Занимательная математика для детей старшего возраста
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Синельникова  Светлана Федоровна

"В гостях у Королевы Математики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия:

Образовательная область:

Возрастная группа:

Цель:

Задачи :

Образовательные:

Воспитательные :

Развивающие:

Интеграция развивающих областей:

Материалы и оборудование:

Ход занятия:

«Собрались все дети в круг:

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

и друг другу улыбнёмся!»

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

- Как можно отправиться в путешествие?

- А я предлагаю вам необычный вид транспорта – воздушные шары. Выберите себе воздушный шарик, садитесь на ковер поудобнее и закройте глаза.

  звучит мелодия и  воспитатель превращается в королеву Математика - одевает корону и накидку).

Королева Математика: Здравствуйте ребята! Вы попали  в страну Математики. А я её королева. Я очень рада вас видеть у себя в удивительной стране. Чтобы вам у нас в гостях не было скучно, я приготовила вам игровые задания. За правильно выполненное задание, или ответ на вопрос, я буду награждать вот такой «медалькой - звездочкой».

Королева Математика: Вот первый домик жителей математической страны. В этом доме живут Цифры. Они приготовили нам мяч и волшебную коробочку.

1 задание. Игровое упражнение «Считай дальше» с мячом.  

Королева Математика  вместе с детьми встает в круг и объясняет правила игры: нужно назвать любое число (до 9) и передать мяч соседу, который называет следующее за названным число и т.д..

(За правильные ответы дети получают «звездочки»).

2 задание. Игровое упражнение "Отсчитай фигуры"

Королева Математика: Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях! (к доске прикреплены картинки с изображением гномиков - 9 шт.)

Королева Математика предлагает одному из детей взять из волшебной коробочки  изображения гномиков и в  верхнем ряду на мольберте отсчитать 9 гномиков, другому ребенку  взять мешочки  и отсчитать  в нижнем ряду - 9 мешочков. Вместе с детьми устанавливает, что гномов и мешочков поровну - по 9, прибавить +1 гнома будет 10

И + 1 мешочек тоже будет 10, поровну

Королева Математика спрашивает:

- Сколько гномов?

- Какое число получили?

- Как получили число 10? (Воспитатель поясняет образование числа десять).

- Какое число больше: десять или девять?

- Какое число меньше: девять или  десять?

Королева Математика предлагает установить  равенство путем добавления или убавления 1 картинки, уточняет образование чисел.

(За правильные ответы дети получают «звездочки»).

Физкультминутка

Мы немножечко устали,

В круг широкий тихо встали.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.                                                                            

Королева Математика: Вот второй домик математических жителей (треугольники и гномики без шляп). Кто же живет в этом домике? Ребята, посмотрите у гномиков чего-то  не хватает. Вы согласны?

Давайте мы подберем каждому гному шапочку.

Из каких геометрических фигур мы подберем гномикам шапочки?

Молодцы ребята, с заданием справились. Все гномики теперь в шапочках.

 3 задание. Игровое упражнение «На что похоже?».

Королева Математика: Предлагает каждому ребенку взять какую-нибудь геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)  у домика математических жителей, подойти к столу и выбрать предметы, которые имеют форму треугольника, квадрата, круга, прямоугольника.

Загадки:

1) Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Кто же я такой, друзья,

Покажите вы меня (круг).

2) Три вершины, три угла,

Три сторонки у меня (треугольник).

3) Угла четыре мне даны,

И все стороны равны.

Прямоугольнику я брат

И зовут меня … (квадрат).

4 ) Что похоже на открытку,

На конверт или альбом.

Что сравнить, ребята, можно

С одеялом и ковром (прямоугольник).

(За правильные ответы дети получают «звездочки»).

4 задание. Работа  с раздаточным материалом.

Королева Математика говорит, что жители второго домика математического королевства приготовили для детей еще одно задание.

Нужно выложить перед собой все геометрические фигуры, лежащие на подносе. И  ответить на вопрос «Чем похожи фигуры? (Три стороны, три угла).

Предлагает  найти отличия между треугольниками, сравнив с помощью полоски длину сторон каждого из них.

Обобщает  «Треугольник - это такая геометрическая фигура, у которой три стороны и три угла».

Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним. Треугольник,  у которого две стороны равны, называется равнобедренным. Треугольник,  у которого все стороны разные по длине, называется разносторонним.

Все  они называются треугольники.

Королева Математика: Ребята, а это задание на быстроту и внимание. Победит тот, кто быстрее построит равносторонний, равнобедренный и разносторонний треугольники с помощью счетных палочек и поднимет руку.

(За правильные ответы дети получают «звездочки»).

Королева Математика: А вот ребята и третий домик математического королевства (у домика лежат конверты с картинками с изображением разных частей суток). Здесь живут человечки, которые все знают о времени суток.

5 задание. Игровое упражнение «Назови сутки».

Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки  о частях суток.

1. «Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются»

-Когда это бывает? (Утром)

2. « Солнце в небе ярко светит

На прогулку вышли дети»

- Когда это бывает? (Днём)

3. «День прошел, садится солнце,

Сумрак медленно крадётся,

Зажигайте, лампы, свечи.

Наступает тёмный    (вечер)

4. «Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ёжик,

Все вокруг уснуть должны.

Наши дети тоже».

-Когда все спят? (Ночью)

 (За правильные ответы дети получают «звездочки»).

Королева Математика: Ребята, все задания которые я со своими помощниками для вас приготовила, вы выполнили.

Настало время подвести итог.

Предлагаю подсчитать ваши заработанные «медальки». Сегодня все дети меня очень порадовали своими знаниями, я теперь точно знаю, что вы подружились с Математикой. А теперь вам пора возвращаться в детский сад. Проходите на ковер, возьмите свои воздушные шарики, сядьте на ковер, закройте глаза.

(Звучит  музыка, воспитатель снимает корону и накидку).

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, вот вы и вернулись из страны Математика.  Что нового мы сегодня узнали на занятии?   Расскажите мне, какие задания вы там выполняли, в какие игры играли? Кто больше всех набрал «медалек-звездочек»? Давайте им похлопаем! Спасибо всем, все молодцы