Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению познавательных навыков, тема «Солнечная математика».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Технологическая карта по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Солнечная математика».
Цель Совершенствование математических умений и навыков. Открытое занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»
|
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
по освоению познавательных навыков
Группа Старшая №18
Воспитатель _Соловьева Е.П.
Тема: «Солнечная математика».
Цель Совершенствование математических умений и навыков.
Задачи:
Образовательные
— выявить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в течение учебного года;
— совершенствовать умение находить место числа в ряду, прямой и обратный счет до 10;
— совершенствовать знания о геометрических фигурах;
— продолжать устанавливать, соответствие между цифрой и количеством предметов;
— продолжать формировать пространственно-временные представления (слева, справа, вверху, внизу);
— продолжать совершенствовать навыки сравнения предметов по количеству (использование знаков).
Развивающие
— продолжать развивать мыслительные операции, речь, внимание, воображение, сообразительность, тренировать память.
Воспитательные
- продолжать прививать любовь к природе, воспитывать у детей сопереживание, взаимопомощь, навыки самооценки.
Метапредметные
1. Формировать предпосылки познавательных и логических УУД, развивая умение упражнять в составлении тематических композиций из геометрических фигур, умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости и ближайшем окружении; умение делать выводы.
2. Формировать предпосылки коммуникативных УУД, развивая навыки совместной коллективной деятельности (передача информации).
Материалы и оборудование
Фланелеграф, солнышко, тучка, лучики, конверт с письмом, конверты с заданиями, раздаточный материал для письменной работы, простые карандаши (на каждого ребенка).
Раздаточный материал: геометрические фигуры; чистые листы, простой карандаш, солнышки.
Этап, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
Психологический настрой, 1 мин | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка | Воспитатель. Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их. | Приветствие, | Психогимнастика, психологические этюды, игровые моменты и др. | Психологическая готовность |
Вводно-организационный, 1 мин | Организация направленного внимания | Воспитатель. Сегодня к нам пришло письмо от божьей коровки. Давайте прочтем его. | По очереди отвечают на вопросы педагога. | Беседа. Игровые упражнения. | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
Мотивационно-побудительный, 1–2 мин | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах | Это письмо нам прислала божья коровка: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я и моя дружная семья насекомых обращаемся к вам с большой просьбой, помогите, пожалуйста. Случилась беда, и может жаркое лето так никогда и не наступит у нас. Солнышко, которое так необходимо нам сейчас, спустилось на землю поиграть, но злая колдунья заколдовала лучики солнца и спрятала их в волшебном мешочке. А само солнышко накрыла тучей. Чтобы их освободить, надо выполнить задания колдуньи, они вот в этих конвертах». Воспитатель. Ну, что, ребята, поможем Божьей коровке расколдовать солнышко и его лучики? | Дети. Да. | Создание проблемной ситуации. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. Сюрпризный или соревновательный момент, прием “яркое пятно” и т. д. | Внутренняя мотивация на деятельность |
Актуализация, 1 мин | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений | Воспитатель. Но вернуть солнышку все лучики не так – то просто. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Ну, что, не передумали? Воспитатель. Тогда в путь! | Дети. Нет. | Беседа, игровые и занимательные приемы, упражнения, моделирование, наблюдение и т. д. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений), 7 мин | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д. Цель: закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм домов Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус). | «Выполнение первого задания». Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, развивать сообразительность и быстроту реакции. - Ребята вот и первое задание. Дети стоят в кругу. Воспитатель задает вопросы и кидает мяч. Вопросы: Сколько времен года вы знаете? Назовите их? Какое сейчас время года? Сейчас какой месяц? Сколько дней в неделе? Давайте их назовем: Какой сегодня день? Какой будет завтра? Какой был день вчера? Из каких частей состоят сутки? Как называется прием пищи утром, днем? Как называется прием пищи вечером? – Молодцы ребята! Игра «Наоборот» - Ребята а сейчас будем играть в игру «Скажи наобарот», тот кто ответит садится на свое место: Длинный – короткий, узкий – широкий, высокий – низкий, маленький - большой, сухой – мокрый, черный – белый, плохо – хорошо, пустой стакан – полный стакан, гладкий – шершавый, близко – далеко, добрый – злой, молодой – старый, левый – правый, больной – здоровый, чистый – грязный. Знаки >, <, = - Следующие задание: — Ребята, правильно расставьте знаки «больше», «меньше» или «равно». - Молодцы, справились с заданием! | Участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы по очереди. Дети выполняют задание письменно на местах. Проверяем у доски по одному. 5 меньше 8 4 больше 1 7 больше 2 6 равно 6 5 больше 3 4 меньше 8 9 больше 4 5 больше 1 7 больше 6 9 больше 8 10 равно 10 9 больше 2 | Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Фантазирование. Моделирование. Решение проблемной ситуации. Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюдение. Обсуждение. Дидактические игры. Драматизация. . Игра и пр. | Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т. д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность |
Динамическая пауза, 1 мин | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | В круг широкий вижу я Встали все мои друзья Мы сейчас пойдем направо А теперь пойдем налево В центре круга соберемся И на место все вернемся Улыбнемся, подмигнем И опять играть начнем | Выполняют действия по тексту, повторяя за воспитателем. | Игровые приемы | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта |
