«Роль взрослого в развитии игровой деятельности детей»
статья (старшая группа)

Матвеева Светлана Викторовна

Понять детство – значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребенка. Ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре как наиболее близкой, органично соответствующей детской природе, деятельности дошкольника и естественном выражении его активности.

До сих пор не только «не стареют» проблема развития детской игры, н и исследования, посвященные ей. Эта особенность была отмечена известными педагогами и психологами. Классическими стали слова К.Д. Ушинского о необходимости внимательно вглядываться в детские игры, ибо все, что переживает ребенок в игре, не проходит бесследно, а путем связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном опыте, во взаимоотношении к миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_femp.docx495.94 КБ
Файл rol_vzroslogo_v_razvitii_igrovoy_deyatelnosti_detey_0.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: «Путешествие на остров сокровищ»

 

Цель: 

обобщение и закрепление элементарных математических представлений у детей старшего возраста.

 

                                                 Задачи:

  • Закреплять знания числового ряда, правильно пользоваться  количественными  и порядковыми числительными, считать в пределах  10 и обратно.
  • Закреплять умение сравнивать предметы различной величины,  
  • Закреплять знание геометрических фигур.
  • Закреплять умение называть дни недели, последовательность частей суток.
  • Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности.
  • Воспитывать интерес к занятиям математикой.

Методические приемы:

                         показ, вопросы, объяснение, игра.

                                     Оборудование:    

 

 карта – плакат с планом, видео- послание отпирата, плоскостные заготовки камней с цифрами, фланелеграф, пособие «Пальмы» (различной высоты),  линейки, картинки с заданиями  сундук, призы                     

                                        Ход занятия.

 1.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ

 - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на остров сокровищ, где живет  пират Джек и его команда. Наша задача найти сундук с золотыми монетами и драгоценностями. Внимание на экран. (Видеописьмо от пирата) на фланелеграфе открывается карта.

2.   Карточка с заданием №1.  («парус у лодки на карте»).  

   Вот первое задание:

- Ребята, на какую геометрическую фигуру похож парус у лодки?(На квадрат ,правильно)

 - Чтобы справиться с заданием, вам нужно будет ответить на вопросы. Я буду задавать, а вы быстро отвечайте. Готовы? Дети встают в круг.

 

 

 

 - А какой сегодня день недели? (среда)

 - А какой был вчера? (вторник) Какой будет завтра? (четверг)

 - А сколько всего дней в неделе? (7)

 - Как называется часть суток, когда мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку и идем в садик? (утро)

 - Как называется часть суток, когда дети играют в садике, обедают? (день)

 - Как называется часть суток, когда дети идут домой из садика? (вечер)

 - Какое время суток наступает, когда мы ложимся спать? (ночь)

 (Еще раз с вами повторим, что сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь)

- Молодцы с этим заданием справились.  Вот мы и приблизились  на один шаг к острову.  

2. Карточка с заданием №2. «Штурвал от корабля» На какую геометрическую фигуру он похож? (круг)

 - Чтобы продвинуться дальше, нам нужно выполнить следующее задание. Поиграем в игру, которая называется «Посадим пальмы в ряд».  Дети усаживаются на коврике.

 - Давайте расставим пальмы в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой.(Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов – слева на право,  на фланелеграфе)

 - Какая по высоте первая пальма? (самая низкая)

 - Какая по высоте последняя пальма? (самая высокая)

 - Какая по высоте третья пальма? (чуть выше 1-2ой и чуть ниже четвертой)

 - Давайте теперь расскажем про каждую пальму, какой она высоты? (самая низкая, низкая,  высокая, самая высокая)

 

 - Молодцы, и с этим заданием справились.  

 3. Карточка с заданием №3. (треуголка).  Дети встают в одну шеренгу.

 -Ребята, на какую геометрическую фигуру похожа треуголка пирата?  (треугольник)

 - На нашем пути к сокровищам много препятствий. Нам нужно будет сейчас перебраться через болото по камням. Но камни эти необычные, а пронумерованные от 1 до 10. Перепрыгивая по камням по порядку, не путаясь, мы будем на один шаг ближе к сокровищам. (Воспитатель вызывает одного ребёнка и просит выложить пронумерованные камни по порядку и посчитать).

 - Ребята, а нам ведь всё равно придётся возвращаться обратно,  давайте сразу проверим, знаете ли вы обратный счет .(Воспитатель вызывает другого ребёнка для обратного счёта).

- Молодцы, дети, и тут справились!

4.    Давайте прочитаем следующую записку.

