проект по ФЭМП
методическая разработка по математике на тему

"Я работаю по игровой технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_femp.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Актуальность. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

 

Концептуальные основы игровой технологии:

  1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
  2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
  4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Её задачи:

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
  2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
  2. Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
  3. Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
  4. Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
  5. Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
  6. Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

- знания методики игровой деятельности;

- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

  1. По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
  2. По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  3. По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  4. По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  5. По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Её значение:

- активизирует воспитанников;

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъём;

- способствует развитию творчества;

- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Литература:

  1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.
  2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
  3. Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
  4. Пенькова Л. А. , Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm

В своей педагогической деятельности я работаю над темой «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». В старшей группе мною был намечен и проведен проект «Игровая Математика».

АКТУАЛЬНОСТЬ

Задача  дошкольного  воспитания  состоит  прежде  всего  в  создании  каждому  дошкольникуусловий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.Обучению дошкольников элементарным математическим представлениям должно отводитьсяважное место – это вызвано целым рядом причин:

- обилием информации, получаемой ребёнком;

- желанием сделать процесс обучения более интересным;

- стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше, научить ребёнка узнаватьцифры, считать, решать задачи.Преследуется главная цель:вырастить  детей  людьми,  умеющими  думать,  хорошоориентироваться во  всём,  что  их  окружает,  правильно  оценивать  различные  ситуации, скоторыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.Известно, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем тогомира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всемхорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая.  Каждый ответ на детский вопрос рождает  новыевопросы.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы, ему помогаем мы - педагоги. В своей группе, наряду с объяснительно -иллюстративным методом обучения, я использую методы проблемного обучения. (Вопросы, развивающие логическое  мышление,  моделирование  проблемных  ситуаций,экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и т. д.). Однако, такой подходносит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь наотдельных  занятиях  по  математике, ознакомлению с окружающим,  развитию  речи  иликонструкторских заданий. Для закрепления полученных знаний, умений и  навыков широко использую  комплексныетематические  занятия,  на  которых  на  основе  эмоционального  воздействия  на  ребенкаосуществляется  взаимосвязь  одного  из  разделов  программы  с  другими  в  сочетанииразнообразных видов деятельности. В своей работе я широко использую разнообразныеформы проведения  подобных  занятий:  от  путешествий  до  занятий  с  элементамидраматизации.Однако, взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитиипознавательных творческих способностей  детей  и  их  коммуникативных  навыков,  каквзаимопроникновение  этих  разделов  друг  в  друга.  Поэтому, назрела необходимость вовнедрении проектного метода обучения в развитии познавательной и творческой активностидетей.В  основе  метода  проектов  лежит  развитие  познавательных  навыков  учащихся,  уменийсамостоятельно конструировать  свои  знания,  ориентироваться в информационномпространстве, развитие критического и творческого мышления, как раз то, что и требуется внашем современном мире.Проектная работа способствует развитию умений, которые будут востребованы не только вбудущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека.

К их числу относятся:1. Умение решать проблемы2. Умение работать в команде3. Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии4. Умение критически относиться к проблемам5. Умение ставить цели и определять задачи

Творческий проект «Игровая математика», состоял из 3-х этапов:

- подготовительного                                                                                                  - основного                                                                                                                   - заключительного.

Проблема: неумение детей применять математические знания в нестандартных ситуациях,ставить цель, составлять план работы, выполнить её до конца.

По длительности – краткосрочный (1 неделя)

По типу – познавательно - творческий.

Цель проекта: развитие интереса к предмету математики, как к «сухой» науке, учить детейрешать  нестандартные  задачи  в  командах,  где  развивается  чувство  взаимовыручки,сопереживания, ответственности за свою команду и желания дойти до конца, выполнить всезадания.

Задачи проекта:

Воспитательные задачи:

1. Содействовать  поддержанию  интереса  к  математике,  формированию  умениятрудиться в коллективе;2. Доставить  детям  радость  от  проведения  совместных,  командных,  развивающих,интеллектуальных игр, проводя в жизнь девиз «Учись – играя»;3. Развивать у детей доброжелательную атмосферу командной игры;4. Развивать чувство ответственности, сопереживания и взаимовыручки внутри команды;5. Поддерживать интерес к играм с математическим содержанием;6. Воспитывать  самостоятельность,  умение  понимать  учебную  задачу  и  решать  еёсамостоятельно.

Развивающие

1. Развивать  мыслительные  операции:  аналогия,  систематизация,  обобщение,наблюдение, планирование;                                                                               2. Развивать смекалку, воображение, логическое мышление;3. Развивать счётные навыки, способность производить действия в уме;4. Способствовать формированию расширенного кругозора.

