Рабочая программа кружковой деятельности по математике «Всезнайка» Подготовительная группа
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему

Рабочая программа

кружковой деятельности

по математике

«Всезнайка»

Подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ira.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-

речевому направлению развития детей № 32 города Каменск – Шахтинский

   Рабочая программа

кружковой деятельности

по математике

«Всезнайка»

Подготовительная группа

         

                                           

Подготовила:

воспитатель

Мельникова И.А.

Каменск – Шахтинский

2018

Актуальность

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа  кружка  «Всезнайка» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.

На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая героям сказок и  мультфильмов выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.

Программа  математического   кружка  «Всезнайка»  составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет, рассчитана  на 1 год. Программа   направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития. 

Поскольку игровая деятельность является  ведущей   в дошкольном возрасте, особенностью работы является то, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.

Занятия распределены по разделам:

  • Количество и счет;
  • Величина;
  • Ориентирование в пространстве и во времени
  • Геометрические фигуры
  • Логические задачи 

Образовательный  процесс  строится в соответствии с  возрастными,  психологическими  возможностями и особенностями ребят, что предполагает  возможную  корректировку  времени и режима занятий.

Цель программы: создание условий для углубления  знаний детей по сенсорному развитию.

Задачи программы: 

  • способствовать формированию общего представления о множестве и числе;
  • способствовать формированию  навыков количественного и порядкового счета в  пределах  20;
  • создать условия для знакомства с составом числа;
  • способствовать развитию умений детей решать простейшие арифметические задачи;
  • способствовать формированию умений соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
  • создать условия для формирования умений сравнивать множества;
  • обеспечить условия для знакомства с математическими знаками.

Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.

Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.  

Формы работы:  коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность.

Занятия проводятся в игровой форме 2 раза в неделю 25-30 минут. 

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики Е.В.Колесниковой  провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.

 Дети должны уметь: 

  • Объединять группы предметов по общему признаку
  • Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);
  • Называть числа в прямом порядке до 20;
  • Соотносить цифру и количество предметов;
  • Пользоваться цифрами и математическими знаками;
  • Различать величины: длину, ширину, высоту;
  • Делить предметы на несколько равных частей
  • Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

 Дети  должны знать:

• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;

• Предшествующее число, последующее число, соседей числа;

• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;

• Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года;

В результате обучения детей происходит воспитание  таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться  для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.


Перспективное планирование

Тема занятия

Программные задачи:

Методическая литература

СЕНТЯБРЬ

1

Количество и счет: числа и цифры от 1 до 10; математические знаки;

Закреплять: знания о числах от 1 до 10, умение их писать; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

2

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. Работа со счетными палочками.  

Учить: рисовать квадрат и прямоугольник в тетради; формулировать учебную задачу.

3

Количество и счет: математические знаки. Величина: сравнение предметов.

Закреплять: знание математических знаков, умение их писать; сравнивать величину предметов, записывать результат сравнения.

4

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.

Учить: составлять арифметические задачи и записывать их решение, пользоваться знаками, ориентироваться на листе бумаги.

5

Количество и счет: счет по образцу и названному числу.

Закреплять: знания о последовательности частей суток; умение считать по образцу и названному числу; преобразовывать неравенство в равенство; видеть в форме предметов геометрические фигуры.

6

Геометрические фигуры: сравнение предметов с фигурами.

Ориентировка в пространстве: части суток.

Формировать: умение самостоятельно формулировать учебную задачу.

Учить: понимать учебную задачу и выполнять ее.

7

Количество и счет: математические знаки; соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа шесть из двух меньших.

Закреплять: умение понимать отношения между числами, записывать их с помощью знаков; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

8

Геометрические фигуры: треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предмета.

Учить: решать логические задачи на установление закономерностей Закреплять рисовать геометрические фигуры в тетради; знания о составе числа шестью

ОКТЯБРЬ

9

Количество и счет: соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка.

Закреплять: умение соотносить количество предметов с цифрой; записывать цифрой результат счета.

10

Ориентировка во времени: ознакомление с часами.

Учить: отгадывать математическую загадку и записывать ее решение с помощью знаков и цифр.

Знакомить: с часами, их разнообразием и назначением.

11

Количество и счет: установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

Учить: понимать отношения между числами; выполнять учебную задачу самостоятельно.

12

Ориентировка во времени: дни недели.

Ориентировка в пространстве: положение предмета по отношению к себе и другому лицу.

