Конспект ООД по «Мате: плюс» в подготовительной группе «Масленичная неделя».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Задачи:

- закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года; упражнять в решении стихотворных арифметических задач; учить различать понятия: выше – ниже, длиннее – короче;

- формировать умение составлять из геометрических фигур силуэты;

- развивать смекалку, зрительную память, воображение;

- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; воспитывать интерес к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_mate_plyus_maslenichnaya_nedelya.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина»

Конспект ООД по «Мате: плюс»

 в подготовительной группе

 «Масленичная неделя».

Составили воспитатели:

Шаргаева М.В.

Панюшкина А.В.

Гагарин

2018

Конспект ООД по «Мате: плюс» в подготовительной к школе группе «Масленичная неделя».

Задачи:

- закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года; упражнять в решении стихотворных арифметических задач; учить различать понятия: выше – ниже, длиннее – короче;

- формировать умение составлять из геометрических фигур силуэты;

- развивать смекалку, зрительную память, воображение;

- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; воспитывать интерес к математике.

Материал: календарь, д/игра «Геометрическая мозаика», мешочки с мелкими одинаковыми предметами на каждого ребёнка, для теста ( 2 кастрюли, ложки, стаканы, весы, книга с рецептом, яйца куриные, мука, молоко или подкрашенная вода, соль, сахар), солёное тесто, скалки, стеки, кухонная посудка (тарелочки, кружечки, кастрюльки, стаканчики), д/игра «Волшебный круг». С использованием УМК «Мате:плюс. Математика в детском саду».


Ход ООД:

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем, но не обычным «Здравствуйте», а в игре (пальчиковая гимнастика)

На поляне дом стоит                       (Пальцы обеих рук делают крышу)

Ну, а к дому путь закрыт                 (Руки повёрнуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие вверх – «ворота»)

Мы ворота открываем                     (Ладони разворачиваются)

Всех вас в гости приглашаем           (Кланяются гостям)

Воспитатель (Показывая на календарь): Ребята, у нас на календаре почему-то лето. Это правда? (Ответы детей)(Работа с календарём)

- Какое сейчас время года? (Зима)

- Какие вы знаете зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

- Какой сейчас месяц? (февраль)

- А кто скажет, сколько дней  в феврале? (28)

- Какое сегодня число? (…)

- Кто может сказать, какой народный праздник мы празднуем в феврале? (Масленица)

- Что это за праздник? (Это время, когда зима встречается с весной)

- Что бывает раньше зима или весна? (зима)

- У масленичной недели 7 деньков, 7 дней недели. Давайте с вами их вспомним (понедельник, вторник …)

- Какой сегодня день недели? (…)

- Какой день недели был вчера? (…)

- Какой день будет завтра? (…)

- Какой день будет через два дня? (…)

- Суббота это рабочий день или выходной? (выходной)

- Каким цветом на календаре обозначены выходные? (красным)

- Какие ещё дни обозначены красным цветом? (праздники)

Воспитатель: Сегодня я вам расскажу про народный праздник Масленицу, а точнее про Масленичную неделю.

- Каждый день недели на Масленицу празднуется особенно.

Первый день – Понедельник – день для встречи.

На встречу наряжали соломенное чучело Масленицы. Чтобы нам начать масленичную неделю нам тоже надо сделать чучело Масленицы. Предлагаю вам сделать его из геометрической мозаики. (Конструирование)

- Какие фигуры вы использовали для постройки чучела? (ромб, трапеция …)

- Наши «Масленицы» готовы и мы можем встречать Вторник – заигрыш.

В этот день начинались игры и потехи, народные гуляния. Вот и нам пришла пора поиграть. А называется игра «Волшебный мешочек».

Ну а как мы будем играть?

Просто будем мы считать.

Я вам читаю задачку,

А вы правильный ответ вытаскиваете из мешочка.

  1. Решила бабушка блины испечь.

Поставила тесто, да затопила печь.

Много блинов она напекла,

А посчитать их не смогла.

Два блина – для внучки,

Два блина – для деда,

Два – для себя

И два – для соседа.

У ребят скорее спросим:

Сколько блинов получилось? (8 предметов достали из мешочка)

  1. Шесть весёлых медвежат

К нам на Масленку спешат.

Но один из них устал

И домой потелепал.

Дети пусть ответ найдут:

Сколько мишек к нам придут? (5)

  1. Пять блинов лежало в миске.

Два блина взяла Лариска.

Ещё один стащила киска,

А сколько же осталось в миске? (2)

  1. Я на Масленке бывала,

Чего там только не видала!

В снег упал Серёжка,

А за ним Алёшка,

А за ним Иринка,

А за ней Маринка,

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят? (5)

Воспитатель: После веселья пора и делом заняться. Наступила Среда – Лакомка.

В этот день в каждой семье накрывали столы, пекли блины и угощали соседей.

- Мы с вами тоже можем испечь блины. Как вы думаете, что нам для этого понадобится? (мука, соль, вода …)

- Чтобы получилось вкусное тесто, предлагаю воспользоваться рецептом (воспитатель показывает книгу с рецептами). А в рецепте написано, что все ингредиенты нужно измерить. Чем нам можно измерять?

