Кружок "Решай-ка, развивай-ка"
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему

Бояркина Людмила Константиновна

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок "Решайка, развивай-ка"54.97 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

«Согласовано»        

Старший воспитатель

НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка»

_____________ А.А.Шумейко

Приложение 1-П

                           к дополнительной образовательной программе

на 2017-2018 учебный год

«Утверждаю»

Заведующий НРМДОБУ  

«ЦРР-д/с «Улыбка»

_________ О.А. Усольцева

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

познавательной направленности

«Решай-ка, развивай-ка»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:

Бояркина Людмила Константиновна,

Завизен Ирина Анатольевна,

воспитатели

п. Салым, 2017

Оглавление

1.1. Пояснительная записка        3

1.2. Цель и задачи программы, обобщенные требования к уровню развития воспитанников (планируемые результаты).        3

1.3. Характеристика возрастных особенностей развития детей.        4

II.Содержательный раздел        5

2.1. Учебно – тематический план.        5

2.2 Календарно - тематический план.        8

III. Организационный раздел.        14

3.1 Сроки реализации программы.        14

3.2 Методы и приемы обучения.        14

3.3 Материально-техническое оснащение образовательного процесса.        14

3.4.        Мониторинг        15

3.5. Литература.        17


1.1. Пояснительная записка

Среди причин возникновения трудностей при обучении грамоте в школе выделяются и такие, как:

1. Функциональное несовершенство руки ребёнка дошкольного возраста. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдаются неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

2. Несформированность навыка работы с пишущим предметом.

3. Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.

4. Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно – моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.

       Повысить эффективность коррекционно – развивающей работы с детьми по подготовке руки к освоению письма в школе, снизить риск дезадаптации в новых социальных условиях, закрепить пространственные представления, развить внимание, память, самостоятельность, аккуратность, усидчивость – позволяют занятия кружка по математике «Учим дошкольников решать задачи», проводимые в игровой форме, с применением сказочных сюжетов.

От занятия к занятию дети становятся всё более усидчивыми, прилежными, самостоятельными. А все эти качества необходимы для того, чтобы без особых проблем перейти к школьному обучению.

      Кроме того, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.

1.2. Цель и задачи программы, обобщенные требования к уровню развития воспитанников (планируемые результаты).

Цель программы:

данного курса: повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми по подготовке руки к освоению письма в школе, снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях.

Задачи программы:

  1. Развивать пространственные представления, графические навыки.
  2. Развить    логическое мышление, внимание, память, самостоятельность, аккуратность, усидчивость
  3. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

Требования к уровню развития детей (планируемые результаты).

Постепенное освоение разнородных графических движений позволит:

•        правильно сформировать графические навыки;

•        развить зрительно – моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

1.3. Характеристика возрастных особенностей развития детей.

Возраст

воспитанников

Характеристики возрастных особенностей развития детей

4-5 лет

Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества, общения. Но самое главное, это период подготовки к новому этапу в жизни – школьному обучению.

У ребенка проявляется познавательный интерес к миру, поэтому его надо ставить в позицию исследователя. Ребенок должен сам анализировать, сопоставлять и делать выводы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.

Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту.

Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.

II.Содержательный раздел

2.1. Учебно – тематический план.

№п/п

Тема занятия

Кол.час.

дата

Вид занятий.

1

«Осень»

1 ч.

2.10.17

Традиционное

2

«Цирк приехал!»

1ч.

9.10.17

Традиционное

3

«Пишем вместе с Тотошкой»

1ч.

16.10.17

Традиционное

4

«Спортсмены»

23.10.17

Традиционное

5

«У нас сегодня гости»

1ч.

30.10.17

Традиционное

6

«Моя любимая бабушка»

1ч.

9.11.17

Традиционное

7

«Какие бывают дома?»

1ч.

13.11.17

Традиционное

8

«Незнайка»

1ч.

20.11.17

Традиционное

9

«Природа»

1ч.

27.11.17

Традиционное

10

«Зоопарк»

1ч.

4.12.17

Традиционное

11

«Олени»

1ч.

11.12.17

Традиционное

12

«Решаем задачи»

1ч.

