Методическое пособие для воспитателей ДОУ «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»
материал по математике

Власова Марина Юрьевна

Пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.docx525.88 КБ

Предварительный просмотр:

Власова Марина Юрьевна

«Логико-математические игры

для детей старшего дошкольного возраста»

(методическое пособие для воспитателей)

C:\Users\User\Desktop\Педагоги\Власова М.Ю\maxresdefault.jpg

2018 г.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно - действенного мышления к элементам словесно - логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

При подборе и проведении логико-математических игр  учитываются следующие условия:

  • работу с детьми следует проводить в системе,
  • связывать мероприятия с работой в повседневной жизни,
  • учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)

При проведении логико-математических игр используются следующие методы и приёмы:

Игровые методы:

  • вхождение в воображаемую ситуацию;
  • выполнение практических действий по получению необходимой информации;
  • ситуации.

Словесные методы:

  • беседа;
  • формулировка выводов;
  • проблемные вопросы.

Методы обучения:

  • показ способа действия;
  • проблемная ситуация;
  • упражнения.

Широко известны развивающие игры  В. Воскобовича, Б. П. Никитина «Геоконт», «Квадрат», «Сложи узор», «Кубики». В данном пособии предлагаются и другие игры, с которыми можно познакомить детей.

Главное назначение этих игр- развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

Чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания, можно использовать логико-математические игры, подборку которых я хочу представить в данном методическом пособии. В нём собраны игры с описанием действий для дошкольников от 4-5 до 7 лет, в зависимости от индивидуального развития ребёнка.  Представленные игры можно применять при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике с детьми, а также для диагностики развития мышления или для целенаправленной работы по выбранному направлению,  

Пособие будет полезно воспитателям детских садов.

C:\Users\User\Desktop\Педагоги\Власова М.Ю\image (1).jpg

Занимательные логические задачки для старшего дошкольного возраста

  1. Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках.

Жираф жил не в красном и не в синем домике.

Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике.

Догадайся, в каких домиках жили звери?

  1. Три рыбки плавали в разных аквариумах.

Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме.

Золотая рыбка - не в квадратном и не в круглом.C:\Users\User\Desktop\Педагоги\Власова М.Ю\image (9).jpg

В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?

  1. Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша.

Таня выше Лены, Лена выше Даши.

Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая?

Кого из них как зовут?

  1. У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя.

Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.

В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.

В желтой - не юлу и не неваляшку.

Что повезет Мишка в каждой из тележек?

  1. Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.

Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.

В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

C:\Users\User\Desktop\Педагоги\Власова М.Ю\kartinki_dlya_detskogo_sada_oformlenie_gruppy_35_02123438.jpg

  1. Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.

Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.

Божья коровка сидит не на листке и не на грибке.

Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)

  1. Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах.

Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем.

Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем.

На каком этаже живет каждый из мальчиков?

  1. Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья.

Ане не зеленую и не красную. Юле - не зеленую и не желтую.

Оле - не желтое и не красное.

Какая ткань для какой из девочек?

  1. В трех тарелках лежат разные фрукты.

Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке.

Апельсины не в синей и в розовой тарелке.

В какой тарелке лежат сливы? А бананы и апельсины?

  1. Под елкой цветок не растет,

Под березой не растет грибок.

Что растет под елкой,

А что под березой?

  1. Антон и Денис решили поиграть.

Один с кубиками, а другой машинками.

Антон машинку не взял.

Чем играли Антон и Денис?

  1. Вика и Катя решили рисовать.

Одна девочка рисовала красками, а другая карандашами.

Чем стала рисовать Катя?

  1. Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром.

Рыжий клоун выступал не с мячиком,

А черный клоун выступал не с шариком.

С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?

"Классификация"

Цель: формирование умения классифицировать по определенному признаку. При выполнении этого задания правило не дается. Ребенку необходимо самостоятельно выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые фигуры на группы.

Инструкция: "Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?"

Набор фигур


развитие мышления у детей  

Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на 3 группы: круглые, треугольники, четырехугольники, или 2 группы: белые и не белые и т.д.

Сложи фигуры

Цель: развитие умения анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по цвету, форме и размеру.

Инструкция: "Как ты думаешь, каким получится результат при наложении фигур последовательно друг на друга в левой части рисунка. Выбери ответ из фигур, расположенных справа".

развитие мышления у детей  

По трудности (замаскированности отношений по форме) задания распределяются таким образом: когда на более маленькую фигуру накладывается фигура большая по размеру, что провоцирует ребенка на то, что он не предполагает накрытие большей по размеру фигуры меньшей и выбирает результат смешения меньшей и большей фигур. Действительно, если ребенок затрудняется с определением отношений, лучше произвести наложение предметов друг на друга не в наглядно-образном плане (мысленном наложении), а в наглядно-действенном, т.е. непосредственным наложением геометрических фигур.

«Составь фигуру» 

Цель: развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.
Предлагается несколько вариантов этого упражнения (от самого легкого до более сложного).

а) "На каждой полоске отметь крестиком (х) две такие части, из которых можно составить круг".

развитие мышления у детей  

Подобного вида задания можно разработать для любых фигур - треугольников, прямоугольников, шестигранников и т.д.

развитие мышления у детей
Если ребенку трудно ориентироваться на схематичное изображение фигуры и ее частей, то можно изготовить макет из бумаги и работать с ребенком в наглядно-действенном плане, т.е. когда он сможет манипулировать частями фигуры и таким образом составлять целую.

