«Использование дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности» Подготовила: воспитатель Иван
консультация по математике (средняя группа) на тему


«Использование  дидактических игр

на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

в самостоятельной деятельности»

               

                                                                        Подготовила:

 воспитатель  Иванова Ольга  Анатольевна

 

Сейчас дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.

Дидактическая игра даёт возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добавить более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.
        Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, полезно использовать дидактические игры.

В утренние и вечерние часы также можно планировать настольно – печатные игры, которые хорошо знакомы детям и они могут играть с ними самостоятельно, как индивидуально, так и не большой группой.

Например игра: «Найди похожую фигуру», цель которой классификация предметов по форме. Если ребенок играет один, он складывает предметы, используя карточки всех фигур сразу. Если играет небольшая группа детей, то каждый берет по одной фигуре и подбирает фигуры, соответствующие ей.

На прогулке мы можем планировать подвижные игры с дидактическим содержанием, которые проводятся со всей группой детей или с небольшой подгруппой детей.

Дети любят играть в игру с мячом, в которой закрепляются соседи числа. Бросая ребенку мяч, даю задание: «Юля, ты должна сказать на один меньше, того числа, которое я назову», «Ваня, а ты на один больше. Можно предложить детям другой вариант это же игры «Скажи наоборот». Бросая ребенку мяч, называть свойства предметов, ребенок говорит противоположное значение: тонкий – толстый, узкий – широкий и т. д.

Также можно проводить такие игры, как «К такому предмету беги», где детям дают задание:

-беги к тонкому (толстому) дереву

-к высокому (низкому) дереву

-беги к широкой (узкой) лавочке

-беги к высокой, низкой лестнице и т. д.

В ходе этих игр закрепляются представления о свойствах предметов и умение ориентироваться на местности.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с числами и цифрами.

2. Игры – путешествия во времени.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на развитие логического мышления.

Давайте рассмотрим каждую группу.

Игры с числами и цифрами служат для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа, закрепляют прямой и обратный счет.

Чтобы дети могли свободно оперировать числами в пределах первого десятка, можно использовать следующие игры:

«Игра с яблоками» счет в пределах 10

«Занимательный счет» - настольно – печатная игра

«Сосчитай птенцов» счет в пределах 10

«Рики – тики» счет в пределах 10

«Друг за другом» прямой и обратный счет

«Переправа через болото» прямой и обратный счет

«Назови число» соседи числа

«Засели замок» состав из двух меньших

«Числовые ворота» состав из двух меньших

«Собери шесть предметов» счет и форма

«Треугольное домино» настольная игра

Для детей подготовительной школ группы можно использовать следующие игры:

«Математический поезд»

«Собери ромашку»

«Собери осколки метеорита»

В этих играх формируется умение производить арифметические действия в пределах 10, закрепление состава числа из двух меньших.

Для знакомства детей с цифрами мы пользуемся таким пособием, как коллажи из цифр и картинок.

Вторая группа игр – путешествие во времени. В какой именно последовательности знакомить детей с мерой времени, с какой начать?

В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, педагог имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток. Умению распознавать и называть части суток учат уже в младшей группе. В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать представления о последовательности частей суток и сутках в целом, используя также дидактические игры «Когда это бывает?», «Закончи предложение», «Вчера, сегодня, завтра».

Например, игра «Бросай, дни недели называй», где участвует от 2 до 6 детей. Дети по очереди, бросая куб, соотносят количество точек на нем с цифрой, а затем называют день недели, который соответствует этой цифре.

Группа игр (игры - путешествие во времени) знакомит детей с днями недели. Воспитатель объясняет, что у каждого дня недели есть свое название. Для того, чтобы дети лучше ориентировались в названиях дней недели, их обозначают разноцветными кружочками. Процесс наблюдения проводится в течение нескольких недель, при этом дети обозначают кружочками каждый день. Это делается для того, чтобы у дошкольников появилась возможность самим сделать вывод о том, что последовательность дней недели не изменяется. Воспитатель рассказывает детям о том, что в названии дней недели звучит, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После проведения такой беседы детям предлагается поиграть в игры для того, чтобы закрепить знания о днях недели и их последовательности. Можно поиграть в игру «Живая неделя». Для этого выходят 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, которые обозначают дни недели. Дети должны выстроиться в такой последовательности, в какой по порядку идут дни недели. Затем игру можно усложнить. Дети начинают построение с любого другого дня недели. В дальнейшем необходимо применять следующие игры: «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогут дошкольникам быстрее запомнить название дней недели, названия месяцев и их последовательность.

