«Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
статья по математике

Вашему вниманию предлагается опыт работы педагога, углубленно  работающего над вопросами сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_sensornoe_razvitie.docx69.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного типа № 30

отдела образования г. о. Вичуга Ивановской области

«Дидактическая игра,

как средство  сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»

Опыт работы воспитателя

Лапшовой Елена Львовны

                            2018 г.

Аннотация  на опыт работы

Лапшовой Елены Львовны,

воспитателя МБДОУ д/с № 30.

Как помочь детям младшего возраста  овладеть сенсорными эталонами? На помощь воспитателю  приходит дидактическая игра, с помощью которой  ненавязчиво и в игровой форме дети усваивают понятия величины, размера, цвета  и др.

Вашему вниманию предлагается опыт работы педагога, углубленно   работающего над вопросами сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.  

Вы узнаете,  какие игры можно сделать своими руками и  из бросового материала и  как организовать  взаимодействие с детьми с их использованием.

Материалы адресованы  педагогам и родителям  детей дошкольного возраста.

Опыт работы Лапшовой Елены Львовны

 был представлен и одобрен на малом педагогическом совещании  в МБДОУ  д/с № 7 от 10 января 2017 года  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                    Старший воспитатель МДОУ № 30: Ларина Т.Л.

Содержание.

  1. Введение
  2. Актуальность темы
  3. Психолого-педагогический подход к сенсорному развитию детей дошкольного возраста.
  4. Особенности восприятия детьми сенсорных эталонов.
  5. Организация работы по сенсорному воспитанию.
  6. Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания.
  7. Практическая часть

1.Введение.

Сенсорное воспитание - это развитие  восприятия ребенком и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познания.   Поэтому нормальное эстетическое развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

 Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование)  не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками. Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Рассматривая объект, ребенок как правило, выделяет в младшем возрасте один – наиболее яркий признак, и, ориентируясь на него, оценивает предметы в целом посредством изобразительной деятельности оценивается цветовая гамма, конструированием – форма, величина, лепкой – тактильная чувствительность объекта.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

         

      1.Актуальность темы

   Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

    Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

      От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.

В системе дидактических игр дети   овладевают основными умениями и навыками различных видов продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) игры и учения. Дидактические игры проводимые вне занятий  систематически обучают, закрепляют знания в игровой форме. Дидактические игры позволяют развить его восприятие, чувственность и тактильные ощущения.

  1. Психолого – педагогический подход к сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

   Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами (Н.М. Щелованов, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.М. Фонарев, С.Л. Новоселова): ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но он не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Формирование восприятия есть передача ребенку социально-исторического опыта путем обучения. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л.А. Венгер, в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Главное значение сенсорного воспитания в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.

Дети, обладающие сенсорной культурой становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

Сенсорное воспитание развивает способность восприятия действительности во всей ее полноте, помогают сосредоточить внимание ребенка на самых малозаметных деталях предметов и таким образом собирает материал для воображения.  

Творческое воображение это внутреннее конструирование, твердо связанное с действительностью.  Расширение словарного запаса происходит при работе с любым материалом. На первой ступени ребенку дают задание назвать цвета. На первом -  это зеленый , это лиловый, оранжевый».

На втором  -  « Дай  мне, пожалуйста, зеленый, покажи лиловый, поставь на ладошку оранжевый». На третьем. «Какой это цвет?».

  Бондаренко А.К. ввела представление о дидактической игре , как о многоплановом, сложном педагогическом явлении : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего     воспитания личности ребенка. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в 2–х направлениях игра – занятие и дидактические или автодидактические  игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятиям использует разнообразные игровые приемы, вносит элемент соревнования.

С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления о построении игрового сюжета, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры занятия по этому и относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.

Дидактическая игра используется в развитии сенсорной культуры. Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. Но более широкий простор предоставляется детям в отведенные часы игр.

В младших возрастных группах дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике, как метод обучения детей сюжетно – ролевой игре. Игра не только выделяет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формируют определенные свойства личности.