Образовательные

1. Способствовать формированию  умения  применять  математические  знания  внестандартных практических задачах.2. Закрепить навыки количественного и порядкового счёта;3. Закрепить знания о временных представлениях (времена года, дни недели);4. Закрепить знания детей о свойствах геометрических фигур;5. Научиться решать веселые математические задачи и головоломки.

Планируемый результат:

Научить  детей  работать  в  командах,  чётко  понимать  задание,  правильно  и  быстро  еговыполнять. Вызывать сопереживание за игроков своей команды и при необходимости всегдабыть готовым прийти  на помощь в трудной ситуации. Учить поддерживать положительныйэмоциональный  настрой  до  конца  игры  и  радоваться  успехам  своих  товарищей,  а  такжеприменять математические знания для решения задач практического характера.

Дети должны научиться:

- ставить цель и задачи проекта,-планировать свою деятельность,- разбиваться на группы, -выполнить задание аккуратно, до конца,-распределить роли внутри группы,-определить необходимые для реализации проекта материалы,-представить результат проделанной работы.

ЭТАПI: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1.1. Методическое обеспечение проекта.

Первым  шагом  внедрения  в  практику  работы  проектного  метода ,было  изучение специальной методической литературы. Затем было подготовлено методическое обеспечение:                                                       - дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания: «Сложикруг», «Сложи квадрат», «Живые цифры», «Живая неделька», «Волшебные палочки»;                                                                                  - настольно-печатные:  «Что  за  чем?»,  «Весёлая  логика»,  «Геометрические  формы»,«Запоминайка» и др., - собрана подборка стихов о числах, геометрических фигурах, задачи в стихах.

- подобран фольклорный материал: загадки, пословицы, скороговорки математическогосодержания.

- составлена схема, разработан конспект реализации проекта.

- в родительском уголке размещена информация о проекте: проблема, цели, задачи, консультация  «Что  воспитывают  в  детском  саду»,  памятки  по  формированиюэлементарных математических понятий.

- родителям дано задание – разучить с детьми пословицы и поговорки о дружбе, труде,учёбе, лени.

1.2. Формы и методы работы с детьми.

* Знакомство с литературными произведениями, сочинение  сказок,  рассказов.

* Разучивание  физминуток, песен,  стихов, пословиц,  скороговорок  математическогосодержания.

* Дидактические, подвижные игры.

* Наблюдения, исследования во время прогулки, домашние задания, беседы, игры.

* Выкладывание геометрических фигур и цифр из палочек

* Рисование палочками на снегу, земле.

* Организация предметно-познавательного пространства  в  группе.  С этой  целью,  вгруппе создан математический уголок, в котором размещены и активно используютсядетьми

- дидактические игры;

- настольно-печатные издания;

- книги, журналы.

- в  свободном  пользовании  карандаши,  фломастеры,  альбомы,  раскраски

математического содержания;

- изготовлены наглядные пособия: «Числовая лесенка» и «Числовой ряд».

1.3. Моделирования ситуации в игровой форме, выявление проблемы-задания.                                                                                                                                  В  математическом  уголке  имеются  у  воспитанников  математическая  копилка,  в  которойпомещаются заработанные полоски, за активные действия при решении заданий в течениинедели,  в  результате  в  конце  недели  подводится  итог  и  награждение  отличившихся.  Нопроблема в том, что данная оценка осуществляется индивидуально, только воспитателем.Поэтому  было  принято  решение  провести  соревнование  между  воспитанниками  спривлечением  родителей.

1.4. Постановка и обсуждение проблемы, определение конечной цели.

Конечной  целью  соревнования  будет  выявление  не  самого  развитого  воспитанника,  асовместное  (командное)  выполнение  заданий,  с  определением  лучшей  команды,  гдепроявляется интерес каждого ребёнка к выполнению заданий математического содержания.

1.5. Способ выполнения.

Выбрана  «Математическая  викторина»,  в  которой  могут  участвовать  дети  с  разнойподготовкой и показать свои сильные и выявить слабые стороны математической подготовки. Кроме этого для поддержки команд и/или участия в жюри приглашаются родители.

Для этого были сформированы две команды. Придумали название командам: «КЕНГУРЯТА» и«ЧЕРЕПАШКИ». Каждая команда выбрала капитана, придумывала девиз, эмблему.Команды получили домашнее задания, которое они выполняли с помощью своих родителей.

ЭТАП II: ОСНОВНОЙ

Проведение  «Математической  викторины»  между  командами  КЕНГУРЯТА  и  ЧЕРЕПАШКИ  явилось  основным  этапом  проекта,  в  котором  происходило  выявление  лучшейкоманды и поддерживался соревновательный дух между командами. Краткая информация оразделах викторины и порядке её проведения представлены ниже.