В старшей и подготовительной к школе группах на основе имеющихся у детей знаний можно уже знакомить с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо развивать и само чувство времени, начинать знакомить с часами, с длительностью таких мер времени, как минуты и часы.

Календарь природы является хорошим дидактическим материалом для знакомства с днями недели.

В третью группу входят игры на ориентировку в пространстве.

Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место по созданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Например: «Стол стоит справа от меня, а шкаф с игрушками сзади».

Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей, это:

«Фигуры высшего пилотажа»

«Посади игрушки на место» ориентировка на листе бумаги

«Волшебный коврик»

«Что кому?»

«Что изменилось?» ориентировка на местности

В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретает умение ориентироваться на плоскости, в двухмерном пространстве.

Для развития ориентировки в двухмерном пространстве можно использовать линейку – трафаретку.

Все перечисленные игры и упражнения проводятся (планируются) в утренние и в вечерние часы.

А игру «Что изменилось?» можно проводить на прогулке. Стоя у какого-либо предмета, ребенок меняет свое местоположение, и определяет изменившееся местоположение предмета, обозначая это словесно. Например: «Ваня, встань у дерева, где сейчас находится дерево по отношению к тебе? Теперь повернись направо, где сейчас находится дерево?»

Формирование представлений о геометрических фигурах является важной частью математического развития старших дошкольников. Дидактическая игра является эффективным средством формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

Для закрепления знаний о геометрических фигурах также используются различные игры и упражнения, это настольно – печатные игры: «Найди похожую фигуру»

«Геометрическое домино»

«Мастерская ковров»

«Собери чемодан для поездки»

«Какой фигуры не хватает?»

«Закончи ряд»

А теперь рассмотрим дидактические игры на развитие логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться умение рассуждать, делать свои умозаключения. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе умственную нагрузку.

Начинать надо с самых простых головоломок с палочками, в ходе решений которых идут, как правило, трансфигурация и преобразование одних фигур в другие путем изменения количества палочек или их перемещения. Для этого необходимо иметь наборы счетных палочек, а также таблицы с графическим изображением на них фигур, которые подлежат преобразованию.

На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Например: таблица, где изображён прямоугольник, разделенный на 9 квадратов; к нему задание: убери 4 палочки, чтобы получилось 5 квадратов.

К более сложным относится составление плоскостных изображений предметов, птиц, животных и т. д. из специальных наборов геометрических фигур.

Это игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг»

Эти игры представляют собой разрезанные определенным образом фигуры: квадрат, овал, круг на несколько частей. Они развивают воображение, логику, пространственное мышление.

Суть этих игр состоит в том, чтобы ребенок из разрезанных частей мог сложить какую-нибудь фигуру или предмет. При составлении силуэтов необходимо использовать все кусочки, не накладывая один на другой.

Знакомство и обучение этим играм должно начинаться с составления изображений по образцу. Затем используются карточки с изображением различных контуров.

После того, как дети хорошо освоят способы игры, можно предложить придумать и составить свои какие - нибудь фигуры – силуэты.

К занимательному математическому материалу относятся геометрические мозаики, которые способствуют развитию сенсорных способностей, образного и логического мышления, сообразительности. Этот материал предназначен для самостоятельной деятельности детей.

Также, как вид геометрической мозаики можно использовать такую дидактическую игру, как «Умные клеточки».

Существуют игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающиеся или складывающиеся определенным образом: «Змейка», «Кубик Рубика», «Уникуб», «Уголки», «Собирайка», «Эврика», «Загадка»., «Фантазия».

Можно использовать в работе с детьми учебно-игровое пособие «Логика и цифры», суть которого такая же, как в пособии блоки Дьенеша.