- Муку? (весами, ложками, стаканами …)

- Соль, сахар? (ложками)

- Молоко? (стаканами)

- Яйца? (штучно)

- Молодцы! Приступаем. (Самостоятельная работа детей, воспитатель контролирует. На столе : кастрюля, ложки, стаканы, весы, книга с рецептом, яйца куриные, мука, молоко или подкрашенная вода, соль, сахар. Дети сообща замешивают тесто).- измерительные величины

- Вот и готово наше тесто. Теперь нам надо его накрыть и дать ему «подняться», чтобы оно стало пышным. А пока оно поднимается, предлагаю вам поиграть, выходите на ковёр (пока дети идут ковру, воспитатель незаметно меняет кастрюлю с тестом, которое замесили дети, на кастрюлю с солёным тестом).

Физкультминутка: (выполняем движения по тексту)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно.

Мы колени поднимаем –

Шаг на месте выполняем.

От души мы потянулись,

К тесту снова мы вернулись.

Воспитатель: Вот и готово наше тесто (Воспитатель ставит на стол кастрюлю с солёным тестом). Мы можем сейчас сделать из него блины. Блин является символом Масленицы. Вы можете мне сказать почему? (Ответы детей).

Блин похож на солнце, а Масленица – это праздник, когда мы зиму провожаем, а весну тёплую встречаем, а какое же тепло без солнца?

Из нашего теста нам надо сделать круглые блины. У нас есть скалки и стеки. Приступаем к работе.

(Воспитатель рассматривает блины) Что-то блины у нас получились не круглые. Что будем делать? (положить на тесто тарелочку, кастрюльку, кружку и т.д. и обрезать тесто по краям. Получится круглый блинчик). – Упражнение на нахождение кругов в пространстве. Дети выполняют задание для получения круглых блинчиков.

Воспитатель: Пока мы с вами пекли блины, наступило время следующего дня. Четверг – широкий четверток.

В этот день начиналось основное веселье: чучело возили по улицам, катались с ледяных гор. Было традицией находить круглые (как солнце) предметы и скатывать их с горки. Чьё «солнышко» дальше укатится, у того и год будет удачливей.

А как можно понять, чьё «солнышко» укатилось дальше? (нужно измерить расстояние).

- Чем мы можем измерять длину? (линейкой, рулеткой, шагами …)

- У меня есть такая импровизированная горка, с которой мы запустим наши «солнышки». Измеряем расстояние от горки до своего «солнышка», результат «записываем штампами» на доске, рядом со своим именем. И узнаём – чьё же «солнышко» победило. – Упражнения на измерение и сравнение, разнообразие условных мерок, записи цифр. 

Воспитатель: Мы так долго катались с горки, что забыли про наши блины. Да и про следующий день пора узнать.

В пятницу и субботу – вечёрки да посиделки, ходили к родственникам в гости и угощали всех блинами.

- Блинов у нас мало, а нас и гостей много. Как же сделать так, чтобы блинов хватило всем? (поделить их).

- Правильно. Давайте возьмём стеки и поделим наши блины. Упражнение: целое и части – деление блинов на ½ и ¼. На сколько частей поделили? Как называется одна часть? А как называется весь блин? Сколько половинок у блина? А сколько четвертей у половинки блина?

- Хватит нам теперь блинов на всех? А кто сможет угостить больше гостей девочки или мальчики? Как узнать? (посчитать?). 

- Можно, но долго. Ещё какие способы есть? (можно сложить в стопки и сравнить высоту).- Упражнение: сравнение по высоте.

Воспитатель: Вот и наступил последний день Масленичной недели – воскресенье – проводы.

В этот день провожали Масленицу. Соломенное чучело чествовали, приглашали снова вернуться через год, а потом увозили за околицу и сжигали.

В старину в этот день, люди пытались задобрить солнце, чтобы оно было ярким и тёплым. Они изготавливали из бумаги маленькие макеты солнца, закрепляли их на палочки и выносили на улицу. Пели песни и размахивали солнышками над головой.

У нас с вами есть игра «Волшебный круг», из деталей которого мы собирали разных животных. Но сегодня вам предлагаю собрать просто «солнышко» (если ребёнку сложно, то можно предложить ему схему).

Воспитатель: Вот и подошёл мой рассказ о Масленичной неделе к концу. Надеюсь, вы сегодня узнали много нового и интересного. А пока я провожу наших гостей, вы можете поиграть в «Волшебный круг» и собрать из его деталей животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД по физической культуре в подготовительной группе. Тема недели "Моя родина - Россия"

Мотивация занятия: Инструктор по физической культуре предлагает детям отправиться в путешествие по Росси....

Занятие по лепке в подготовительной группе "Масленичное чаепитие"

лепить с детьми самовар и другие виды чайного сервиза....

Сценарий Масленицы на улице для подготовительной группы «Масленичные забавы»

Познакомить детей с русскими народными праздниками....

Методическая разработка "Сценарий масленицы для подготовительной группы «Масленичные забавы»"

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям и обычаям. Задачи: создать настроение торжества и веселья;- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;- доставлять ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Масленичные гулянья»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Масленичные гулянья"...

Конспект занятия в подготовительной группе «Масленичные гулянья»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Масленичные гулянья"...