Консультация для воспитателей Танграм
консультация по математике (средняя группа)

Тягненко Татьяна Ивановна

Консультация для воспитателей Танграм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tangram_i_dr.1.docx337.05 КБ

Предварительный просмотр:

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрически фигур.

Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала.

Они интересны и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Игра «Танграм».

«Танграм» - одна из несложных игр. Её называют и «Головоломкой из картона», «геометрическим конструктором» и др. Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 8Х8 см из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получаются: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и собственному замыслу. Успешность освоения игры зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только все названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путём, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путём разрезания и составления их из частей.

Последовательные этапы освоения игры «Танграм».

Первый  этап ( 5-6 лет) – ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

Задания:

Цель: сравнение треугольников по размеру, составлений из них новых геометрических фигур: квадратов, четырёхугольников, треугольников.

  1. Отобрать все треугольники, сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой. Вопросы педагога: «Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких? Сравните этот треугольник (средний) с большим и маленьким. (Он больше самого маленького и меньше самого большого из имеющихся.) Сколько всего треугольников и какого они размера? (Два больших, 2 маленьких и 1 средний.)
  2. Взять 2 больших треугольника и составить из них последовательно: квадрат, треугольник, четырёхугольник. Один из детей составляет фигуры на фланелеграфе. Воспитатель просит назвать вновь полученную фигуру и сказать, из каких фигур она составлена.
  3. Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.
  4. Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырёхугольник.
  5. Вопросы для анализа: «Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к большому треугольнику средний и наоборот?) Покажите стороны и углы четырёхугольника, каждой отдельной фигуры».

Цель:  составление новых геометрических фигур из имеющихся по образцу и замыслу.

  1. Составить четырёхугольник из большого и среднего треугольников.
  2. Составить новую фигуру из квадрата и 2 маленьких треугольников (Сначала квадрат, затем - четырёхугольник)
  3. Составить новую фигуру из 2 больших и среднего треугольника. (Пятиугольник, четырёхугольник)
  4. Воспитатель показывает таблицы и просит детей составить такие же фигуры (Рисунок 1). Дети последовательно составляют фигуры, рассказывают, как они делали, называют их.

Воспитатель составляет их на фланелеграфе.

Ребятам даётся задание составить несколько фигур по собственному замыслу.

Итак, на первом этапе освоения игры «Танграм» проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов  геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путём присоединения одной из них к другой.

Задания видоизменяют. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Им предлагают выполнить задание мысленно, а затем практически: «Какую фигуру можно составить из 2 треугольников и одного квадрата? Сначала скажите, а затем составьте.»

Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур-силуэтов по расчлененным образцам.

Фигурой-силуэтом называют предметное плоское изображение, составленное из частей игры. Второй этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур.

Для успешного воссоздания фигур-силуэтов необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и её частей. Кроме этого, при воссоздании фигуры на плоскости очень важно умение мысленно представлять изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. Наиболее простым видом анализа образца является зрительный, но он невозможен без развитого умения видеть пропорциональное соотношение частей фигуры. Способ составления (расположения составных частей0 фигуры-силуэта из геометрических фигур играющий вынужден искать, опираясь на данные анализа, путём апробирования намеченных вариантов составления.

Игры на составление фигур-силуэтов по расчленённым образцам (второй этап работы) должны быть использованы воспитателем с целью упражнения не только в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца. Детям показывают расчленённый образец и объясняют цель: составить такой же. Несмотря на кажущуюся лёгкость «копирования» способа пространственного расположения частей, дети допускают ошибки в соединении фигур по сторонам, в пропорциональном соотношении. Ошибки объясняются тем, что в этом возрасте недоступен самостоятельный анализ  расположения частей. Ребята затрудняются в определении и назывании относительной величины составных частей, размерных соотношений. Так, ребята могут вместо большого треугольника поместить средний по размеру и заметить ошибку только после указания взрослого.

