», «умение дружить»
  • Развивать умения договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение.
  • Формировать благоприятный психологический климат группы.
  • Воспитывать нравственные основы личности ребёнка в процессе формирования представлений о дружбе.
  • Закреплять правильное произношение детей, следить за полными ответами, знакомить с новыми незнакомыми словами, их образованием.
  • Развивать интерес к экспериментированию.

8. Дарья Денисова «Школа семи гномов»

9. Юлия Шигарова «Учим цвета с чебурашкой»

10. В.П. Новикова: Математика в детском саду: демонстрационный материал

11. В.П.  Новикова: Математика в детском саду: Раздаточный материал. Для детей 3-5 лет

12. В.П.  Новикова: Математика в детском саду

13. Инна Светлова «Пространство»

14. С.Буланова, С.Олексяк: Математика в стихах для малышей

15.Формы М.Сорокина, Д.Собенина

16. Ирина Тришина «УЧИМСЯ СЧИТАТЬ»

17. Диагностика педагогического процесса

Во 2 младшей группе (с 3 до 4 лет)

18. Время суток

19. Времена года

20. Обучающая игра  "Детям о времени"

21. Времена года. Наглядно-дидактическое пособие

22. Весна. Наглядно-дидактическое пособие

23. Зима. Наглядно-дидактическое пособие

24. Осень. Наглядно-дидактическое пособие

25. Лето. Наглядно-дидактическое пособие

26. Времена года, природные явления, время суток, обучающие карточки

27. Времена года. Плакаты. Времена суток

  1. Картотека игр-экспериментов с водой

 Цель: развивать познавательный интерес и воображение.

Знакомство детей с окружающим миром (свойства воды) Снятие психического напряжения, состояния внутреннего дискомфорта и агрессии.

Физическое развитие малышей (развивается зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук).

  1. ИГРЫ С ПЕСКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: Сформировать исследовательский интерес детей второй младшей группы с помощью моделирования различных форм из мокрого песка; изучение правил поведения при игре с песком; формирование представлений детей о свойствах сухого и влажного песка; развитие творческих способностей и фантазии детей, с помощью самостоятельной деятельности ребят; воспитание положительного отношения к своей работе и работе своих товарищей;

Конспекты

Конспект  занятия во второй младшей группе

«В удивительном мире бумаги и ткани»

Интеграция образовательных областей:

 Социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Цель: Развитие познавательных способностей детей через ознакомление со свойствами бумаги и ткани.

Задачи:

1. Поощрять интерес к исследованию, проведению простейших наблюдений.

2. Обучать способам обследования предметов, включая простейшие опыты (мнется, рвется - не рвется)

3. Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

4. Ознакомить с материалами (бумага, ткань, их свойствами (прочность, твердость, мягкость).

5. Закрепить знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах: «Что крепче: бумага или ткань?»

6. Учить детей определять и называть свойства предметов, находить по словесному указанию воспитателя предметы, слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них предложениями из 2-4 слов.

7. Развивать восприятие, зрительную и тактильную память.

8. Развивать внимание, мышление, речь.

Активизация словаря: бумага, ткань, бумажная, прочная, шуршит, рвется, мнется, бумажная.

Предварительная работа: игры с бумагой, тканью, дид. игры «Узнай на ощупь», дид. упражнения: «Назови предмет, сделанный из бумаги (ткани)», «Сделай куклу нарядной», Раскрашивание бумажных платьев (силуэтов) яркими красками.

Оборудование и материалы. Две куклы, два платья, сделанные из бумаги и ткани, образцы ткани и бумаги, силуэты платьев плоскостных, украшения, узкие полоски ткани или атласные ленты, клей ПВА, кисточки для клея.

Ход занятия:

Воспитатель: - Посмотрите, сколько гостей пришло, давайте поздороваемся с ними.

Приветствие «Доброе утро!»