Закреплять: умение устанавливать соответствие между  количеством предметов с цифрой; определять словом положение предмета по отношению к себе и другому лицу; знания о днях недели.

13

Количество и счет: порядковый счет, счет по названному числу; состав числа из двух меньших.

Учить: различать количественный и порядковый счет в пределах 10; правильно отвечать на вопросы сколько, который по счету; воспроизводить количество предметов по названному числу.

14

Геометрические фигуры: овал.

Закреплять: умение понимать соотношение между числами, знать, как из неравенства сделать равенство; рисовать овалы в тетради в клетку; решать логическую задачу. Знакомить: с составом числа из двух меньших.

15

Количество и счет: арифметические задачи; решение примеров.

Учить: решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков; измерять линейкой, записывать результаты измерения.

16

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.

Формировать: умение ориентироваться на листе бумаги; решать примеры.

НОЯБРЬ

17

Количество и счет: цифры от 1 до 9; числа 10, 11.

Закреплять: знание о цифрах от 1 до 9 и числе 10; умение устанавливать соответствие между  количеством предметов с цифрой. Познакомить: с образованием числа 11; новой счетной единицей – десятком; условным обозначением десятка; часами.

18

Ориентировка во времени: часы; определение времени.

Логическая задача: дорисовка недостающего предмета.

Учить: решать логическую задачу на установление закономерностей; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

19

Количество и счет: независимость числа от пространственного расположения предметов; математические загадки; отношения между числами; состав числа из двух меньших.

Учить: отгадывать математическую задачу, записывать решение; понимать независимость числа от величины предметов.

20

Геометрические фигуры: рисование символического изображения животных.

Закреплять умение: понимать отношение между числами; правильно пользоваться математическими знаками; составлять число семь из двух меньших; рисовать символические изображения животных в тетради в клетку, используя образец.

21

Количество и счет: число 12.

Геометрические фигуры: дорисовывание кругов до знакомых предметов.

Познакомить: с образованием числа 12 и новой счетной единицей – десятком.

Учить: записывать число 12; определять время на часах; решать логическую задачу на установление закономерностей.

22

Ориентировка во времени: определение времени на часах.

Логическая задача: дорисовка недостающего предмета.

Закреплять: знание о геометрических фигурах – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Формировать: умение дорисовывать круги до знакомых предметов.

23

Количество и счет: отношения между числами; состав числа из двух меньших.

Учить: как из неравенства сделать равенство; понимать отношения между числами 11 и 12; составлять и решать арифметическую задачу, записывать решение; измерять и рисовать отрезки заданной длины.

24

Величина: измерение длины отрезка.

Ориентировка во времени: осенние месяцы.

Закреплять: умение составлять число 8 из двух меньших чисел, записывать соответствующими цифрами, читать запись; знания об осени – осенних месяцах.

ДЕКАБРЬ

25

Количество и счет: число 13; решение примеров.

Учить: как из неравенства сделать равенство; понимать отношения между числами 12 и 13; составлять и решать арифметическую задачу, записывать решение.

26

Логическая задача: разделение предмета на части.

Геометрические фигуры: рисование в тетради в клетку.

Учить: записывать число 13; решать арифметическую задачу, записывать решение; рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.

27

Количество и счет: решение примеров; соответствие между цифрой и количеством предметов; математические знаки.

Учить: составлять примеры, читать запись; решать логическую задачу.

Закреплять: умение правильно пользоваться математическими знаками;

28

Величина: выше, глубже.

Геометрические фигуры: элементы треугольника.

Знакомить: с элементами геометрической фигуры треугольник (вершины, стороны, углы).

 Закреплять: различать понятия выше, глубже.

29

Количество и счет: число 14.

Знакомить: с образованием числа 14 и новой счетной единицей – десятком.

Учить: писать число 14

30

Ориентировка во времени: дни недели.

Учить: решать логические задачи; объяснять, что в двух неделях 14 дней.

Развивать: зрительное внимание.

31

Количество и счет: счет по образцу и названному числу; состав числа из двух меньших.

Учить: считать по образцу и названному числу; составлять арифметическую задачу; записывать и читать решение задачи; составлять число 9 из двух меньших.

32

Геометрические фигуры: дорисовывание прямоугольника до знакомых предметов.

Закреплять: умение дорисовывать прямоугольники до знакомых предметов.

ЯНВАРЬ

33

Количество и счет: число 15; соотнесение количества предметов с цифрой.