Таким образом, исходя из особенностей анализа и практических действий детей старшего дошкольного возраста, можно определить с о д е р ж а н и е    р а б о т ы    на втором этапе развёртывания игр: это обучение детей анализу предъявляемого образца и словес ному выражению способа соединения и пространственного расположения частей.

За анализом следуют упражнения в составлении фигур. Образец не убирается, дети вновь могут обращаться к нему в случае затруднения. Он должен быть изготовлен в виде таблицы на листе бумаги и равен по размеру фигуре-силуэту, получаемому в результате составления набора фигур, имеющихся у детей. это облегчает на первых занятиях анализ и сопоставление (проверку) воссозданного изображения с образцом. На следующих занятиях по мере накопленного опыта в составлении фигур нет необходимости соблюдать это правило.

На протяжении ряда занятий дети составляют ещё несколько фигур-силуэтов по нерасчленённым образцам.

За играми на составление  фигур-силуэтов следуют упражнения в составлении изображения   п о   с о б с т в е н н о м  у      з а м ы с л у.

На занятии детям предлагается вспомнить, какие плоские фигуры они учились составлять, и составить их. Каждый из детей составляет поочерёдно 3-4 фигуры. Эти занятия включают элемент творчества. При передаче формы некоторых фигур-силуэтов дети воспроизводят общие очертания формы, а составные элементы отдельных частей располагают несколько иначе, чем они это делали ранее по образцу.

Составляя фигуры-силуэты, дети, задумав какое-либо изображение, мысленно членят его на составные части, соотнося их с формой танграмов, затем составляют. Нередко ребята делают интересные фигуры-силуэты, которыми можно дополнять запас образцов к игре «Танграм»

Детям подготовительной группы можно с целью развития  творчества предложить более сложные задания. Из 2-3  одинаковых наборов к игре «Танграм» составить фигуру-силуэт, сюжет как по образцам, так и по собственному замыслу.

Итак, в обучении детей 5-6 лет воссозданию фигур-силуэтов из частей игры «Танграм»  п о с л е д о в а т е л ь н о с т  ь    усложнения заданий можно представить следующим образом: от овладения элементарными способами зрительного анализа дети переходят к усвоению способов мысленных действий.

Усложнение заданий и изменение характера руководства со стороны педагога, повышение роли самостоятельных действий детей в ходе поисков составления фигуры им овладевать более совершенными способами трансфигурации, на основании чего  возможно  моделирование предметных изображений по собственному замыслу.


                                                                                             

                 

         

   

             

         

         

     

                         

     

         

     

         


Игра-головоломка «Пифагор»

В работе с детьми 6-7 лет игра используется с целью развития мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, смекалки и сообразительности.

О п и с а н и е   и г р ы. квадрат размером 7х7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырёхугольник (параллелограмм). Дети называют эту фигуру – четырёхугольник.

Ц е л ь  и г р ы  состоит в составлении из 7 геометрических фигур – частей игры, плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.

Набор к игре представлен хорошо известными детям старшего дошкольного возраста геометрическими фигурами. Поэтому игра может быть использована воспитателем на занятиях для закрепления у детей представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путём составления новых геометрических фигур из 2-3 имеющихся.

Приобщение детей  к игре «Пифагор» начинается с показа набора фигур, которые потребуются для игры. Необходимо рассмотреть все геометрические фигуры, сосчитать, назвать их, сравнить по размеру, сгруппировать, отобрав все треугольники, четырехугольники. После этого предложит детям из набора фигур составить новые. Из 2 больших, а затем и маленьких треугольников составить квадрат, треугольник, четырёхугольник. При этом вновь полученные фигуры будут равны по размеру имеющимся в наборе. Так, из  2 больших треугольников получается четырёхугольник такого же размера, квадрат, равный по величине большому квадрату. Надо помочь детям заметить сходство фигур, сравнить их по размеру не только на глаз, но и накладывая одну фигуру на другую. После этого можно составлять и более сложные геометрические фигуры – из 3,4 частей. Например, из 2 маленьких треугольников и маленького квадрата составить прямоугольник; из параллелограмма, 2 больших треугольников и большого квадрата – прямоугольник.