Собрались дети в круг

(встают в круг)

Я твой друг

(руки к груди)

И ты мой друг

(протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся

(берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся.

(улыбаются)

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,

(разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе

(берутся за руки)

«Доброе утро!» — маме и папе

«Доброе утро!» — останется с нами

Игровой сюрпризный момент.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Я хорошая игрушка,

Буду девочкам подружкой.

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки.

Я прошу меня любить,

Не ронять меня, не бить.

Ответы детей: Кукла

Воспитатель: - В гости к детям пришли две сестренки - куколки. Зовут их Маша и Даша. Куколки собрались в гости на день рождение и хотели одеть свои нарядные платья, которые им сшила мама. Одно платье мама сшила из ткани, а другое из бумаги. Маша для себя выбрала платье из ткани, а Даша из бумаги.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру

Игра «Угадай на ощупь?».

Правила игры. Воспитатель предлагает двум детям взять платочки из ткани и из бумаги. Дети должны обследовать ткань (бумагу) пальчиками, запомнить и затем, закрыв глаза отгадать на ощупь где ткань и какая она (мягкая) Также с бумагой (твердая). Затем дети объясняют, как «разговаривают» бумага и ткань (бумага шуршит, ткань не издает звуков). Пробуют расправить платочки: бумага остается мятой, а ткань разглаживается. Таким образом воспитатель побуждает детей подумать, какое платье прочнее – бумажное или из ткани? Дети делают вывод: бумага рвётся легко, а ткань можно порвать, если дёргать сильно.

Воспитатель обращает внимание детей, что куколки – сестренки почему – то расстроились.

Куколки Маша и Даша расстроились, потому что случилась неприятность, они испачкали свои платья и не могут идти на праздник.

Воспитатель: - Ребятки, давайте поможем сестренкам и украсим для них платья их разного материала: из бумаги и ткани.

Физминутка «Кукла»

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз!

(поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись!

(повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись!

(наклоны вперед)

Практическая часть.

Воспитатель: - Наше платье будет необычным, оно будет из бумаги и ткани. Посмотрите на образец. Нам потребуется силуэт платья из цветной бумаги, еще нам понадобятся разноцветные фигуры, которыми украсим платье. Мне бы хотелось еще повязать бантик из узкой полоски ткани. Вот какое красивое платье получилось!

План работы:

Силуэт платья перевернуть цветной стороной вниз на клеёнку, белую часть намазать клеем при помощи кисточки, окуная в клей и равномерно намазывая. Силуэт платья аккуратно взять двумя пальцами, перевернуть и наклеить на основу, затем прижать салфеткой и легонько вытереть лишний клей. Обратить внимание детей на то, что есть разные украшения, при помощи которых можно платья сделать красивыми. В заключении из узкой полоски ткани или атласной ленты сделать бантик и приклеить его.

Самостоятельная работа детей. (Индивидуальная помощь в случае затруднения)

Итог занятия.

Воспитатель предлагает сестренкам куклам посмотреть на нарядные платья.

Куклы рассматривают и благодарят детей за их работу.

Воспитатель: - А сейчас давайте разложим их на столе, пусть клей хорошенько подсохнет, а затем подарим нашим сестренкам.

        

        

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП

«Длина предметов»

Цель: Учить детей на основе сравнения выделять длину предметов, пользуясь приемом приложения; употреблять слова длиннее, короче, длинный, короткий, длина; продолжать закреплять навыки счета.

Демонстрационный материал: 2 дощечки равные по ширине, но разной длины (разница в длине дощечек – 10 см, 4 кубика, палочки, куклы, 3-4 шт.

Раздаточный материал: У детей по 2 полоски разной длины (с разницей в длине 5 см) и мелкие игрушки.

Ход занятия.

1-я часть.

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня утром мы с Сережей решили сделать скамеечку для наших кукол. Попробовали столбики и дощечки.