Знакомить: с образованием числа 15 и новой счетной единицей – десятком.

34

Геометрические фигуры: рисование символической фигуры кошки.

Учить: записывать образование числа 15, читать запись; ориентироваться в тетради в клетку; устанавливать соответствие между  количеством предметов с цифрой.

35

Количество и счет: числа от 1 до 15; решение примеров.

Учить: понимать отношения между числами в числовом ряду; решать примеры в пределах второго десятка.

36

Геометрические фигуры: дорисовывание овалов до знакомых предметов.

Закреплять: умение решать логическую задачу; дорисовывать овалы до знакомых предметов.

37

Количество и счет: число 16. Величина: измерение линейкой.

Знакомить: с образованием числа 16 и новой счетной единицей – десятком.

38

Ориентировка во времени: определение времени по часам.

Учить: писать число 16; измерять линейкой, записывать результат измерения, сравнивать предметы по результатам; определять время по часам.

39

Количество и счет: математические знаки, состав числа из двух меньших.

Учить: отгадывать математическую загадку; определять, какой математический знак надо написать в примере; составлять число 9 из двух меньших, записывать результаты составления; дорисовывать треугольники до знакомых предметов

40

Геометрические фигуры: дорисовывание треугольников до знакомых предметов.

Закреплять: отгадывать математическую загадку; определять, какой математический знак надо написать в примере; составлять число 9 из двух меньших, записывать результаты составления; дорисовывать треугольники до знакомых предметов.

ФЕВРАЛЬ

41

Количество и счет: число 17; решение примеров; счет по образцу и названному числу.

Знакомить: с образованием числа 17 и новой счетной единицей – десятком.

Учить: писать число 17; решать примеры в пределах второго десятка; считать по названному числу и образцу.

42

Ориентировка во времени: часы (стрелки, циферблат). Логическая задача: поиск недостающей фигуры.

Закреплять: умение понимать отношения между числами; знать, как из неравенства сделать равенство.

Знакомить: с часами (стрелки, циферблат).

43

Количество и счет: число 17.

Геометрические фигуры: рисование символического изображения собачки.

Знакомить: с образованием числа 17.

Закреплять: умение записывать число 17; рисовать символическое изображение собачки.

44

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.

Учить: анализировать узор и продолжать его по образцу; упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.

45

Количество и счет: число 18; состав числа из двух меньших; счет по названному числу.

Знакомить: с образованием числа 18.

Учить: писать число 18; правильно пользоваться знаками; понимать отношения между числами в числовом ряду.

46

Геометрические фигуры: вершины, стороны, углы.

Логическая задача: поиск недостающей фигуры.

Закреплять: умение составлять число 18 из двух меньших; воспроизводить количество предметов по названному числу; знания о геометрических фигурах.

47

Количество и счет: число 18; решение примеров.

Закреплять: знания об образовании числа 18; последовательности времен года; умение записывать способ образования числа 18; ориентироваться на листе бумаги.

48

Ориентировка во времени: времена года. Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.

Учить: решать примеры с числами второго десятка.

МАРТ

49

Количество и счет: число 19; состав числа из двух меньших.

Знакомить: с образованием числа 19 и новой счетной единицей – десятком.

50

Величина: сравнение предметов по величине.

Логическая задача: установление последовательности событий.

Учить: писать число 19; составлять число 10 из двух меньших чисел; сравнивать предметы по величине, используя результаты сравнения.

51

Количество и счет: число 19.

Знакомить: с образованием числа 19.

52

Величина: измерение линейкой.

Геометрические фигуры: дорисовывание квадратов до знакомых предметов.

Учить: дорисовывать квадраты до знакомых предметов; измерять линейкой, записывать результаты измерения; рисовать символическое изображение лошади в тетради в клетку.

53

Количество и счет: число 20; решение примеров, задачи.

Знакомить: с образованием числа 20 и новой счетной единицей – десятком.

54

Логическая задача: установление связей и зависимостей.

Учить: писать число 20; решать примеры в пределах второго десятка.

55

Количество и счет: решение арифметической задачи; решение примеров.

Учить: решать арифметическую задачу; примеры в пределах второго десятка; измерять линейкой; ориентироваться на листе бумаги; рисовать в тетради в клетку узоры

56

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку.

Закреплять: решать арифметическую задачу; примеры в пределах второго десятка; измерять линейкой; ориентироваться на листе бумаги; рисовать в тетради в клетку узоры.