2.1. Представление жюри, гостей, действующих команд

С  самого  начала  проведения  викторины  в  процессе  представления  действующих  команд,отрабатываются  командные  действия:  умение  быстро  построиться,  синхронно  выходить,занимать  своё  место  в  построении  команды,  не  забывать  о  вежливости  и  уважении  кокружающим.Хором  произносить  свой  девиз,  для  поддержания  бойцовского  духа,  для  того,  чтобынацелиться на победу и идти до конца. Все конкурсные задания оценивает компетентноежюри в составе 3-х человек.

2.2. Первый конкурс «РАЗМИНКА»

Ответы на вопросы разминки сплачивают команды, т.к. они отвечают не индивидуально, акомандой хором. Ребёнок не уверенный в правильности своего ответа, чувствуя поддержкукоманды, вливается в общий голос ответа. Проявляется дополнительная роль капитана, какорганизующего ответ команды. Вопросы задаются с хитринкой, не всегда в привычном виде.

2.3. Второй конкурс «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ».

Ответы  на  вопросы  «МАТЕМАТИЧЕСКОГО  КОНКУРСА» осуществляются  индивидуальнокаждым членом команды, позволяя определить уровень подготовки и знаний каждого ребёнка.Вопросы одинаковы для обеих команд. Первая часть конкурса «Разложить числовой ряд».Вторая часть конкурса поднять цифру, в качестве ответа на «хитрые вопросы».

2.4. Третий конкурс-игра «ЖИВАЯ НЕДЕЛЬКА»

Конкурс-игра «ЖИВАЯ НЕДЕЛЬКА» является  физкульт-разминкой и не оценивается жюри.Позволяет разнообразить викторину, выплеснуть энергию детей в движение, кроме этого детивсегда должны быть начеку и вовремя найти свое место в НЕДЕЛЕ, правильно назвать деньнедели, который соответствует цифре имеющейся у ребёнка. Капитан в случае затрудненияприходит на помощь.

2.5. Четвёртый конкурс «ПУТЕШЕСТВИЕ БОЖЬЕЙ КОРОВКИ»

Конкурс  «ПУТЕШЕСТВИЕ  БОЖЬЕЙ  КОРОВКИ»  развивает  ориентацию  ребёнка  впространстве  (ПРАВО,  ЛЕВО,  ВВЕРХ,  ВНИЗ),  помогает  научиться  переносить  словарноеописание  задания  в  действие  на  листе  бумаги.  Каждое  задание  имеет  определённуюабстракцию, и только правильное выполнение всех заданий позволяет получить понятныйрезультат (ФЛАЖОК).

2.6. Пятый конкурс «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

Конкурс  «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ  МОЗАИКА»  закрепляет  понятие  ребёнка  о  форме  фигур(КВАДРАТЫ, ОВАЛЫ, КРУГИ, ПРЯМОУГОЛЬНИКИ, ТРЕУГОЛЬНИКИ) при этом их не должносбивать  с  толку,  что  фигуры  могут  отличаться  друг  от  друга  цветом,  величиной.Ребята  должны  собрать  только  те  фигуры  находящиеся  на  ковре,  которые  подходят  подописание в задании. Собрать все эти фигуры и определить, а сколько же их всего?  И непросто посчитать, а положить рядом соответствующую цифру.

2.7. Шестой конкурс «ВЕСЕЛЫЕ ЗАДАЧКИ»

Конкурс «ВЕСЁЛЫЕ ЗАДАЧКИ» состоит в быстром ответе команд на задания в стихотворнойформе, и надо быть очень внимательным, чтобы не пропустить важные слова в заданиях,правильно их понять и только после этого дать ответ.

2.8. Седьмой конкурс «КОНКУРС КАПИТАНОВ»

Конкурс «КОНКУРС КАПИТАНОВ» состоит в правильном выявлении геометрических фигур(цифр) имеющихся на картинке в путанице.

2.9. Восьмой конкурс «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»

Конкурс «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» состоит в эстафете между командами по знанию пословици поговорок о дружбе, труде, учёбе, лени. На какой команде остановились и она не смоглаозвучить еще  не произнесённые  пословицы  или поговорки,  та  команда  и проиграла. Дляподнятия духа можно пользоваться помощью зала (родителей).

2.10. Подведение итогов МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ВИКТОРИНЫ

Подводя итог проведённой  МАТЕМАТИЧЕСКОЙ  ВИКТОРИНЫ, жюри огласили результат и пришли кединому мнению, что надо проводить конкурсы с участием родителей и жюри чаще. Такойподход командного  соревнования поднимает эмоциональный  дух детей и  они с  радостьювыполняют  задания.Дружественная,  доброжелательная  атмосфера  не  даёт  ребёнку  замкнуться  в  себе,  апозволяет высказать своё мнение, даже если оно не совсем правильное.

