Главные вкладки

    Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
    методическая разработка по математике

    Герасименко Юлия Евгеньевна

           Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_po_sensorike.docx35.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ детский сад № 5 «Звездочка»

    Мастер – класс для воспитателей   по теме:

    «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

                                                Подготовила старший воспитатель

    Первой квалификационной категории

                                Герасименко Ю.Е.

    Ноябрь 2018 г.

    Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному  развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ.

           Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание. 

    Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.

    Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), тактильные анализаторы (руки).  Они  обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения);  ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).

    Главными задачами сенсорного воспитания являются: 

    1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:

    • Чтение познавательной литературы. Например: «Золотой луг» Пришвин, «Синичкин календарь» Бианки, «Лисичкин хлеб» Пришвин, детские энциклопедии «Я познаю мир» и т.д.
    • Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например: «Почему крапива жжётся?». У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается, и эта кислота нас жжет.

    2. Научить ребёнка обследовать.

    Обследование осуществляется в три этапа:

    • Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко - круглое.
    • Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
    • Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.

    3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.

    Выделяют эталоны:

    • Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
    • Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.)
    • Величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.)
    • Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).
    • Обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.)
    • Эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)
    • Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
    • Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.)
    • Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.)

    4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности. Например:

    • Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький - ребёнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.
    • Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре - ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т.д.
    • Игра. с/р «День рождения». Ребёнок зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, солёные будет правильно готовить угощение.

    Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.

    1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

    2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

    3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма - круглое, окраска - жёлтое, на вкус - сладкое, на запах - душистое, на ощупь - гладкое.

    4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

    5. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

    Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия:

    1. Разнообразная содержательная детская деятельность.

    2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).

    3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.

    4. Наличие в группе материала (желательно Монтессори).

    5. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.

    Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.

    Дидактические игры

    *Большую роль в развитии сенсорного воспитания играют  дидактические игры. 

    Использование дидактических игр в НОД и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи.                                                                              Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

    Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.                                                                                                                                                      

    В  процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.

    Дидактические игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями и т.д.:

    «Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.                                                                                                                  

    «Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

    Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам  мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

    Игры-шнуровки -  развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева". Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант). Способствуют развитию речи;  развивают творческие способности;  развивают усидчивость;  игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

    Сегодня я Вам помогу, как можно   быстро и просто, без особых затрат   изготовить увлекательные пособия своими руками   интересные, разнообразные игры, направленные на сенсорное развитие.    

                 

    1.Но сначала, мы с Вами, поиграем в игру «Волшебные прищепочки»  

    Описание игры.

    К каждой картинке  Вы должны подобрать прищепки такого же цвета

    Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук,   пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.                                                                      

        Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку и т.д.)

    Описание приготовления пособия:

    *Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на картон. На обратной стороне приклеить текст с заданием в стихотворной форме.

    Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры – задания.

    «Сделай дереву веточки», «Сделай колючки ёжику», «Сделай  лучики солнышку» - Проявление творчества.                                                                                                                (Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук).

    *Существует еще много различных моментов, помогающих познакомить ребенка с цветом: во время совместных игр называйте не только предмет, с которым вы играете (например, мяч), но и цвет игрушки (это мяч красного цвета). Во время одевания ребенка, называйте цвет одежды: «это платье синего цвета, носочки желтого цвета».

    2.Теперь я приглашаю Вас на следующую игру,  в  игру « Геометрическая мозаика» (конверт №2)

    Описание игры. 

    Я попрошу Вас, из лежащих на столе  геометрических фигур собрать произвольное  изображение. Работать будем парами. Для изготовления данной игры вам понадобиться: - Трафареты геометрических фигур. 

     Данное пособие поможет: Развивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Учить обобщать и сравнивать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представление о геометрических фигурах, формах.

    Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет). Развивать речь, умение делать простые выводы.

      Варианты игры: «Собери красивые бусы»,  «Выложи предмет», «Найди пару», «Найди такую же…», «Что изменилось?», «Подбери фигуру» и т.д.

    3. Следующее задание:  упражнение «Мы - команда! 

    Вам необходимо быстро  и четко выполнять задание. Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.

    4.  Поиграем в следующую игру «Подбери фигуру»  возьмите конверт №3.  На карточке нарисованы фигуры разной формы и такие же отдельно. Вам необходимо разложить все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались. Эта игра закрепляет представления о геометрических формах, упражняет в их названии.  

                                                                                     

    Вы наверно немного устали, давайте отдохнём!

    Динамическая пауза                                                                                                                                                                     Я буду давать задание, а вы  быстро и точно должны выполнить. Например, я попрошу вас, распределится на группы по цвету волос. И пока я досчитаю до 10, вам необходимо будет найти людей  с точно таким же, как у Вас, цветом волос.  И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может оставаться в группе «черных». Не бойтесь остаться в одиночестве. Вы просто другой. И потому мы разные! Надеюсь, что понятно? Тогда начинаем. Распределитесь на группы:                                                                                                     по стилю обуви; по наличию часов на руках, по цвету одежды, по длине волос, по цвету глаз; по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

    6. А теперь, уважаемые коллеги предлагаю Вам сделать  дидактическую игру по различению цвета.                                                                                                                                                      

    Дидактическая игра «Собери капельки»

    Для этой игры надо вырезать из картона разноцветные капельки и контуры стаканчиков.  

    Игровое задание: ребенку предлагается собрать капельки в стаканчик такого же цвета

    Заключительный этап

            Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

             В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А  это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.                                                                                                                        

     Благодарю Вас за активное участие и творческую работу!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

    Мастер – класс для воспитателей   по теме:«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»...

    Презентация: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры".

    Презентация: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры"....

    Программа профессионального саморазвития воспитателя Гумышкиной Людмилы Викторовны на 2017 – 2019 год Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

    Программа профессионального саморазвитиявоспитателя Гумышкиной Людмилы Викторовны на 2017 – 2019 год Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры&raq...

    Мастер – класс для педагогов по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

    Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств. ...