Дидактические игры в обучении детей основам математики
статья по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Cелищева Ольга Владимировна

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - ттруд, игра для них - серьёзная форма воспитания, а так же способ познания окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didaktichskie_igry_v_obuchenii_detey_osnovam_matematiki.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:

игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания, а так же это способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у дошкольника необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Играя ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста

В обучении детей основам математики, большое значение приобретают дидактические игры, в которых дети постепенно закрепляют полученные знания и умения. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим воспитанники овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Необходимо вооружить детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Для развития математических представлений у дошкольников посредством дидактической игры выдвигаются следующие задачи:

— закреплять и обогащать математические представления дошкольников через использование дидактических игр;

— обогатить предметно-развивающую среду группы;

— познакомить родителей с содержанием образовательной работы по математике.

В организации образовательной работы с детьми должно учитываться ряд закономерностей.

Во-первых, при знакомстве детей с элементарной математикой необходимо обеспечить ребенку непосредственное восприятие предметов с помощью органов чувств.

Во-вторых, занятия с детьми нужно организовывать преимущественно в форме игры или игровых упражнений, ситуаций.

В-третьих, для математического развития чрезвычайно важным является применение полученных знаний и навыков в житейских ситуациях.

Познавательный материал, с которым дети знакомятся на занятиях, совершенствуется в играх и игровых ситуациях вне занятия. Для этого в группах создаются условия: «Математическая игротека», где размещаются логические, конструктивные игры, материалы для моделирования. Обеспечить принцип наглядности в обучении детей математике помогает: «Уголок занимательной математики» (Яркие цифры, магнитная доска, счетные палочки, пальчиковые игры, математические ребусы, геометрический конструктор, пазлы, а также дидактические игры по направлениям).

В-четвертых, целесообразно дифференцированное использование содержательного материала в работе с отдельными детьми и постепенное его усложнение.

Необходимо учитывать требования к подготовке и проведению НОД:

— планировать содержание с учетом возможностей детей и дидактическими принципами постепенного усложнения материала, построение от простого к сложному;

— продумывать методику работы в соответствии со сложившимися умениями и опытом детей;

— обеспечивать новизну материала;

— активизировать речь детей и побуждать их к самостоятельным действиям с материалами;

— при проведении НОД основным методом является показ предмета и действия с ним, словесные объяснения должны быть предельно простыми и краткими.

Прочное усвоение знаний обеспечивается многократным закреплением действий с предметами в дидактических играх и игровых упражнениях.

Все дидактические игры делятся на группы:

— игры с цифрами и числами;

— игры-путешествия во времени;

— игры на ориентировку в пространстве;

— игры с геометрическими фигурами;

— игры на развитие логического мышления

К играм-путешествиям во времени относятся такие игры как, «Живая неделя», «Круглый год». С помощью данных и других игр дети достаточно быстро запоминают дни недели, времена года, месяцы.

Игры на ориентировку в пространстве : «Расскажи про узор», »Путешествие по комнате», »Найди свой домик». С помощью этих игр дети лучше ориентируются в пространстве, быстрее знакомятся с такими понятиями как слева, справа, над, под.

Благодаря таким играм с геометрическими фигурами как «Найди пару», «Что изменилось?», «Домино форм» дети в непринужденной форме узнают новые геометрические фигуры, достаточно быстро осваивают классификацию по разным признакам предмета.

С помощью игр на логическое мышление «Найди лишний рисунок», «Измени по размеру часть», «Чем отличаются», дети учатся строить логические цепочки, делать выводы, стараются мыслить самостоятельно.

А такие дидактические игры с цифрами и числами как «Путаница», «Считалочка», «Цифры», помогают детям освоить прямой и обратный счет. При знакомстве с цифрами используют следующие игры: «Число, как тебя зовут?», «Сложи цифру».

Применение на занятиях данных игр способствуют развитию зрительной памяти, навыков счета, образного мышления. Игровая форма обучения повышает настроение детей, способствует проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное — развивают элементарные математические способности.

Главная роль в развитии ребенка все же принадлежит родителям, поэтому работу с ними понимается как процесс сотрудничества, формирование единых интересов и потребностей между детским садом и семьей.

В индивидуальных беседах с родителями необходимо информировать о результатах обследования: сделать акцент на положительные моменты, вместе с тем можно обсуждать и трудности в представлениях ребёнка и возможные пути помощи ему. Родители должны активно интересоваться успехами детей, выполнять рекомендации. Также с родителями надо проводить консультации: «Дидактические игры с математическим содержанием», «Занимательный математический материал», «Математика в повседневной жизни».

Вывод: Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания в области элементарных математических представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики"

Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.Задачи: 1. Повысить  собственный уровень знаний путём изучени...

Тема самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики".

Этот материал содержит план самообразования воспитателя. План работы с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений....

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

ОТЧЕТ о выступлении  «Дидактические игры в обучении детей основам математики»...

Тема: Дидактические игры в обучении детей основам математике.

Виды дидактических игр. Задачи, и способы их решения....

"Дидактические игры в обучении детей основам математики"

Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим,а следовательно, предсказуем для человека....

Отчет по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики»

В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики». Формирование элементарных математических представлений я...