б) "Посмотри внимательно на рисунок, там даны два ряда фигур. В первом ряду даны целые фигуры, а во втором ряду эти же фигуры, но разбитые на несколько частей. Соедини мысленно части фигур во втором ряду и ту фигуру, которая у тебя при этом получится, найди в первом ряду. Фигуры первого и второго ряда, которые подходят друг к другу, соедини линией".

развитие мышления у детей

в) "Посмотри внимательно на картинки и выбери, где расположены детали, из которых можно составить фигуры, изображенные на черных прямоугольниках".



развитие мышления у детей

г) "Посмотри внимательно на рисунок, там даны два ряда фигур. В первом ряду даны целые фигуры, а во втором ряду эти же фигуры, но разбитые на несколько частей. Соедини мысленно части фигур во втором ряду и ту фигуру, которая у тебя при этом получится, найди в первом ряду. Фигуры первого и второго ряда, которые подходят друг к другу, соедини линией".

развитие мышления у детей


д) "Посмотри внимательно на картинки и выбери, где расположены детали, из которых можно составить фигуры, изображенные на черных прямоугольниках".

развитие мышления у детей

"Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек"

  1. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата".


развитие мышления у детей дошкольного возраста 


"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника".

развитие мышления у детей дошкольного возраста 

"Составить два разных квадрата из 7 палочек".

развитие мышления у детей дошкольного возраста 

2. Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.

"В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника".развитие мышления у детей дошкольного возраста

"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата".

развитие мышления у детей дошкольного возраста 
"Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок".

развитие мышления у детей дошкольного возраста 

"Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк".

развитие мышления у детей дошкольного возраста 

"Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в другую сторону".


развитие мышления у детей дошкольного возраста 

"Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?"


развитие мышления у детей дошкольного возраста 

"Найди закономерность"

а) Цель: формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.

Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности".

развитие мышления у детей  

б) Второй вариант задания направлен на формирование умения устанавливать закономерности в таблице.

Инструкция: "Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы в каждом ряду были представлены все виды снежинок".

развитие мышления у детей

"Светофор"

"Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков".



развитие мышления у детей

"Игра с обручами"

Цель: формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.

Перед началом выполнения упражнения для ребенка устанавливается правило: например, расположить предметы (или фигуры) так, чтобы все округлые фигуры (и только они) оказались внутри обруча.

развитие мышления у детей  

После расположения фигур необходимо спросить ребенка: "Какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? Как ты думаешь, что общего у предметов, лежащих в кругу? вне круга?" Очень важно научить ребенка обозначать свойство классифицируемых фигур.

Игру с одним обручем необходимо повторить 3-5 раз, прежде чем перейти к игре с двумя или тремя обручами.

Правила для классификации: "Расположи предметы (фигуры) так, чтобы все заштрихованные (красные, зеленые), и только они, оказались внутри обруча".
"Расположи предметы (картинки) так, чтобы все обозначающие одушевленные предметы, и только они, оказались внутри обруча" и т.д.

Инструкция: "Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?"

Набор фигур


развитие мышления у детей  
Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на 3 группы: круглые, треугольники, четырехугольники, или 2 группы: белые и не белые и т.д.

«Точки»

Количество игроков: 2-3 ребенка.

Инвентарь: бумага, ручки.

 Сначала подготовьте игровое поле: нарисуйте на бумаге несколько рядов точек на равном расстоянии друг от друга. Чем больше будет поле, тем дольше продлится игра.

 Затем по очереди соединяйте пары точек вертикальными или горизонтальными линиями. Соединив две точки таким образом, чтобы замкнуть квадрат, вы получаете право поставить внутри этого квадрата свои инициалы и нарисовать еще одну линию.

 Победителем считается игрок, у которого к концу игры окажется больше квадратов.

«Зеркало»

Количество играющих: 2, 4 или 6 человек.

Инвентарь: зеркало, по паре простых одинаковых предметов.

 Посмотрите с детьми в зеркало. Обратите их внимание на то, что все левое в зеркале будет правым, и наоборот.

 Предложите детям парную игру: один ребенок будет смотреться в воображаемое зеркало (в другого ребенка), а второй будет его зеркальным отражением. Если играет группа детей, то они играют парами.

 Перед каждым играющим кладутся одинаковые предметы. Задача отражения — повторить все действия смотрящегося так, как это сделало бы зеркало.

 Ведущий может давать команды смотрящемуся, например: прищурить левый глаз; дотронуться до правого уха; подпереть щеку левой рукой; причесаться; помахать левой рукой и т. д.

Список использованных источников:

  1. http://adalin.mospsy.ru/
  2. http://kladraz.ru/
  3. http://klub-drug.ru/doshkolniki/zadachi
  4. http://ped-kopilka.ru
  5. http://www.develop-kinder.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Математика входит в жизнь ребёнка очень рано. Ребёнок растёт, и каждый день открывает для себя много нового, мир красок, форм, величин и свойств. Если с самого начала предоставить ему возможность позн...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса позна...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания, м...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Методическое пособие для воспитателей детских садов«Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Продемонстрировать  педагогам  практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в  развитии детей 5-6 лет  логико-математического мышления через дидактические игр...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Методическое пособие для воспитателей детских садов«Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»...

Методическое пособие для воспитателей ДОУ Диагностика школьной зрелости детей старшего дошкольного возраста

Диагностика школьной зрелости детей старшего дошкольного возраста. В  данном методическом  пособии представлены материалы по определению уровня познавательного мотива у детей старшего д...