      Усвоение сенсорных эталонов – процесс сложный и длительный, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предисторию. Усвоить сенсорный эталон -  это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство ( как иногда считают не слишком искушенные педагоги).. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве « единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их  с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Путем обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в повседневной жизни. Начиная с трех лет обучения продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.  

  1.  Особенности восприятия детьми сенсорных эталонов.

  Важной задачей является обогащение, уточнение и закрепление представлений о цвете, форме предметов, о различных параметрах величины и некоторых пространственных ориентирах, а так же активизация соответствующего словаря. Процесс этот начинается на предыдущем возрастном этапе, но к 4 – м годам он еще далеко не завершен.  Дети первой половины 3 –го года жизни достигают довольно высокого уровня сенсорного развития.

Для детей третьего года жизни предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляется умение группировать однородные предметы по величине, цвету, форме. Нередко и группировка и соотнесения предметов входят в одну игру – занятие.  Взрослым не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления цвета и формы. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойство предметов во время действия с ними. И не беда, если треугольник он при этом будет называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет название форм и цветов,  но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова : «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов.

 Величина не имеет «абсолютного» значения.  Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, а далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задание, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой и величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет путем элементарных заданий по группированию однородных предметов по величине, форме, цвету. К учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.   Прежде всего ребенок усваивает систему перцептивных действий, закрепленных человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего.

 Освоение системы перцептивных (обследовательских)  действий сенсорными эталонами проходит в тесном единстве и взаимосвязи. Перцептивные действия имеют развернутый характер, ярко – выраженный и наблюдаемый.

 Обеспечивает выделение различных свойств и признаков  предмета (цвет, форма, величина).  Результаты обследования обобщаются и приобретают эталонное значение. Способы обследования предметов : их группировке по цвету и форме вокруг образцов. Наконец в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие : умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Начиная с трех лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.  Сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и отношениях по величине возникающими между элементами ряда, состоящими из большого количества предметов.

Сенсорные эталоны в области цвета.

 Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра ( красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый ) и ахроматические цвета - белый, серый, черный.

Сенсорные эталоны формы.

   Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником.

Восприятие эталонов величины. Особый характер носит эталон величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливаться людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая условная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов.  Усвоение системы мер и способов их использования  - особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения.

5. Организация работы по сенсорному воспитанию.

 Развитие речи.

  Для каждой деятельности необходима способность целостного восприятия и представления (предметов, звуков речи, действий, отношений), а так же анализирующего восприятия и представления. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие речевого слуха – восприятие звуковой культуры речи и музыкального слуха – умение воспринимать звуки по высоте, различать ритмический рисунок.  Ведущее значение в развитии сенсорного процесса ребенка – дошкольника приобретает речь. Называя признаки предметов, ребенок тем самым выделяет их из символических средств – речь. Само освоение речи также имеет сенсорные основы : выделение речи как особого раздражителя, различение интонаций слова, звуков обеспечиваются слуховым и кинестетическим восприятием. Логическое мышление и речь перестраивают чувственное познание. Нередко ребенок выражает в рисунке такие черты изображаемого, которые обычно зрительно не воспринимаются. Например, люди в доме изображаются как бы через просвечивающиеся стены. Ребенка здесь не смущает то, что нельзя видеть через стену дома, он стремится передать в рисунке то, что он знает о предмете.

Ребенок объясняет содержание рисунка с помощью речи. Некоторые стороны действительности детям очень трудно или невозможно передать средствами рисунка. Таким образом мышление и речь становятся условием дальнейшего сенсорного развития человека.  В этих случаях они нередко прибегают к помощи звукоподражания, к жестам, фразам.  Совершенству речи детей способствует конструирование, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их , общаясь друг с другом.

 Физическое развитие.