Учитывая опыт, накопленный детьми в процессе освоения игры «Танграм», воспитатель в ходе обучения новой игре использует ряд методических приёмов, способствующих проявлению у детей интереса к ней, помогающих быстро освоить игру, проявляя при этом творчество и инициативу.

На занятии воспитатель предлагает детям образцы на выбор – расчленённые и контурные. Каждый может выбрать себе образец по желанию и составить фигуру. Воспитатель может сказать, что интереснее составлять фигуру-силуэт по образцу без указания составных частей. При этом надо самостоятельно найти способ их расположения.

В процессе руководства  деятельностью детей по составлению фигур-силуэтов, воспитатель использует разнообразные методы, помогающие поддерживать у детей интерес, стимулирующие активную умственную деятельность.

1. В случае затруднения в составлении фигуры-силуэта по нерасчленённому образцу предложить детям образец с указанием места расположения 1-й  и 2-й  частей игры из заданных 7 чсатей. Остальные части ребёнок располагает сам.

2. Взрослый, наблюдая за действиями ребёнка, составляющего фигуру, подтверждает правильное расположение отдельных  её частей.

3. Анализируя образец, воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть его, подумать, как расположены в нём части игры. Можно разрешить ему начертить на бумаге способ расположения частей или сделать разметку непосредственно на образце, на доске мелом.

4.  После рассматривания образца, т.е. зрительно-мысленного анализа его, воспитатель просит ребёнка рассказать о способе расположения фигур. При этом подчёркивается, что свою догадку надо проверять практически, каждый раз отбрасывая неверные пути решения. Такой анализ возможен тоько при условии развитого анализирующего восприятия, гибкости и подвижности мысли, постоянной ориентировки на образ составляемой фигуры-силуэта. Настойчивый поиск новых способов сочетания фигур приводит ребёнка к положительному результату.

5. Важна положительная оценка  активности детей при поисках способа расположения фигур. Нужно поощрять, одобрять проявление сообразительности, настойчивости, инициативы, стремление придумать и составить новую фигуру или частично видоизменить образец.

  1. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов уместно предлагать им задания творческого характера, стимулировать проявление смекалки, находчивости. Вновь придуманные силуэты зарисовываются в индивидуальный альбом.

В ходе обучения на занятиях дети старшего дошкольного возраста быстро осваивают игры на воссоздание специальных из наборов фигур («Колумбово яйцо», «Листик», «Волшебный круг» и т.п.), образных, сюжетных изображений, которые становятся одним из средств заполнения досуга.

 

 

             

 

   

   

 

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ТАНГРАМ»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ«ТАНГРАМ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА»...

Консультация для родителей "Танграм"

Очень нтересная игра, как для взрослых, так и для детей)))...

Консультация для родителей "Танграм для дошкольников"

Данная консультация позволит родителям понять суть и важность данной головоломки для дошкольников....

Консультация "Игра-головоломка "Танграм"

Консультация для родителей "Игра-головоломка "Танграм"...

Консультация для родителей "Танграм для дошкольников, что это такое?"

Упражнения с головоломкой, безусловно, полезны для детей дошкольного возраста, поскольку в ненавязчивой форме развивают у них полезные умения: учат пространственному мышлению; формируют и закрепляют п...

Консультация для родителей "Танграм для дошкольников: развивающая головоломка"

Консультация для родителей "Танграм для дошкольников: развивающая головоломка"...

Консультация для воспитателей. «Головоломка Танграм»

Вы играли в головоломку Танграм?Танграм предлагает вам соединить все части вместе, чтобы сформировать бесчисленное множество разновидностей фигур. Вы можете создавать свои собственные фигуры или пытат...