Посмотрите, какие дощечки мы подобрали! Какого они цвета? Какая дощечка длиннее? Какая короче? Верно, синяя дощечка длиннее белой, а белая короче синей. (Говоря это, педагог поочередно проводит рукой вдоль дощечек). Дощечки разной длины. Вот какой длины синяя дощечка, а вот какой длины белая дощечка. Что я показала? Верно, я показала, какой длины дощечки.

Сегодня мы с вами поучимся сравнивать длину предметов. Какая дощечка длиннее (короче? Как можно проверить?»

Педагог предлагает вызванному ребенку приложить дощечки одну к другой. Он напоминает: «Когда сравнивают длину, слева края дощечек надо подравнять».

Приставив палочку к правому концу короткой дощечки, педагог обращает внимание детей на то, что часть синей дощечки выступает, значит, она длиннее. «Чем же отличаются дощечки? Верно, они разной длины», - заключает педагог.

Детей по очереди вызывают к столу, они показывают, какой длины длинная и какой длины короткая дощечка. Всем детям предлагают, ставя ладони на соответствующее расстояние одна от другой, показать, какой длины длинная дощечка, а какой – короткая. Далее двоим детям предлагают построить из кубиков и дощечек скамеечки для кукол. По указанию педагога кто-либо из детей на короткую скамеечку сажает одну куклу, а на длинную – две. Воспитатель задает детям вопросы: «На какой скамеечке сидит одна кукла? На какой две куклы? Чем отличаются скамеечки?»

2-я часть (работая с раздаточным материалом). Педагог, обращаясь к детям, говорит: «Возьмите полоски. Поднимите вверх длинную полоску! Короткую полоску! Как проверить, какая полоска длиннее?» Затем дает задание: «Поставьте на длинную полоску 3 матрешки, а на короткую – 2 матрешки». При этом спрашивает: «Сколько матрешек на каждой полоске, на какой полоске матрешек больше?». Всего дает 2-3 задания.

        

Конспект НОД по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Сравнение предметов по ширине»

Задачи:

Образовательная: способствовать обучению сравнения предметов контрастных по ширине (пользуясь приёмом наложения, побуждать правильно обозначать качества предметов словами : широкий-узкий, шире-уже.

Развивающая: развиватьсенсорные представления (цвет, форма, мышление, внимание, память.

Воспитательная: воспитывать усидчивость, навыки взаимодействия.

Материал к занятию: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по2 штуки, карточки к игре «На что похоже», картонные домики с прорезью для дверей и 3 двери разной ширины по количеству детей, картонные зайчики, строительный материал (дошечки широкие и узкие,дорожки (узкая и широкая, музыкальная колонка с музыкой «Паровоз чух-чух», шапочка-маска волка.

Ход НОД:

Воспитатель:

-Ребята, послушайте, мне кажется, что у нас в группе кто-то тихо плачет. Вы слышите? Я думаю, нам надо отправиться в небольшое путешествие по нашей группе и узнать, кто же нуждается в нашей помощи. Итак, отправляемся. Посмотрите, перед нами дорога. Какая она? Широкая или узкая?

Дети:

-Широкая.

Воспитатель:

-Ребята, по широкой дороге мы пойдём высоко поднимая ноги и проговаривая:

Большие ноги шли по дороге,

Топ, топ, топ.

-А теперь посмотрите, какая перед нами дорога?

Дети:

-Узкая.

Воспитатель:

-По узкой дорожке мы пойдём короткими шажками и будем проговаривать:

Маленькие ножки бегут по дорожке,

Топ, топ, топ.

Воспитатель:

-По дорожке шли к поезду пришли. Чтобы занять места в поезде, я раздам вам по билетику, а вы посмотрите какая фигура геометрическая у вас на билетике, на тот стульчик вы сядите.

(Игра «Займи место» с геометрическими фигурами).

Опрос детей о том, какая геометрическая фигура и какого она цвета.