  В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянное совершенствование в самых разнообразных движения, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми , ловкими, легко подчиняющимися контролю глаз. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

 Развитие элементарных  математических  представлений. Обучение счету знакомству с цифрами, арифметическими операциями относятся к математическому разделу. Обучение проходит опосредованно и с помощью сенсорных эталонов. Оно происходит за счет усвоения и использования новых терминов. Развитие элементарных математических представлений осуществляется посредством сенсорного воспитания детей в упражнениях практической, повседневной жизни. Дети овладевают временными представлениями, осознают последовательность и продолжительность времени ( вчера, сегодня). Формирование элементарных математических представлений так же предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.  

 В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове название направлений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа, овладевают и такими понятиями, как « высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий»).Огромные трудности представляет для ребенка и передача перспективных сокращений. Эти трудности зависят от того что дошкольник долгое время ещё не понимает смысла перспективных отношений. Пространственное размещение предметов на плоскости листа бумаги – то, чему ребенок должен научится.

 Прежде всего его нужно научить размещать предметы на листе бумаги «ближе» и «дальше». Обучить изображать предметы первого плана более крупными, а заднего плана – более мелкими. Иногда ребенок закрывает один предмет другим. Иногда можно наблюдать интересное изображение деревни или города, составленное из отдельных предметов, которые повторяются много раз. Следует заметить, что наиболее способные дети очень рано усваивают некоторые закономерности перспективы.

6. Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания.

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

 Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии,  то что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.

1.Оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.

2. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам.  

4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

    В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

 Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по  ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.  Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму. Регулярно проводится  контроль за состоянием сенсорного развития детей:

1-й уровень : хаотичные пробы и ошибки.

2-й уровень : целенаправленные пробы.

3-й уровень : безошибочно подбирает детали.

  Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр  игрушек особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа.  Из поколение в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом  для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений.

Формирование представлений о цвете, форме ( бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки ,башенки)

Виды дидактических игр:

  1. Игры - забавы.
  2. Настольно – печатные.
  3. Словесные.
  4. Музыкальные.

Обязательным элементом дидактическим игр является:

  1. Отражение учебного материала.
  2. Выделение игровых задач.
  3. Наличие правил.
  4. Действия играющих.
  5. Подведение итогов игры.  

Классификация игр :

1. Игры возникающие по инициативе детей – самостоятельные: режиссерские.

2. Игры возникающие по инициативе взрослого или старших детей – организованные игры.

3. Игры идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные.

Методика организации дидактических игр :

Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех  основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.

Подготовка:

- Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний).

- Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы.

          - Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры.

-  Выбор места.

- Определение количества играющих.

- Подготовка необходимого дидактического материала.

- Подготовка к игре самого воспитателя.

- Подготовка к игре детей.

Проведение игры :

- Ознакомление детей с содержанием игры.

- Объяснение хода и правил игры.

Правила игры :

-      Основная цель правил игры – организовать действия, поведения детей.

-   Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что – то детям в игре.

От детей требуется:

- умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

Используя дидактическую игру в воспитательно – образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка.  Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является  и контролируется действиями. Само развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Методы обучения – это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания.

1. Сочетание умственной задачи с активными действиями.

2. Элементы загадочности ( догадайтесь дети, что в этой коробке ).

  Для детей  четвертого года жизни характерно обладание  чувственного познания окружающего мира  

Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках.  Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры.    

Вывод:

Одним из важных условий сенсорного развития детей младшей группы является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей. Именно в условиях содержательной, результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения. Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер.

  Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Дидактические игры проводимые вне занятия  и являющиеся составной частью занятий обучают и закрепляют знания в игровой форме. Дидактические игры и упражнения для детей 3 – 4 лет проводятся последовательно, систематично. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделение одного из свойства в ущерб другим.  

                                                   

         

7.Практическая часть:

   

       Сенсорное воспитание ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни, малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

 

В сентябре проведенный мониторинг показал, что:

68% воспитанников испытывают затруднения в определении цвета предметов;

80% - воспитанников испытывают затруднения   в определении формы предметов;

85% - воспитанников испытывают затруднения в  определении величины предметов.