18.12.17

Традиционное

13

«Народные игрушки»

1ч.

10.01.18

Традиционное

14

«Посуда»

1ч.

15.01.18

Традиционное

15

«Мы - помощники!»

.

22.01.18

Традиционное

16

«Путешествие»

1ч.

29.01.18

Традиционное

17

«В гостях у сказки»

1ч.

5.02.18

Традиционное

18

«Зайка-побегайка»

1ч.

12.02.18

Традиционное

19

«Подарок другу»

1ч.

19.02.18

Традиционное

20

«Наши защитники»

1ч.

26.02.18

Традиционное

21

«Сказочный бал»

1ч.

5.03.18

Традиционное

22

«Загадки»

1ч.

12.03.18

Традиционное

23

«Разные колеса»

1ч.

19.03.18

Традиционное

24

«Птицы»

1ч.

26.03.18

Традиционное

25

«Овощи и фрукты»

1ч.

02.04.18

Традиционное

26

«Космос»

1ч.

09.04.18

Традиционное

27

«Аленький цветочек»

1ч.

16.04.17

Традиционное

28

«Алёнушка»

1ч.

23.04.17

Традиционное

Всего28ч


2.2 Календарно - тематический план.

Кол.

час.

№ занятия

Тема и задачи

Литература

1 час

№1

«Осень»

1. Развивать у детей пространственные представления.

2. Учить проводить наклонные линии.

3. Развивать графические навыки.

Л.Е.Белоусова, стр. 103

1 час

№2

«Цирк приехал!»

1. Развивать у детей пространственные представления, смекалку, сообразительность.

2. Упражнять в выполнении арифметических действий в пределах 5.

3. Развивать графические навыки.

Л.Е.Белоусова,

стр. 129

1 час

№3

«Пишем вместе с Тотошкой»

1. Развивать логическое мышление  

2. Упражнять в устном выполнении арифметических действий в пределах 5.

3. Развивать графические навыки.

Л.Е.Белоусова, стр.132

1 час

№4

«Спортсмены»

1. Развивать логическое мышление.

2. Учить самим придумывать задачи.

3. Развивать зрительно - двигательную координацию, умение точно

останавливаться у края.

4. Развивать графические навыки - развивать внимание, закрепить

умение ориентироваться на листе бумаги.

Л.Е.Белоусова, стр.106

1 час

№5

«У нас сегодня гости»

1. Развивать логическое мышление.

2. Учить самим придумывать задачи.

3. Развивать зрительно - двигательную координацию, умение точно

останавливаться у края.

4. Развивать графические навыки - развивать внимание, закрепить

умение ориентироваться на листе бумаги.

Л.Е.Белоусова, стр.116

1 час

№6

«Моя любимая бабушка»

1. Закреплять умения точно попасть в цель, развивать тонкую моторику рук.

2. Развивать фантазию.

3. Совершенствовать графические навыки, ориентировку на листе

бумаги в клетку.

Л.Е.Белоусова, стр.127

1 час

№7

«Какие бывают дома?»

1. Развивать внимание детей, наблюдательность.

2. Познакомить с планом.

3. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Л.Е.Белоусова, стр.112

1 час

№8

«Незнайка»

1. Упражнять в ориентировке, закрепить понятия: «слева», «справа», «вверху», «внизу».

2. Упражнять в обратном счёте от 10.

3. Совершенствовать графические навыки.

4. Воспитывать сосредоточенность, аккуратность.

Л.Е.Белоусова, стр. 109

1час

№9

«Природа»

1. Упражнять в ориентировке, закрепить понятия: «слева», «справа», «вверху», «внизу».

2. Упражнять в обратном счёте от 10.

3. Совершенствовать графические навыки.

4. Воспитывать сосредоточенность, аккуратность.

Л.Е.Белоусова, стр.137

1час

№10

«Зоопарк»

1. Развивать координацию и чёткость мелкой мускулатуры рук,

развивать точность движений.

2. Упражнять в выполнении арифметических действий в пределах 6.

3. Развивать графические навыки.

4. Развивать внимание, самостоятельность.