АПРЕЛЬ

57

Количество и счет: математические знаки и загадки; соотнесение количества предметов с цифрой.

Формировать умение правильно пользоваться математическими знаками; отгадывать математическую задачу, записывать ее решение; определять время на часах; понимать соответствие между количеством предметов и цифрой

58

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка во времени: определение времени на часах.

Закреплять: умение правильно пользоваться математическими знаками; отгадывать математическую задачу, записывать ее решение; определять время на часах; понимать соответствие между количеством предметов и цифрой.

59

Количество и счет: соотнесение количества предметов с числом; решение примеров.

Формировать: умение соотносить количество предметов с числом; решать примеры в пределах второго десятка; рисовать в тетради в клетку; знания о последовательности дней недели; геометрических фигурах

60

Геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник.

Ориентировка во времени: дни недели.

Закреплять: умение соотносить количество предметов с числом; решать примеры в пределах второго десятка; рисовать в тетради в клетку; знания о последовательности дней недели; геометрических фигурах.

61

Количество и счет: соответствие между количеством предметов и цифрой.

Формировать: умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; ориентироваться в пространстве по отношению к себе, к другому человеку; понимать отношения между числами.

62

Ориентировка в пространстве: ориентировка по отношению к другому лицу.

Закреплять: умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; ориентироваться в пространстве по отношению к себе, к другому человеку; понимать отношения между числами.

63

Количество и счет: загадки-шутки; решение примеров; математические загадки.

Учить: решать задачи-шутки с математическим содержанием; примеры, читать запись; отгадывать математические загадки.

Закреплять: знания о весенних месяцах.

64

Ориентировка во времени: весенние месяцы.

Закрепить: решать задачи-шутки с математическим содержанием; примеры, читать запись; отгадывать математические загадки.

Закреплять: знания о весенних месяцах.

МАЙ

65

Количество и счет «Сосчитай правильно», «Теремок»-Математическая сказка,  «Игры с разноцветными прищепками»

Цель: Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом. упражнять в счете предметов по осязанию.

66

Геометрические фигуры Четырехуголь ники. Повторение круг, овал, треугольник. «Найди свою фигуру»

Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

«Укрась коврик»,

«Что на что похоже?»,

67

Ориентировка во времени в  пространстве. Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. «Найди нужную картинку».

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

«Времена года»,

«Назови скорей»

Цель: формирование знаний о днях недели.

68

Количество и счет.

Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала.

«Каких кружков больше»

Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10

 «Сколько разных игрушек»

Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.

 «Напиши цифру»,

69

Геометрические фигуры

Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур.

 «Кто быстрее найдет»

Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур.

70

Величина

Сравнение предметов по всем показаниям величины.

 ««Сосчитай, не ошибись»

Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров

71

Геометрические фигуры

Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур

 «Кто больше увидит»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

«Гном строит дом»

72

Ориентировка в пространстве и во времени.

Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года.

Назови скорее», «Нарисуй правильно»

 «Подумай и закрась»

Цель: развивать умение выделять признаки предметов.

 

Методическая литература:

  1. Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук» Ярославль,1998.
  2. Е.В.Колесникова Математика для детей 6-7лет
  3. Е.В.Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008
  4. Е.В. Колесникова «Математические ступеньки». Диагностика математических способностей» рабочая тетрадь Е.В. Колесникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы (от 6 до 7 лет)

рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, ФГОС и САНПин. Подробно расписан план календарно0тематического планирования и работы с родителями и социумом....

Рабочая программа образовательной деятельности педагогов с детьми подготовительной группы комбинированной направленности на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной  направленности на 2017–2018 учебный год разработана в соответствии с основной образовательной прогр...

Рабочая программа кружковой деятельности «Мир книги» для детей 6-7 лет подготовительной группы на 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа кружковой деятельности«Мир книги»для детей 6-7 лет подготовительной группы на 2018 – 2019 учебный год...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы на 2018-2019 учебный год.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы....

Рабочая программа кружковой деятельности в подготовительной группе "Чудо-глина"

 Лепка из глины – один из наиболее эмоциональных видов деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображен...

Рабочая программа кружковой деятельности «Юный пешеход» для детей подготовительной группы 6 – 7 лет

Программа кружковой деятельности «Юный пешеход» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смог...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Эрудиты» (6-7 лет) (соответствует ФГОС ДО и ФОП ДО)

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Эрудиты» (6-7 лет)(соответствует ФГОС ДО и ФОП ДО)...