   Поэтому для углубленной работы я выбрала тему «Дидактическая игра как средство сенсорного развития младших дошкольников»  

 Прежде чем приступить к работе , я определила, на каком уровне находятся  дети  моей  группы  и выбрала конкретные способы реализации материала.  Наметила  последовательность  использования дидактических игр в течение  года, определяемую усложнением  содержания.  

В своей  работе я определила цель:

  Цель: Развивать на основе чувственного опыта и систематизировать представления о свойствах предметов: цвета, формы, величины детей четвертого года жизни в процессе проведения дидактических игр.

Для  реализации  поставленной цели  наметила задачи:

1.Закреплять представления об эталонах:

    - цвета,

    - формы,

    -величины.

2. Формировать умения применять полученные знания в  практической и познавательной деятельности.

      Работу строю на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с №30 которая разработана с учётом  ряда парциальных программ и серии передовых технологий, которые подробно указаны в организационном разделе программы:  

 В своей работе я применяю  ряд принципов:

  • принцип воспитывающего обучения: воспитание моральных качеств личности и волевых черт характера, формирование чувств и эмоций;
  • принцип научности обучения: правильное отражение действительности;
  • принцип систематичности: отражение окружающего мира в учебном материале определяет систему его изучения;
  • принцип доступности: обучение должно быть доступным данной группе, возрасту, уровню развития;
  • принцип наглядности обучения: на всех этапах обучения как необходимая сторона познавательной деятельности включается чувственный опыт ребенка;
  • принцип сознательности и активности: формирование у ребенка сознательного понимания учебного материала, сознательного отношения к обучению, познавательной активности;
  • принцип индивидуализации: учет индивидуальных особенностей детей и организация индивидуального подхода.

          Работа начата с обучения детей рассматриванию (т.е. специально организованному обследованию) предметов, обхватыванию их обеими руками, обведению пальцем то одной, то другой руки, что бы полученные в процессе этого впечатления использовать в определенном виде деятельности.

       В процессе рассматривания-обследования  учила выделять свойства и качества предметов (форма, величина, цвет), материалы, из которых они сделаны. Все это делала не сразу, а постепенно расширяя круг познавательных объектов. Тогда образы восприятия становятся полнее.

На основе сходства выделенных свойств у разных предметов  показывала детям как одни предметы уподоблять другим (как шарик, как огурчик, как кубик; пушистый как котенок; колючий как ежик).

          Основные свойства предметов (форма, величина, цвет, звуки и др.)  использовала в роли эталонов, общественно выработанных и закрепленных в понятиях.  Дети постепенно запоминают эти эталоны – сначала на сенсорном уровне, а затем на уровне понятий. Это помогает им ориентироваться в окружающей действительности, отбирать и группировать предметы по определенным разным основаниям. Сенсорное воспитание детей способствует развитию всех органов чувств, т.к. позволяет выделять широкий спектр свойств предметов и объектов и познавать их с разных сторон.

          Считаю, что одним из определяющих факторов сенсорного воспитания является предметно-развивающая среда. Правильно организованная среда, помогает:

- обеспечить всестороннее, гармоничное развитие ребенка,

- создать эмоционально положительную атмосферу в группе, к проведению игр – занятий;  

- приучить детей к самостоятельным играм.

          В группе   создан центр «Воды и песка», который помогает в решении многих важных задач в развитии детей 3-4лет. Речь идет об игре-экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и знакомим с элементарными представлениями о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Они пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него они закапывают различные предметы, откапывают их, строят горки, дорожки и т.д., а потом разрушают и снова строят. Работа с детьми в центре «Воды и песка» требует определенных условий:

  • центр удобно расположен в светлой части группы, там легко делать уборку,
  • дети могут свободно подходить к нему со всех сторон,
  • приобретены различные атрибуты для игр: лопатки, совочки, ведерки, формочки, резиновые игрушки, удочки, рыбки и т.д.