Практическая работа (если предусмотрена), 6 мин | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений Цель: развитие способности ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти, сформировать у детей графические умения, необходимые для подготовки руки к обучению письму. Цель: Совершенствовать знания о составе изученных чисел. Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности). Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 10 до 1), читать по слогам. | Следующая наша задача - это расколдовать следующий лучик солнца. Геометрический диктант. - Ребята а теперь следующее задание: — Найдите левый верхний угол и положите туда желтый треугольник. — Найдите правый нижний угол, положите зеленый круг. — В левом нижнем углу положите красный прямоугольник. — В правом верхнем углу – синий квадрат. — В центре положите красный овал. - Под желтым треугольником положите синий прямоугольник. - Над красным прямоугольником положите зеленый квадрат. Задание: перепутанные цифры. Встали в круг. - Ребята вот и следующее задание: — Наши цифры перепутались, помогите им. Составьте числовой ряд. Дети строятся по порядку в соответствии с цифрой, которую держат в руках. — Давайте посчитаем слева направо. А теперь посчитаем справа налево (обратный счет). Который по счету у нас стоит Валерия? Тимофей? Игорь? Тимофей кто стоит перед тобой, кто стоит за тобой? Следующее задание: Состав числа. Воспитатель: Вот и последнее задание: — Внутри божьей коровки точки, но не все, несколько точек она растеряла пока летела, а рядом цифра, вам ребята необходимо добавить столько точек, чтобы их количество совпадало с цифрой на доске. | Выполняют практическую работу. составляют геометрический диктант, проверяют друг у друга. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются). Дети строятся по порядку, отвечают на вопросы воспитателя. Дети выполняют задание по очереди у доски. | Моделирование. Упражнения конструктивного, творческого характера. Выполнение практических творческих работ и др. Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми |
Рефлексивно-корригирующий (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа), 3 мин | Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами | Воспитатель: «Ну вот мы и справились со всеми заданиями. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно? Сложные были задания? Какие? Какие задания были легкие? Какие задания больше понравились? Воспитатель: К нам пришло еще одно письмо. Давайте посмотрим? Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Божья коровка благодарит детей за оказанную помощь в освобожении солнечных лучиков и в качестве награды присылает им солнышки. Письмо Божьей коровки: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы спасли наше солнышко и вернули ему лучики. Теперь мы с моими друзьями насекомыми будем греться на солнышке. Вам, мои юные математики, в благодарность от всех насекомых и от меня лично, вручаются солнышки. Ребята, если вы считаете что хорошо справились с заданиями рисуем нашему солнышку веселую улыбочку, если еще нужно поработать грустную улыбку. | Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!» Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок. Дети рисуют улыбку солнышку. | Фронтальная, индивидуальная работа | Сформированность элементарных навыков самоконтроля. |
Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки | Ребята все молодцы, хорошо справились с заданиями. | Дети высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д. | Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально-коллективная | Осознание себя как участника познавательно го, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема : «Веселый счет» Занятие по математике с элементами ТРИЗ-РТВ
Цель: Продолжать учить детей действию замещения при отборе требуемогоколичества предметов (без использования счета) с помощью фишек –заменителейЗадачи: Познавательные: - анализ объектов с це...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/31/picture-787878-1617213312.jpg)
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие»
Данная работа представляет собой технологическую карту образовательной деятельности.Такие занятия по экологическому воспитанию дошкольников дают возможность детям ближе знакомиться с природой. О...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/31/picture-787878-1617213312.jpg)
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Данная методическая разработка посвящается проблеме нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста через раскрытие понятия «семья». Помогает найти пути для формирования в дет...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/31/picture-787878-1617213312.jpg)
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие»
Данная работа представляет собой технологическую карту образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие». ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-845814-1478519403.jpg)
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие». Тема "Как хлеб на стол пришел"
Технологичесая карта НОД "Как хлеб на стол пришел" предназначена для детей 5 лет. В ней используется форма организации - экскурсия в музей хлеба, в процессе которой дети познакомятся с видам...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-845814-1478519403.jpg)
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Тема "Когда бывает стыдно..."
Данная технологическая карта предназначена для детей 5 лет. в ней используются такие методы формирования нравственных ценностей, как аксиологические ситуации, театральный этюд, игра социально-нраствен...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/19/picture-1043949-1529423905.jpg)
Технологическая карта непосредственно - образовательной деятельности по освоению образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Здоровье»
Учить развивать и называть качества предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий; свойства: тонет, плывет. Учить четко и правильно произносить звук «у»; упражнять в различении громких и тих...