ЭТАП III: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

С помощью метода постановки проблемы старалась «втянуть» детей в диалог, провоцируя ихна высказывание своей точки зрения, её аргументацию, отстаивание своей позиции, задаватьвопросы, на этапе подготовительной подготовки викторины. Частично аналогичная ситуацияпроисходит при командном решении заданий. Этот приём позволяет формировать социально-коммуникативную  и  информационную  компетентность  детей,  лидерские  качества  детей,психологически подготавливает к обучению в школе, стимулирует общение детей.В ходе реализации проекта закрепили знания геометрического материала, цифр,  составачисел, решение задач, примеров.

В работе над проектом использовались разнообразные приёмы, такие как:

- задания разной степени сложности;

- помощь капитана игрокам своей команды, кто в этом нуждается;

- использование  моделей  и  схем,  в  том  числе  логических,  которые  позволяютформировать  умение  анализировать  информацию,  переводить  её  в  условныеобозначения – «перемещения божьей коровки»;

- «хитрые» вопросы;

- веселые задачки;

- самостоятельное выполнение практических действий;

- составление в уме плана выполнения действий;

В ходе проведенного занятия дети приобрели новые знания о сущности метода проектов, егореализации,  овладели  навыками  проектной  работы,  научились  выделять  цели  и  задачипроекта, тем самым составлять план всей работы, разбиваться на группы, внутри группыделить обязанности (распределять роли), осуществлять работу по предоставлению результатасвоей деятельности.Результатом  проведенной  работы  стало  повышение  уровня  развития  математическихпредставлений  и  овладение  детьми  умением  ориентироваться  в  новой,  нестандартнойситуации;  продуктивно  взаимодействовать  с  членами  команды,  решающей  общую  задачу;выслушать другого и прийти к общему решению; вести диалог со взрослыми и сверстниками;отстаивать свою точку зрения; адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.Результатом внедрений технологии проектирования стало то, что уровень познавательногоинтереса  у  детей  значительно  возрос. Дети  ждут занятия  с огоньком  в  глазах,  с  жаждойпознания.  Они  активны,  жизнедеятельны.  И  этот  позитив  несут  в  самостоятельнуюдеятельность, стремясь и в игре вести поисковую деятельность. При встрече с родителямиони с интересом рассказывают о своих выполненных заданиях и сделанных открытиях.

Вывод.

Необходимо чаще  использовать  проектную  деятельность  с  целью  развития  и  углублениясамостоятельности, приобретенных знаний, умений, навыков.

Список литературы:

1. Кротова Т. В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Метод проектов».«Справочник старшего воспитателя», №4 2007г.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей ипрактических работников ДОУ/ авт. – сос. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б.Зуйкова. М., 2003.

3.  В.  П.  Бедерханова«Совместная  проектировочная  деятельность  как  средство  развитиядетей и взрослых». «Развитие личности». №1 2000. С. 24 – 36.

4. Полат Е. С. Метод проектов http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php

5. Т. С. Комарова «Дети в мире творчества» /кн. для педагогов дошкольных учреждений. М.,1995г.

6. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова Методические разработки «Раз ступенька, два ступенька»,«Игралочка»;

7. Л. С. Метлина «Формирование элементарных математических представлений»

8. З. А. Михайлова. Пособие «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 2000г.

9. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей», Москва «АСТ-ПРЕСС», 2007г.

10. Рабочие тетради «Школа для дошколят». «Развиваем математические способности» (6-7лет) Росмэн, 2005гСоколова Л.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ФЭМП

Данный проект разработанДанный проект был апробирован в рамках МБДОУ «Детский сад №89 «Чулпан» на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ города Набережные Челны, Елабуги и Тукаевскогорайона и учит...

Проект по ФЭМП « Математика повсюду, математика везде».

Тема проекта:  « Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»....

План-проект по ФЭМП (подготовительная группа)

Предстален годовой план занятий по математике, ориентированный на обучение детей основам математики посредством игровой деятельности. Целью данного плана-проекта является:привить детям интерес к знани...

Проект по ФЭМП.

Это увлекательный проект для детей второй младшей группы по математике....

Проект по ФЭМП "Дидактические игры и игровые упражнения в обучении количеству и счету старших дошкольников"

Тема «Состав числа из двух меньших» - одна из самых объемных и трудных для понимания детей и в то же время важных для усвоения будущими первоклассниками. Включение занимательного материала в НОД ...

Проект по ФЭМП "В стране геометрических фигур"

Проект по ФЭМП "В стране геометрических фигур"...

Презентация к проекту по ФЭМП "Шаги в математику"

Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми старшей и подготовительной к школе группы....