     Совместно с родителями воспитанников организован сухой бассейн из коробочек из-под киндеров. Дети с удовольствием играют в нём , находят спрятанные воспитателем предметы.

                 Игры:

 «Полощем белье». Цель : массаж и укрепление мышц рук. Малыши опускают в бассейн то правую, то левую руку и выполняют ими движения вправо-влево – «полощут белье». 

     «Воронки». Цель : массаж и координация движений рук. Дети опускают в бассейн поочередно правую и левую руки и делают вращательные движения. Затем то же самое проделывается обеими руками. Вместо вращений можно делать руками встречные и расходящиеся движения. 

     «Дай киндер». Цель игры: развитие зрительного восприятия цвета.

Игра состоит из трех этапов.

    Первый этап — сличение цвета. Взрослый показывает ребенку киндер и просит: «Дай такой же» или «Дай киндер такого же цвета».

   Второй этап — выбор цвета по вербальной инструкции: «Дай мне красный киндер».

   Третий этап — педагог, показывая киндер, спрашивает: «Какого цвета этот шарик ?»

   Цель игры: развитие зрительного восприятия цвета.

«Достань со дна». 

  Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

В «сухой бассейн» помещаются небольшие игрушки. Ребёнок находит и достаёт.

         В группе также организован центр развивающих игр, где собраны игры и пособия, направленные на развитие сенсорного восприятия (на все органы чувств), мелкой моторики, воображения, речи.

Нами подобраны игры на развитие представлений:

-  о цвете («Мозаика», «Веселый паровоз», «Цветные квадраты»),

- о форме («Геометрическое лото», «Развивающие кубики», «Формы»),

-о величине («Оденем кукол», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы»).

        Развивающие игры с детьми планируются и организуются ежедневно, как в первой половине дня, так и во второй. Игры-занятия   проводятся с небольшими подгруппами детей и индивидуально.

          Разработана сетка совместной деятельности куда вошли не только игры с водой и песком и игры развивающие, но и такие как игры Монтессори («Рамки – вкладыши», «Ходьба по линиям», «Упражнение в тишине», «Клавишная доска», «Ящик с кусочками тканей»), конструкторы Никитина («Сложи узор», «Уникуб»), игры Венгера («Солнышко и дождик», «Большие и маленькие ноги», «Наседка и цыплята»), музыкально-дидактические (на развитие слухового восприятия «Курочка и цыплята», «Угадай, на чем играю», «Чудесный ларец»), строительные игры («Лего», крупный строительный и мелкий строительный материал).

      Большое внимание в своей работе   уделяю развитию мелкой моторики.   Изготовлены такие пособия, как: « Бизиборд », «Забавные игрушки», «Веселая лужайка», «Прищепки», при помощи них дети пристегивают на пуговки, липучки, крючки, кнопки, прищепки различные предметы, «Тактильные и цветные мешочки».

      Во время утренней стимулирующей гимнастики, физминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты проводим работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук. Подобраны   пальчиковые игры с использованием народного фольклора («Наша Маша», «Сидит ворон на дубу», «Как у нашего кота», «Ладушки» и т.д.) и комплексы утренней стимулирующей гимнастики («Козлик», «Воробышки», «Котята», «Здравствуй солнышко»).

           Заключение.

        Предлагаемая система работы   способствует накоплению и обогащению сенсорного опыта детей, который становится основой развития всех способностей ребенка.

Результаты педагогического обследования в апреле показали:

  Справились:

-определение цвета предметов – 60 %

                                       

     -определение формы предметов – 50%

                               

-определение величины предметов -52%

                             

                             

                 Результатом проводимой работы можно считать:  

улучшились количественные и качественные показатели. Дети лучше стали различать цвета, выделять предметы по форме и величине.

Вывод: Дидактические игры по сенсорному воспитанию способствуют развитию дошкольника в целом, а именно благотворно влияют на познавательную активность в повседневной жизни.

 

Перспектива.

Предполагаю, что дальнейшая работа по использованию дидактических игр в сенсорном развитии младших дошкольников даст более четкие положительные результаты.