В работе используются  игры и упражнения, способствующие развитию логического мышления: настольно-печатная игра «Что лишнее» и задачи - вопросы. Например:

• Горело 7 свечей, 2 свечи погасло. Сколько свечей осталось(7)

• У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Петушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков(1)

Игра с палочками:

На столе ставятся коробки со счётными палочками по числу играющих. По сигналу надо правой рукой выкладывать по одной счётной палочке из коробки придерживая её при этом левой рукой. Затем, также по одной палочке убирать обратно. Во время игры нужно спрашивать у ребёнка: какой рукой он работал? Сколько палочек на столе? Сколько палочек в руке? И т. д.

Игры на развитие внимания:

Игра «Что изменилось? »

Игра проводится с игрушками, они меняются местами, а ребёнок говорит, что изменилось, начиная с трёх предметов в средней группе и постепенно увеличивая до 10 в подготовительной группе.

Счет:

 «Назови число» или «Назови соседей»

Взрослый бросает мяч и называет любое число, например 4. Ребёнок должен поймать мяч и назвать соседей( 3, 5)

Величина:

Игра «Что, кто больше? »

Ребёнок по памяти сравнивает некоторые знакомые предметы. (Машина-автобус, котёнок- кошка и др.) Здесь можно использовать игры с мячом. «Что бывает высоким, низким, далёким, близким, широким и т. д»)

Измерение:

Во время приготовления обеда можно спросить ребёнка, где больше воды в кастрюле или в чайнике, чашке или стакане и т. д.

Геометрические фигуры:

Составление геометрических фигур из ниток и счетных палочек

-составить квадрат. Треугольник маленького размера

- составь маленький квадрат, затем большой квадрат

- составь прямоугольник

- составь из ниток фигуры: круг, овал, квадрат и т. д.

Игры шашки и шахматы тоже относятся к играм, развивающим логическое мышление. Шашки любимы и знакомы многим. Шашки – это умственный спорт, который воспитывает у играющих волю, выдержку, способствует развитию и тренировке памяти, сообразительности, смекалки. Учиться играть в шашки можно в любом возрасте, а с ребенком начинать играть в шашки можно уже с четырех лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie.doc54 КБ

Предварительный просмотр:


«Использование  дидактических игр

на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

в самостоятельной деятельности»

               

                                                                        Подготовила:

 воспитатель  Иванова Ольга  Анатольевна

Сейчас дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.

Дидактическая игра даёт возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добавить более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.
        Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, полезно использовать дидактические игры.

В утренние и вечерние часы также можно планировать настольно – печатные игры, которые хорошо знакомы детям и они могут играть с ними самостоятельно, как индивидуально, так и не большой группой.

Например игра: «Найди похожую фигуру», цель которой классификация предметов по форме. Если ребенок играет один, он складывает предметы, используя карточки всех фигур сразу. Если играет небольшая группа детей, то каждый берет по одной фигуре и подбирает фигуры, соответствующие ей.

На прогулке мы можем планировать подвижные игры с дидактическим содержанием, которые проводятся со всей группой детей или с небольшой подгруппой детей.

Дети любят играть в игру с мячом, в которой закрепляются соседи числа. Бросая ребенку мяч, даю задание: «Юля, ты должна сказать на один меньше, того числа, которое я назову», «Ваня, а ты на один больше. Можно предложить детям другой вариант это же игры «Скажи наоборот». Бросая ребенку мяч, называть свойства предметов, ребенок говорит противоположное значение: тонкий – толстый, узкий – широкий и т. д.

Также можно проводить такие игры, как «К такому предмету беги», где детям дают задание:

-беги к тонкому (толстому) дереву

-к высокому (низкому) дереву

-беги к широкой (узкой) лавочке

-беги к высокой, низкой лестнице и т. д.

В ходе этих игр закрепляются представления о свойствах предметов и умение ориентироваться на местности.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с числами и цифрами.

2. Игры – путешествия во времени.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на развитие логического мышления.

Давайте рассмотрим каждую группу.

Игры с числами и цифрами служат для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа, закрепляют прямой и обратный счет.

Чтобы дети могли свободно оперировать числами в пределах первого десятка, можно использовать следующие игры:

«Игра с яблоками» счет в пределах 10

«Занимательный счет» - настольно – печатная игра

«Сосчитай птенцов» счет в пределах 10

«Рики – тики» счет в пределах 10

«Друг за другом» прямой и обратный счет

«Переправа через болото» прямой и обратный счет

«Назови число» соседи числа

«Засели замок» состав из двух меньших

«Числовые ворота» состав из двух меньших

«Собери шесть предметов» счет и форма

«Треугольное домино» настольная игра

Для детей подготовительной школ группы можно использовать следующие игры:

«Математический поезд»

«Собери ромашку»

«Собери осколки метеорита»

В этих играх формируется умение производить арифметические действия в пределах 10, закрепление состава числа из двух меньших.

