Развитие мышления.
учебно-методический материал по математике на тему

Калягина Елена Сергеевна

В современном мире все большее развитие приобретает функциональный подход, основа которого заключается в том, что человеку нужны вовсе не вещи и не предметы, а ФУНКЦИИ, ими выполняемые.  Развитие функционального мышления у детей дает им возможность решения многих нестандартных задач, а также развивает способности к изобретательству.

Для освоения функционального подхода важно обсудить с ребенком три момента:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myshleniya.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  мышления.

В современном мире все большее развитие приобретает функциональный подход, основа которого заключается в том, что человеку нужны вовсе не вещи и не предметы, а ФУНКЦИИ, ими выполняемые.  Развитие функционального мышления у детей дает им возможность решения многих нестандартных задач, а также развивает способности к изобретательству.

Для освоения функционального подхода важно обсудить с ребенком три момента:

  • Любой предмет создан для выполнения какой-то основной, главной функции. Например, карандаш — чтобы оставлять след на бумаге, ластик — чтобы удалять след карандаша, пылесос — чтобы всасывать пыль и т.д.
  • Любой предмет может выполнять кроме основной, еще неограниченное количество различных функций. И наоборот:
  • Любая функция может быть выполнена большим количеством различных способов и предметов.  Например, карандаш, у которого основная функция оставлять след на бумаге, может выполнять также функции указки, линейки, опоры, шила и т.д. С другой стороны, основную функцию карандаша (оставлять след на бумаге) могут выполнить и другие предметы — ручка, кисточка, фломастер и даже палец, испачканный в чем-нибудь.

Несложные игры для развития функционального мышления у детей:

"Назови предмет одним главным словом".

Для начала обсудите с ребенком главные функции для некоторых предметов. Например, как мы уже упоминали, основная функция карандаша — оставлять след на бумаге. Как это можно назвать одним словом? "Рисовалка" или "писалка". А зачем сделан автомобиль? — Чтобы возить грузы или людей. Значит, как можно назвать автомобиль одним словом? Конечно, "возилка". Предложите ребенку назвать одним "главным" словом, например, такие предметы: зеркало ("отражалка", "смотрелка"); телефон ("передавалка", "говорилка", "слушалка");  зубы ("жевалка"); лампочка ("светилка"); лопата ("копалка"). Эта игра получается очень веселая, она нравится детям, и при этом она учит их определять главную функцию предмета.

Обратная игра — "Отгадай предмет".

Спросите у ребенка:  "Что такое "хранилка"?" — это может быть шкаф, сундук, сейф, карман, мешок, склад ... Что такое "резалка"? — нож, пила, ножовка...

"Что этим можно сделать?"

Попросите ребенка придумать как можно больше функций, которые можно выполнить, например, такими предметами: карандаш (измерить длину, использовать как указку, размешать краску, сделать дырочку в бумаге...); гвоздь (можно использовать в качестве крючка, чтобы что-то повесить, для соединения деревянных деталей, можно использовать в качестве шила, можно нацарапать "письмо"...); спички (зажечь огонь, сложить узор, посчитать...).

Для каждой из этих игры можно придумать и свои примеры.