 

        

                             

         

                    Приложение.

Дидактические игры для закрепления и уточнения знаний детей второй младшей группы о цвете, форме, величине.

Цвет. 1. «Спрячь белку».

Словарь: Название шести цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Материал:

Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15), посредине белый квадрат(8-8), на которых нарисована белка (белкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10 ), большая картонная игрушка –лиса.

Раздаточный: такой материал меньшего размера- цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

2. «Подбери по цвету».

Дидактическая задача: Закрепить представления о шести цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина, функциональное назначение).

Материал: Кукла. Раздаточный: карточки – коврики (30х20), разделенная на шесть клеток(10х10) разных цветов; по две три геометрические фигуры разного цвета (розовый, красный, синий, фиолетовый, желтый, зеленый ),  величины из картона.

«У кого  какое платье»

Дидактическая задача: Учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона.

Материал демонстрационный: Куклы. Вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья), фланелеграф, магниты.

«Цветные палочки»

          Цель: учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предметы по цвету.

Материалы: счетные палочки двух контрастных цветов (по 5 штук каждого цвета).

Ход игры: высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давайте разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай. Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справился. Сюда положил все красные, а сюда все синие». Постепенно количество палочек можно увеличивать. 

           «Разложи по коробочкам»

     Цель: учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.

   Материалы: небольшие предметы разных цветов (шарики, кубики, детали мозаики и др.) ; маленькие коробочки или мисочки, коробка большая.

     Ход игры: поставьте перед ребенком несколько маленьких коробочек и коробочку большую, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите малышу разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание сами, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.

Форма.

1. «Подбери фигуру»

Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры  по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

 Материал: Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник,  вырезанные  из картона. Раздаточный: Карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, как и контурные изображения на карточке.

2. « Кому какая форма»

Дидактическая задача: Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Материал :  Большие  мишка и матрешка.

Раздаточный  :  по три круга и овала разных  цветов и размеров, по два небольших подноса для каждого ребенка.

3. «Геометрическое лото»

Дидактическая задача: Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Дети действуют с изображением предметов, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приемов обследования.

Материал: Пять карточек и изображениями геометрических фигур: по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по пять карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной ( дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта).

Величина:

1.«Башня».

Дидактическая задача:

Закрепить представления об относительности величины предметов : дать представления об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами. 

Материал: Демонстрационный: три куба разной величины.

Раздаточный: на каждого ребенка по три квадрата разной величины, картонные зайчики, белый квадрат 5х5 в каждом квадрате с нарисованным зайцем.

2. « Что там? »

Дидактическая задача: Учить детей устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.

Материал: Деревянная трехместная матрешка.

3.«Сбор фруктов».

Дидактическая задача: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Материал: Яблоки – образцы (вырезанные из картона) трёх величин – большие, поменьше, маленькие; дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы ( по 6 яблок разной величины ).

Диаметр каждого следующего яблока меньше предыдущего на 6,5 см.

Книга с красочными иллюстрациями «Гуси – лебеди».

Три куклы разного роста.

2.«Узкая и широкая дорожка»

Цель: Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределять постройки по поверхности. Продолжать учить играть с постройкой. Вызывать речевую активность детей. Закреплять понятия величины.

Словарь: Дорожка длинная, узкая, широкая, прочная.

Материал: Раздаточный: 5 кирпичиков, кукла,  резиновая собака, кошка. Дополнительные кубики разных цветов для дополнительной подстройки. Домик из картона для куклы.

       3.« Сложи лицо»

Цель: Учить детей составлять лица из отдельных элементов. Развивать мелкую моторику рук и обогащать тактильные ощущения детей. Воспитывать интерес к мимике человеческого лица.

Оборудование: Лица вместе с париками 4 – х форм (круглые, квадратные, овальные, грушевидные, треугольные). Глаза, носы, брови, рты. Картинки с изображением лиц.