Для знакомства детей с цифрами мы пользуемся таким пособием, как коллажи из цифр и картинок.

Вторая группа игр – путешествие во времени. В какой именно последовательности знакомить детей с мерой времени, с какой начать?

В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, педагог имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток. Умению распознавать и называть части суток учат уже в младшей группе. В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать представления о последовательности частей суток и сутках в целом, используя также дидактические игры «Когда это бывает?», «Закончи предложение», «Вчера, сегодня, завтра».

Например, игра «Бросай, дни недели называй», где участвует от 2 до 6 детей. Дети по очереди, бросая куб, соотносят количество точек на нем с цифрой, а затем называют день недели, который соответствует этой цифре.

Группа игр (игры - путешествие во времени) знакомит детей с днями недели. Воспитатель объясняет, что у каждого дня недели есть свое название. Для того, чтобы дети лучше ориентировались в названиях дней недели, их обозначают разноцветными кружочками. Процесс наблюдения проводится в течение нескольких недель, при этом дети обозначают кружочками каждый день. Это делается для того, чтобы у дошкольников появилась возможность самим сделать вывод о том, что последовательность дней недели не изменяется. Воспитатель рассказывает детям о том, что в названии дней недели звучит, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После проведения такой беседы детям предлагается поиграть в игры для того, чтобы закрепить знания о днях недели и их последовательности. Можно поиграть в игру «Живая неделя». Для этого выходят 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, которые обозначают дни недели. Дети должны выстроиться в такой последовательности, в какой по порядку идут дни недели. Затем игру можно усложнить. Дети начинают построение с любого другого дня недели. В дальнейшем необходимо применять следующие игры: «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогут дошкольникам быстрее запомнить название дней недели, названия месяцев и их последовательность.

В старшей и подготовительной к школе группах на основе имеющихся у детей знаний можно уже знакомить с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо развивать и само чувство времени, начинать знакомить с часами, с длительностью таких мер времени, как минуты и часы.

Календарь природы является хорошим дидактическим материалом для знакомства с днями недели.

В третью группу входят игры на ориентировку в пространстве.

Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место по созданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Например: «Стол стоит справа от меня, а шкаф с игрушками сзади».

Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей, это:

«Фигуры высшего пилотажа»

«Посади игрушки на место» ориентировка на листе бумаги

«Волшебный коврик»

«Что кому?»

«Что изменилось?» ориентировка на местности

В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретает умение ориентироваться на плоскости, в двухмерном пространстве.

Для развития ориентировки в двухмерном пространстве можно использовать линейку – трафаретку.

Все перечисленные игры и упражнения проводятся (планируются) в утренние и в вечерние часы.

А игру «Что изменилось?» можно проводить на прогулке. Стоя у какого-либо предмета, ребенок меняет свое местоположение, и определяет изменившееся местоположение предмета, обозначая это словесно. Например: «Ваня, встань у дерева, где сейчас находится дерево по отношению к тебе? Теперь повернись направо, где сейчас находится дерево?»

Формирование представлений о геометрических фигурах является важной частью математического развития старших дошкольников. Дидактическая игра является эффективным средством формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

Для закрепления знаний о геометрических фигурах также используются различные игры и упражнения, это настольно – печатные игры: «Найди похожую фигуру»

«Геометрическое домино»

«Мастерская ковров»

«Собери чемодан для поездки»

«Какой фигуры не хватает?»

«Закончи ряд»

А теперь рассмотрим дидактические игры на развитие логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться умение рассуждать, делать свои умозаключения. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе умственную нагрузку.

Начинать надо с самых простых головоломок с палочками, в ходе решений которых идут, как правило, трансфигурация и преобразование одних фигур в другие путем изменения количества палочек или их перемещения. Для этого необходимо иметь наборы счетных палочек, а также таблицы с графическим изображением на них фигур, которые подлежат преобразованию.