 -Ребята, на какую геометрическую фигуру похож предмет, который держит попугай? (ромб)

                   ФИЗМИНУТКА

Проходите за столы

Слушайте меня внимательно.

У вас на столах лежат арифметические линейки.

 - На верхней полоске  нужно отложить 8 кругов, а на нижней,  на 1 круг больше. (Сколько получается нужно кругов  отложить на нижней полоске?) (9)

 - Где у нас больше кругов, на нижней или верхней полоске? Что получается больше 8 или 9? 8 больше или меньше 9?

 9 больше или меньше 8?

 - А как сделать так, чтобы было поровну  на обеих полосках? (убрать 1 круг)

 - А как еще можно сделать,  чтобы было поровну? (добавить 1 круг)

 -Молодцы, всё правильно делаете! Справились с заданием!    

 

8.  Задание на ориентировку.(цифра 6)

-  Чтобы  нам найти сундук, Давайте будем двигаться от доски прямо  4  шага, потом 2 шага на право, 4 шага прямо, 2 шага на лево, 5 прямо и 5 шагов направо.  (Находим сундук с сокровищами,  открываем  и  находим сокровища).

9.  ИТОГ:

Дети садятся на коврик. (видео пирата)

- Ребята, я отдам вам эти сокровища тогда, когда вы скажете, чем мы сегодня занимались на занятии, что мы делали, чтоб найти сокровища?

 (ответы детей – прыгали по камням, чтобы перебраться через болото, повторяя прямой и обратный счет; выстраивали пальмы в ряд по высоте; )

 - Молодцы! Вы все справились с моими заданиями!

\

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: «Путешествие на остров сокровищ»

 

Цель: 

обобщение и закрепление элементарных математических представлений у детей старшего возраста.

 

                                                 Задачи:

  • Закреплять знания числового ряда, правильно пользоваться  количественными  и порядковыми числительными, считать в пределах  10 и обратно.
  • Закреплять умение сравнивать предметы различной величины,  
  • Закреплять знание геометрических фигур.
  • Закреплять умение называть дни недели, последовательность частей суток.
  • Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности.
  • Воспитывать интерес к занятиям математикой.

Методические приемы:

                         показ, вопросы, объяснение, игра.

                                     Оборудование:    

 

плоскостные геометрические фигуры , карта – плакат с планом, послание от капитана на видео, плоскостные заготовки камней с цифрами, фланелеграф, пособие «Пальмы» (различной высоты),  двухцветная полоска, раздаточный материал (треугольники и круги),   сундук, призы в сундуке.                      

                                        Ход занятия.

 1.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ

 

 - Ребята, сегодня мы с вами побываем на необитаемом острове, Острове сокровищ, где живёт Пират Джек и его команда. Наша задача найти сундук с золотыми монетами  . Но путь к этим сокровищам долог и труден, и нам надо будет выполнить немало разных заданий.   Внимание на экран. (Видеописьмо Пирата). На фланелеграфе открывается карта.

 

2.   Карточка с заданием №1. «Квадрат с цифрой 1» («Парус у лодки» на карте)

   Вот первое из них.

- Ребята, а какой геометрической формы у нас первая карточка? (квадрат, правильно)

 «Игра с мячом».

 - Какое сейчас время года? (весна)

 - Перечислите все весенние месяцы? (март, апрель, май)

 - А сколько всего весенних месяцев? (3)

 - А сколько всего дней в неделе? (7)

-  первый день – понедельник

-  второй- вторник

-  третий- среда и т.д.

 - Какие части суток вы знаете? (утро, день, вечер, ночь)

 - Как называется часть суток, когда дети играют в садике, обедают? (день)

 - Как называется часть суток, когда дети идут домой из садика? (вечер)

 - Какое время суток наступает, когда мы ложимся спать? (ночь)

 (Еще раз с вами повторим, что сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь)

- Молодцы с этим заданием справились.  Вот мы и приблизились  на один шаг к острову.  

 

3. Карточка с заданием №2. Карточка «Штурвал с цифрой 2.

 -Ребята, а какой формы у нас вторая карточка? (круглая)

 - Чтобы продвинуться дальше, нам нужно выполнить следующее задание. Поиграем в игру, которая называется «Посадим пальмы в ряд».  Дети усаживаются на стульчики.