Л.Е.Белоусова, стр. 138

1час

№11

«Олени»

1. Развивать у детей пространственные представления, смекалку, сообразительность.

2. Продолжать учить детей приёмам штриховке в заданном направлении.

3. Учить работать одновременно со всей группой, не отвлекаться.

Л.Е.Белоусова, стр.134

1час

№12

«Решаем задачи»

1. Упражнять в решении задач, помочь запомнить составляющие

части задачи (условие, вопрос, решение, ответ).

2. Развивать тактильное восприятие.

3. Упражнять в выполнении арифметических действий в пределах 7.

4. Закрепить ориентировку на листе бумаги в клетку.

Л.Е.Белоусова, стр.127

1час

№13

«Народные игрушки»

1. Развивать логическое мышление.

2. Учить самим придумывать задачи.

3. Развивать зрительно - двигательную координацию, умение точно

останавливаться у края.

4. Развивать графические навыки - развивать внимание, закрепить

умение ориентироваться на листе бумаги.

1 час

№14

«Посуда»

1. Развивать логическое мышление.

2. Учить самим придумывать задачи.

3. Развивать зрительно - двигательную координацию, умение точно

останавливаться у края.

4. Развивать графические навыки - развивать внимание, закрепить

умение ориентироваться на листе бумаги.

1 час

№15

«Мы - помощники!»

1. Продолжать знакомить с планом.

2. Развивать логическое мышление.

3. Совершенствовать графические навыки.

4. Воспитывать желание помогать другим.

Л.Е.Белоусова,

стр. 131

1 час

№16

«Путешествие»

1. Учить детей двигаться в заданном направлении, определять

направление словами: вперёд - назад, направо - налево...

2. Развивать глазомер.

3. Учить проводить горизонтальные линии.

4. Упражнять в выполнении арифметических действий в пределах 8.

5. Развивать внимание, аккуратность.

6. Совершенствовать графические навыки.

1 час

№17

«В гостях у сказки»

1. Развивать память, внимание, логическое мышление.

2. Упражнять в решении задач и в выполнении арифметических действий в пределах 9.

3. Совершенствовать графические навыки, тренировать мелкую

мускулатуру рук.

4. Учить работать под диктовку, рассуждать, доказывать свою точку

зрения.

Л.Е.Белоусова, стр.70

1 час

№18

«Зайка-побегайка»

1. Развивать логическое мышление.

2. Упражнять в решении задач и в выполнении арифметических действий в пределах 10.

3. Совершенствовать графические навыки, тренировать мелкую

мускулатуру рук.

Л.Е.Белоусова, стр.109

1 час

№19

«Подарок другу»

1. Научить рисовать верхние полуовалы с разными направлениями движений.

2. Развивать память, внимание, глазомер.

3. Тренировать мышцы рук.

4. Упражнять в чтении простейших схем.

5. Совершенствовать графические навыки.

Л.Е.Белоусова, стр.106

1 час

№20

«Наши защитники»

1. Научить рисовать верхние полуовалы с разными направлениями движений.

2. Развивать память, внимание, глазомер.

3. Тренировать мышцы рук.

4. Упражнять в чтении простейших схем.

5. Совершенствовать графические навыки.

1 час

№21

«Сказочный бал»

1. Упражнять в решении задач-шуток.

2. Развивать внимание, аккуратность, сосредоточенность,

самостоятельность.

3. Совершенствовать графические навыки, тренировать мелкую мускулатуру рук.

Л.Е.Белоусова, стр.118

1 час

№22

«Загадки»

1. Научить рисовать нижние полуовалы.

2. Развивать логическое мышление.

3. Повторить геометрические фигуры, тела. Закрепить понятия: фигуры, тела.

4. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, уверенность в

своих силах.

5. Совершенствовать графические навыки, тренировать мелкую

мускулатуру рук.

Л.Е.Белоусова, стр.125

1 час

№23

«Разные колеса»

1. Научить рисовать круги и овалы.

2. Развивать   пространственные    представления, творческую инициативу, смекалку, сообразительность.

3. Воспитывать самостоятельность, уважение к другим.

Т.И.Тарабарина, стр.80

1 час

№24

«Птицы»

1. Продолжать учить рисовать круги и овалы.

