«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений»
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс на тему:
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений»
Воспитатель логопедической группы №8 Дедюкина Е. В.
Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей)
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
При проведении занятий можно использовать стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например,
Мы делили апельсин
Много нас, а он …(один).
Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Все дидактические игры разделили на группы:
1.Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4.Игры с геометрическими фигурами.
5.Игры на развитие логического мышления
Приведу примеры некоторых игр, которые проводятся, обучая детей математике.
Игра-конструктор «Сложи из фигур»
Цель: Развивать воображение, знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат).
Материал: плоские геометрические фигуры разной величины.
Ход игры
С помощью воспитателя дети выкладывают из геометрических фигур различные узоры.
Найди и назови
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
Ход игры:
На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например, большой круг, маленький синий квадрат и т.д.
Дидактическаяигра на логическое мышление
«Найди лишнее»
Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат).
Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные - круги) ".
Дидактическая игра по развитию количественных представлений
«Один-много»
Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».
Ход игры: воспитатель показывает карточки где изображены различные картинки.Раздает каждому ребёнку по одной карточке. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько, например, изображено у него грибов. Где изображено «один», а где «много»?
Дидактическая игра по развитию представлений о величинах
«большой, маленький»
Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку найти пару большой фигуре или наоборот.
«Подбери дорожки к домикам»
Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».
Ход игры: рассказываем детям о том, что звери построили себе домики, но не успели построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверей.
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.
Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-387184-1392556902.jpg)
Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений
В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/11/picture-724151-1449851981.jpg)
ВКР: "Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений о величине предметов у детей II-ой младшей группы".
Цель: установить влияние дидактических игр математического содержания на повышение познавательной активности детей младшего дошкольного возраста и прочности усвоения ими математических знаний....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/04/picture-786841-1617548727.jpg)
"Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений"
Планирование работы по самообразованию для воспитателей детского сада...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/04/picture-786841-1617548727.jpg)
"Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений"
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/20/picture-1023245-1521576693.jpg)
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей 6-7 лет»
Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»В.А.Сухомлинский.Концепция дошкольного образования, требования к обновлению содержания дошкольного образования с учётом фед...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/08/picture-1042675-1528450741.jpg)
"Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений в детском саду"
консультация для педагогов...