 - Давайте расставим пальмы в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой.(Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов – слева на право,  на наборном полотне)

 - Какая по высоте первая пальма? (самая низкая)

 - Какая по высоте последняя пальма? (самая высокая)

 - Какая по высоте третья пальма? (чуть выше 1-2-ой и чуть ниже четвертой)

 - Давайте теперь расскажем про каждую пальму, какой она высоты? (самая низкая, низкая,  высокая, самая высокая)

 Затем дети выстраивают пальмы в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. (Самая высокая, высокая,  низкая, самая низкая).

 - Молодцы, и с этим заданием справились.  Вот мы и приблизились еще на один шаг к острову.

4. Карточка с заданием №3. «Шапка Пирата»

 -Ребята, а какой формы у нас третья карточка? (квадратная)

 - На нашем пути к сокровищам много препятствий. Нам нужно будет сейчас ребята перебраться через болото по камням. Но камни эти необычные, а пронумерованные от 1 до 10. Перепрыгивая по камням по порядку, не путаясь, мы будем на один шаг ближе к сокровищам. (Воспитатель вызывает одного ребёнка и просит выложить пронумерованные камни по порядку и посчитать).

 - Ребята, а нам ведь всё равно придётся возвращаться обратно, домой, давайте сразу проверим, знаете ли вы счет наоборот. (Воспитатель вызывает другого ребёнка для счёта наоборот).

- Молодцы, дети, и тут справились!.

-  Вот мы и приблизились еще на один шаг к острову. 

5.  Карточка с заданием №4. «Фонарь --ромб» Работа за столами.

 -Ребята, на какую геометрическую фигуру похож фонарь? (ромб).

  1.  - У вас на столах вы видите длинные карточки с двумя полосками. Сейчас мы с вами выполним еще одно задание, и окажемся еще на шаг ближе к сокровищам пирата Джека. Но для начала мы немного разомнемся

ДИНАМИЧЕСКАЯ  ПАУЗА

  1. C:\Users\User\Desktop\программа 2019-2020\пират.jpg

 C:\Users\User\Desktop\программа 2019-2020\img7.jpg

 Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

 А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

 На счёт раз кулак сожмём,

 На счёт два в локтях сожмём.

 На счёт три прижмём к плечам,

 На четыре – к небесам.

 Хорошо прогнулись и друг другу улыбнулись.

 Про пятёрку не забудем – добрыми всегда мы будем.

 На счёт шесть прошу всех сесть.

 Числа, я и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

 (Ребята, какая цифра слышится в слове семья? Правильно 7, вы очень внимательны, молодцы)

 Слушайте меня внимательно.

 - На верхнюю полоску нужно положить 8 треугольников, а на нижнюю,  на 1 круг больше. (Сколько получается нужно кругов выложить на нижнюю полоску)

 - Где у нас больше фигур, на нижней или верхней полоске? Что получается больше 8 или 9? 8 больше или меньше 9?

 9 больше или меньше 8?

 - А как сделать так, чтобы было поровну фигур на обеих полосках? (убрать 1 круг)

 - А как еще можно сделать,  чтобы было поровну? (добавить 1 треугольник)

 -Молодцы, всё правильно делаете! Справились с заданием!    Вот мы и приблизились еще на один шаг к острову.  

 - Ну вот ребята, мы с вами выполнили практически все задания, мы совсем уже близко к сундуку с сокровищами.

8.  Задание на ориентировку.

-  Но нам его ведь надо найти. Здесь есть план. Давайте будем двигаться от доски прямо  5 шагов, потом 2 шага на лево и возможно мы что-то найдём.  (Находим сундук с сокровищами,  открываем  и  находим сокровища).

9.  ИТОГ:

Дети садятся на коврик.

- Ребята, я отдам вам эти сокровища тогда, когда вы скажете, чем мы сегодня занимались на занятии, что мы делали, чтоб найти сокровища?

 (ответы детей – прыгали по камням, чтобы перебраться через болото, повторяя прямой и обратный счет; выстраивали пальмы в ряд; искали сундук, соединяли  картинки с фруктами  с  тем же числом точек… и т. д.)

 - А сейчас я прочту волшебные слова, а вы закроете глаза. А когда откроете глаза,  увидите, что  вернулись с необитаемого острова обратно к нам в группу и получите сокровища – это награда за ваши труды, за то, что вы хорошо отвечали и всегда справлялись с заданиями.

- Крибле -  крабле – бумс… .

- Открыли глаза. Молодцы!

Карточка с заданием №1.  («Парус у лодки на карте»).  

   Вот первое из них.

- Ребята, на какую геометрическую фигуру похож парус у лодки?(На квадрат ,правильно)

 - Чтобы пройти первый шаг, вам нужно будет ответить на вопросы. Я буду задавать, а вы быстро отвечайте. Готовы? Дети встают в круг. 