2. Развивать логическое мышление, фантазию.

3. Совершенствовать графические навыки.

Л.Е.Белоусова, стр.113

1 час

№ 25

«Овощи и фрукты»

1. Упражнять в выполнении арифметических действий в пределах 10.

2. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.

3. Учить работать в одном темпе со всей группой.

4. Совершенствовать графические навыки.  

1 час

№26

«Космос»

1. Развивать память, концентрацию внимания, логическое мышление.

2. Упражнять в навыке чтения простейших схем.

4. Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку. Познакомить с

понятиями: вправо в верхний угол, влево в верхний угол, вниз в правый угол, вниз в левый угол.

5. Упражнять в выполнении арифметических действий в пределах 10

6. Развивать речь детей, учить слушать товарищей не перебивая, отстаивать свою точку зрения.

Л.Е.Белоусова, стр.129

1 час

№27

«Аленький цветочек»

1. Учить безотрывному плавному обведению предмета по контуру и

штриховать его, используя различные виды штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали и т.д..)

2. Развивать точность движений.

3. Учить решать задачи, закрепить знание детьми составляющих задачи.

4. Воспитывать доброжелательность, желание помогать, умение слушать своих товарищей.

Т.И.Белоусова, стр.115

1 час

№28

«Алёнушка»

1. Обобщить и систематизировать знания детей по всем разделам математики.

2. Воспитывать уверенность в своих силах, желание думать, помогать

другим (товарищам, взрослым, сказочным героям).

В течение учебного года возможны небольшие изменения в программе и перераспределение часов по темам, включённым в план.


III. Организационный раздел.

3.1 Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 1 год.

Занятия проводятся один  раза в неделю.

В месяц – 4 занятия.

В год –28  занятий.

3.2 Методы и приемы обучения.

Основная форма проведения занятий – практикум.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

3.3 Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

 Для реализации программы используются следующие методические материалы:

  • учебно-тематический план;
  • методическая литература для педагогов дополнительного образования;
  • ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий;
  • таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов.
  • иллюстрации по темам занятий;
  • стихи, загадки по темам занятий.

  1. Тетради в клетку и ручки по количеству детей.  
  2. Д/и «Блоки Дьенеша», Д/и «Колумбово яйцо», «Волшебный круг».
  3. Лабиринты.
  4. Кроссворды
  1. Мониторинг

Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определения готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности - учебной. В отличие от игровой учебной деятельности имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.

Большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, т. е. к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения.

В связи с этим в возрасте 6-7 лет целесообразно проводить исследование вышеперечисленных умений, от которых в значительной степени зависит успешность обучения на первых порах усвоения знаний и требований школы.

Для диагностики предпосылок учебной деятельности используется методика «Графический диктант».

Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный.

1. "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

2. "Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

3. "Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

4. "Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Анализ результатов.

Безошибочное воспроизведение узора - 4 балла.

За 1-2 ошибки ставят 3 балла.

За большее число ошибок - 2 балла.

Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.
Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:

10-12 баллов - высокий;
6-9 баллов - средний;
3-5 баллов - низкий;
0-2 балла - очень низкий.

3.5. Литература.

  1. Белоусова Л.Е. Ура я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРОГРЕСС», 2004.
  2. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В.     И.учёба и игра: МАТЕМАТИКА. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова.- СПб.: «Детство-Пресс». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"

В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....

рабочая программа по теме "Развиваем пальчики- развиваем мозг"

Программа направлена на развитие речи детей 3х лет через развитие мелкой моторики рук.В программу включены занятия по пластилинографии , тестопластике, пальчиковые игры, игры со специальным оборудован...

Родительское собрание "Развиваем руки - развиваем речь"

«Развиваем руки — развиваем речь». Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамм...

Консультация для родителей: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.

игры и упражнения для развития мелкой моторики рук...

Консультация для родителей: "Развивая руки-развиваем речь"

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. За мелкую моторику «отвечают» нервная и мышечная системы, зрение.Развитие мелкой моторики рук у детей проход...

Развивая пальчики развиваем речь

Взаимодействие с родителями...

Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.

Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.Наверняка вы уже слышали, что мышл...