-Я –кондуктор, я пойду и проверю все ли правильно заняли свои места.

Пассажиры все на своих местах. Наш поезд отправляется.

Проигрывается музыка «Паровозик чух-чух».

Воспитатель:

-Из окна нашего поезда мы видим какие-то необычные предметы. Давайте пофантазируем и скажем на что же похожи эти предметы.

(Игра «На что похоже»).

-А ещё из окна нашего поезда мы видим зайчат, они играют в игру.

Хотите с ними поиграть?

(Малоподвижная игра «Зайки скачут»).

Зайки скачут- скок, скок, скок

На зелёненький лужок

Травку щиплют, кушают

И тихонько слушают…

Не идёт ли волк?

Игра проигрывается 2-3 раза.

Воспитатель:

-И снова перед нами препятствие. По-моему это ручеёк. Какой, ребята это ручеёк широкий или узкий?

Дети:

-Узкий.

Воспитатель:

-Как через него можно перебраться?

Дети:

-Перешагнуть, перепрыгнуть.

Воспитатель:

-Хорошо, давайте перепрыгнем через него.

-А здесь какой ручеёк?

Дети:

-Широкий.

Воспитатель:

-Сможем ли мы перепрыгнуть? Как же перейдём?

Дети:

-Можем построить мост через ручеёк.

Воспитатель:

-Вот здесь у нас есть дошечки, используем их для постройки моста.

-По мостику пойдём, прямо к домикам попадём.

-Ребята, посмотрите, на столе домики, а рядом с домиками сидят зайчики. Вы знаете, я кажется догадалась, кто в нашей группе плакал. А вы догадались?

Дети:

-Да, это зайчата.

Воспитатель:

-А кого они испугались?

Дети:

-Лисичку или волка.

Воспитатель:

-А чтобы узнать, кого они испугались, надо отгадать загадку:

Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет,

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это?

Дети:

-Волк.

Воспитатель:

-Молодцы, правильно. Это волк. Зайчата просят вашей помощи. Подберите к домику зайчика подходящую дверь. Двери разной ширины.

(дети самостоятельно методом приложения, наложения подбирают одну из 3 предложенных дверей и закрывают зайчонка за дверью)

-Ребята, покажите мне самую узкую дверь, самую широкую. А что было бы, если мы закрыли дом зайчонка узкой дверью?

Дети:

-Была бы щель и волк смог бы достать зайца.

Воспитатель:

-А широкая дверь плотно бы закрыла дверь?

Дети:

-Нет.

Воспитатель:

-Ребята, я кажется вижу, где спрятался в кустах волк.

(достаю поролоновую шапочку-маску зайца, надеваю на свою голову)

-Сейчас волк пойдёт и посмотрит, все ли зайчики спрятались в своих домиках. Молодцы, у всех двери закрыты. Ушёл волк в свой лес опять голодный.

-Ребята, кому мы сегодня с вами помогали? А как мы с вами к зайчатам пришли? (шли по дорожкам, ехали на поезде, через речку перепрыгивали, строили мост.) Кого мы видели из окна нашего поезда (зайчат, они играли на полянке). Вам понравилось наше путешествие?

Дети:

-Нам понравилось путешествие.

Воспитатель:

-Нам пора возвращаться в группу.

Конспект НОД во 2 младшей группе

«Ориентировка в пространстве»

Цель: упражнять детей в умении определять положение предметов в пространстве.

Задачи:

• Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве, использовать в речи предлоги: над, под, на.

• Совершенствовать умение детей правильно называть части суток.

• Формировать умение различать: один, много, мало.

Материал и оборудование: мальберт, фланелеграф, картинки (елочка, грибок, ежик, облако, шишка, резиновые игрушки (зайчик, лисичка, мишка, белочка, мешочек, каштаны.

Интеграция образовательных областей«Речевой развитие»«Познавательное развитие»«Физическое развитие».

Дети сидят на стульчиках полукругом.