 - А какой сегодня день недели? (среда)

 - А какой был вчера? (вторник) Какой будет завтра? (четверг)

 - А сколько всего дней в неделе? (7)

 - Как называется часть суток, когда мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку и идем в садик? (утро)

 - Как называется часть суток, когда дети играют в садике, обедают? (день)

 - Как называется часть суток, когда дети идут домой из садика? (вечер)

 - Какое время суток наступает, когда мы ложимся спать? (ночь)

 (Еще раз с вами повторим, что сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь).

Карточка с заданием №2. «Штурвал от корабля» На какую геометрическую фигуру он похож? (круг)

 - Чтобы продвинуться дальше, нам нужно выполнить следующее задание. Поиграем в игру, которая называется «Посадим пальмы в ряд».  Дети усаживаются на коврике.

 - Давайте расставим пальмы в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой.(Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов – слева на право,  на фланелеграфе)

 - Какая по высоте первая пальма? (самая низкая)

 - Какая по высоте последняя пальма? (самая высокая)

 - Какая по высоте третья пальма? (чуть выше 1-2ой и чуть ниже четвертой)

 - Давайте теперь расскажем про каждую пальму, какой она высоты? (самая низкая, низкая,  высокая, самая высокая)

 

        

Карточка с заданием №3. «Шапка Пирата»

 -Ребята, а какой формы у нас третья карточка? (квадратная)

 - На нашем пути к сокровищам много препятствий. Нам нужно будет сейчас ребята перебраться через болото по камням. Но камни эти необычные, а пронумерованные от 1 до 10. Перепрыгивая по камням по порядку, не путаясь, мы будем на один шаг ближе к сокровищам. (Воспитатель вызывает одного ребёнка и просит выложить пронумерованные камни по порядку и посчитать).

 - Ребята, а нам ведь всё равно придётся возвращаться обратно, домой, давайте сразу проверим, знаете ли вы счет наоборот. (Воспитатель вызывает другого ребёнка для счёта наоборот).

Карточка с заданием №4. «Фонарь --ромб» Работа за столами.

 -Ребята, на какую геометрическую фигуру похож фонарь? (ромб).

- У вас на столах вы видите длинные карточки с двумя полосками. Сейчас мы с вами выполним еще одно задание, и окажемся еще на шаг ближе к сокровищам пирата Джека. Но для начала мы немного разомнемся

  1. Проходите за столы
  2. Слушайте меня внимательно.
  3. У вас на столах лежат арифметические линейки.
  4.  - На верхней полоске нужно отсчитать 8 кругов, а на нижней,  на 1 круг больше. (Сколько получается нужно кругов нужно  отсчитать на нижней полоске?) (9)
  5.  - Где у нас больше кругов, на нижней или верхней полоске? Что получается больше 8 или 9? 8 больше или меньше 9?
  6.  9 больше или меньше 8?
  7.  - А как сделать так, чтобы было поровну  на обеих полосках? (убрать 1 круг)
  8.  - А как еще можно сделать,  чтобы было поровну? (добавить 1 круг)

Задание на ориентировку.(цифра 6)

-  Чтобы  нам найти сундук, Давайте будем двигаться от доски прямо  4  шага, потом 2 шага на право, 4 шага прямо, 2 шага на лево, 5 прямо и 5 шагов направо.  (Находим сундук с сокровищами,  открываем  и  находим сокровища).

http://hilliardumcpreschool.org/wp-content/uploads/2014/09/Treasure-Chest-Open.png

 Задание на ориентировку.( «Сундук» цифра 5)

-  Но нам его ведь надо найти. Здесь есть план. Давайте будем двигаться от доски:  прямо  5 шагов, потом 2 шага на лево и возможно мы что-то найдём.  (Находим сундук с сокровищами,  открываем  и  находим сокровища).



Предварительный просмотр:

«Роль взрослого в развитии игровой деятельности детей».

Понять детство – значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребенка. Ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре как наиболее близкой, органично соответствующей детской природе, деятельности дошкольника и естественном выражении его активности.

До сих пор не только «не стареют» проблема развития детской игры, н и исследования, посвященные ей. Эта особенность была отмечена известными педагогами и психологами. Классическими стали слова К.Д. Ушинского о необходимости внимательно вглядываться в детские игры, ибо все, что переживает ребенок в игре, не проходит бесследно, а путем связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном опыте, во взаимоотношении к миру.

