Методика обучения решения задач
учебно-методическое пособие по математике (средняя группа)

Бабина Ирина Владимировна

Как научить дошкольника решать задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodika_obucheniya_resheniyu_zadach_-_kopiya.ppt2.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ Воспитатель: Бабина Ирина Владимировна

Слайд 2

ВИДЫ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка (На дереве сидело две птички, прилетела еще одна. Сколько птичек стало на дереве?). Задачи на нахождение неизвестных компонентов («Нина вылепила из пластилина несколько гриб­ков и мишку, а всего она вылепила 8 фигур. Сколько грибков вылепила Нина?»

Слайд 3

Простые задачи, связанные с понятием разностных отношений увеличение числа на несколько единиц («Леша вылепил 6 морковок, а Костя на одну больше. Сколько морковок вылепил Костя?») уменьшение числа на несколько единиц («Маша вымыла 4 чашки, а Таня на одну чашку меньше. Сколько чашек вымыла Таня?» ).

Слайд 4

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ задачи-драматизации задачи-иллюстрации устные задачи

Слайд 5

ЭТАПЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Слайд 6

ПЕРВЫЙ ЭТАП - подготовительный . ЦЕЛЬ - организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами (объединение множеств, выделение части множества. С помощью операций над множе­ствами раскрывается отношение «часть - целое», доводится до по­нимания смысл выражений «больше на...», «меньше на...».

Слайд 7

ВТОРОЙ ЭТАП ЦЕЛЬ - учить детей составлять задачи и подводить к усвоению их структуры. На этом этапе обучения составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1 . Это важно учитывать, чтобы не затруднять детей поиском способов решения задачи.

Слайд 8

Показать отличие задачи от рассказа Отличие задачи от загадки Подчеркнуть значение и характер вопроса Подчеркнуть необходимость числовых данных . Убедить в необходимости наличия не менее двух чисел в задаче

Слайд 9

СТРУКТУРА ЗАДАЧИ Условие, вопрос, решение , ответ. УСЛОВИЕ ВОПРОС РЕШЕНИЕ ОТВЕТ

Слайд 10

Выделение отдельных частей задачи Учить анализировать задачи (устанавливать отношения между данными и искомым, выбор арифметического действия.)

Слайд 11

ТРЕТИЙ ЭТАП учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания, раскрыть их смысл, научить формулировать их и «записы­вать» с помощью цифр и знаков в виде числового примера.

Слайд 12

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПРИДУМАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ЗАДАЧУ)

Слайд 13

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ДЕТЕЙ Вместо задачи составляется рассказ : «На листе сидят две гусеницы, а на траве еще одна. Они все поедают». В задаче правильно воспринимается вопрос, но отсутствует фиксация числовых данных: «Шла девочка и уронила флажок. Сколько стало флажков?» Вопрос заменяется ответом-решением: «Девочка держала флажки в руках. В этой два и в этой два. Если сложить, полу­чится четыре». Заменяют в задаче на вычитание в вопросе слово «осталось» на слово «стало» (На полянке гуляли два зайчонка, один убежал. Сколько стало зайчат?)

Слайд 16

Использованные источники Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. Кн. Для воспитателя детского сада. / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 1992.-191с. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Просвещение, 1979.-368с. ТарунтаеваТ.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников.- 2-ое изд., испр. – М.: Просвещение, 1980. –64с. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников:Учеб. пособие для студентов пед. институтов./ Р.Л. Березина, З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303с. Фатихова, Л.Ф. Обучение дошкольников с нарушением интеллекта решению арифметических задач / Л.Ф. Фатихова // Современное дошкольное образование– 2008- № 6 – М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2008- С. 36-42. Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984. – 256с. http://www.i-gnom.ru/books/formirovaniye_math_predstavleniy/mathematic25.html http://www.novsu.ru/file/4717


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Обучение решению задач"

В детском саду проводится подготовительная работа по усвоению детьми арифметических действие сложения и вычитания. Дошкольников учат составлять и решать простые арифметические задачи в одно действие....

Конспект НОД (образовательная область: познание (ФЭМП) – коммуникация) для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) на тему: «Обучение решению задач с опорой на наглядный материал». (Второе занятие).

Мной представлен конспект НОД (оразовательноая область - познание (ФЭМП)  - коммуникация) на тему "Обучение решению задач с опорой на наглядный материал". Это второе занятие по знакомству детей 6...

Игровые задания по обучению решения задач на вычетание

Игровые задания по обучению решения задач на вычетание...

Обучение решению задач детей дошкольного возраста

К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.В процес...

Статья на тему: «Методика обучения решению задач детей старшего дошкольного возраста».

Знакомство детей с решением простейших арифметических задач...

Методика обучения решению задач

Для усвоения значения и характера вопроса в задаче можно применить такой прием: к условию задачи, составленной детьми, ставится вопрос не арифметического характера («С одной стороны стола постав...