- Ребята, сколько у вас ручек?

Ответы детей.

- А вы, знаете, как их зовут?

Ответы детей.

- Хорошо, покажите правую ручку, а теперь левую. Давайте посмотрим сначала влево, а потом вправо. Молодцы, знаете свои ручки. Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Кто куда спрятался».

Воспитатель выставляет на фланелеграф елочку – на середину.

- Ребята, посмотрите, елочка выросла. Кто может сказать где выросла елочка?

Ответы детей. Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы: справа, слева, вверху, на середине и т. д.

- Однажды вышел на прогулку (выставляет ежика, дети называют) и увидел елочку и решил там жить. (Воспитатель выставляет ежик под елочку).

- Где поселился ежик?

Ответы детей. Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы: справа, слева, вверху, на середине, пока дети не ответят правильно (под елочкой).

- Живет себе ежик под елочкой и забот не знает. Проснулся утром ежик, умылся, сделал зарядку. А вы, делаете по утрам зарядку?

Ответы детей.

- Сейчас проверим, ну-ка выходите на зарядку!

Проводится маленькая физкультминутка.

Грибы.

Утром дети в лес пошли – (шаги с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли – (приседание,

Наклонялись, собирали – (наклоны вперед,

По дороге растеряли – (руки в стороны).

- Молодцы, хорошо зарядку делаете. Продолжим дальше. Сделал ежик зарядку, и решил прогуляться вокруг елочки. А возле елочки вырос (грибок). Где вырос грибок?

Ответы детей.

- Поднял голову ежик и увидел (над елкой облако, где ежик увидел облако?

Ответы детей.

- Вдруг на ежика, что-то упало (шишка). Ребята, как вы думаете, где могла быть шишка?

Ответы детей.

- Правильно, на елке.

Воспитатель выставляет шишку на елку.

- Давайте теперь вспомним всю историю с ежиком.

Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают на них.

• Где поселился ежик?

• На каком месте вырос гриб?

• Где ежик увидел облако?

• Где росла шишка?

- Молодцы, все правильно запомнили. Пришло время поиграть, становитесь в круг. Сейчас мы будем выполнять действия, а вы скажите, когда это можно делать: утром, днем, вечером или ночью.

Дети вместе с воспитателем выполняют зарядку – утро, играют, читают, рисуют – день, чистят зубы, зевают – вечер, спят – ночь.

- Хорошо поиграли, а теперь садитесь на стульчики, у меня для вас есть сюрприз.

Воспитатель показывает мешочек с каштанами.

- Мешочек этот не простой, он сюрпризом. Сейчас мы будем играть с мешочком.

Воспитатель вызывает к себе по одному ребенку и предлагает достать: один каштан, мало (два, много. Как только все дети возьмут каштаны им предлагается разделиться на команды.

- Все поиграли с мешочком? А теперь, у кого один каштан – встаньте справа от меня, у кого мало – слева, а кого много – впереди.

Дети выполняют задание, воспитатель помогает.

- У кого один каштан, где вы стоите?

- У кого мало, где вы стоите?

- У кого много, где вы стоите?

- Молодцы, а теперь давайте вернем каштаны в мешочек и похлопаем в ладоши!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительный уголок группе детского сада, презентация

Консультация для воспитателей по правильному расположению и наполнению физкультурно-оздоровительного уголка в группе по всем возрастам....

Презентация "Книжный уголок в детском саду"

Данный материал можно использовать в качестве консультации для воспитателей...

Книжный уголок в детском саду

Книжный уголок в детском саду       Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное мест...

Положение смотра-конкурса «Физкультурный уголок в детском саду»

Положение смотра-конкурса «Физкультурный уголок в детском саду»....

Физкультурный уголок в детском саду.

                                                      ...

Консультация " Математический уголок в детском саду"

Стимулировать познавательную активность детей и побуждать их к разнообразной деятельности в области овладения математическими представлениями....