Главное средство в деятельности дошкольника-игрушка. Она отвечает его потребности в активной деятельности, разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, превращает его действия в «реальные». Для ребенка игрушки служат средой, позволяющей исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства, учит общаться, познавать мир и себя.

Дети очень любят играть со взрослыми, но не все взрослые это понимают и умеют оценить этот весьма короткий в их жизни момент. Отказ взрослого может не только обидеть ребенка, но и лишить его столь ценного общения с близким взрослым. Поэтому близкие, особенно мама и папа, должны все же находить время для игры с ребенком. Играя с ребенком, можно лучше понять его мироощущение, ценностные установки, эмоциональные особенности, проблемные зоны его отношений с окружающими, самим собой. Игра для ребенка также отдых, умиротворяющая деятельность, он испытывает покой и счастье. Игра с ребенком в домашних условиях также способна вернуть ему душевное равновесие. Детям бывает трудно выразить свои переживания на словах.. Чувства они могут прожить в игре, выбирая определенный материал, действуя с ним вопределенным образом, вновь и вновь переживая значимые ситуации. Игровая терапия все чаще используется, служа адекватным методов коррекции душевных переживаний ребенка. Взрослому, преследующему цели терапевтической поддержки ребенка, следует создать особую доверительную и безопасную для детской самооценки игровую ситуацию, когда ребенок может без опасения выражать через игру свои эмоции.

Для ребенка игра-проявление любви и внимания. Дети лучше начинают понимать своего партнера, сверстника или взрослого. Дружить-значит играть вместе. Игра дает возможность ребенку преобразовывать свой внутренний мир, личный опыт с помощью игрушек, разных ситуаций.

Такие выдающиеся ученые, как А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин считали, что игра затрагивает наиболее существенные стороны психического развития ребенка в целом, развивает его сознание. Именно игры готовят детей к будущей жизни, помогая ориентироваться в человеческих отношениях, развиваться морально, интеллектуально, физически, поверить в свои силы, проявить свое творческое активное начало. Взрослый, особенно близкий, часто пример для подражания, он влияет на выбор того или иного сюжета игры, эмоционального оттенка, акцента проигрывания роли. Дети копируют манеру ролевого поведения у тех родителей, которых видят, считая их типичным для ролей мамы и папы.

Если ребенка наказывают физически, ругают, кричат на него, нередко можно видеть, что он играет как-то агрессивно: ломает игрушки, разрушает постройки у других, бьет или ругает кукольных персонажей. Часто бывает, что такие дети не могут наладить сами игровое взаимодействие с другими детьми, поскольку не умеют договариваться, обижаются, сердятся, не слушают партнера, не падают идей, не могут сосредоточиться на игровом процессе и своей роли. Все это приводит к тому, что вскоре ребенок остается играть один с кубиками, машинками, не хочет ни с кем делиться. Ребенок, с которым родители мало общаются, не слушает его, не играют вместе с ним, также не умеет вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру.

Ребенок, с которым родители мало общаются, не слушают его, не играют вместе с ним, также не умеет вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру. Для ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, очень важно быть принятыми в игру сверстников. Для этого надо играть с ним дома в разные игры, особенно ролевые, чтобы он привык к партнерским отношениям, правилам поведения в совместной игре. Если раньше игровой опыт передавался от старших детей к младшим, то сейчас, когда в семье часто один ребенок, просто необходимо заменить собой сверстников в игровой деятельности. Этот навык поможет ребенку комфортно чувствовать себя среди других детей, так как в детском обществе очень цениться умение играть, подавать идеи, придумывать и руководить интересной игрой.

Личность родителя, его модель отношения с миром, степень эмоциональности и открытости в познании нового, их креативность также влияют на игровое поведение ребенка. В жизни малыша с самого рождения постоянно возникают ситуации, к которым он относится как к игре, нав то же время серьезно. Взрослые часто не понимают, как новые эмоции захватывают малыша, что игра для него очень важное дело, которому он отдается полностью, и не надо ее прерывать и мешать ему. Ребенок, начиная с младенческого возраста, любит узнавать и исследовать окружающие предметы, их соотношение и проявления. Он не жалеет времени и сил на то, чтобы хорошо и подробно ощупать, понюхать, поколотить, потянуть, помять новый предмет. Ребенок повторяет манипуляции с предметом снова и снова пока не поймет, что с ним можно еще как-то поиграть. В это время взрослый может повести себя вольно или невольно для оказания существенного влияния на интеллектуальную активность ребенка, его способность бесстрашно и уверенно получать новые знания об окружающем. Роль взрослого заключается в том, чтобы не испугать малыша своей слишком эмоциональной реакцией, не оторвать резко его от интереснейшего предмета. Иначе он может заплакать или перестать в дальнейшем получать удовольствие от новизны игровых предметов.