Литература:

1.М.Г.Борисенко,Н.А.Лукина.В помощь маленькому  мыслителю. С-П.,  «Паритет»,2005.

2. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 1998. 11. Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, – 2008. – №12. – с.29 – 34.

3.Л.АВенгер.  Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.

4. Т.И.Гризик. Познаю мир. Предметы вокруг нас.Развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста. М., «Просвещение», 2000.

5.Т.И.Гризик. Познавательное развитие детей 3-4 лет.Методическое пособие для воспитателей. М., «Просвещение», 2010.

6.Т.И.Ерофеева. Дошкольник изучает математику. Методическое пособие для воспитателя, работающего с детьми 3-4 лет. М., «Просвещение»,2007.

7.Т.И.Гризик. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей.- М: Просвещение, 2007.

План работы по формированию сенсорных эталонов у детей 2-4 лет.

Сентябрь.

1. «Спрячь белку»

Цель: ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета.

2. «В царстве фигурок-человечков»

Цель: ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведение пальцем контура фигур.

Октябрь.

1.«Мячики для Зайчиков»  

Цель: формирование умения соотносить по величине три предмета, разной величины.

2.«Весёлые квадраты».

Цель : закрепление знания основных цветов; обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Ноябрь.

1.«Найди дом для фигуры»

Цель: знакомить детей с геометрическими фигурами и их названиями( круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник);упражнять в умении подбирать фигуру по образцу.

2. «Построим башню»

Цель: закрепить представления об относительности величины предметов : дать представления об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами.

3. ««Подбери цвет к предмету»

Цель: закреплять знания о цвете.

4.«Гости»

Цель: упражнять в умении группировать геометрические фигуры по форме с отвлечением от величины и цвета.

Декабрь.

1. «Сбор фруктов».

Цель: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

2. Аппликация «Ёлочки»

Цель: формировать умение располагать  предметы на плоскости в порядке убывания величины; форма треугольник.

3.«Найди предмет такой же формы»

Цель: упражнять в умении сопоставлять формы предметов с эталонами формы.

Январь.

1.. Пособие «Бизиборд»

Цель: развитие мелкой моторики, мышления, логики, сенсорных эталонов.

2. «Лесенка»

Цель: обучение установлению отношений по величине между плоскими и объёмными предметами, расположению предметов в порядке убывания величины.

3. ««Подбери чашки к блюдцам»

Цель: закреплять цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.

Февраль.

1. «Длинная  - короткая дорожка»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

2. «Построим домики для фигур»

Цель: закрепление представлений о геометрических формах.

3.«Кто скорей свернет ленту»

Цель: упражнять в умении выделения параметров величины предметов .

Март.

1.«Какой формы предметы в нашей группе»

Цель: упражнять в умении зрительного обследования предметов и словесному описанию их формы.

2.«Матрёшка»

Цель: формировать умения детей устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки .

3.«Геометрическое лото»

 Цель: упражнять в умении сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Дети действуют с изображением предметов, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приемов обследования развивать умение сравнивать формы изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Апрель.

1.«Чудесный мешочек»

Цель: формировать умение подбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

2.«Соберем бусы»

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

3. «Разрезные картинки»

Цель: формировать умение собирать целое из частей.

 

Май.

1.«Завяжем мишкам банты»

Цель: упражнять в сравнении параметров величины предметов.

2. «Разноцветный ковёр»

Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически прав...

Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Данный материал поможет педагогам, родителям и специалистам создать условия для развития сенсорного воспитания детей и развитию мелкой моторики рук....

Дидактическая игра в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Подборка дидактических игр по сенсорному развитию....

Дидактическое пособие «Сказка про Топтыжку» (дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста)

Использование в работе  дидактического пособия  «Сказка про Топтыжку» педагога Мрочковской Е В,  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада...

«Дидактическая игра по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста»

Введение.      Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования насовременном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами в...

Консультация для родителей: «Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка.       Сенсорное развитие ребёнка  -  это развитие его восприятия и формирование представлений...