ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ МАРИИ МОНТЕССОРИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья по математике (младшая группа)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ МАРИИ МОНТЕССОРИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ МАРИИ МОНТЕССОРИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

 Развитие  мелкой моторики рук начинается с  самого раннего детства ребенка, когда родители направляют кроху, обеспечивая  жадный до энергии и активности мозг, нуждающийся в впечатлениях. Важны  и значимы не только первые годы жизни, однако ранний опыт и ранние впечатления действительно закладывают основы развития личности. 
  Любые ежедневные действия и сложные задачи, с которыми родители помогают справляться  маленькому человечку, прямым образом  влияют на то, сохранит ли он свою природную любознательность, сможет ли совершенствовать интеллектуальные способности, будет ли уверенно чувствовать себя в новых ситуациях. Первые несколько лет жизни – это возможность помочь стать малышу тем, кем он может стать. Психологи говорят, что мозг ребенка развивает любое внимание к нему. Внимание заставляет мозг обрабатывать информацию, а значит развиваться.
  Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Психологи и детские педагоги настойчиво советуют родителям чаще играть в развивающие игры. 

Воспитание детей всегда было и остается трудным делом. Особенно трудно приучить ребенка одеваться самому, шнуровать обувь, приносить игрушки, застегивать пуговицы. Для того чтобы помощь детям в этих трудных задачах, итальянским педиатром Марией Монтессори было разработана уникальная система дошкольного воспитания. Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».

 В детских садах группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. 

Для развития мелкой моторики рук дети проводят время в сенсорной зоне, которая включает в себя предметы, отличающиеся формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.

Монтессори искала такие методы и техники, которые помогали бы ребенку освоить навыки с минимальными затратами энергии и времени.

В работе с детьми мы используем дидактические материалы и игры для развития мелкой моторики. Целью нашей работы является
развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности.
Для решения данной цели выдвигаются следующие задачи:

  • Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Улучшить общую двигательную активность;
  • Содействовать нормализации речевой функции;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Одним из самых лучших примеров наследия Монтессори являются такие игры для детей, как вкладыши и рамки.

Вкладыши имеют большое количество вариаций и форм, с их помощью изучается большое количество информации от геометрии до естествознания. Ребенок осваивает предметы окружающего мира не только по средствам зрительного восприятия, но и слухового.

Следующее упражнение предназначено для того, чтобы научить ребенка шнуровать обувь.  Почти век назад Монтессори давала детям небольшие кусочки кожи с проделанными в них дырочками и маленькие шнурки, которые дети протягивали в дырочки. Сегодня для таких занятий можно купить специальный набор «игра-шнуровка», который состоит из разноцветных шнурков и пуговиц или «куска сыра».  Такие игры развивают у детей сенсомоторную координацию, а также моторику рук. Кроме того, развивается ориентирование в пространстве, понимание слов «вниз», «вверх», «слева», «справа».  Играя в такие игры для детей, ребенок учиться шнуровать, завязывать шнурок на бантик. Шнурование является уникальным способом, благодаря которому у детей развивается усидчивость, моторика, трудолюбие, координация, внимательность.

Не менее замечательным тренажером для детских пальчиков являются такие приспособления, как прищепки. На первом этапе следует показать ребенку, как можно прицепить прищепки к плоской поверхности, к картонке, тарелке и т.д. Затем задачу нужно усложнить: попросить ребенка прикрепить прищепки к натянутой веревке. Для того чтобы занятия были более интересными и увлекательными для ребенка, заранее позаботьтесь о специальных заготовках. Например, можно из картона вырезать солнышко, тучку, травку и цветочек, к которым потом следует прикрепить лучики-прищепки.

Для развития кисти рук и пальцев, полезно играть в игры с крупами, такими как рис, гречка, фасоль, манка, горох. Крупы можно пересыпать из одной тарелки в другую,  пересыпать через воронку. Кроме того, можно смешать несколько круп вместе, например, рис, гречку и горох.

Прием рисования узоров на крупе, рассыпанной на ярком подносе – тоже потрясающая находка Монтессори.

Одним из эффективных упражнений на развитие мелкой моторики рук является упражнение с крышечками различного диаметра. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

В своей деятельности Мария Монтессори активно использовала игры с водой. Это обусловлено тем, что игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребенка, они содержат в себе огромный потенциал для всестороннего развития детей. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, способствуя расслаблению, психоэмоциональной разрядке. Поэтому игры с водой для детей являются очень эффективным способом самотерапии.

Можно предложить ребенку две емкости, одна из которых будет наполнена водой и показать, как можно перелить воду из одной емкости в другую с помощью ложки

Все игры и упражнения с водой способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, обогащают сенсорный опыт ребенка. А это оказывает стимулирующее действие на речевые центры его головного мозга.

Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям

  • овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
  • лучше адаптироваться в практической жизни,
  • научиться понимать многие явления окружающего мира

и что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»

«Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»...

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка. Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не в...

Родительское собрание "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования"

На собрание познакомила родителей с развитием мелкой моторики у малышей.Так же провила анкетирование по теме"Что такое мелкая моторика?Как её развивать"...

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»

Цель:Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни.Задачи:1.  Обогатить опыт родителей по теме собрания;2.  Расширить предст...

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования

Нестандартное оборудование, способствующее развитию мелкой моторикиИгры, упражнения для развития мелкой моторики...

Конспект родительского собрания на тему:" Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования."

Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребёнка как неотъемлемой части его жизни....