Часто взрослый, видя, что ребенок просто манипулирует предметом, повторяя одно и тоже действие, начинает показывать, как этот предмет можно употребить в игре. Так взрослый дома, а воспитатель в детском саду помогают ребенку развить воображение, образное мышление в простом условно-игровом действии. Взрослый, придавая новый смысл действиям, поднимает данную ситуацию на более высокий для ребенка уровень. Воссоздавая поступки людей, принимая на себя различные роли, ребенок также проникается новыми смыслами и целями людей, их чувствами и отношениями. Теперь он может действовать более цельно и осмысленно, а не просто однообразно манипулируя предметами.

Многих взрослых волнует ситуация, когда ребенок застревает на каких-то манипуляциях с игрушками-стоит одно и то же, катает машинки туда-сюда. Если у него нет серьезных проблем в развитии, может помочь следующее. Взрослый может «переосмыслить» действия, придав им новое значение, включив их в более широкий игровой событийный контекст.

Важно помнить о возрастной специфике игры детей. Чем младше ребенок, тем большее значение имеет для него развертывание игрового действия. У детей 2-3 лет игровые действия заключаются в цепочках их двух-трех действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, частичном игровом диалоге в рамках односложного сюжета.

У 4-летних детей смысл игры и главное удовольствие заключается в проигрывании роли, которой подчиняются все действия и эмоции. Выполнение роли ребенком подчиняется скрытым в самой роли правилам поведения персонажа, которые бывают довольно жесткими.

У 5-6- летних детей игровое действие согласно роли все более сворачивается. Проигрывание роли уже не так важно. Смысл игры заключается в выполнении правила.

Взрослый, играя с ребенком, может существенно расширить репертуар ролей. Для этого надо знакомить с окружающим, предлагать разные роли в игре, меняться местами. Важно вносить творческие элементы в игру. Свобода творческого воображения ребенка в игре выражается в том, что он сам может выбрать сюжет, но новому употребить самые необычные предметы. В игре ребенок испытывает удовольствие от подчинения себя внутренним правилам выполнения роли. Поведение персонажа становится понятным, осознается им.

В творческой ролевой игре есть для ребенка и цель и результат. Цель игры-осуществить взятую на себя роль. Результат-эмоциональное, осмысленное проигрывание роли, удовлетворение от игры.

Играя с ребенком, важно:

-воздержаться от критических замечаний;

-не выходить из роли, пока не закончилась игра;

-отдаваться игре так же добросовестно и эмоционально, как ваш ребенок;

-быть инициативным, творчески исполнять роль и подавать идеи;

-чутко реагировать на его предложения, поддерживать его фантазию;

-подбирать игры, которые не тормозят развитие ребенка, соответствуют его возможностям и возрасту;

-предлагая ребенку новое, упражняя его в развитии мышления, памяти, моторики, восприятия, желательно оставаться в контексте игры, чтобы дидактические цели не подавляли игровые эмоции;

-создавать в игре атмосферу партнерства, эмоциональной безопасности.

В заключении хочется отметить еще раз очень важное значение грамотного участи взрослого в игре для развития не только самой игры, но и всей личности ребенка, семейных, родительско-детских отношений. При организации игры следует помнить, что этот процесс на каждом возрастном этапе должен состоять из совместной игр взрослого с ребенком, где взрослый выступает играющим партнером, и самостоятельной детской игры, условия которой обеспечивает взрослый.

Конечно, же самое главное, чтобы взрослые и дети получали искренне удовольствие от деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Роль взрослого в активизации игровой деятельности"

Методы и приемы, используемые в игровой деятельности....

: « Роль семьи в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста»

"Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по меревашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. "  ...

Статья «Роль взрослого в развитии игровой деятельности детей».

Главное средство в деятельности дошкольника-игрушка. Она отвечает его потребности в активной деятельности, разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, превращает его дейс...

«Роль взрослого в развитии игровой деятельности детей».

Понять детство – значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребенка. Ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре как наиболее близкой, органично соответствующей детской природе,...

Роль взрослого в организации игровой деятельности дошкольника. Особенности руководства играми в разных возрастных группах ДОУ.

Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Она имеет большое значение для развития ребенка, в ней развиваются действия в пре...