На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Например: таблица, где изображён прямоугольник, разделенный на 9 квадратов; к нему задание: убери 4 палочки, чтобы получилось 5 квадратов.

К более сложным относится составление плоскостных изображений предметов, птиц, животных и т. д. из специальных наборов геометрических фигур.

Это игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг»

Эти игры представляют собой разрезанные определенным образом фигуры: квадрат, овал, круг на несколько частей. Они развивают воображение, логику, пространственное мышление.

Суть этих игр состоит в том, чтобы ребенок из разрезанных частей мог сложить какую-нибудь фигуру или предмет. При составлении силуэтов необходимо использовать все кусочки, не накладывая один на другой.

Знакомство и обучение этим играм должно начинаться с составления изображений по образцу. Затем используются карточки с изображением различных контуров.

После того, как дети хорошо освоят способы игры, можно предложить придумать и составить свои какие - нибудь фигуры – силуэты.

К занимательному математическому материалу относятся геометрические мозаики, которые способствуют развитию сенсорных способностей, образного и логического мышления, сообразительности. Этот материал предназначен для самостоятельной деятельности детей.

Также, как вид геометрической мозаики можно использовать такую дидактическую игру, как «Умные клеточки».

Существуют игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающиеся или складывающиеся определенным образом: «Змейка», «Кубик Рубика», «Уникуб», «Уголки», «Собирайка», «Эврика», «Загадка»., «Фантазия».

Можно использовать в работе с детьми учебно-игровое пособие «Логика и цифры», суть которого такая же, как в пособии блоки Дьенеша.

В работе используются  игры и упражнения, способствующие развитию логического мышления: настольно-печатная игра «Что лишнее» и задачи - вопросы. Например:

• Горело 7 свечей, 2 свечи погасло. Сколько свечей осталось(7)

• У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Петушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков(1)

Игра с палочками:

На столе ставятся коробки со счётными палочками по числу играющих. По сигналу надо правой рукой выкладывать по одной счётной палочке из коробки придерживая её при этом левой рукой. Затем, также по одной палочке убирать обратно. Во время игры нужно спрашивать у ребёнка: какой рукой он работал? Сколько палочек на столе? Сколько палочек в руке? И т. д.

Игры на развитие внимания:

Игра «Что изменилось? »

Игра проводится с игрушками, они меняются местами, а ребёнок говорит, что изменилось, начиная с трёх предметов в средней группе и постепенно увеличивая до 10 в подготовительной группе.

Счет:

 «Назови число» или «Назови соседей»

Взрослый бросает мяч и называет любое число, например 4. Ребёнок должен поймать мяч и назвать соседей( 3, 5)

Величина:

Игра «Что, кто больше? »

Ребёнок по памяти сравнивает некоторые знакомые предметы. (Машина-автобус, котёнок- кошка и др.) Здесь можно использовать игры с мячом. «Что бывает высоким, низким, далёким, близким, широким и т. д»)

Измерение:

Во время приготовления обеда можно спросить ребёнка, где больше воды в кастрюле или в чайнике, чашке или стакане и т. д.

Геометрические фигуры:

Составление геометрических фигур из ниток и счетных палочек

-составить квадрат. Треугольник маленького размера

- составь маленький квадрат, затем большой квадрат

- составь прямоугольник

- составь из ниток фигуры: круг, овал, квадрат и т. д.

Игры шашки и шахматы тоже относятся к играм, развивающим логическое мышление. Шашки любимы и знакомы многим. Шашки – это умственный спорт, который воспитывает у играющих волю, выдержку, способствует развитию и тренировке памяти, сообразительности, смекалки. Учиться играть в шашки можно в любом возрасте, а с ребенком начинать играть в шашки можно уже с четырех лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...

Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В статье отражены вопросы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам игры....

План работы методобъеденеия «Познание» (ФЭМП) Тема : «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: формирование у ребенка умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жи...

«Использование дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности»

Данная тема была затронута в дискуссии на городском семинаре работников дошкольного образования. Тема актуальна, т.к. в современном мире познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом п...

«Использование дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности»

Данная тема была затронута в дискуссии на городском семинаре работников дошкольного образования. Тема актуальна, т.к. в современном мире познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом п...